26 октября 2018

Памятникам нужна политика

В Архангельске собираются установить памятник «Тем, кого не вернуло море». Местом для него выбрана набережная Георгия Седова, где до сего времени лежит закладной камень будущего монумента.

Набережная или некрополь?

С инициативой его установки обратились представители совета ветеранов ОАО «СМП», которые предложили свой вариант эскиза работы художника Михаила Тышова. Сфера приложения сил художника – надгробные памятники. Занятие само по себе достойное: многие надгробия на местах последнего упокоения – подлинные произведения искусства: достаточно пройтись по старым архангельским кладбищам, где сохранились многие памятники русским и немецким купцам губернского города, надгробия деятелям советского периода.

Вот только как будет смотреться выдержанный в кладбищенском стиле памятник на соломбальской набережной? Тем более что представленное автором изображение понравилось далеко не всем. Свидетельство тому – недавние дебаты на заседании комиссии по городской топонимике и памятникам мемориального значения. Например, профессор САФУ Андрей Репневский весьма критически оценил художественный замысел памятника: рука моряка, торчащая из волн морских, – не самое удачное решение темы. «Похоже на фильм ужасов», – заключил Андрей Викторович. Проект памятника широко обсуждается и в СМИ региона, на форумах и в социальных сетях. Многие считают, что тонущий человек будет только пугать гуляющих здесь детей, не лучше ли ограничиться одной волной?

Приводятся примеры не самых удачных художественных решений других городских памятников – например, «Юнги», стоящего на центральной набережной. Комиссия предложила для начала изучить мнения горожан, для этого на сайте администрации города начато общественное голосование по проекту. Правда, проект один-единственный. Вот если бы представили несколько, как в случае с будущим памятником Георгию Седову…

Мы попросили прокомментировать ситуацию руководителя добровольной культурно-просветительной организации «Норд» Сергея Клочева.

– Когда осязаемых культурных объектов в городе становится больше, это – плюс, потому что культурная среда влияет на мироощущение человека, который здесь живет, – высказался он. – Во-вторых, среду надо контролировать. Если у нас до 1991 года это направлялось идеологически, то теперь направляющего перста нет. Тогда сегодня должна быть культурная среда.

Проспект «в состоянье войны»

Возьмем главную транспортную артерию в историческом центре города – Троицкий проспект. В самом начале его возвышается памятник «Освободителям Севера», немного подальше, в сквере Победы на Поморской, – пушка. У шестой гимназии стоит английский танк. Рядом хотят установить памятник детям войны. Дальше, у центра «Патриот», – советский танк.

Набережная Северной Двины. Обелиск «Жертвам интервенции» и памятник Петру Первому. На улице Свободы – стела «Город воинской славы». Дальше – Вечный огонь, стела с именами Героев Советского Союза, памятники участникам союзных конвоев и тюленю, далее монумент юнгам Северного флота, памятник адмиралу Кузнецову. Практически все они связаны с военной историей. За исключением разве что святых Петра и Февронии на улице Логинова. Как в песне Юрия Шевчука: «Здесь любой монумент в состоянье войны».

– Почти нет детских памятников, – отмечает Сергей Клочев. – Предлагали установить памятник Робинзону Крузо возле отеля «Пур-Наволок». Это был бы хороший детский памятник, который манит в путешествие. Нет памятника Александру Грину.

Александр Грин (напомню, на набережной Северной Двины будет восстановлена деревянная беседка, где он любил отдыхать) украсил бы Чумбаровку, которую все чаще называют литературной улицей, где сосредоточены памятники писателям и их героям. Еще ее называют улицей одного автора – художника Сергея Сюхина. Говоря же о памятниках, которые понравились бы детям, вспомним подзабытую идею поставить памятник русской голубой кошке: родина этой породы – Архангельск.

Знать город и быть профессионалом

Так как же навести порядок в деле увековечения достойных имен и событий?

– Должна быть политика в отношении памятников, – уверен краевед. – Я был на конференции по топонимике. Депутаты одного из северных городов составили список фамилий, которые были бы присвоены улицам в этом городе. Условия – чтобы человек внес вклад в историю города, чтобы названия были короткие. Список утвержден депутатами. Так же надо и по памятникам сделать. Разработать план по памятникам и памятным местам. Так же, как есть градостроительная политика и градостроительный план. Ведь не каждое место подойдет для памятника. А именно от места зависит, каким будет монумент – высокий или низкий, широкий или узкий и так далее. Для примера: памятник лоцманской службе предлагалось установить в сквере на съезде с Воскресенской.

А потом его захотели ставить уже не в сквере, а прямо на набережной, вмуровав в ее ограду. Специалисты объяснили, что это неправильно. Но почему бы не сделать его в Соломбале, где сохранилось здание лоцманской службы? И все старинные лоцманские деревни расположены поблизости: Кальчино, Пустошь, Ластола. Не надо сосредоточивать все в центре. Нужно памятники ставить и на Варавино, и в Соломбале.

Например, будущий памятник Георгию Седову должен бы стоять на набережной его имени.

Сергей Юлиевич вспоминает, как при посещении одного из американских городов на него произвел впечатление своеобразный памятник реке, на которой город стоит: на тротуаре набережной изображена лента реки и обитающие в ней рыбы. Вот бы что-то подобное сделать в Архангельске.

– Памятник должен разрабатывать профессиональный художник, специалист, – считает Сергей Клочев и приводит в пример всем известные бренды города: памятник Ломоносову работы Мартоса, Петру Первому – работы Антокольского, «Обелиск Севера» Алтухова. Автор необязательно может быть архангелогородцем, но должен знать город и быть профессионалом. Тот же «Обелиск Севера» стоит уже много лет, хотя внешний вид площади изменился почти до неузнаваемости.

Вернемся к памятнику «Тем, кого не вернуло море». По мысли Сергея Клочева, он должен звать к жизни. Не «я утонул», а «я спасусь». Кстати, в свое время идею памятника вынашивал известный архангельский художник-медальер Рудольф Кунников, автор эскизов значков к юбилею СМП, знаков участникам плаваний в конвоях и других. Увы, ветеран не успел воплотить свои замыслы в жизнь.

На сайте администрации Архангельска проводится общественное обсуждение архитектурно-художественного облика памятника «Тем, кого не вернуло море». На очередном, 59-м заседании общественной комиссии по городской топонимике и памятникам мемориального значения от 25.10.2018 рассмотрено ходатайство совета ветеранов ОАО «Северное морское пароходство» «О возможности установки памятника «Тем, кого не вернуло море» на территории набережной имени Г. Я. Седова в Соломбальском территориальном округе Архангельска. По результатам голосования членов комиссии по данному вопросу решено изучить мнение жителей города относительно архитектурно-художественного образа (внешнего вида) памятника путем общественного голосования.

Набережная или некрополь?

С инициативой его установки обратились представители совета ветеранов ОАО «СМП», которые предложили свой вариант эскиза работы художника Михаила Тышова. Сфера приложения сил художника – надгробные памятники. Занятие само по себе достойное: многие надгробия на местах последнего упокоения – подлинные произведения искусства: достаточно пройтись по старым архангельским кладбищам, где сохранились многие памятники русским и немецким купцам губернского города, надгробия деятелям советского периода.

Вот только как будет смотреться выдержанный в кладбищенском стиле памятник на соломбальской набережной? Тем более что представленное автором изображение понравилось далеко не всем. Свидетельство тому – недавние дебаты на заседании комиссии по городской топонимике и памятникам мемориального значения. Например, профессор САФУ Андрей Репневский весьма критически оценил художественный замысел памятника: рука моряка, торчащая из волн морских, – не самое удачное решение темы. «Похоже на фильм ужасов», – заключил Андрей Викторович. Проект памятника широко обсуждается и в СМИ региона, на форумах и в социальных сетях. Многие считают, что тонущий человек будет только пугать гуляющих здесь детей, не лучше ли ограничиться одной волной?

Приводятся примеры не самых удачных художественных решений других городских памятников – например, «Юнги», стоящего на центральной набережной. Комиссия предложила для начала изучить мнения горожан, для этого на сайте администрации города начато общественное голосование по проекту. Правда, проект один-единственный. Вот если бы представили несколько, как в случае с будущим памятником Георгию Седову…

Мы попросили прокомментировать ситуацию руководителя добровольной культурно-просветительной организации «Норд» Сергея Клочева.

– Когда осязаемых культурных объектов в городе становится больше, это – плюс, потому что культурная среда влияет на мироощущение человека, который здесь живет, – высказался он. – Во-вторых, среду надо контролировать. Если у нас до 1991 года это направлялось идеологически, то теперь направляющего перста нет. Тогда сегодня должна быть культурная среда.

Проспект «в состоянье войны»

Возьмем главную транспортную артерию в историческом центре города – Троицкий проспект. В самом начале его возвышается памятник «Освободителям Севера», немного подальше, в сквере Победы на Поморской, – пушка. У шестой гимназии стоит английский танк. Рядом хотят установить памятник детям войны. Дальше, у центра «Патриот», – советский танк.

Набережная Северной Двины. Обелиск «Жертвам интервенции» и памятник Петру Первому. На улице Свободы – стела «Город воинской славы». Дальше – Вечный огонь, стела с именами Героев Советского Союза, памятники участникам союзных конвоев и тюленю, далее монумент юнгам Северного флота, памятник адмиралу Кузнецову. Практически все они связаны с военной историей. За исключением разве что святых Петра и Февронии на улице Логинова. Как в песне Юрия Шевчука: «Здесь любой монумент в состоянье войны».

– Почти нет детских памятников, – отмечает Сергей Клочев. – Предлагали установить памятник Робинзону Крузо возле отеля «Пур-Наволок». Это был бы хороший детский памятник, который манит в путешествие. Нет памятника Александру Грину.

Александр Грин (напомню, на набережной Северной Двины будет восстановлена деревянная беседка, где он любил отдыхать) украсил бы Чумбаровку, которую все чаще называют литературной улицей, где сосредоточены памятники писателям и их героям. Еще ее называют улицей одного автора – художника Сергея Сюхина. Говоря же о памятниках, которые понравились бы детям, вспомним подзабытую идею поставить памятник русской голубой кошке: родина этой породы – Архангельск.

Знать город и быть профессионалом

Так как же навести порядок в деле увековечения достойных имен и событий?

– Должна быть политика в отношении памятников, – уверен краевед. – Я был на конференции по топонимике. Депутаты одного из северных городов составили список фамилий, которые были бы присвоены улицам в этом городе. Условия – чтобы человек внес вклад в историю города, чтобы названия были короткие. Список утвержден депутатами. Так же надо и по памятникам сделать. Разработать план по памятникам и памятным местам. Так же, как есть градостроительная политика и градостроительный план. Ведь не каждое место подойдет для памятника. А именно от места зависит, каким будет монумент – высокий или низкий, широкий или узкий и так далее. Для примера: памятник лоцманской службе предлагалось установить в сквере на съезде с Воскресенской.

А потом его захотели ставить уже не в сквере, а прямо на набережной, вмуровав в ее ограду. Специалисты объяснили, что это неправильно. Но почему бы не сделать его в Соломбале, где сохранилось здание лоцманской службы? И все старинные лоцманские деревни расположены поблизости: Кальчино, Пустошь, Ластола. Не надо сосредоточивать все в центре. Нужно памятники ставить и на Варавино, и в Соломбале.

Например, будущий памятник Георгию Седову должен бы стоять на набережной его имени.

Сергей Юлиевич вспоминает, как при посещении одного из американских городов на него произвел впечатление своеобразный памятник реке, на которой город стоит: на тротуаре набережной изображена лента реки и обитающие в ней рыбы. Вот бы что-то подобное сделать в Архангельске.

– Памятник должен разрабатывать профессиональный художник, специалист, – считает Сергей Клочев и приводит в пример всем известные бренды города: памятник Ломоносову работы Мартоса, Петру Первому – работы Антокольского, «Обелиск Севера» Алтухова. Автор необязательно может быть архангелогородцем, но должен знать город и быть профессионалом. Тот же «Обелиск Севера» стоит уже много лет, хотя внешний вид площади изменился почти до неузнаваемости.

Вернемся к памятнику «Тем, кого не вернуло море». По мысли Сергея Клочева, он должен звать к жизни. Не «я утонул», а «я спасусь». Кстати, в свое время идею памятника вынашивал известный архангельский художник-медальер Рудольф Кунников, автор эскизов значков к юбилею СМП, знаков участникам плаваний в конвоях и других. Увы, ветеран не успел воплотить свои замыслы в жизнь.

На сайте администрации Архангельска проводится общественное обсуждение архитектурно-художественного облика памятника «Тем, кого не вернуло море». На очередном, 59-м заседании общественной комиссии по городской топонимике и памятникам мемориального значения от 25.10.2018 рассмотрено ходатайство совета ветеранов ОАО «Северное морское пароходство» «О возможности установки памятника «Тем, кого не вернуло море» на территории набережной имени Г. Я. Седова в Соломбальском территориальном округе Архангельска. По результатам голосования членов комиссии по данному вопросу решено изучить мнение жителей города относительно архитектурно-художественного образа (внешнего вида) памятника путем общественного голосования.

Поделиться
29341