28 января 2016

Первоклассная подготовка

«У тебя нет знакомого репетитора в «началке»? – звонит мне на днях дальняя родственница. – Надо Славке почерк поставить, а то пишет как кура лапой. Как зачем надо? Он же в первый класс идет!» 

Имеет право не знать

Бедный Славик уже, наверное, никуда идти не хочет. Потому что подготовка к школе съедает все его свободное время: то занятия по развитию речи, то логико-математический кружок, то на английский бежать надо. 

– А как иначе? – удивляется мама. – Сама знаешь, какие сейчас высокие требования в школе.

Многие родители воспринимают поступление в первый класс как тест на интеллектуальную зрелость ребенка и порой буквально натаскивают свое чадо на правильные ответы. В результате ребенок свободно перечисляет все дни недели, но теряется при вопросе: «Что идет перед средой?» Или знает десять видов овощей, но не может объяснить, чем они отличаются от фруктов.

Что на самом деле должен знать и уметь подготовишка, я спросила у педагогов СОШ № 35. Эта школа одна из самых богатых на первоклашек в городе. 

В 2015 году за ее парты село 145 детей.

– Самое главное для будущего первоклассника – память, мышление и усидчивость. Умение слушать и слышать учителя, не стесняться переспросить задание, высказать свою точку зрения, – говорит учитель начальных классов Галина Новожилова. – В остальном пожелания минимальны: считать в пределах десятка, составлять и решать простейшие задачи, называть основные геометрические фигуры. Если ребенок не читает – не беда. Он имеет право даже не знать буквы! И уметь писать к первому классу дошколенку не требуется. Важнее научить его правильно держать ручку – в Школе будущего первоклассника мы уделяем этому особое внимание. 

Галина Леонидовна ловко скручивает в конус бумажную салфетку и показывает один из приемов, помогающих научиться верно держать пальцы во время письма. Вставили салфетку в серединку щепоти и смотрим: если ребенок держит ручку правильно, салфетка останется в кулачке, если зажал перо всей пятерней – выпадет.

– Я часто наблюдаю, как в начальных классах дети заштрихуют одну букву и трясут рукой – устала, – продолжает учитель. – Когда же пальцы поставлены верно, управляться с ручкой легче и ученик может работать дольше.

Выбор за родителем

В противовес Славкиной маме есть родители, считающие, что подготовка к школе не нужна вовсе: «Мы же как-то поступали!»

arh3 16 42 e69e6– На самом деле понятие «предшкольная подготовка» вошло в нашу жизнь уже давно. Вспомните, многие в свое время ходили в «нулевой класс», где так же детей готовили к письму, чтению, математике, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Инна Голенищева. 

– Водить или не водить ребенка на такие занятия – личное дело каждого родителя. И если вы выбрали «водить», совсем не обязательно, чтобы это была Школа будущего первоклассника. Сейчас много подготовительных групп в учреждениях дополнительного образования, где с детьми работают психологи, логопеды, учителя. Спрос же именно на ШБП велик потому, что здесь дети, помимо прочего, могут познакомиться с будущим учителем, примерить на себя школьную жизнь. 

Что же представляет собой современная Школа будущего первоклассника? Как правило, это 3–4 урока по субботам с октября по апрель: математика, окружающий мир, развитие речи, подготовка к письму. В некоторых школах – еще ИЗО или музыка. Уроки проходят в игровой форме, ведут их учителя четвертых классов, к одному из которых ребенок попадет в сентябре.

Кошелек 
Сколько стоит подготовка к школе в Архангельске
В детском саду – без дополнительной платы.
В Школе будущих первоклассников – от 0 до 180 рублей за урок.
В развивающих студиях и кружках – от 200 до 300 рублей, если урок ведет логопед – от 350.
С репетитором – 300 рублей/30 минут.

«Мне, пожалуйста, построже!»

В школах Архангельска прием заявлений в первый класс (для тех, кто идет по прописке) начнется уже с первого февраля, и на местных форумах родители активно советуются, к кому из учителей проситься. «Кто самый опытный в такой-то школе?», «Дочке на подготовке нравится вот эта учительница, а мне что-то не очень», «Нам строгий педагог нужен, иначе сын сядет ей на шею». Имеют ли такие обсуждения смысл? 

– Родители, конечно, могут высказать пожелания, к кому хотели бы отвести ребенка, – объясняет завуч. – Но мы каждый год сталкиваемся с ситуацией, когда, насобирав различных мнений, шестьдесят человек просятся к тому или иному педагогу. 

Конечно, удовлетворить желания всех невозможно. И нужно ли? В школах сейчас стало так трудно работать, что случайных людей здесь просто нет! Только преданные делу и любящие детей педагоги. И иногда молодой учитель даст фору любому опытному. К нам приходят девчонки, которые прекрасно разбираются в информационно-коммуникативных технологиях и так грамотно применяют эти знания на практике, что дети за ними хвостиками ходят.

– А отбор по программам существует? «Сильным» – прогимназический учебно-методический комплект, «слабачкам» – что-нибудь попроще…

– Школа не имеет права вешать на детей ярлыки, выбирая, на эту программу посадить ребенка или на ту. Распределение идет случайным образом. И в принципе не важно, по какой программе он будет учиться, грамотный педагог подготовит ребенка по любому комплексу. Мы же с этого года вообще планируем полностью перейти на «Школу XXI века», поэтому поводов для терзаний у родителей первоклашек, скорей всего, не останется.

Ученые ФИПИ в 2014 году провели интересное исследование и проверили, как российские первоклашки готовы к школе. Вот что получилось:
– При поступлении в школу хотят учиться 90 процентов детей, в конце первого месяца обучения – только 75 процентов. 2 процента устраивают истерики, плачут и вообще не хотят идти в школу.
– Среди первоклассников здоровыми можно назвать лишь 20 процентов. 
– 7,5 процента детей имеют в картах диагнозы невропатолога.
– 25 процентам нужна помощь логопеда.
– 12 процентов школьников не имеют своей комнаты или даже уголка для занятий.

Не надо резких перемен

Напоследок педагоги школы № 35 дали еще несколько полезных рекомендаций родителям будущих первоклассников. Во-первых, как можно больше разговаривать с ребенком, развивать речь. К сожалению, у нынешних детей она зачастую скудна.

– Читать книжки, беседовать о прочитанном, обсуждать увиденное, – перечисляет Галина Новожилова. – Часто мамы отмахиваются: у нас нет времени!», но, чтобы говорить, не нужна специальная обстановка. Это можно делать во время приготовления пищи или прогулки из детского сада домой. 

Во-вторых, первый класс во многих семьях воспринимается как начало больших перемен. Ребенка записывают во множество кружков, начинают активно водить на выставки, мастер-классы, в театры. Первоклашке и так непросто перестроиться с детсадовского режима на школьный, а тут еще столько нового.

– Если есть хотя бы минимальная возможность, не оставляйте ребенка в группе продленного дня, – советует Инна Голенищева. – Пусть придет домой, полежит, побудет в тишине. Чтобы школа не утомляла, а была в радость.

Первоклассная подготовка

Имеет право не знать

Бедный Славик уже, наверное, никуда идти не хочет. Потому что подготовка к школе съедает все его свободное время: то занятия по развитию речи, то логико-математический кружок, то на английский бежать надо. 

– А как иначе? – удивляется мама. – Сама знаешь, какие сейчас высокие требования в школе.

Многие родители воспринимают поступление в первый класс как тест на интеллектуальную зрелость ребенка и порой буквально натаскивают свое чадо на правильные ответы. В результате ребенок свободно перечисляет все дни недели, но теряется при вопросе: «Что идет перед средой?» Или знает десять видов овощей, но не может объяснить, чем они отличаются от фруктов.

Что на самом деле должен знать и уметь подготовишка, я спросила у педагогов СОШ № 35. Эта школа одна из самых богатых на первоклашек в городе. 

В 2015 году за ее парты село 145 детей.

– Самое главное для будущего первоклассника – память, мышление и усидчивость. Умение слушать и слышать учителя, не стесняться переспросить задание, высказать свою точку зрения, – говорит учитель начальных классов Галина Новожилова. – В остальном пожелания минимальны: считать в пределах десятка, составлять и решать простейшие задачи, называть основные геометрические фигуры. Если ребенок не читает – не беда. Он имеет право даже не знать буквы! И уметь писать к первому классу дошколенку не требуется. Важнее научить его правильно держать ручку – в Школе будущего первоклассника мы уделяем этому особое внимание. 

Галина Леонидовна ловко скручивает в конус бумажную салфетку и показывает один из приемов, помогающих научиться верно держать пальцы во время письма. Вставили салфетку в серединку щепоти и смотрим: если ребенок держит ручку правильно, салфетка останется в кулачке, если зажал перо всей пятерней – выпадет.

– Я часто наблюдаю, как в начальных классах дети заштрихуют одну букву и трясут рукой – устала, – продолжает учитель. – Когда же пальцы поставлены верно, управляться с ручкой легче и ученик может работать дольше.

Выбор за родителем

В противовес Славкиной маме есть родители, считающие, что подготовка к школе не нужна вовсе: «Мы же как-то поступали!»

arh3 16 42 e69e6– На самом деле понятие «предшкольная подготовка» вошло в нашу жизнь уже давно. Вспомните, многие в свое время ходили в «нулевой класс», где так же детей готовили к письму, чтению, математике, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Инна Голенищева. 

– Водить или не водить ребенка на такие занятия – личное дело каждого родителя. И если вы выбрали «водить», совсем не обязательно, чтобы это была Школа будущего первоклассника. Сейчас много подготовительных групп в учреждениях дополнительного образования, где с детьми работают психологи, логопеды, учителя. Спрос же именно на ШБП велик потому, что здесь дети, помимо прочего, могут познакомиться с будущим учителем, примерить на себя школьную жизнь. 

Что же представляет собой современная Школа будущего первоклассника? Как правило, это 3–4 урока по субботам с октября по апрель: математика, окружающий мир, развитие речи, подготовка к письму. В некоторых школах – еще ИЗО или музыка. Уроки проходят в игровой форме, ведут их учителя четвертых классов, к одному из которых ребенок попадет в сентябре.

Кошелек 
Сколько стоит подготовка к школе в Архангельске
В детском саду – без дополнительной платы.
В Школе будущих первоклассников – от 0 до 180 рублей за урок.
В развивающих студиях и кружках – от 200 до 300 рублей, если урок ведет логопед – от 350.
С репетитором – 300 рублей/30 минут.

«Мне, пожалуйста, построже!»

В школах Архангельска прием заявлений в первый класс (для тех, кто идет по прописке) начнется уже с первого февраля, и на местных форумах родители активно советуются, к кому из учителей проситься. «Кто самый опытный в такой-то школе?», «Дочке на подготовке нравится вот эта учительница, а мне что-то не очень», «Нам строгий педагог нужен, иначе сын сядет ей на шею». Имеют ли такие обсуждения смысл? 

– Родители, конечно, могут высказать пожелания, к кому хотели бы отвести ребенка, – объясняет завуч. – Но мы каждый год сталкиваемся с ситуацией, когда, насобирав различных мнений, шестьдесят человек просятся к тому или иному педагогу. 

Конечно, удовлетворить желания всех невозможно. И нужно ли? В школах сейчас стало так трудно работать, что случайных людей здесь просто нет! Только преданные делу и любящие детей педагоги. И иногда молодой учитель даст фору любому опытному. К нам приходят девчонки, которые прекрасно разбираются в информационно-коммуникативных технологиях и так грамотно применяют эти знания на практике, что дети за ними хвостиками ходят.

– А отбор по программам существует? «Сильным» – прогимназический учебно-методический комплект, «слабачкам» – что-нибудь попроще…

– Школа не имеет права вешать на детей ярлыки, выбирая, на эту программу посадить ребенка или на ту. Распределение идет случайным образом. И в принципе не важно, по какой программе он будет учиться, грамотный педагог подготовит ребенка по любому комплексу. Мы же с этого года вообще планируем полностью перейти на «Школу XXI века», поэтому поводов для терзаний у родителей первоклашек, скорей всего, не останется.

Ученые ФИПИ в 2014 году провели интересное исследование и проверили, как российские первоклашки готовы к школе. Вот что получилось:
– При поступлении в школу хотят учиться 90 процентов детей, в конце первого месяца обучения – только 75 процентов. 2 процента устраивают истерики, плачут и вообще не хотят идти в школу.
– Среди первоклассников здоровыми можно назвать лишь 20 процентов. 
– 7,5 процента детей имеют в картах диагнозы невропатолога.
– 25 процентам нужна помощь логопеда.
– 12 процентов школьников не имеют своей комнаты или даже уголка для занятий.

Не надо резких перемен

Напоследок педагоги школы № 35 дали еще несколько полезных рекомендаций родителям будущих первоклассников. Во-первых, как можно больше разговаривать с ребенком, развивать речь. К сожалению, у нынешних детей она зачастую скудна.

– Читать книжки, беседовать о прочитанном, обсуждать увиденное, – перечисляет Галина Новожилова. – Часто мамы отмахиваются: у нас нет времени!», но, чтобы говорить, не нужна специальная обстановка. Это можно делать во время приготовления пищи или прогулки из детского сада домой. 

Во-вторых, первый класс во многих семьях воспринимается как начало больших перемен. Ребенка записывают во множество кружков, начинают активно водить на выставки, мастер-классы, в театры. Первоклашке и так непросто перестроиться с детсадовского режима на школьный, а тут еще столько нового.

– Если есть хотя бы минимальная возможность, не оставляйте ребенка в группе продленного дня, – советует Инна Голенищева. – Пусть придет домой, полежит, побудет в тишине. Чтобы школа не утомляла, а была в радость.

Поделиться
12573