22 сентября 2021

Пивзавод Суркова — креативный кластер или красивый офисный центр?

Группа компаний «Аквилон» на месте бывшего пивоваренного завода Суркова создаст кластер для творчески-ориентированных предпринимателей и их последователей. Длинная история разрушения некогда памятника промышленной архитектуры завершится уже традиционным для России способом — пивзавод сохранит свой исторический облик, но работать будет по-новому. Ставка, как говорит застройщик, — на креатив, но так ли все сказочно?

Пивзавод Суркова —  креативный кластер или красивый офисный центр?

Пивоваренный завод архангельского купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина города Архангельска, промышленника и благотворителя Альберта Юльевича Суркова начал свою работу в 1879 году.

Часть зданий комплекса была возведена уже в советское время. Объектом культурного наследия три основных корпуса завода стали и были поставлены на государственную охрану в 1987 году. Производство закрылось в начале 1990-х.

Последний арендатор — торговый дом «Север» — получил права на завод в 2004 году сроком на 49 лет, там арендатор планировал построить торговый центр и ресторан, но отказался от этой идеи и от аренды комплекса в конце 2010 года.

В апреле 2010-го у главного корпуса провалилась крыша и рухнула стена, выходящая на реку. В период, когда пивзавод не функционировал, никто не заботился о консервации построек — главного, солодовенного и безалкогольного цехов — памятник разрушался на глазах.

Май 2012 года — мэрия города Архангельска объявила аукцион на право аренды зданий пивзавода. Тогда описание состояния зданий выглядело так: «фундамент — бутовый ленточный, массовые прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, значительное выпирание грунта и разрушение стен подвала. Стены — кирпичные, разрушение кладки, выкрошивание кирпичей. Перекрытия — деревянные, на грани разрушения.

пивзавод сейчас_Роман Филковский
Фото Романа Филковского, 29.ru

Кровля — асбестоцементная по деревянным стропилам, массовое разрушение, большое количество заплат. Оконные и дверные проёмы — оконные переплёты и дверные полотна практически отсутствуют, оставшиеся поражены гнилью и жучком. Отопление, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, электроосвещение, вентиляция — полностью утрачены». Общая площадь трех подлежащих реставрации зданий завода составляет 7,3 тыс. кв. м.

По итогам аукциона уже на право собственности в мае 2014 года городской бюджет получил 34,2 млн рублей, а новый владелец,  компания «СтройТехнология», входящая в состав строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон-Инвест» — весь комплекс зданий.

Собственник провел архивные исследования и техническое обследования фундаментов и конструкций внутренних перекрытий. Для разработки проектной документации по сохранению объекта культурного наследия потребовалось более трех лет и 20 млн рублей. То есть, чтобы подойти к работе, компания вложила 54 млн рублей. В итоге обследований в 2018 году предметом охраны остались фасады и объёмно-планировочные решения.

Лето 2021-го — от когда-то развитого завода остались две стены. Из-за культурной наследственности их нельзя сносить, а на территории нельзя построить двенадцатиэтажный дом. 

Июль 2021 года — «Аквилон» в рамках Фестиваля креативных индустрий впервые презентует проект PIVZAVOD — первого лофта и креативного кластера в Архангельске.

Сентябрь 2021-го — первый семинар по проекту с его руководителями — директором по развитию «Аквилона» Андреем Четвериковым и руководителем отдела консалтинга компании «Флакон Икс» Евгением Хакимулиным. Евгений — ключевая экспертная фигура в России по созданию подобных проектов по ревитализации бывших промышленных зданий.

Буквальным языком — «Флакон Икс» занимается возвращением к жизни старых, никому не нужных зданий и формирует из них новые городские точки притяжения. Один из первых и главных проектов — дизайн-завод «Флакон» в Москве, где компания сделала культурный центр на месте бывшего хрустального завода.

Что такое креативный кластер

— На Петербургском международном экономическом форуме звучало мнение, что креативная индустрия — это новая нефть, — отметил гендиректор Агентства регионального развития Максим Заборский. — В 2019 году в этой отрасли в России был зафиксирован оборот в 43 млрд долларов — и это не финал, а только старт для больших возможностей. Это одна из самых динамично развивающихся сфер современной экономики, у которой нет границ, она быстрее, чем инновационные технологии. Но главное, этот проект поспособствует развитию малого и среднего бизнеса — производя что-то локально, можно переходить на мировой уровень.

В Москве путь ревитализации, как у «Флакона», прошли здание бывшей кондитерской «Красный Октябрь», хлебозавода и винного комбината, в Петербурге — кабельный завод, пивоваренный завод Степана Разина, хлебзавод и многие, многие другие промзоны. В Иркутске построили арт-завод на базе исторического пивзавода Фёдора Доренберга. В Ярославле культурное пространство Textil находится на территории действующей фабрики «Красный Перекоп», наследницы Ярославской большой мануфактуры.

www.mos.ru

Почему это делают? Первое и самое важное — бывшая промзона — это просторное пространство с необычным индустриальным ландшафтом открытое для эксперимента. Таких зданий больше не строят и не будут строить никогда, новый завод выглядит по-другому и обычно находится далеко за городом. Как выглядят новые офисники — вы тоже знаете.

Помимо самого здания бывшего завода, у кластеров есть дополнительные пространства: внутренняя территория, места для выставок, некоторые задействуют крыши, подвалы, кто-то смог переоборудовать старые производственные сектора под новые производства. Потом кластеры склонны выделяться на фоне обычных офисных пространств единой концепцией, общими мероприятиями, выставками, частными галереями — над этим работает арт-отдел.

Но главное, возрождение или ревитализация бывших промышленных зданий — это сохранение локальной истории и возобновление интереса к ней. Конечно, история АЛВИЗа и то, как завод смог сохраниться до наших дней и продолжать функционировать, на этом фоне кажется совершенно уникальной — там на предприятии продолжают использовать доводные чаны из луженой красной меди царского времени, а на полах сохранилась мозаика.

По словам авторов концепции проекта PIVZAVOD, он возродит немецкую слободу, которая прекратила свое существование после революционных потрясений 1917 года и последовавшей затем Гражданской войны. Интересно отметить, что история предпринимателей Архангельску не так интересна, как, например, художников или других культурных деятелей — имена Вильгельма Брандта или того же Альберта Суркова стерты из городской жизни — почему?

— Это логично, потому что в нашей стране произошла смена социально-экономического строя, — комментирует такой дисбаланс в историческом интересе специалист по истории предпринимательства Архангельска Ксения Вишнякова. — Ранний СССР интересен тем, что был создан свой пантеон новых героев, в котором для чуждых купцов и старой элиты не было места. Поэтому у нас сохранились имена красноармейцев-революционеров. Но сейчас история купечества и в принципе вопрос, почему те или иные предприниматели приходили в Архангельске к успеху, снова актуальны, потому что мы вновь живем в эпоху капитализма. Этого и касается проект PIVZAVOD. 

К тому же разрушающееся здание в центре города — это деградация городской среды, помимо того, что это портит привлекательность и общий облик города, это еще и очень опасно. Городу, на самом деле, очень повезло, что ни одного школьника не прибило историческим кирпичом за время разрушения завода.

Конечно, в креативных кластерах можно заметить некоторую подмену понятий — арендаторов здесь называют резидентами, магазины — шоу-румами, кружок по интересам — арт-лабораторией, концертную площадку — ивент-пространством, салон красоты — бьюти-коворкингом, книжный магазин  —  свежим форматом книжного магазина, конференц-зал — лофтом, дизайн-агентство  —  мультимедийной контент-студией, бар  —  бар-магазином.

По сути, и сам креативный кластер  —  это офисное здание нового типа, но заселяют его не воротнички, а модники. Подавляющую часть в кластерах обычно занимают общепиты, названий у которых тоже множество  —  от фудтрака (вагончик с едой) до гастробара  —  общепит с авторской кухней и сортами крафтового (домашнего) пива.

Но кому интересен обычный бизнес-центр? Да и название — это второстепенно. Главное, что в подобных местах может поселиться и развиваться любой креативщик  — от музыканта и архитектора до мастера по пошиву одежды и преподавателя, и чувствовать себя в нем комфортно. Все креативные будут рядом, будут видеть в прямом эфире, кто и что делает, обмениваться опытом и синергично развиваться.

«Флакон Икс» 

У «Флакон Икс» есть красивая цифра — разработка свыше 70 концепций ревитализации территорий. Но реализованы на данный момент 11, работает — 10.

На Красной поляне проект «Флакона» не прижился — и называют его теперь основатели не неудачным, а «временным» — офлайн-проект перешел в онлайн. Мастер-классы, кинопоказы и редкие выставки были неинтересны туристам, а так как филиал находился далеко от центра Сочи или того же Адлера — коренные жители редко доезжали до этого места.

Интересно было бы проследить проект «Флакон Икс» по обновлению Александровского завода в Петрозаводске и строительству там культурного центра — но проект в Карелии не запущен. Но тип обустройства кластера там другой — строительство жилищного комплекса и культурного центра рядом для оживления жилого квартала и привлечения туда покупателей.

На якутский проект компании «Квартал труда» тоже очень интересно посмотреть — но там он полностью государственный, и команда начала активно работать над ним за два года до запуска. «Флакон» только на начальном этапе помогал разрабатывать функциональное разделение кластера и его финансовую модель.

— Идея кластера возникла после разработки концепции развития креативной экономики, — комментирует проект директор департамента развития креативной экономики «Корпорация развития Республики Якутия» Светлана Софронова. — Создание «Квартала труда» — один из пунктов плана реализации концепции.

Проектом с самого начала и по сей день занимается команда «Корпорация развития республики Саха». После запуска кластера в апреле 2022 года, его развитием будет заниматься собственная новая команда. На сегодняшний день на все арендопригодные площади с длительным использование есть резиденты, готовые их занять.

Продажа помещений в «Квартале» не предусмотрена. Проектирование в концептуальной части кластера осуществляется совместно с резидентами. Разработчики собирали видение сообщества, проблемы, которые может решить кластер, каждая функциональная зона запрограммирована с учетом мнения лидеров заинтересованных сообществ.

Флагманское направление в «Квартале труда» — кино, анимация и медиа. Для этой индустрии отведено отдельное крыло на одном из этажей, где будет создана полная инфраструктура для ее развития: студии хромакей, звук, мокап и т. д. Вторым ключевым направлением является образование. Также будут представлены кластеры ремесленников: косторезы, ювелиры, швейный, модная индустрия, дизайнеры и другие. События тоже планируются, для этого в кластере выделены две большие зоны ивент и экспо.

Как это будет в Архангельске

— Несмотря на начальную стадию развития сегмента креативных индустрий, в Архангельске уже складывается несколько очагов со своей специализацией, — говорит руководитель отдела консалтинга компании «Флакон Икс» Евгений Хакимулин. — У города есть пять центров сосредоточения креативных индустрий с различной специализацией, имеющие потенциал для формирования креативного кластера в Архангельске: Дом молодежи, центр города, проспект Чумбарова-Лучинского и Технопарк. Потенциальный — Пивоваренный завод, рядом с которым находятся Поморская филармония, библиотека имени Добролюбова, Молодёжный театр и музыкальный колледж. Проект будет выходить за пределы территории пивзавода.

То есть, предполагаемое отличие проекта PIVZAVOD от всего предыдущего опыта «Флакон Икс» — масштабирование — переход на соседние сложившиеся аудитории, а не фокусирование внимания и формирование исключительно своей.

Отправимся к визуализации и планам инвесторов — что же конкретно нас ждет? В главном цехе завода откроется пивной ресторан на 884,5 кв. м — первоначально собственник предполагал разместить здесь не только общепит, но и пивное производство, но сейчас эти планы ушли на второй план.

Там же разместятся офисные помещения на 1508,7 кв. м, которые не предполагают креативную функцию. Солодовенный цех станет площадкой для магазинов креативной продукции, займут эти продукции 486,9 кв. м. В этом же корпусе откроется бутик-отель из 16 номеров на 835,7 кв. м. Еще здесь будет небольшой ресторан и офисы. В Безалкогольном корпусе будут размещены квартиры, здесь тоже не до креатива. По периметру будут заново отстроены складские цеха — это будут капитальные строения, в которых, как предполагает собственник, смогут обосноваться мастерские, кафе, студии и офисы, общая площадь 4 цехов — 2123 кв. м. 

— Что мы получаем на выходе: офисы, хостел, рестораны, квартиры. Каких-либо новых помещений с хорошей площадью под выставки, концерты и различные культурные мероприятия не предусмотрено, — говорит урбанист, представитель проекта «Городские проекты» Михаил Панкратов. —  Еще по всей территории будет разрешено сквозное автомобильное движение — велосипедисты и мамы с колясками никому не интересны. Мы очень надеемся, что «Аквилон» пересмотрит приоритеты и отдаст территорию пешеходам. Подрядчик, к которому обратился «Аквилон», к сожалению, не понимает город. Евгений пытался рассказать о транзите к Дому молодежи, не было учтено особое движение по Набережной. Нет привязки к индустрии САФУ. Но главное — не была привлечена общественность — не было соучаствующего проектирования. В целом, как мне кажется, город получит второй комплекс «Дельта», и, судя по рекламе «Аквилона», большую часть помещений продадут в собственность, а значит, и цену будет регулировать не застройщик. Но в целом спасибо «Аквилону» хоть за какую-то работу, на месте пивзавода не будет еще один 100-й квартал как в Северодвинске. 

— Жаль, что проект не реализуется по принципу государственно-частного партнерства, — говорит архитектор Дмитрий Яскорский. — Городу сильно не хватает свободного, современного выставочного пространства, хотя потенциал для приема выставок, как и от областных культурных центров, так и из других городов, у Архангельска большой. 

Подход к парковке, по словам авторов концепции, будет гибкий — по будням она будет выполнять свое главное предназначение, а по выходным и вечерами она будет событийной, но этот вопрос даже внутри компании остается дискуссионным. На данный момент в городе мало скверов и парковых зон, и говорить, что скверы не востребованы в Архангельске девять месяцев в году, ошибочно — посмотрите на наполняемость Молодежного сквера и качающихся там детей на качелях в феврале.

Куратор приоритетного направления центра «Вместе мы сильнее!» Александра Усачева увидела в парковке большой минус проекта и предложила разработать концепцию внутреннего двора-сквера по методу соучаствующего проектирования с привлечением мнения жителей. Андрей Четвериков готов рассмотреть разумное предложение, так как проект, по его словам, живой.

— 28 сентября в Доме молодежи у нас будет сессия по разработке этого сквера со всеми заинтересованными сторонами, — говорит Александра Усачева. —  Также правительству мы предложили проанализировать ситуацию с парковками рядом с пивзаводом — предусмотреть обустройство дополнительных парковочных мест. Если «Аквилон» сделает в своем дворе  сквер или парковую зону, а город пойдет навстречу парковочными местами на муниципальной территории — будет идеальная ситуация.

Стоит отметить, что квартал проекта плотно прилегает к зданию библиотеки им. Н.А. Добролюбова. По словам Андрея Четверикова, библиотека готова внедряться в мероприятия PIVZAVOD.

— Столь близкое соседство стимулирует наш интерес к проекту, — говорит пресс-секретарь библиотеки Наталья Яницкая. — Мы уже встречались с Андреем Викторовичем Четвериковым, он познакомил с основными идеями, которые «Аквилон» предполагает здесь развивать. Вдохновляет, прежде всего, то, что заживет активной жизнью еще одно городское пространство, имеющее столь богатое историческое прошлое. Что касается нашего сотрудничества — пока рано говорить о его конкретных формах, но библиотека готова его развивать в тех направлениях, которые входят в сферу наших профессиональных интересов.

Зачем же все-таки «Аквилону» этот проект?

— Для нас это имиджевый проект, — сказал Андрей Четвериков. — Вернуть вложенные инвестиции, а это около 700 миллионов рублей, мы рассчитываем за 12-15 лет. Реализовать его  планируем за два года, а мы та компания, которая не нарушает сроки.

Сейчас группа «Аквилон» собирает заявки на покупку площадей и формирует базу будущих арендаторов. Также компания находится в поиске арт-директора. Старт продаж намечен на конец сентября. Собственник обещает, что у креативных резидентов будет льготное пребывание и возможности для развития.

Анастасия Бондина

Поделиться
104596