21 декабря 2017

Неизвестная с фрейлинским шифром

Работа кисти Гавриила Ивановича Яковлева (1819–1862), датированная 1855 годом, была приобретена Архангельским музеем изобразительных искусств как «Изображение неизвестной с фрейлинским шифром». Художник эффектно подает свою модель, подчеркивая ее красоту и обаяние, стройность стана и изящество осанки, нежность кожи и блеск волос, прозрачность ткани и мерцание драгоценных камней. Но определить, кто же эта неизвестная, долгое время не удавалось. Помог бант с шифром на левом плече. Бриллиантовая буква «А» под короной на синей ленте означала, что портретируемая была фрейлиной императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. Эта картина обычно привлекает посетителей: всегда приятно смотреть на красивое лицо, восторгаться, как точно передана жемчужная подвеска, будто бы выступающая из полотна. Живописная поверхность гладкая, движения кисти незаметны – так писали в середине XIX века, и надпись на портрете подтверждает это: слева на фоне, чуть выше плеча, прочитывается – «Г. Яковлевъ 1855». Мы сразу же попытались найти имя художника Г. Яковлева в каталогах академических выставок того времени. И обнаружили, что «Указатель художественных произведений годичной выставки Императорской академии художеств за 1854–1855 отчетный год» свидетельствует, что в 1855-м художник выставил портрет свиты Его Величества генерал-майора Александрова и портрет фрейлины Александровой. Наша попытка выяснить, кем же были эти Александровы, привела к удивительной истории. Павел Константинович Александров (1808–1857) – фигура заметная. Он был внебрачным сыном великого князя Константина Павловича, старшего брата будущего императора Николая I, и очаровательной француженки Жозефины Фридрихс. Он получил имя в честь деда, Павла I, а фамилию – в честь крестного отца – императора Александра I. В 1812 году Александров возведен в дворянское достоинство и зачислен корнетом в Конную гвардию, впоследствии стал генерал-адъютантом. Поскольку других фрейлин в это время портретист Г. И. Яковлев не писал, мы установили, что «Изображение неизвестной с фрейлинским шифром» – это портрет Александры Павловны Александровой, что впоследствии подтвердили эксперты: на портрете из музейного собрания изображена дочь генерал-майора Александрова Александра Павловна Александрова (1836–1884), в замужестве княгиня Львова. Так мы выяснили, что портрет внучки великого князя Константина волею судеб оказался в Архангельске, и теперь он является украшением нашей коллекции русского классического искусства.

Елена Ружникова, искусствовед Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

Художник эффектно подает свою модель, подчеркивая ее красоту и обаяние, стройность стана и изящество осанки, нежность кожи и блеск волос, прозрачность ткани и мерцание драгоценных камней.

Но определить, кто же эта неизвестная, долгое время не удавалось. Помог бант с шифром на левом плече. Бриллиантовая буква «А» под короной на синей ленте означала, что портретируемая была фрейлиной императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Эта картина обычно привлекает посетителей: всегда приятно смотреть на красивое лицо, восторгаться, как точно передана жемчужная подвеска, будто бы выступающая из полотна. Живописная поверхность гладкая, движения кисти незаметны – так писали в середине XIX века, и надпись на портрете подтверждает это: слева на фоне, чуть выше плеча, прочитывается – «Г. Яковлевъ 1855».

Мы сразу же попытались найти имя художника Г. Яковлева в каталогах академических выставок того времени. И обнаружили, что «Указатель художественных произведений годичной выставки Императорской академии художеств за 1854–1855 отчетный год» свидетельствует, что в 1855-м художник выставил портрет свиты Его Величества генерал-майора Александрова и портрет фрейлины Александровой.

Наша попытка выяснить, кем же были эти Александровы, привела к удивительной истории. Павел Константинович Александров (1808–1857) – фигура заметная. Он был внебрачным сыном великого князя Константина Павловича, старшего брата будущего императора Николая I, и очаровательной француженки Жозефины Фридрихс.

Он получил имя в честь деда, Павла I, а фамилию – в честь крестного отца – императора Александра I. В 1812 году Александров возведен в дворянское достоинство и зачислен корнетом в Конную гвардию, впоследствии стал генерал-адъютантом.

Поскольку других фрейлин в это время портретист Г. И. Яковлев не писал, мы установили, что «Изображение неизвестной с фрейлинским шифром» – это портрет Александры Павловны Александровой, что впоследствии подтвердили эксперты: на портрете из музейного собрания изображена дочь генерал-майора Александрова Александра Павловна Александрова (1836–1884), в замужестве княгиня Львова.

Так мы выяснили, что портрет внучки великого князя Константина волею судеб оказался в Архангельске, и теперь он является украшением нашей коллекции русского классического искусства.

Елена Ружникова, искусствовед Государственного
музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

Поделиться
25220