Очень светлая работа

Выпускник САФУ третий год работает инструктором по физкультуре в детском саду «Ягодка». Его воспитанники — лидеры различных городских соревнований, но слава к нему пришла только сейчас. Он не понимает поднятой шумихи вокруг, потому что все его достижения — итоги любимой работы, и на них он останавливаться не собирается.

Мы поговорили с Ратибором о стереотипах, связанных с работой в детском саду, ее особенностях и его планах на будущее.

— Ратибор, Вы — инструктор, но стали воспитателем года. Как так получилось?

— Когда я увидел, что проводится конкурс «Воспитатель года», и, прочитав положение, подумал, могу ли я принять в нем участие. Но в центре «Радуга», организовавшем конкурс, дали добро на мое участие в нем. Я заявился как специалист по дошкольному образованию.

— Какая цель у этого конкурса?

— «Воспитать года», как и все конкурсы, ориентирован на поиск лучших специалистов в своём деле. Это учеба, знакомство и обмен опытом. Лучшие педагоги показывают и знакомят других специалистов со своими практиками и инициативами и, тем самым, повышают их профессионализм. В Архангельске много детских садов, и с помощью участия в подобных конкурсах, сад может выделиться среди других. Если говорить конкретно про меня, то сертификат «Воспитатель года» — отличная часть портфолио при подаче заявки на высшую категорию, теперь мне есть, что показать.

— Как вы стали работать в детском саду?

— Сначала я подрабатывал здесь дворником, но руководство знало, что я учусь на Спортфаке, что у меня есть практика работы с детьми от 3 до 7 лет, и предложили мне работу у них же, но уже инструктором. Судьба сама меня сюда привела, и я этому очень рад. От детей идет хорошая отдача, такая удивительная энергетика. На данный момент я всем доволен и очень люблю свою работу.

Ратибор Шашков, фото: 29.ru

— Но, наверно, в фитнес-индустрии больше перспектив с точки зрения финансов?

— Многие считают, что я мало зарабатываю, но это не так. Я работаю на полторы ставки, и еще провожу платные занятия на базе нашего детского сада. Успешность платных дополнительных общеобразовательных услуг зависит от посещаемости — чем больше я заинтересую детей, тем больше заработаем я и детский сад. Половина полученного от допуслуг достается детскому саду — эти деньги можно реализовать, например, на ремонт. Такая практика существует не во всех детских садах, часто руководство не хочет заниматься организацией этого вопроса, хотя плюсы от неё видны всем — от воспитателей и детей до родителей.

— Вам сразу предложили такой формат работы?

— Вы задели очень важный вопрос. Какая бы устаканившаяся система не работала в школах и детских садах, всё равно есть поле для экспериментов и развития сотрудников. Кадровая политика и работа с сотрудниками внутри коллектива очень важна. У меня был опыт, когда я работал в коллективе, большую часть которого не знал — за два года я был на одной планерке, на которой ничего не сказал. В «Ягодке» я познакомился со всеми в первый месяц работы — у нас проходят собрания, корпоративы, планерки, заседания. Дополнительные образовательные услуги, как и активная работа с коллективом — важная часть мотивирования сотрудников, это очень важно. Как только мне их предложили — я сразу согласился.

— А чем вы занимаетесь в летний период?

— Сейчас идет методическая работа — написание программ и подготовка мероприятий. После проекта «ГТО для всех» я готовлю «Знакомство с чемпионами Архангельской области» — буду приводить знакомых и друзей, которые расскажут о новых для детей видах спорта. За 7 лет учебы в университете мне удалось много с кем познакомиться.

— Чем отличается ваш проект по ГТО от обычной программы?

— В прошлом году принимали участие воспитатели, еще я хочу подключить родителей. Планируется, что это будет совместный фестиваль по нормам ГТО детей, родителей и воспитателей. В школах и центрах дополнительного образования есть практики проведения «уроков для родителей» — так на один день родитель становится на место своего ребенка, сталкивается с теми трудностями, о которых им рассказывают их же дети. Родители и дети после общения в нетипичной обстановке лучше понимают друг друга, это очень полезно.

— По всем ли спортивным направлениям в городе есть перспективы?

— У ребенка могут быть отличные данные для легкой атлетики, но секций для детей до 5 класса в городе нет, ему негде заниматься. С другой стороны — в Архангельске активно развивается коммерческий проект PomorSki — организация набирает группы по лыжам и бегу, но они только начали свою работу. Больше всего повезло тем, у кого есть предрасположенность к гимнастике — в городе она очень развита. Все проблемы для реализации потенциала упираются в отсутствие площадок.

— Есть ли какие-то результаты в спорте у ваших выпускников? Хотя, наверно, времени для оценки маловато…

— Есть выпускники, родители которых отправили их на советуемый им спорт. Ещё был интересный случай — к нам на встречу приходил мастер спорта России по конькобежному спорту Евгений Королев, сразу после неё несколько детей захотели заниматься этим спортом.

— Есть сложившийся стереотип, что самая сложная часть работы с детьми — консультирование родителей, получается, что в вашем случае не так?

— Родители идут на контакт, и конфликтов с ними у меня никогда не было. В этом вопросе можно волноваться из-за последствий небольших травм, без них в спорте не обойтись, но всё всегда решается мирным путем. У меня очень светлая в этом плане работа.

— А как окружение относится к вашей работе?

— Положительно. Но, конечно, сначала удивляются. Но к удивлению в свою сторону я привык, меня же зовут Ратибор. В деревне, из которой я родом, подобные имена в норме, а вот в Архангельске это диковинка какая-то. Но для детей, с которыми я работаю, в этом нет ничего необычного.

— По каким методикам вы работаете? Сравниваете ли старые с новыми?

— Я читал как советскую литературу по работе с детьми, так и новую, но методики ничем не отличаются. Вводная, основная и заключительная части урока никуда не делись и не денутся. Появились только новые фишки — как заинтересовать ребенка в начале занятия — сюрпризная часть или какой-то игровой момент, ведь основной вид деятельности — игра. Дети должны приходить на урок в ожидании чего-то интересного. Еще дети в этом возрасте не чувствуют усталости, и их нужно контролировать.

— Не тяжело ли находиться постоянно в креативном потоке?

— Это нормальная часть работы.

— Не боитесь выгорания?

— Возможно, но в дальнейшем я попробую себя в управленческой сфере. Всё равно придется развиваться и двигаться дальше. Но, повторюсь, на данный момент я обожаю свою работу и чувствую себя в ней очень хорошо.

Анастасия Бондина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 23 июня 2021 г.