15 сентября 2016

«Ни рубля пивной»

В 30-е годы XX века в Советском Союзе развернули кампанию по повышению финансовой и политической грамотности населения. Начали с того, что на одном из заводов Ленинграда провели анкетирование 246 комсомольцев, выясняя, на что они тратят заработанные деньги.

«Зная, как парень расходует свою получку, мы в то же время получаем и ясное представление о степени сознательности, о культурном уровне, о запросах этого парня…» – уверяли авторы исследования.

Результаты анкетирования доктор А. Г. Каган опубликовал в брошюре «Как молодежь расходует и как надо расходовать получку». Вышла она в 1928 году в издательстве «Прибой». Партия потом горячо рекомендовала эту книгу «молодому рабочему читателю».

Впрочем, проблемы, описанные в брошюре, не потеряли свою актуальность и сейчас. Вот, например, такой персонаж вам не знаком? «Квалифицированный слесарь получает достаточно высокий заработок, в наличии все предпосылки к здоровой, культурной жизни… Но он «гуляет и фасонит», большую часть получки бросает на пивную стойку…»

Долой вредные траты!

Так на что же уходили деньги у комсомольцев начала сталинской эпохи?

Все расходы молодых людей были поделены на «полезные» и «вредные». К первым отнесли траты на жилье, питание, газеты, книги и театр. Особое внимание было уделено вопросу, сколько у работающего гражданина исподнего и как много средств уходит на баню. Был приведен красноречивый пример: парень тратит на кино восемь рублей ежемесячно, а белья имеет всего две смены. Учитывая, что вещи в прачечную молодые люди сдавали один-два раза в месяц, получалось, что такой киноман неделями ходил в одном и том же нательном.

Ко вторым отнесли «вечерушки», алкоголь, курение. Между полезными и вредными как мостик – расходы сомнительные: «сладости» и «кинушничество».

«С точки зрения рационального расходования зарплаты мы не можем признать полезным чрезмерный расход на кино, тем более что значительная часть картин по своему содержанию не всегда отвечает воспитательным задачам молодняка, – утверждали авторы проекта. – Также и расход в 6–8 рублей в месяц на одни только сладости нужно признать большим, так как этот расход идет за счет вещей более необходимых, как лучшее питание, лишняя пара белья, нужная книга».

Кстати, по данным ВЦИОМ, две трети россиян признаются, что им тоже не помешало бы уменьшить траты на кондитерские изделия. Тем более что в 2016 году цены на шоколад, шоколадные конфеты и карамель в нашей стране выросли на 30–40%.

Косметика – первая ступень вниз

Порицались вечеринки, на которые тратилась почти треть зарплаты молодых комсомольцев. Они устраивались в складчину и обычно проходили с выпивкой. Негодуя против глупых трат, авторы признавали, что самые лишние и самые вредные из них – расходы на алкоголь: «Это подлинный бич рабочего парня. Он действует не только на бюджет (поглощая немалую долю из него), но вдобавок отравляет организм…»

Таким же особо уязвимым местом в бюджете молодежи, как горячительное у парней, были названы шелковые чулки у девушек. Галошница завода «Треугольник» свидетельствовала: «На чулки денег уйдет уйма, потому что чулки – дрянь, не успеешь надеть, как уже рваные. Потому покупаются они в ущерб пище». Критике этого предмета одежды в брошюре посвящен целый раздел.

Не меньше досталось и любителям приукрасить себя помадой или тенями. «Косметика – первая ступень вниз, – укоряют исследователи. – Вслед за косметикой идут флирт, «вечерушки», ранняя половая жизнь, неразбериха в личном быту вообще и плавный, но прогрессирующий отход не только от общественной работы, но от всякой общественной жизни».

Это несмотря на то что в среднем зарабатывающие по 80–100 рублей в месяц девушки тратили на косметические средства всего лишь два рубля. Но ведь «трудно установить, где кончается невинная пудра и где начинается губная помада, всякие «карандаши», духи и прочие излишества».

Особую группу «злостных косметчиц» составляли те, кто имел расходы на маникюр. «Их не очень много, но чрезвычайно обидно то, что процент делающих маникюр растет от первой к третьей группе (с увеличением дохода)», – с горечью отмечает Каган.

Храните деньги в сберегательной кассе

В августе 2016 года «Левада-центр» опубликовал данные опроса россиян: «Что осложняет жизнь вашей семьи?». Оказалось, каждому шестому опрошенному не хватает денег.

Молодежи 30-х годов не хватало того же самого. «Излишества в быту» приводили к тому, что больше трети юношей и девушек приходилось регулярно занимать у товарищей до следующей получки. Причем, как отмечает автор брошюры, «по мере увеличения зарплаты количество прибегающих к одалживанию должно все уменьшаться… Ничуть не бывало!». Те, кто зарабатывал до ста рублей в месяц, имел долгов в среднем на 23 рубля, а те, кто получал 160 рублей, были должны в три раза больше.

На что же работникам ленинградского завода так нужны деньги? В первую очередь на одежду. На втором месте у девушек белье (в том числе и заветные чулки), у юношей – развлечения.

Заканчивая анализ анкет, авторы делают неутешительные выводы: мечта о повышении получки никак не скажется на более дисциплинированном отношении к своим деньгам. А рост экономического благополучия молодежи идет быстрее, чем рост культурный.

«Элементы культурности в личном быту, желание строить его на новых, здоровых, трезвых началах растут, множатся, говорят о себе колонками цифр «расходных статей», в которых книги, газеты, нормальное питание, чистое белье завоевывают все большее место, – пишут они. – А рядом еще живут нравы Растеряевой улицы, тяга к алкоголю, картишкам, биллиардному полю и бессмысленное, глупое, в ущерб здоровью, силам, своей производственной и общественной ценности «вольное обращение» с получкой».

После этого исследования было решено начать кампанию за правильное расходование получки. Она не обошла стороной газеты и журналы, в которых стали появляться фельетоны о молодых людях, обзаводящихся духами и лакированными туфлями в ущерб здоровой еде и физкультуре.

На многих предприятиях инициативные комсомольские работники устраивали ударные дни, приноровленные к получкам. Дни эти проходили под лозунгами «Ни рубля пивной», «Обязательно отчисли на газеты», «Не форси – одевайся чисто, скромно, опрятно». Кроме того, организовывались книжные ларьки, продажи спортивного инвентаря, дешевой материи.

Доктор Каган тоже адресует молодежи пару советов по финансовой грамотности. И они мало чем отличаются от тех, что даст современный советник по личным финансам: вести тетрадку доходов и расходов, планируя свой бюджет на месяц вперед. Чтобы купить дорогую вещь или съездить на отдых, с каждой получки нужно регулярно откладывать деньги. И держать их не дома, а в сберкассе. Покупать ценные бумаги, а перед тем, как хорошо потратиться на что-то, спросить себя: «Поможет ли это мне стать здоровее или квалифицированнее?»

«Зная, как парень расходует свою получку, мы в то же время получаем и ясное представление о степени сознательности, о культурном уровне, о запросах этого парня…» – уверяли авторы исследования.

Результаты анкетирования доктор А. Г. Каган опубликовал в брошюре «Как молодежь расходует и как надо расходовать получку». Вышла она в 1928 году в издательстве «Прибой». Партия потом горячо рекомендовала эту книгу «молодому рабочему читателю».

Впрочем, проблемы, описанные в брошюре, не потеряли свою актуальность и сейчас. Вот, например, такой персонаж вам не знаком? «Квалифицированный слесарь получает достаточно высокий заработок, в наличии все предпосылки к здоровой, культурной жизни… Но он «гуляет и фасонит», большую часть получки бросает на пивную стойку…»

Долой вредные траты!

Так на что же уходили деньги у комсомольцев начала сталинской эпохи?

Все расходы молодых людей были поделены на «полезные» и «вредные». К первым отнесли траты на жилье, питание, газеты, книги и театр. Особое внимание было уделено вопросу, сколько у работающего гражданина исподнего и как много средств уходит на баню. Был приведен красноречивый пример: парень тратит на кино восемь рублей ежемесячно, а белья имеет всего две смены. Учитывая, что вещи в прачечную молодые люди сдавали один-два раза в месяц, получалось, что такой киноман неделями ходил в одном и том же нательном.

Ко вторым отнесли «вечерушки», алкоголь, курение. Между полезными и вредными как мостик – расходы сомнительные: «сладости» и «кинушничество».

«С точки зрения рационального расходования зарплаты мы не можем признать полезным чрезмерный расход на кино, тем более что значительная часть картин по своему содержанию не всегда отвечает воспитательным задачам молодняка, – утверждали авторы проекта. – Также и расход в 6–8 рублей в месяц на одни только сладости нужно признать большим, так как этот расход идет за счет вещей более необходимых, как лучшее питание, лишняя пара белья, нужная книга».

Кстати, по данным ВЦИОМ, две трети россиян признаются, что им тоже не помешало бы уменьшить траты на кондитерские изделия. Тем более что в 2016 году цены на шоколад, шоколадные конфеты и карамель в нашей стране выросли на 30–40%.

Косметика – первая ступень вниз

Порицались вечеринки, на которые тратилась почти треть зарплаты молодых комсомольцев. Они устраивались в складчину и обычно проходили с выпивкой. Негодуя против глупых трат, авторы признавали, что самые лишние и самые вредные из них – расходы на алкоголь: «Это подлинный бич рабочего парня. Он действует не только на бюджет (поглощая немалую долю из него), но вдобавок отравляет организм…»

Таким же особо уязвимым местом в бюджете молодежи, как горячительное у парней, были названы шелковые чулки у девушек. Галошница завода «Треугольник» свидетельствовала: «На чулки денег уйдет уйма, потому что чулки – дрянь, не успеешь надеть, как уже рваные. Потому покупаются они в ущерб пище». Критике этого предмета одежды в брошюре посвящен целый раздел.

Не меньше досталось и любителям приукрасить себя помадой или тенями. «Косметика – первая ступень вниз, – укоряют исследователи. – Вслед за косметикой идут флирт, «вечерушки», ранняя половая жизнь, неразбериха в личном быту вообще и плавный, но прогрессирующий отход не только от общественной работы, но от всякой общественной жизни».

Это несмотря на то что в среднем зарабатывающие по 80–100 рублей в месяц девушки тратили на косметические средства всего лишь два рубля. Но ведь «трудно установить, где кончается невинная пудра и где начинается губная помада, всякие «карандаши», духи и прочие излишества».

Особую группу «злостных косметчиц» составляли те, кто имел расходы на маникюр. «Их не очень много, но чрезвычайно обидно то, что процент делающих маникюр растет от первой к третьей группе (с увеличением дохода)», – с горечью отмечает Каган.

Храните деньги в сберегательной кассе

В августе 2016 года «Левада-центр» опубликовал данные опроса россиян: «Что осложняет жизнь вашей семьи?». Оказалось, каждому шестому опрошенному не хватает денег.

Молодежи 30-х годов не хватало того же самого. «Излишества в быту» приводили к тому, что больше трети юношей и девушек приходилось регулярно занимать у товарищей до следующей получки. Причем, как отмечает автор брошюры, «по мере увеличения зарплаты количество прибегающих к одалживанию должно все уменьшаться… Ничуть не бывало!». Те, кто зарабатывал до ста рублей в месяц, имел долгов в среднем на 23 рубля, а те, кто получал 160 рублей, были должны в три раза больше.

На что же работникам ленинградского завода так нужны деньги? В первую очередь на одежду. На втором месте у девушек белье (в том числе и заветные чулки), у юношей – развлечения.

Заканчивая анализ анкет, авторы делают неутешительные выводы: мечта о повышении получки никак не скажется на более дисциплинированном отношении к своим деньгам. А рост экономического благополучия молодежи идет быстрее, чем рост культурный.

«Элементы культурности в личном быту, желание строить его на новых, здоровых, трезвых началах растут, множатся, говорят о себе колонками цифр «расходных статей», в которых книги, газеты, нормальное питание, чистое белье завоевывают все большее место, – пишут они. – А рядом еще живут нравы Растеряевой улицы, тяга к алкоголю, картишкам, биллиардному полю и бессмысленное, глупое, в ущерб здоровью, силам, своей производственной и общественной ценности «вольное обращение» с получкой».

После этого исследования было решено начать кампанию за правильное расходование получки. Она не обошла стороной газеты и журналы, в которых стали появляться фельетоны о молодых людях, обзаводящихся духами и лакированными туфлями в ущерб здоровой еде и физкультуре.

На многих предприятиях инициативные комсомольские работники устраивали ударные дни, приноровленные к получкам. Дни эти проходили под лозунгами «Ни рубля пивной», «Обязательно отчисли на газеты», «Не форси – одевайся чисто, скромно, опрятно». Кроме того, организовывались книжные ларьки, продажи спортивного инвентаря, дешевой материи.

Доктор Каган тоже адресует молодежи пару советов по финансовой грамотности. И они мало чем отличаются от тех, что даст современный советник по личным финансам: вести тетрадку доходов и расходов, планируя свой бюджет на месяц вперед. Чтобы купить дорогую вещь или съездить на отдых, с каждой получки нужно регулярно откладывать деньги. И держать их не дома, а в сберкассе. Покупать ценные бумаги, а перед тем, как хорошо потратиться на что-то, спросить себя: «Поможет ли это мне стать здоровее или квалифицированнее?»

Поделиться
17580