7 апреля 2021

О бедном пассажире замолвите слово: остановочные павильоны в Архангельске должны выполнять свою главную функцию

Война против остановок общественного транспорта началась еще в нулевые. В 2008 году мэрия обещала современные и удобные остановочные павильоны, украшающие Архангельск. Прошла чертова дюжина лет, но мало что изменилось.

О бедном пассажире замолвите слово:  остановочные павильоны в Архангельске должны выполнять свою главную функцию

Во второй половине марта в центре губернской столицы вместе со снегом вдруг начала таять автобусная остановка напротив центра «Патриот» на Троицком проспекте. Напомним, ранее там находились два павильона: в одном продавали шаурму, в другом – цветы. Оба павильона были соединены крышей, под которой были расположены скамейки, урны – довольно большое пространство, вмещающее практически всех, кому нужно было посидеть в ожидании автобуса или укрыться от дождя и снега.

Главное слово «было» – в одночасье все оказалось снесено. Теперь народ в весеннюю распутицу и непогоду толчется по руинам без крыши над головой.

Надо полагать, что отцов города вновь посетила внезапная идея предложить архангелогородцам что-то более изящное и соответствующее некой мудреной концепции, о которой уже давно намекают в мэрии. Есть ли этот документ?

Впрочем, остановки не удостоились участия в программе формирования комфортной городской среды, а посему нужно всего лишь понять, что именно стоит ждать взамен.

Основное подозрение состоит вовсе не в том, что кому-то вдруг приснилось украсить город. Скорее места в центре областной столицы облюбовали рекламщики – проходимость большая, а соответственно и размещение стоит весьма нехило.

Вспомним, что было предложено ранее: какие-то «пятнашки» на остановке возле «Богатыря» да кривые зеркала напротив бывшего кинотеатра «Мир», предназначенные для увеселения граждан, ожидающих свой автобус.

Между тем увеселений там предостаточно и без кривых зеркал – напротив того же «Мира» появилась пара неказистых навесов, под каждый из которых может спрятаться максимум человек пять-шесть, а на узеньких скамеечках смогут присесть человека четыре. А автобусов там ходит, кстати, бесчисленное количество. Причем урны не замечено ни одной…

Да, в свое время на главной остановке города — возле здания городской администрации, появился общепит, где можно испить кофе и смякать какую-нибудь шоколадку. Тогда это преподносилось как некое городское чудо, которое мэрия обещала расклонировать на весь Архангельск. Но чем дальше от городской управы, тем печальнее картина. Например, на окраинах поставили просто короба, обшитые серым металлическим профлистом.

Вот, например, что сообщал тогдашний директор департамента градостроительства мэрии Илья Эмке: «Демонтаж ларьков на остановке «Петровский парк» показал, что в этом районе стало меньше мусора, исчезли подвыпившие компании, открылся замечательный вид на главную городскую площадь. Сейчас здесь установлены современные павильоны: из металла и пластика со щитами для размещения рекламной продукции».

Еще в 2008-м городская администрация выпустила распоряжение «О временных объектах торговли», согласно которому планировала не размещать новые торговые павильоны на территории Архангельска и активно расторгать договоры аренды земельных участков «для повышения культуры обслуживания, обеспечения защиты прав потребителей, поддержания должной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города». Основание для расторжения договоров придумали довольно веское – отсутствие подключения торговых точек на остановках к канализации и водопроводу.

Тогда же всем владельцам остановочных павильонов предписали выкрасить свои заведения в типовой цвет, убрать холодильники с газировкой и мороженым, содержать территории в чистоте и заключить договоры на вывоз мусора. К слову, может, именно поэтому на многих «благоустроенных» остановках попросту нет урн. Нет урн – нет мусора.

Что появится возле «Патриота», приблизительно понятно – эскиз в мэрии уже есть: плюс к танку – качели, портреты кавалеров ордена Славы…

По поводу остановки – посыл ясен: говорится о некоем «социально ориентированном проекте «Реклама с пользой» от одной компании. Вот только о пассажирах так ничего и не сказано – там либо очередная кофейно-газетная точка, либо навес со скамейкой из пары досок.

Александр Макальпин

Комментарий

Александр Гревцов, вице-спикер Архангельской городской думы (фракция КПРФ):

– Если в городе убирается остановочный павильон, после его демонтажа оперативно нужно устанавливать новый, чтобы люди не испытывали неудобств. К сожалению, у нас часто бывает, что павильон убрали, а новый поставили только через год. И пассажиры мокнут под дождём в ожидании транспорта, не защищены от снега, ветра, иных природных катаклизмов, в результате чего заболевают.

Старая убогая остановка у Дома офицеров демонтирована, но пока есть только проект Аллеи Славы, в которую центр «Патриот» планирует органично вписать и хороший остановочный павильон. Воплотится в жизнь это не раньше конца этого года, поэтому демонтаж старой остановки я бы назвал, мягко говоря, поспешным.

Остановочные павильоны, подобные тому, что был у Дома офицеров, хоть и удобны для пассажиров, защищают их от дождя, снега, но выглядят несовременно. Заменить их можно, сохраняя функционал – торговлю цветами, выпечкой, а не превращая в рекламные тумбы. Нужно только найти заинтересованных предпринимателей.

Пока в городе есть только единичные примеры, когда на месте старых убогих остановочных павильонов появились новые достойные, где ведется и торговля: на площади Ленина, Троицком проспекте (у «Полярного») и несколько других.

По моему мнению, павильоны, как и вывески на зданиях, должны быть вписаны в дизайн-код города. Они должны быть стандартизованы.

Самое главное для павильона – защитить пассажира от осадков на время ожидания общественного транспорта. Поэтому все они должны иметь как минимум три ограждающие стенки, одна из которых должна быть прозрачной, чтобы видеть приближающийся автобус. Нужно полностью уйти от использования профлиста, чтобы наши остановки не выглядели как площадки для мусорных контейнеров.

На наиболее скоростных дорогах города (например, на Маймаксанском шоссе или Ленинградском проспекте), где любят полихачить водители и нередки ДТП, необходимо устанавливать жесткие конструкции с защитными демпферами, чтобы в случае ДТП люди не пострадали.

Поделиться
92794