2 ноября 2018

Осторожно, мошенники!

Цифровые технологии прочно входят в нашу повседневную жизнь. Мы активно пользуемся банковскими картами, совершая покупки в магазинах, все более часто используем возможности удаленной оплаты в Интернете и часто даже не задумываемся, как обезопасить свои средства. Но и мошенники не стоят на месте, изобретая новые схемы и способы хищения денежных средств. О правилах безопасного пользования и существующих способах защиты – в сегодняшнем материале.

Банковская карта – пластиковая карта, которая используется для оплаты товаров и услуг, в том числе через Интернет, а также для снятия наличных денег.

Бдительность и внимание

Одно из самых распространенных заблуждений – это то, что обезопасить себя можно, не используя современные гаджеты для проведения расчетов. Специалисты финансовых организаций постоянно ищут способы защиты мобильных устройств клиентов от вирусов. Но киберпреступники все чаще «взламывают» не машины, а людей, пользуясь их неосведомленностью и наивностью. Этот вид кибермошенничества и называется «социальная инженерия».

Популярный инструмент социальной инженерии – фишинг. Это получение доступа к конфиденциальным данным пользователей под видом e-mail-рассылок. Казалось бы, об опасности фишинговых писем знает каждый. Однако их открывают 30% получателей! Еще 20% открывают вложения в них. Через подобные рассылки, а также СМС- или ММС-сообщения, содержащие гиперссылку на сторонний ресурс, на телефон или компьютер может быть установлена вирусная программа, которая подключится к системам дистанционного управления финансами и получит доступ к вашим банковским счетам.

Другая схема: мошенник, представляясь работником госоргана, сотрудником банка или покупателем с сайта объявлений, узнает у клиента паспортные данные, номер карты и одноразовый СМС-пароль. Этого достаточно, чтобы получить доступ к средствам на счете в Сбербанк-онлайн.

Еще один способ получения конфиденциальных данных – романтическое знакомство. Мошенники вступают в любовную переписку с людьми, которые ищут в Интернете вторую половинку, усыпляют их бдительность и постепенно вытягивают из них нужную информацию.

Все больше появляется и фишинговых сайтов-ловушек. Они предлагают супервыгодное предложение или подарок от имени банка, но для его получения нужно ввести данные карты и СМС-пароль.

Удобство современных технологий

Пользование такими достижениями прогресса, как банковские карты и интернет-сервисы, достаточно безопасно, если соблюдать несложные правила, основными из которых являются следующие: никому не сообщайте свой секретный ПИН-код; не используйте секретный ПИН-код в Интернете; храните карту в недоступном для посторонних месте; используйте только официальные мобильные приложения банков.

Многие банки предоставляют своим клиентам услугу СМС-информирования по карте, которая дает возможность владельцу мобильного телефона распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счету. Используя эту услугу также важно помнить о безопасности: хранить пароли в недоступном месте; отдавать телефон в ремонт – только с блокировкой приложения интернет-банка; обязательно информируйте банк о смене вашего номера телефона.

Еще одним удаленным сервисом, набирающим популярность, является интернет-банкинг, который позволяет самостоятельно и в любое время пользоваться услугами банка через Интернет, что дает возможность не выходя из дома переводить денежные средства, оплачивать счета за квартиру и управлять деньгами на ваших картах.

Впервые системы мобильного банка появились в Европе в 1999 году.

Какие правила безопасности необходимо соблюдать при использовании этого удобного сервиса: никому и никогда не давайте ваш логин и пароль от «Личного кабинета»; храните пароль в недоступном для посторонних месте; не забывайте, что после совершения операций в интернет-банкинге необходимо выйти из приложения, нажав кнопку «Выход»; заходите в Интернет только с включенной функцией безопасности; используйте антивирус на устройстве, с которого осуществляете вход.

Знание – сила

Мы собрали девять важных советов, как не попасться на уловки мошенников:

1. Не доверяйте сомнительным сообщениям о блокировке карты.

Мошенники могут присылать СМС-сообщения о том, что банковская карта заблокирована. Чтобы ее разблокировать, человека просят прислать персональные данные, ПИН-код или набрать цифры, с помощью которых активируют услугу перевода средств на чужой номер. Никто не имеет права узнавать у вас такую информацию.

2. Присматривайтесь к людям, когда снимаете деньги в банкомате.

Мошенники могут подглядеть ваш ПИН-код, пока вы снимаете деньги в банкомате. Потом незаметно воруют карту, опустошают и выбрасывают ее. Чтобы никто ничего не подсмотрел, прикрывайте рукой клавиатуру банкомата.

3. Никогда не пишите ПИН-код карты на самой карте.

Карту можно где-то забыть или потерять. Или, к примеру, при оплате в магазине она попадает в руки продавца. Написанный на карте ПИН-код является большим соблазном для того, чтобы без труда воспользоваться ею.

4. Не устанавливайте неофициальные версии мобильных приложений.

Мошенники через Интернет или СМС-сообщения распространяют вирус. И, к примеру, при попытке открыть приложение банка вирус перенаправляет вас на сайт-ловушку, который внешне мало чем отличается от настоящего сайта банка. На этом сайте клиента просят ввести свой логин от «Личного кабинета». Вирус получает и отсылает мошенникам пароли для входа. Не пользуйтесь сомнительными приложениями и регулярно обновляйте антивирусы на своих телефонах и компьютерах.

5. Не выбрасывайте в урну чек, который печатает банкомат.

При оформлении новой карты и ее активации прямо в банке люди обычно выбрасывают в ведро чек, выданный банкоматом. Мошенники могут подобрать выброшенные бумажки, где указана информация с логинами и паролями для входа в онлайн-банк, и перевести деньги на свой счет.

6. Не переводите деньги незнакомым людям.

Обычно человеку звонит мошенник, представляется сотрудником правоохранительных органов и говорит, что ваш родственник или друг устроил аварию, кого-то избил или как-то еще нарушил закон. Чтобы уладить вопрос по-хорошему, мошенники просят перечислить с карты определенную сумму денег. Будьте бдительны: если попадете на такой звонок, обязательно свяжитесь для начала с родственником, которого пытаетесь спасти. Вероятно, с ним все в порядке, а вас просто кто-то пытается обмануть.

7. Никогда не давайте людям «подержать» свою карту.

Информации, которая указана на ней, достаточно для того, чтобы совершить с ее помощью покупку в интернете. Поэтому карту лучше вообще никому не давать в руки. Даже в кафе не нужно отдавать официанту карту, а самому вставлять ее в устройство и вводить пароль. И обязательно использовать карту, которая связана с вашим номером телефона. Если кто-то захочет что-то оплатить вашей картой, вам придет код-подтверждение.

8. Следите за актуальностью своего номера мобильного телефона.

Привязывайте к своему банковскому счету только актуальный мобильный номер. Операторы сотовой связи блокируют и зачастую перепродают номера, которые долгое время не использовались. Мошенники специально скупают такие номера и проверяют их на неотключенные банковские услуги. И, найдя такие, они могут вмиг перечислить деньги с карты с помощью этой услуги на свой счет. При смене номера телефона, на который подключен «Мобильный банк», нужно обязательно обратиться в офис банка и отключить услугу от старого номера.

9. Не сообщайте данные карты и не передавайте СМС-коды неизвестным людям.

Человек размещает объявление о продаже чего-нибудь (диван, телевизор…) в Интернете. Мошенники звонят по указанному номеру и прикидываются покупателями. В разговоре они узнают данные карт якобы для того, чтобы перечислить деньги за покупку. И, как только они получают эту информацию, подключаются к мобильному приложению и списывают со счета деньги. Никому не говорите номер карты или счета и трехзначный код, расположенный на оборотной стороне карты, а также никогда никому не передавайте СМС-код, который приходит к вам от номера 900.

Способов мошенничества много, но абсолютное большинство строится либо на доверии держателей банковских карт и умелом убеждении преступников, либо на элементарной забывчивости и пренебрежениях мерами безопасности. Противостоять преступникам несложно – достаточно всегда включать критическое мышление и не сообщать никому, включая сотрудника банка, свои конфиденциальные данные.

Ксения Борисова

Комментарий

Иван Распутин, начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Архангельской области:

– За девять месяцев этого года на территории Архангельской области зарегистрировано более 1800 мошенничеств, практически половина из них совершены с использованием средств мобильной связи и сети Интернет. Причем количество так называемых «дистанционных мошенничеств» уменьшилось почти на 30%, что связано в том числе с проводимой профилактической работой. Действия мошенников, как правило, направлены на то, чтобы войти в доверие к человеку и подтолкнуть его к спонтанным действиям, выполнению банковских операций под диктовку, смысл которых зачастую потерпевшему непонятен. Еще одна цель – узнать реквизиты чужой банковской карты. Поэтому главные правила, которые мы рекомендуем соблюдать в любой ситуации, – быть осторожным и никому не сообщать данные своих банковских карт. Еще одна проблема – приобретение вещей с рук через сеть Интернет, когда граждане перечисляют крупные денежные суммы на электронные кошельки или номера мобильных телефонов людям, с которыми общались только в виртуальном пространстве. Совершая такую покупку, невозможно гарантировать, что вторая сторона выполнит свои обязательства. Будьте бдительны, не дайте мошенникам шанс обмануть вас!

Банковская карта – пластиковая карта, которая используется для оплаты товаров и услуг, в том числе через Интернет, а также для снятия наличных денег.

Бдительность и внимание

Одно из самых распространенных заблуждений – это то, что обезопасить себя можно, не используя современные гаджеты для проведения расчетов. Специалисты финансовых организаций постоянно ищут способы защиты мобильных устройств клиентов от вирусов. Но киберпреступники все чаще «взламывают» не машины, а людей, пользуясь их неосведомленностью и наивностью. Этот вид кибермошенничества и называется «социальная инженерия».

Популярный инструмент социальной инженерии – фишинг. Это получение доступа к конфиденциальным данным пользователей под видом e-mail-рассылок. Казалось бы, об опасности фишинговых писем знает каждый. Однако их открывают 30% получателей! Еще 20% открывают вложения в них. Через подобные рассылки, а также СМС- или ММС-сообщения, содержащие гиперссылку на сторонний ресурс, на телефон или компьютер может быть установлена вирусная программа, которая подключится к системам дистанционного управления финансами и получит доступ к вашим банковским счетам.

Другая схема: мошенник, представляясь работником госоргана, сотрудником банка или покупателем с сайта объявлений, узнает у клиента паспортные данные, номер карты и одноразовый СМС-пароль. Этого достаточно, чтобы получить доступ к средствам на счете в Сбербанк-онлайн.

Еще один способ получения конфиденциальных данных – романтическое знакомство. Мошенники вступают в любовную переписку с людьми, которые ищут в Интернете вторую половинку, усыпляют их бдительность и постепенно вытягивают из них нужную информацию.

Все больше появляется и фишинговых сайтов-ловушек. Они предлагают супервыгодное предложение или подарок от имени банка, но для его получения нужно ввести данные карты и СМС-пароль.

Удобство современных технологий

Пользование такими достижениями прогресса, как банковские карты и интернет-сервисы, достаточно безопасно, если соблюдать несложные правила, основными из которых являются следующие: никому не сообщайте свой секретный ПИН-код; не используйте секретный ПИН-код в Интернете; храните карту в недоступном для посторонних месте; используйте только официальные мобильные приложения банков.

Многие банки предоставляют своим клиентам услугу СМС-информирования по карте, которая дает возможность владельцу мобильного телефона распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счету. Используя эту услугу также важно помнить о безопасности: хранить пароли в недоступном месте; отдавать телефон в ремонт – только с блокировкой приложения интернет-банка; обязательно информируйте банк о смене вашего номера телефона.

Еще одним удаленным сервисом, набирающим популярность, является интернет-банкинг, который позволяет самостоятельно и в любое время пользоваться услугами банка через Интернет, что дает возможность не выходя из дома переводить денежные средства, оплачивать счета за квартиру и управлять деньгами на ваших картах.

Впервые системы мобильного банка появились в Европе в 1999 году.

Какие правила безопасности необходимо соблюдать при использовании этого удобного сервиса: никому и никогда не давайте ваш логин и пароль от «Личного кабинета»; храните пароль в недоступном для посторонних месте; не забывайте, что после совершения операций в интернет-банкинге необходимо выйти из приложения, нажав кнопку «Выход»; заходите в Интернет только с включенной функцией безопасности; используйте антивирус на устройстве, с которого осуществляете вход.

Знание – сила

Мы собрали девять важных советов, как не попасться на уловки мошенников:

1. Не доверяйте сомнительным сообщениям о блокировке карты.

Мошенники могут присылать СМС-сообщения о том, что банковская карта заблокирована. Чтобы ее разблокировать, человека просят прислать персональные данные, ПИН-код или набрать цифры, с помощью которых активируют услугу перевода средств на чужой номер. Никто не имеет права узнавать у вас такую информацию.

2. Присматривайтесь к людям, когда снимаете деньги в банкомате.

Мошенники могут подглядеть ваш ПИН-код, пока вы снимаете деньги в банкомате. Потом незаметно воруют карту, опустошают и выбрасывают ее. Чтобы никто ничего не подсмотрел, прикрывайте рукой клавиатуру банкомата.

3. Никогда не пишите ПИН-код карты на самой карте.

Карту можно где-то забыть или потерять. Или, к примеру, при оплате в магазине она попадает в руки продавца. Написанный на карте ПИН-код является большим соблазном для того, чтобы без труда воспользоваться ею.

4. Не устанавливайте неофициальные версии мобильных приложений.

Мошенники через Интернет или СМС-сообщения распространяют вирус. И, к примеру, при попытке открыть приложение банка вирус перенаправляет вас на сайт-ловушку, который внешне мало чем отличается от настоящего сайта банка. На этом сайте клиента просят ввести свой логин от «Личного кабинета». Вирус получает и отсылает мошенникам пароли для входа. Не пользуйтесь сомнительными приложениями и регулярно обновляйте антивирусы на своих телефонах и компьютерах.

5. Не выбрасывайте в урну чек, который печатает банкомат.

При оформлении новой карты и ее активации прямо в банке люди обычно выбрасывают в ведро чек, выданный банкоматом. Мошенники могут подобрать выброшенные бумажки, где указана информация с логинами и паролями для входа в онлайн-банк, и перевести деньги на свой счет.

6. Не переводите деньги незнакомым людям.

Обычно человеку звонит мошенник, представляется сотрудником правоохранительных органов и говорит, что ваш родственник или друг устроил аварию, кого-то избил или как-то еще нарушил закон. Чтобы уладить вопрос по-хорошему, мошенники просят перечислить с карты определенную сумму денег. Будьте бдительны: если попадете на такой звонок, обязательно свяжитесь для начала с родственником, которого пытаетесь спасти. Вероятно, с ним все в порядке, а вас просто кто-то пытается обмануть.

7. Никогда не давайте людям «подержать» свою карту.

Информации, которая указана на ней, достаточно для того, чтобы совершить с ее помощью покупку в интернете. Поэтому карту лучше вообще никому не давать в руки. Даже в кафе не нужно отдавать официанту карту, а самому вставлять ее в устройство и вводить пароль. И обязательно использовать карту, которая связана с вашим номером телефона. Если кто-то захочет что-то оплатить вашей картой, вам придет код-подтверждение.

8. Следите за актуальностью своего номера мобильного телефона.

Привязывайте к своему банковскому счету только актуальный мобильный номер. Операторы сотовой связи блокируют и зачастую перепродают номера, которые долгое время не использовались. Мошенники специально скупают такие номера и проверяют их на неотключенные банковские услуги. И, найдя такие, они могут вмиг перечислить деньги с карты с помощью этой услуги на свой счет. При смене номера телефона, на который подключен «Мобильный банк», нужно обязательно обратиться в офис банка и отключить услугу от старого номера.

9. Не сообщайте данные карты и не передавайте СМС-коды неизвестным людям.

Человек размещает объявление о продаже чего-нибудь (диван, телевизор…) в Интернете. Мошенники звонят по указанному номеру и прикидываются покупателями. В разговоре они узнают данные карт якобы для того, чтобы перечислить деньги за покупку. И, как только они получают эту информацию, подключаются к мобильному приложению и списывают со счета деньги. Никому не говорите номер карты или счета и трехзначный код, расположенный на оборотной стороне карты, а также никогда никому не передавайте СМС-код, который приходит к вам от номера 900.

Способов мошенничества много, но абсолютное большинство строится либо на доверии держателей банковских карт и умелом убеждении преступников, либо на элементарной забывчивости и пренебрежениях мерами безопасности. Противостоять преступникам несложно – достаточно всегда включать критическое мышление и не сообщать никому, включая сотрудника банка, свои конфиденциальные данные.

Ксения Борисова

Комментарий

Иван Распутин, начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Архангельской области:

– За девять месяцев этого года на территории Архангельской области зарегистрировано более 1800 мошенничеств, практически половина из них совершены с использованием средств мобильной связи и сети Интернет. Причем количество так называемых «дистанционных мошенничеств» уменьшилось почти на 30%, что связано в том числе с проводимой профилактической работой. Действия мошенников, как правило, направлены на то, чтобы войти в доверие к человеку и подтолкнуть его к спонтанным действиям, выполнению банковских операций под диктовку, смысл которых зачастую потерпевшему непонятен. Еще одна цель – узнать реквизиты чужой банковской карты. Поэтому главные правила, которые мы рекомендуем соблюдать в любой ситуации, – быть осторожным и никому не сообщать данные своих банковских карт. Еще одна проблема – приобретение вещей с рук через сеть Интернет, когда граждане перечисляют крупные денежные суммы на электронные кошельки или номера мобильных телефонов людям, с которыми общались только в виртуальном пространстве. Совершая такую покупку, невозможно гарантировать, что вторая сторона выполнит свои обязательства. Будьте бдительны, не дайте мошенникам шанс обмануть вас!

Поделиться
29420