18 июня 2020

Ольга Лузанова: «Случайных людей в медицине быть не может: черствых, тех, кто не чувствует людей…»

Наш разговор с главным врачом Архангельской городской клинической поликлники №2 Ольгой Лузановой состоялся в преддверии Дня медицинского работника. Как развивается поликлиника? Какие планы по улучшению качества медицинской помощи и созданию комфортных условий для пациентов реализует администрация медучреждения? Как работают медики в условиях пандемии коронавирусной инфекции? Эти и другие вопросы стали темой нашей беседы.

Ольга Лузанова: «Случайных людей в медицине быть не может: черствых, тех, кто не чувствует людей…»

Но главная, конечно же, — люди в белых халатах. Те, кого мы и ругаем, и благодарим. Но такая уж у них работа.

Передовые

Одной из особенностей поликлиники №2 и поводом для гордости является Центр амбулаторной хирургии. Он работает под руководством Елены Шаманиной и в конце этого года отметил 20-летие.

— Особенность Центра амбулаторной хирургии в том, что в условиях дневного стационара наши врачи проводят малоинвазивные операции пациентам, не требующим круглосуточного наблюдения в стационаре. Это удаление грыж, урологические операции и прочее. А новая методика лечения варикозной болезни, которую хирурги Центра внедрили в 2015 году, стала востребованной настолько, что к нам обращаются не только жители других городских округов, но и других регионов.

На базе Центра ежегодно проходят мастер-классы специалистов ведущих клиник по обучению этой методике врачей-хирургов других учреждений области, — рассказывает Ольга Лузанова.

В структуре детской поликлиники функционирует центр вакцинопрофилактики, уже около 20 лет его специалисты используют для иммунизации детей в индивидуальном порядке альтернативные вакцины с очень хорошим эффектом. Сейчас эти вакцины включает национальный календарь прививок.

— В 2016 году мы получили лицензии по детской стоматологии и гинекологии. В структуре нашей поликлиники нет стоматологического отделения и женской консультации, и для проведения диспансеризации населения нам приходилось привлекать другие медицинские организации. Сейчас мы имеем возможность самостоятельно осуществлять диспансеризацию, проводить комплексные профосмотры взрослых и несовершеннолетних пациентов в стенах нашей поликлиники.

— На базе поликлиники работает различные центры…

— Да, и это еще одна наша особенность. У нас созданы и работают центры здоровья для взрослых и детей. Когда мы начинали эту работу в 2009 году, они были самостоятельными отделениями, а сейчас входят в структуру отделения медицинской профилактики. Эта работа позволяет нам проводить комплексные обследования пациентов, как взрослых, так и детей, для выявления факторов риска развития социально значимых заболеваний. В первую очередь это сердечно сосудистые заболевания, болезни дыхательной, эндокринологической систем, желудочно-кишечного тракта. Проводимые обследования, в том числе и выездные, дает хорошие результаты по ранней диагностике и выявлению факторов риска.

Кроме того, на базе центров работают различные обучающие школы здоровья. Для детей, например, это школа бронхиальной астмы, для взрослых – артериальной гипертонии и сахарного диабета, здорового питания. Они востребованы у населения, пациенты пишут благодарности медработникам, которые там работают. Давно и успешно также работает наш кабинет отказа от курения. Мы наблюдаем увеличение количество отказавшихся от курения, как? женщин и мужчин.

Имея этот потенциал, опыт работы мы сегодня рассматриваем возможность в рамках нацпроекта «Здравоохранение» создать городской центр общественного здоровья на базе нашей поликлиники.

— Ольга Юрьевна, один из филиалов поликлиники расположен в округе Майская горка. Многие жители этого района сетуют на то, что филиал не рассчитан на такое количество жителей. Между тем район расстраивается и очевидно, что жителей, нуждающихся в медицинском обслуживании, будет еще больше. Есть ли какие-то планы на этот счет у учреждения или, может быть, регионального минздрава?

— В самом деле, район расстраивается и его население прибывает, поэтому в округе крайне необходимо строить поликлинику.

— Но сегодня в округе строится частная поликлиника. Ее будет недостаточно?

— На мой взгляд, недостаточно. Кроме того, для нас очень важно, чтобы жители округа получали медицинскую помощь в полном объеме. Я имею в виду не только прием пациентов специалистами в поликлинике, но и выезд врачей на дом, диспансеризацию, профилактические осмотры, прививки и многое другое.

Проект строительства поликлиники в Майской горке был разработан в 2009 году, но, к сожалению, не был реализован администрацией города. Проект передан нашей поликлинике.

Вопрос о строительстве новой поликлиники для нас очень актуальный. Его мы обсуждали с заместителем председателя правительства Артемом Владимировичем Вахрушевым и министром здравоохранения Антоном Александровичем Карпуновым в декабре прошлого года, когда они посещали наш филиал. Также его вновь подняли депутаты городской Думы, которые в марте побывали в филиале.

Мы говорили, в частности о том, что округ будет расстраиваться и той частной поликлиники, которая в Майской горке строится, сегодня все равно будет недостаточно.

Для комфорта пациентов

— Ольга Юрьевна, еще два года назад тем, кто переступал порог поликлиники, открывалась удручающая картина. Сегодня пациентов встречает светлое фойе. Изменилась, безусловно, в лучшую сторону работа регистратуры, а наличие электронной очереди значительно упростило поход к врачу…

— Действительно за последние два года многое изменилось. Конечно, и для пациентов важно ожидать очереди к врачу в комфортных условиях, и для наших специалистов имеет значение то, в каких условиях они работают.

Участие нашего учреждения в проекте «Бережливая поликлиника» весь коллектив воспринял с радостью. Работы по преображению регистратуры были завершены в сентябре 2018 года. Мы смогли не только провести ремонт первого этажа поликлиники, но и изменили формат работы регистратуры, разделив ее на три зоны.

Первая предназначена для общения регистраторов с пациентами, которые пришли в поликлинику. Вторая – это колл-центр, куда поступают все телефонные звонки. И третья – картохранилище. Это позволило сократить время ожидания для пациентов.

— Решили ли эти преобразования извечные проблемы с поиском амбулаторных карт?

— Проблемы еще иногда возникают, но сегодня мы, кроме того, переходим на работу с электронными медкартами, когда, принимая пациента даже без карты, врач может войти в информационную систему и в электронном виде и увидеть всю необходимую информацию, в том числе результаты лабораторных и других исследований, записи всех специалистов и прочее. И это значительно облегчает работу врача и экономит его время.

— В детской поликлинике продолжается ремонт…

— Да, благодаря поддержке регионального правительства мы получили средства из областного бюджета и в 2019 году выполнили ремонты в кабинетах и зонах ожидания пациентов, по принципу «Бережливой поликлиники» реорганизовали работу регистратуры.

Мы провели ремонт фундамента, отремонтировали вентиляционные короба, кровлю. Сейчас продолжаем ремонт фасада. Также в этом году в детской поликлинике отремонтируем технический этаж, помещения третьего и первого этажей, и есть надежда, что восстановим лифт, что очень важно для родителей с маленькими детьми. В общей сложности на продолжение ремонта в детской поликлинике из областного бюджета нам выделили более 23 миллиона рублей.

Если средства останутся, то направим их на продолжение ремонта взрослой поликлиники. Здесь работ еще очень много. По предварительным оценкам на их завершение необходимо еще не менее 25 миллионов.

— Ольга Юрьевна, получает ли учреждение финансирование по нацпроекту «Здравоохранение»?

— В рамках национального проекта мы получаем новое оборудование. В частности по детскому здравоохранению. В прошлом году на средства бюджета и системы ОМС приобрели колоноскоп, УЗИ аппарат, модернизировали рентгенаппарат, что, безусловно, улучшило диагностическую базу, возможности выявления заболеваний у населения.

Планируем в этом году купить оборудование для офтальмологического кабинета, для оториноларингологов, ультразвуковой аппарат, тренажеры для зала лечебной физкультуры.

— В последние несколько лет в здравоохранении региона наблюдается поступательное развитие. Ощущаете ли Вы больше поддержки?

— Внимание к здравоохранению на всех уровнях сегодня очень пристальное и средства на ремонты и новое оборудование мы получаем из бюджета. Раньше их приходилось с огромным трудом зарабатывать самостоятельно.

Их, конечно, ни на что не хватало. Хотя и сами мы смогли в последние годы сделать немало. Многие кабинеты и в детской, и во взрослой поликлиниках отремонтировали за счет средств учреждения. Теперь, благодаря государственной поддержке, смогли уделить максимум внимания зонам ожидания – преображения нашего медучреждения с позитивом отмечают все наши пациенты.

— Ольга Юрьевна, как вы относитесь к тому, что право человека на получение доступной и качественной медицинской помощи независимо от места проживания будет закреплено в Конституции?

— На мой взгляд, конечно, качество медицинской помощи – это некий постулат. Она безо всяких определений должна быть доступной и качественной.

Мы обсуждали с коллегами поправки в Конституцию и пришли к выводу, что у врачей и пациентов существует все же разное понимание качества. У него целый набор составляющих – квалификация медицинского персонала, наличие соответствующего оборудования, соблюдение санитарных требований, комфортность условий и прочее.

Возможно, назрела необходимость внести ясность на конституционном уровне. Действующая Конституция гарантирует бесплатную медицинскую помощь и, наверное, на тот момент, когда писался Основной закон, этой гарантии было достаточно. Сегодня же требования времени таковы, что в нем должны появиться такие дефиниции, как доступность и качество.

Важно, что поправки в Конституцию закрепят право граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи вне зависимости от места проживания.

— Как изменила работу Вашего учреждения ситуация с распространением коронавирусной инфекции?

— Прежде всего, мы ограничили посещаемость поликлиники пациентами, поэтому врачи специалисты ведут приемы в одну смену. Также в одну смену работают диагностические кабинеты. Сегодня этого достаточно.

Тем не менее, нагрузка на персонал наоборот увеличилась, ведь мы, кроме основной работы, наблюдаем пациентов на дому – тех, кто находится на самоизоляции по постановлению Роспотребнадзора. В определенные сроки мы забираем у них мазки. С мая начали лечение пациентов на дому, у кого заболевание протекает бессимптомно или в легкой форме, с учетом условий проживания.

Есть еще категория пациентов с подозрением на заболевание коронавирусной инфекцией, поскольку соответствуют клинические проявления. Кроме того, мы выявляем контакты.

На начальном этапе, первыми пациенты под наблюдением были те, кто прибыл из-за рубежа. И эта работа была довольно сложной, так как некоторые скрывались. Мне лично пришлось подавать заявления в полицию на нескольких пациентов, которые не шли на контакт, скрывались и пренебрегали требованиями Роспотребнадзора.

— Может быть потому, что еще и сегодня есть люди, которые считают, что никакой коронавирусной инфекции и вовсе нет?

— Возможно, но это глупость. Мы ежедневно работаем в этой действительности. Кроме того, свой персонал мы еженедельно обследуем на инфекцию и очень серьезно относимся к этому процессу.

— Всем ли необходимым обеспечены ваши сотрудники, чтобы защититься от инфекции?

В начале пандемии, конечно, были трудности, как, впрочем, и у других медицинских учреждений. Мы буквально за две-три недели израсходовали полугодовой запас медицинских масок. Так что пришлось самим шить многоразовые. Сегодня, конечно, у нас все есть — средства защиты мы и сами приобретаем, поступают они также от благотворителей.

Главная ценность – кадры

— Ольга Юрьевна, испытывает ли ваше учреждение дефицит кадров, который сегодня, увы, свойственен в целом здравоохранению региона? Приходят на работу молодые врачи?

— Кадровый дефицит, как среди врачей, так и среди среднего младшего? медперсонала имеет место, но он не критичен. Мы возлагаем большие надежды на аккредитацию выпускников университета и медицинского колледжа. Они решают вопрос дефицита кадров, но, в первую очередь, в участковой службе. Потому что с 2017 года, согласно новым требованиям, чтобы стать врачом узкой специальности, молодым специалистам необходимо отработать в участковой службе и пройти клиническую ординатуру.

Между тем, сегодня по договорам целевого обучения у нас сегодня? обучаются 10 студентов.

— Какая молодежь сегодня приходит на смену старым кадрам? Вы ведь можете оценить молодых специалистов не только как главный врач, но и председатель областной аккредитационной комиссии…

— Мне нравятся наши молодые врачи. И по уровню подготовки, и по владению практическими навыками. Может быть, недостаточно коммуникативных навыков. Но здесь на помощь приходит особенность нашего коллектива – наставничество. У нас есть наставники опытные врачи, к которым молодежь может обратиться с любыми вопросами.

Конечно, молодым приходится на старте карьеры очень сложно – они учатся работать в большом коллективе, общаться с пациентами напрямую, принимать самостоятельные решения.

Поверьте, для врачей поликлиник это сложно, потому что времени намного меньше, чем в стационаре, где пациент находится круглосуточно. У нас это 15-20 минут общения в рамках амбулаторного приема. Поэтому на Ученом совете в СГМУ в августе 2019 года по результатам аккредитации от Медицинской ассоциации врачей мы предложили в рамках образовательного стандарта увеличить для студентов количество практических часов в поликлинике.

— Совсем скоро все медицинское сообщество будет отмечать профессиональный праздник. Расскажите о Вашем коллективе.

— В нашей поликлинике трудится замечательный коллектив, 125 врачей и 140 среднего медицинского персонала. Это профессионалы, беззаветно преданные своему делу, которые действительно очень любят свою работу и вкладывают в нее всю душу. У них золотые руки и добрые сердца.

Молодым сотрудникам есть на кого равняться — у нас немало тех, кто трудится в поликлинике не один десяток лет. Это и руководитель дневного стационара врач общей практики Жанна Владимировна Кононова, которая работает уже более 20 лет. Она эффективно организовала работу по лечению детей и взрослых.

У нас работает заведующая отделением врачей общей практики №1 Мария Литвякова. Мария Леонидовна – аспирант кафедры семейной медицины и внутренних болезней. Она работает над диссертацией, является победителем зарубежного конкурса грантов общеврачебной практики, с докладами выступает на международных врачебных конференциях. Очень увлеченный своей работой и талантливый специалист.

Это и врач-невролог Марина Николаевна Диева, участковые врачи детской поликлиники Мария Афанасьевна Абрамова и Светлана Витальевна Игнатенко и многие другие.

Наставники для медицинских сестер – старшие медицинские сестры Жанна Владимировна Пирогова, Наталья Юрьевна Попушина, Светлана Александровна Комарова, Эльвира Вениаминовна Беляева, Татьяна Геннадьевна Морозова и другие.

Моих коллег отличает безупречный профессионализм, богатый практический опыт и человечность докторов. Случайных людей здесь быть не может: черствых, тех, кто не чувствует людей. Но в нашей поликлинике таких и нет.

Ирина Колесникова

Поделиться
63149