1 марта 2019

Острые вопросы, честные ответы

Фото: Павел Кононов

Почти 300 участников собрал в Архангельске экологический форум «Чистый Север – чистая страна!»

Федеральные и региональные эксперты, представители законодательной и исполнительной ветвей власти, общественных организаций обсудили реформу системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Организатором мероприятия стала Общественная палата Архангельской области при поддержке САФУ.

Напомним, что решение провести в Архангельской области первый экологический форум появилось после визита в регион представителей Общественной палаты РФ и федеральных экспертов.

В рамках форума прошли панельные дискуссии по четырем ключевым темам: экологическое просвещение, новая система обращения с ТКО, экологическая безопасность и роль гражданского общества в реформировании сферы обращения с ТКО. Участники согласились в одном – без изменения существующей ситуации, когда на полигонах размещается 93 процента отходов и с каждым годом свалки продолжают расти, проблему не решить. Вот лишь одна цифра: только на полигоне в Архангельске захоронено около 2 миллионов тонн отходов.

Куда выкидывать мусор?

С 1 июля 2019 года на территории области планируется перейти на новую схему транспортировки отходов – эта новая дата определена для начала работы единого регионального оператора компании «ЭкоЦентр». Пока идут дискуссии о месте размещения полигонов и размере тарифа для населения у городских властей другие задачи – найти деньги на обустройство контейнерных площадок, ведь по новому закону эта сфера ответственности передана на муниципальный уровень.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также с Правилами обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники.

Те площадки, которые не входят в состав общего имущества, должны обустраиваться и обслуживаться собственниками земельного участка, на котором они расположены. В подавляющем большинстве случаев это органы местного самоуправления и юридические лица коммерческих объектов недвижимости.

В августе 2018 года Постановлением Правительства РФ № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Согласно документу с 2019-го создание и оборудование площадок, ведение их реестра закреплено за органами местного самоуправления. Правда, тоже с оговоркой – если у участка, где расположена площадка, есть законный владелец, – именно он за нее и отвечает.

Оператор не при делах

Таким образом, законодательство исключило возможность закрепления за регоператором обслуживание и содержание контейнерных площадок. По факту сложилась ситуация, когда либо жильцы и управляющие компании должны добровольно взять на себя обязанность строить и содержать такие площадки, либо ждать инициативы от муниципалитета. Ситуация осложнилась тем, что с началом работы регионального оператора плата за вывоз мусора из квитанций за содержание общего имущества, которые ежемесячно оплачивают жильцы ТСЖ или управляющим компаниям, должна быть исключена. Потеряв весомую долю доходов, управдомы навряд ли будут оформлять площадки на обслуживаемый жилфонд.

К тому же включить в общедомовое имущество место сбора ТКО можно по решению самих собственников квартир и только если оно находится на земельном участке, который закреплен за конкретным домом (оформлен в собственность). Такое случается крайне редко.

Начнем с человека

Вопрос строительства контейнерных площадок на экологическом форуме «Чистый Север – чистая страна!» поднял глава Новодвинска Сергей Андреев.

– Сбор мусора начинается с площадки, куда приходит человек. Чтобы жители увидели изменения, первые результаты реформы, необходимо обустроить площадки по новым стандартам. Однако бюджеты на этот год уже сформированы и нам нужна помощь регионального бюджета. Это не очень большие деньги, – заявил он.

Сергей Андреев отметил, что если в городах эта проблема звучит не так остро, то в сельских населенных пунктах твердые покрытия и ограждающие конструкции отсутствуют в принципе. Глава города бумажников предложил записать в резолюцию форума рекомендацию профинансировать эти затраты из областного бюджета.

По проекту территориальной схемы обращения с отходами потребность в контейнерном парке Новодвинска составляет 13 800 бункеров для крупногабаритных отходов (по 8 кубов) и 124 300 контейнеров (по 1,1 куб. м). Это исходя из 138 тысяч кубических метров отходов, которые образуются в городе. Учитывая уже имеющиеся контейнеры, необходимо дополнительно установить 16 бункеров и 344 контейнера.

По данному расчету крупногабаритный мусор собирается только в бункеры объемом 8 кубических метров, при этом его доля составляет 10 процентов от общей массы ТКО. Остальные отходы складируются в контейнеры емкостью 1,1 куб. м и вывозятся ежедневно.

Какие требования?

По законодательству, согласно СанПиНу для устройства контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями, имеющая подъездной путь для спецтранспорта.

Контейнеры должны быть с крышками, в идеале и сама площадка должна быть закрытого типа, иметь навес. Ее размер должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий и игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Сколько это стоит?

Устройство контейнерной площадки включает в себя следующие затраты: проектирование, строительно-монтажные работы по устройству асфальтированной площадки; установка ограждения или готовой контейнерной площадки закрытого типа (навеса), приобретение контейнеров (евроконтейнеры объемом 1,1 куб. м и бункеры по 8 куб. м). Даже с учетом цен прошлого года суммы получаются внушительные: по несколько сотен тысяч рублей на одну площадку.

– На ближайшей сессии областного Собрания депутатов в марте мы планируем выйти с предложением выделить на строительство контейнерных площадок необходимую сумму из областного бюджета. Пока речь идет о 20 миллионах рублей, а всего потребность оценивается почти в 120 миллионов, – сообщил заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Фоменко.

По его словам, сразу всю сумму выделить не получится: сначала будут профинансированы шесть заявок от муниципалитетов, которые уже поданы.

– Если этот опыт будет успешен, то мы и в дальнейшем будем финансировать эти мероприятия в других МО, – заявил он.

Острые вопросы, честные ответы

Федеральные и региональные эксперты, представители законодательной и исполнительной ветвей власти, общественных организаций обсудили реформу системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Организатором мероприятия стала Общественная палата Архангельской области при поддержке САФУ.

Напомним, что решение провести в Архангельской области первый экологический форум появилось после визита в регион представителей Общественной палаты РФ и федеральных экспертов.

В рамках форума прошли панельные дискуссии по четырем ключевым темам: экологическое просвещение, новая система обращения с ТКО, экологическая безопасность и роль гражданского общества в реформировании сферы обращения с ТКО. Участники согласились в одном – без изменения существующей ситуации, когда на полигонах размещается 93 процента отходов и с каждым годом свалки продолжают расти, проблему не решить. Вот лишь одна цифра: только на полигоне в Архангельске захоронено около 2 миллионов тонн отходов.

Куда выкидывать мусор?

С 1 июля 2019 года на территории области планируется перейти на новую схему транспортировки отходов – эта новая дата определена для начала работы единого регионального оператора компании «ЭкоЦентр». Пока идут дискуссии о месте размещения полигонов и размере тарифа для населения у городских властей другие задачи – найти деньги на обустройство контейнерных площадок, ведь по новому закону эта сфера ответственности передана на муниципальный уровень.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также с Правилами обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники.

Те площадки, которые не входят в состав общего имущества, должны обустраиваться и обслуживаться собственниками земельного участка, на котором они расположены. В подавляющем большинстве случаев это органы местного самоуправления и юридические лица коммерческих объектов недвижимости.

В августе 2018 года Постановлением Правительства РФ № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Согласно документу с 2019-го создание и оборудование площадок, ведение их реестра закреплено за органами местного самоуправления. Правда, тоже с оговоркой – если у участка, где расположена площадка, есть законный владелец, – именно он за нее и отвечает.

Оператор не при делах

Таким образом, законодательство исключило возможность закрепления за регоператором обслуживание и содержание контейнерных площадок. По факту сложилась ситуация, когда либо жильцы и управляющие компании должны добровольно взять на себя обязанность строить и содержать такие площадки, либо ждать инициативы от муниципалитета. Ситуация осложнилась тем, что с началом работы регионального оператора плата за вывоз мусора из квитанций за содержание общего имущества, которые ежемесячно оплачивают жильцы ТСЖ или управляющим компаниям, должна быть исключена. Потеряв весомую долю доходов, управдомы навряд ли будут оформлять площадки на обслуживаемый жилфонд.

К тому же включить в общедомовое имущество место сбора ТКО можно по решению самих собственников квартир и только если оно находится на земельном участке, который закреплен за конкретным домом (оформлен в собственность). Такое случается крайне редко.

Начнем с человека

Вопрос строительства контейнерных площадок на экологическом форуме «Чистый Север – чистая страна!» поднял глава Новодвинска Сергей Андреев.

– Сбор мусора начинается с площадки, куда приходит человек. Чтобы жители увидели изменения, первые результаты реформы, необходимо обустроить площадки по новым стандартам. Однако бюджеты на этот год уже сформированы и нам нужна помощь регионального бюджета. Это не очень большие деньги, – заявил он.

Сергей Андреев отметил, что если в городах эта проблема звучит не так остро, то в сельских населенных пунктах твердые покрытия и ограждающие конструкции отсутствуют в принципе. Глава города бумажников предложил записать в резолюцию форума рекомендацию профинансировать эти затраты из областного бюджета.

По проекту территориальной схемы обращения с отходами потребность в контейнерном парке Новодвинска составляет 13 800 бункеров для крупногабаритных отходов (по 8 кубов) и 124 300 контейнеров (по 1,1 куб. м). Это исходя из 138 тысяч кубических метров отходов, которые образуются в городе. Учитывая уже имеющиеся контейнеры, необходимо дополнительно установить 16 бункеров и 344 контейнера.

По данному расчету крупногабаритный мусор собирается только в бункеры объемом 8 кубических метров, при этом его доля составляет 10 процентов от общей массы ТКО. Остальные отходы складируются в контейнеры емкостью 1,1 куб. м и вывозятся ежедневно.

Какие требования?

По законодательству, согласно СанПиНу для устройства контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями, имеющая подъездной путь для спецтранспорта.

Контейнеры должны быть с крышками, в идеале и сама площадка должна быть закрытого типа, иметь навес. Ее размер должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий и игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Сколько это стоит?

Устройство контейнерной площадки включает в себя следующие затраты: проектирование, строительно-монтажные работы по устройству асфальтированной площадки; установка ограждения или готовой контейнерной площадки закрытого типа (навеса), приобретение контейнеров (евроконтейнеры объемом 1,1 куб. м и бункеры по 8 куб. м). Даже с учетом цен прошлого года суммы получаются внушительные: по несколько сотен тысяч рублей на одну площадку.

– На ближайшей сессии областного Собрания депутатов в марте мы планируем выйти с предложением выделить на строительство контейнерных площадок необходимую сумму из областного бюджета. Пока речь идет о 20 миллионах рублей, а всего потребность оценивается почти в 120 миллионов, – сообщил заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Фоменко.

По его словам, сразу всю сумму выделить не получится: сначала будут профинансированы шесть заявок от муниципалитетов, которые уже поданы.

– Если этот опыт будет успешен, то мы и в дальнейшем будем финансировать эти мероприятия в других МО, – заявил он.

Поделиться