7 октября 2016

Песня цвета, песня тканей, песня женской красоты

Невозможно представить народный хор без ярких самобытных костюмов. Вот и у артистов нашего прославленного Северного по несколько нарядов – для каждого выхода на сцену.

Обновки к юбилею

Сколько их всего сегодня нашито, даже художественный руководитель хора Светлана Игнатьева затруднилась сказать.

– Даже назвать не могу, – заметила Светлана Конопьяновна. – Пять лет назад благодаря дополнительному финансированию правительства области мы смогли приобрести новое швейное оборудование и открыли свой отдел по хранению, реставрации и пошиву костюмов, им заведует известный модельер Николай Терюхин. До этого артисты или донашивали старые костюмы, или приходилось заказывать новые в Санкт-Петербурге и Москве, что было для нас дорого. Один из первых выходов в новых костюмах состоялся в премьерной постановке «Летние гулянья по мотивам Усть-Цилемской горки». И к юбилейной мартовской программе этого года «У моря живем, морю песню поем» были пошиты сарафаны, рубахи и головные уборы по образцам традиционного наряда Пинежского, Лешуконского, Мезенского и Каргопольского районов. Получились настоящие произведения искусства! В «Поморской сюите», завершающей программу, у артистов совершенно новый образ в костюмах, олицетворяющих морскую стихию.

На фестивале «Костюм Русского Севера» Николай Терюхин представил свою новую коллекцию «Душа», где гармонично сочетаются современная джинса и тканная в старинном стиле отделка.

Следует жить, шить сарафаны…

Сейчас в пошивочном отделе ведутся работы по воссозданию полного пинежского костюма 40–50-х годов прошлого века. Он состоит из ситцевых полурубаший, шелковых сарафанов, парчовых коротен, головных повязок, поясов, ярко-красных шелковых наплечных платков – аловиц, а также шейных и нагрудных украaшений, таких как жемчужный или бисерный наборочник, янтарные бусы и цепи с крестами. Мастера используют в работе старинные фотографии.

Кстати, в рамках недавно прошедшего Третьего Межрегионального фестиваля «Костюм Русского Севера» работала выставка сценических костюмов Северного хора. В экспозиции были даже образцы, привезенные из фольклорных экспедиций Антониной Колотиловой. Именно в них в 20-х годах XX века начинали выступать первые артистки хора – с вышивкой золотыми нитями и жемчужными бусинами.

arh39 16 29 801eb

А вот нарядам к знаменитым композициям «Через речку-речушку», «Северная барабушка», шитым к программе «Северное играньице», более 30 лет. При пристальном рассмотрении видно – им тоже нужна реставрация. Мастерская и этим занимается – сохранением и реставрацией всего того богатейшего наследия, которое досталось коллективу Северного хора от предыдущих поколений артистов.

– Такого многообразия идей и решений нет нигде, – уверен Николай Терюхин. – Все мои авторские коллекции навеяны традиционным русским женским костюмом. Мне хочется, чтобы люди видели красоту северного наряда, который подчеркивает
изящество женщины. А носить его можно не только на сцене.

Песня цвета, песня тканей, песня женской красоты

Обновки к юбилею

Сколько их всего сегодня нашито, даже художественный руководитель хора Светлана Игнатьева затруднилась сказать.

– Даже назвать не могу, – заметила Светлана Конопьяновна. – Пять лет назад благодаря дополнительному финансированию правительства области мы смогли приобрести новое швейное оборудование и открыли свой отдел по хранению, реставрации и пошиву костюмов, им заведует известный модельер Николай Терюхин. До этого артисты или донашивали старые костюмы, или приходилось заказывать новые в Санкт-Петербурге и Москве, что было для нас дорого. Один из первых выходов в новых костюмах состоялся в премьерной постановке «Летние гулянья по мотивам Усть-Цилемской горки». И к юбилейной мартовской программе этого года «У моря живем, морю песню поем» были пошиты сарафаны, рубахи и головные уборы по образцам традиционного наряда Пинежского, Лешуконского, Мезенского и Каргопольского районов. Получились настоящие произведения искусства! В «Поморской сюите», завершающей программу, у артистов совершенно новый образ в костюмах, олицетворяющих морскую стихию.

На фестивале «Костюм Русского Севера» Николай Терюхин представил свою новую коллекцию «Душа», где гармонично сочетаются современная джинса и тканная в старинном стиле отделка.

Следует жить, шить сарафаны…

Сейчас в пошивочном отделе ведутся работы по воссозданию полного пинежского костюма 40–50-х годов прошлого века. Он состоит из ситцевых полурубаший, шелковых сарафанов, парчовых коротен, головных повязок, поясов, ярко-красных шелковых наплечных платков – аловиц, а также шейных и нагрудных украaшений, таких как жемчужный или бисерный наборочник, янтарные бусы и цепи с крестами. Мастера используют в работе старинные фотографии.

Кстати, в рамках недавно прошедшего Третьего Межрегионального фестиваля «Костюм Русского Севера» работала выставка сценических костюмов Северного хора. В экспозиции были даже образцы, привезенные из фольклорных экспедиций Антониной Колотиловой. Именно в них в 20-х годах XX века начинали выступать первые артистки хора – с вышивкой золотыми нитями и жемчужными бусинами.

arh39 16 29 801eb

А вот нарядам к знаменитым композициям «Через речку-речушку», «Северная барабушка», шитым к программе «Северное играньице», более 30 лет. При пристальном рассмотрении видно – им тоже нужна реставрация. Мастерская и этим занимается – сохранением и реставрацией всего того богатейшего наследия, которое досталось коллективу Северного хора от предыдущих поколений артистов.

– Такого многообразия идей и решений нет нигде, – уверен Николай Терюхин. – Все мои авторские коллекции навеяны традиционным русским женским костюмом. Мне хочется, чтобы люди видели красоту северного наряда, который подчеркивает
изящество женщины. А носить его можно не только на сцене.

Поделиться
18028