20 марта 2014

Площадь перекроет стеклянная стена

Одна проблема – в политику президента стена не вписывается

На прошлой неделе в результате разгоревшегося скандала вокруг площади у МРВ департамент строительства мэрии представил народу новый проект ее обустройства. Между ТЦ «Морской-речной вокзал» и ТЦ «Час пик» предполагается возвести еще один, третий, торговый центр.

Лакомый кусок

Подается проект красиво. Еще бы. Вместо разномастных, не очень удобных павильончиков посреди площади вырастет современный терминал. С видом на строящийся собор. Только, по сути, кроме зала ожидания, камеры хранения и касс, там разместятся и иные места предоставления услуг и продажи товаров, а также пункты общественного питания. То есть то, что обычно называется торговым центром.

А что? Место проходное, наторгованное, поток пассажиров приличный. Лакомый кусочек. Копья вокруг него уже начинают ломать. Первыми свой протест выразили малые предприниматели с площади, которых уведомили, что с 1 марта они должны свернуть свою торговлю. В ответ на их вопрос, куда же они пойдут, в мэрии ответили: а куда-нибудь… на улицу Касаткиной.

Конфликт разрешен?

Куда-нибудь пойти коммерсанты не захотели, а обратились к президенту, губернатору, своему омбудсмену, депутату Госдумы и мэру. А еще в разные газеты и на телевидение. Поднялся шум. И 12 марта сайт мэрии поведал, что уже идет согласование проекта обустройства площади. «При этом перед застройщиками поставлена задача неуклонного соблюдения действующей градостроительной документации. 

Кроме того, всем арендаторам земельных участков и владельцам торговых павильонов будут предложены варианты нового размещения, как в проектируемом здании терминала, так и в других местах». Формально конфликт с точки зрения мэрии разрешен. Поводов для беспокойства нет. Но вопросы-то остались. И они для чиновников не совсем удобны.

Зачем нам генплан

Начнем с «неуклонного соблюдения действующей градостроительной документации». Ни в утвержденном генплане, ни в проекте детальной планировки территории города никакой застройки на площади у МРВ предусмотрено не было. Следовательно, прежде чем что-то проектировать, надо бы сначала внести в основную градостроительную документацию изменения. 

И если в мэрии через общественные слушания проходят решения о возможности возведения второго этажа в индивидуальном доме, то уж строительство в центре города 2–3-этажного здания длиной в квартал обществом должны обсуждаться в обязательном порядке. И не факт, что общественность будет в восторге от подобной перспективки.

Они бизнесменнее

Второй вопрос – о компаниях «Автокапитал» и «Комтранс», которым распоряжением мэра Архангельска от 31 января 2014 года переданы земельные участки под павильонами предпринимателей. Для строительства транспортно-пересадочных терминалов с помещениями административно-торгового назначения. 

Интересно, на каком основании мэр может забрать землю у одних бизнесменов и передать ее другим. Арендную плату те вносили вовремя. Облик своих торговых мест изменить в угоду требованиям муниципалитета были готовы. Предприниматели предлагали даже стать соинвесторами в гипотетическом строительстве нового терминала.

Но ни один из предложенных ими вариантов мэрию не устроил. Передал мэр землю двум ООО, и точка. А как же конкурсы и аукционы? Как же конкурентная борьба? С чего вдруг эти бизнесмены бизнесменнее прочих? Или все делается по старой, отработанной на других площадях схеме?

Малый загнется 

За свое место предприниматели на площади у МРВ платили 80 тысяч рублей в год. Мэрии. Останутся ли расценки на аренду торговых мест в новом терминале муниципальными? Вот один из основных вопросов, которыми терзаются люди. Им пока не отвечают. Но, скорее всего, вряд ли. Потому как сомневаюсь я, что арендодателем станет муниципалитет. 

А частная компания установит свои цены, рыночные. Платить по 30–40 тысяч в месяц для павильонщиков будет не по силам. Так и загнется их малый бизнес, который сегодня кормит семьи и дает работу сорока человекам. И это никак не вписывается в провозглашенную президентом политику поддержки малого и среднего предпринимательства.

Подчеркнет красоту?

И еще один немаловажный аспект, о котором в мэрии предпочитают не думать. 

Архитектурный. Главный зодчий города отмечает, что архитектурный облик новых зданий должен «гармонировать с существующим и уже ставшим исторической достопримечательностью Архангельска зданием морского-речного вокзала».

Кто ж против? Должен, конечно. Но будет ли? Вот, к примеру, Евгений Бастрыкин говорит, что «в качестве одного из вариантов застройщики предлагают использовать обшивку из алюминиевых пластин, которые применялись при возведении новых зданий в Сочи и терминалов аэропортов в Европе». С «Часом пик» такой материал гармонирует, а со зданием МРВ? Тем более что со стороны Троицкого проспекта эту историческую достопримечательность и видно-то не будет. Новый ТЦ закроет ее напрочь.

А еще Евгений Александрович отмечает: 

– Стеклянная стена с видом на кафедральный Михаило-Архангельский собор только подчеркнет красоту столицы Поморья.

Архитекторы против

Оставим на совести главного городского архитектора его убеждение, что стеклянная стена способна подчеркнуть красоту Архангельска. Или другого какого города. Но вот про вид на кафедральный собор, это он зря. Потому как важен вид не только в одну, но и в другую сторону. И как впишется стеклометалл в еще только создаваемый ансамбль площади с белокаменным храмом, не ясно.

Архитектор Вадим Кибирев, к примеру, отрицательно относится к идее подобного строительства. Поддерживает его и заместитель руководителя областного агентства по архитектуре и градостроительству Владимир Манаков.

 – Мы в который раз сталкиваемся с непрофессиональным подходом к делу. Сначала надо выполнить все установленные законом требования к изменению назначения земельного участка, провести общественные слушания, а потом уже выдавать людям предписания, выбирать проекты… Сказываются отсутствие архитектурного совета в городе и кулуарность принятия решений. А такие решения должны предварительно обсуждаться в профессиональном кругу.

Ищи, кому выгодно

Судя по всему, если в недрах мэрии и появится документ, разрешающий начать масштабное строительство на площади у МРВ, то он будет опять опротестован в арбитражном суде. 

А против чисто транспортных одноэтажных терминалов, теплых, чистых, светлых, с навесами, 10–11 торговыми местами для удобства пассажиров, никто не возражает. Только, наверно, кому-то выгоднее воздвигнуть очередной гигантский торговый центр, наплевав и на архитектурный облик города, и на людей.

Комментарий

Представляете, что твориться будет?

Вадим Кибирев, бывший главный архитектор города и области:

– Я несколько отстранился от проблем городской архитектуры. Вижу бесполезность попыток что-то изменить. Ни сил, ни здоровья не хватит. Но решения мэрии из одной и той же области. На данном участке сосредоточился узел проблем. Предстоит ввод огромного емкостью в три тысячи человек собора. И пусть не каждый день, но туда будут массовые заезды. 

Нельзя же построить и просто смотреть на него. Представляете, что твориться будет? И мэрии надо было все это предусмотреть в проекте детальной планировки. Но никто никаких изменений не видел. А там же связываются морской и речной транспорт, собор, масса общественных зданий, торговых центров, гимназия и САФУ. А еще улица Выучейского не заработала в полную силу. Надо рачительно и с умом подходить к использованию территорий. Это очень серьезная вещь.

Площадь перекроет стеклянная стена

На прошлой неделе в результате разгоревшегося скандала вокруг площади у МРВ департамент строительства мэрии представил народу новый проект ее обустройства. Между ТЦ «Морской-речной вокзал» и ТЦ «Час пик» предполагается возвести еще один, третий, торговый центр.

Лакомый кусок

Подается проект красиво. Еще бы. Вместо разномастных, не очень удобных павильончиков посреди площади вырастет современный терминал. С видом на строящийся собор. Только, по сути, кроме зала ожидания, камеры хранения и касс, там разместятся и иные места предоставления услуг и продажи товаров, а также пункты общественного питания. То есть то, что обычно называется торговым центром.

А что? Место проходное, наторгованное, поток пассажиров приличный. Лакомый кусочек. Копья вокруг него уже начинают ломать. Первыми свой протест выразили малые предприниматели с площади, которых уведомили, что с 1 марта они должны свернуть свою торговлю. В ответ на их вопрос, куда же они пойдут, в мэрии ответили: а куда-нибудь… на улицу Касаткиной.

Конфликт разрешен?

Куда-нибудь пойти коммерсанты не захотели, а обратились к президенту, губернатору, своему омбудсмену, депутату Госдумы и мэру. А еще в разные газеты и на телевидение. Поднялся шум. И 12 марта сайт мэрии поведал, что уже идет согласование проекта обустройства площади. «При этом перед застройщиками поставлена задача неуклонного соблюдения действующей градостроительной документации. 

Кроме того, всем арендаторам земельных участков и владельцам торговых павильонов будут предложены варианты нового размещения, как в проектируемом здании терминала, так и в других местах». Формально конфликт с точки зрения мэрии разрешен. Поводов для беспокойства нет. Но вопросы-то остались. И они для чиновников не совсем удобны.

Зачем нам генплан

Начнем с «неуклонного соблюдения действующей градостроительной документации». Ни в утвержденном генплане, ни в проекте детальной планировки территории города никакой застройки на площади у МРВ предусмотрено не было. Следовательно, прежде чем что-то проектировать, надо бы сначала внести в основную градостроительную документацию изменения. 

И если в мэрии через общественные слушания проходят решения о возможности возведения второго этажа в индивидуальном доме, то уж строительство в центре города 2–3-этажного здания длиной в квартал обществом должны обсуждаться в обязательном порядке. И не факт, что общественность будет в восторге от подобной перспективки.

Они бизнесменнее

Второй вопрос – о компаниях «Автокапитал» и «Комтранс», которым распоряжением мэра Архангельска от 31 января 2014 года переданы земельные участки под павильонами предпринимателей. Для строительства транспортно-пересадочных терминалов с помещениями административно-торгового назначения. 

Интересно, на каком основании мэр может забрать землю у одних бизнесменов и передать ее другим. Арендную плату те вносили вовремя. Облик своих торговых мест изменить в угоду требованиям муниципалитета были готовы. Предприниматели предлагали даже стать соинвесторами в гипотетическом строительстве нового терминала.

Но ни один из предложенных ими вариантов мэрию не устроил. Передал мэр землю двум ООО, и точка. А как же конкурсы и аукционы? Как же конкурентная борьба? С чего вдруг эти бизнесмены бизнесменнее прочих? Или все делается по старой, отработанной на других площадях схеме?

Малый загнется 

За свое место предприниматели на площади у МРВ платили 80 тысяч рублей в год. Мэрии. Останутся ли расценки на аренду торговых мест в новом терминале муниципальными? Вот один из основных вопросов, которыми терзаются люди. Им пока не отвечают. Но, скорее всего, вряд ли. Потому как сомневаюсь я, что арендодателем станет муниципалитет. 

А частная компания установит свои цены, рыночные. Платить по 30–40 тысяч в месяц для павильонщиков будет не по силам. Так и загнется их малый бизнес, который сегодня кормит семьи и дает работу сорока человекам. И это никак не вписывается в провозглашенную президентом политику поддержки малого и среднего предпринимательства.

Подчеркнет красоту?

И еще один немаловажный аспект, о котором в мэрии предпочитают не думать. 

Архитектурный. Главный зодчий города отмечает, что архитектурный облик новых зданий должен «гармонировать с существующим и уже ставшим исторической достопримечательностью Архангельска зданием морского-речного вокзала».

Кто ж против? Должен, конечно. Но будет ли? Вот, к примеру, Евгений Бастрыкин говорит, что «в качестве одного из вариантов застройщики предлагают использовать обшивку из алюминиевых пластин, которые применялись при возведении новых зданий в Сочи и терминалов аэропортов в Европе». С «Часом пик» такой материал гармонирует, а со зданием МРВ? Тем более что со стороны Троицкого проспекта эту историческую достопримечательность и видно-то не будет. Новый ТЦ закроет ее напрочь.

А еще Евгений Александрович отмечает: 

– Стеклянная стена с видом на кафедральный Михаило-Архангельский собор только подчеркнет красоту столицы Поморья.

Архитекторы против

Оставим на совести главного городского архитектора его убеждение, что стеклянная стена способна подчеркнуть красоту Архангельска. Или другого какого города. Но вот про вид на кафедральный собор, это он зря. Потому как важен вид не только в одну, но и в другую сторону. И как впишется стеклометалл в еще только создаваемый ансамбль площади с белокаменным храмом, не ясно.

Архитектор Вадим Кибирев, к примеру, отрицательно относится к идее подобного строительства. Поддерживает его и заместитель руководителя областного агентства по архитектуре и градостроительству Владимир Манаков.

 – Мы в который раз сталкиваемся с непрофессиональным подходом к делу. Сначала надо выполнить все установленные законом требования к изменению назначения земельного участка, провести общественные слушания, а потом уже выдавать людям предписания, выбирать проекты… Сказываются отсутствие архитектурного совета в городе и кулуарность принятия решений. А такие решения должны предварительно обсуждаться в профессиональном кругу.

Ищи, кому выгодно

Судя по всему, если в недрах мэрии и появится документ, разрешающий начать масштабное строительство на площади у МРВ, то он будет опять опротестован в арбитражном суде. 

А против чисто транспортных одноэтажных терминалов, теплых, чистых, светлых, с навесами, 10–11 торговыми местами для удобства пассажиров, никто не возражает. Только, наверно, кому-то выгоднее воздвигнуть очередной гигантский торговый центр, наплевав и на архитектурный облик города, и на людей.

Комментарий

Представляете, что твориться будет?

Вадим Кибирев, бывший главный архитектор города и области:

– Я несколько отстранился от проблем городской архитектуры. Вижу бесполезность попыток что-то изменить. Ни сил, ни здоровья не хватит. Но решения мэрии из одной и той же области. На данном участке сосредоточился узел проблем. Предстоит ввод огромного емкостью в три тысячи человек собора. И пусть не каждый день, но туда будут массовые заезды. 

Нельзя же построить и просто смотреть на него. Представляете, что твориться будет? И мэрии надо было все это предусмотреть в проекте детальной планировки. Но никто никаких изменений не видел. А там же связываются морской и речной транспорт, собор, масса общественных зданий, торговых центров, гимназия и САФУ. А еще улица Выучейского не заработала в полную силу. Надо рачительно и с умом подходить к использованию территорий. Это очень серьезная вещь.

Поделиться
1075