24 ноября 2014

Не просто Людмила

Ее приезда, организованного молодежным театром, долго ждали и с нетерпением обсуждали, какая она. Та, что считается одной из лучших со-временных писательниц России, пьесы которой ставили знаменитые режиссеры, а сказки из цикла «Пуськи бятые» до сих пор не могут разгадать языковеды. Еще, говорят, она пишет забавные стихи, поет и рисует мультики!

Шок и трепет

И вот она в Архангельске. В холодном центре «Патриот», больше известном как Дом офицеров, собрались почитатели творчества Людмилы Петрушевской, запасшись книгами и грампластинками. Тут же продавались ее сказки и рассказы с обещанием раздачи автографов после вечера. Но прелюдия встречи затянулась минут на 20, кто-то уже озяб и потянулся за пальто в гардероб, наконец вышли музыканты и минут десять пытались разогреть публику незамысловатыми ритмами. Ах, из-за кулис появилась она.

Вызвав вздох удивления, а, может, у кого-то и шок. Людмила Стефановна тоже изрядно утеплилась, нарядившись в длинную черную юбку, ниспадающую тяжелыми складками, под трикотажным с меховой опушкой кардиганом угадывались кофты и шарфы, руки спрятаны под красные митенки, пальцы в огромных кольцах и перстнях, на голове – массивная шляпа с разноцветными бантами-цветами… Ну чистая старуха Шапокляк, если б не была так мила в общении. Однако вечер в компании с Петрушевской разделил зрителей на неравные доли: кто-то стал ее обожать еще более, других она разочаровала.

Чинзано стаканами?

Ведь в программе «Мой театральный роман» были обещаны «истории постановок спектаклей в «Современнике», Ленкоме и
МХАТе, отрывки из спектаклей с участием Л. Ахеджаковой, Р. Козака и И. Чуриковой». Но все ограничилось двумя порядочными кусками с плохим звуком из старых спектаклей в сопровождении небольшого, хотя и занятного рассказа про судьбу некоторых своих пьес. Например, про то, как Виктюк поставил «Уроки музыки», а их запретили, как тот же Виктюк одел Авангарда Леонтьева в «Квартире Коломбины» в юбку.
И это вызвало такой фурор, что режиссер придумал «Служанок». Про то, как компания «Чинзано» подала в суд на одноименный спектакль, потому что стаканами их вино пить нельзя.

Но самая душераздирающая история про последний прогремевший, но довольно неоднозначно оцененный (впрочем, как всегда) спектакль «Он в Аргентине». Его поставил Дмитрий Брусникин в МХТ имени Чехова. Вначале одну из двух героинь репетировала Ия Саввина – она умерла, на премьеру ввелась Марина Голуб – она погибла, сейчас играет Юлия Чебакова. Потом Петрушевкая решила, что театра хватит, попричитала: «Грипп, грипп», попросила стакан горячей воды и… запела.

Шутки со словом

Она называет это «кабаре», а песенки под аранжированные популярные мелодии зарубежной эстрады – мини-спектаклями, монологами, сценками… Вот трогательная – от лица 18-летней барышни, которая в кафе увидела его, переживает, что он с другой – «а вдруг, это его мама?». Или страдания женщины, возлюбленный которой пошел провожать ее подругу до метро и исчез… Ну и так далее в застолбленной
Петрушевской теме «энциклопедии женской жизни – от юности до старости».

Куда интереснее показались ее стихи, так называемые «парадоски» – внучка лингвиста не может не шутить со словом (помните, ее кузявого и бутявку?). Ведь «каждый имеет право на верлибр». По ее понятиям, поэзия – это просто строчки разной длины или, как у Лорки, «встреча двух слов, которые и не подозревали, что могут встретиться». Поэтому «каноэ» смело рифмуется с «какое», «крыша» с «выше», «лицо» с «яйцо». Темы этих стишков как у чукчи – что вижу, о том и пою. Своеобразный дневник повседневности.

О мучениях сперматозоида-поэта, неком ихтиопарде – смеси леопарда с окунем, которого не приняли в театр, свекле, боящейся попасть в борщ. Некоторым они могут показаться пошлыми, слишком простенькими, но мы же помним, что наша Петрушевская не просто Людмила. Поэтому ищем в каждом некие смыслы.

Вышел ежик из тумана

После часа выступления она сказала: «Все! Идите!» Оказалось, на антракт. Те, кто не сбежал, услышали продолжение концерта в том же духе, дарили белые розы, получали вожделенные автографы. Хотя одна дама и вздыхала: «Я на всех великих хожу. Вот Костя Райкин читал разные стихи, Коля Цискаридзе много шутил и признался-таки, что не женат, мол, детей в неволе не рожает, а Петрушевская, конечно, душка, но я ждала большего, мне в ней серьезности не хватило». Ну что сделаешь, пора понять, что «великие», по большей части, ездят к нам зарабатывать, к сожалению, Петрушевская не исключение.

Правда, на следующий день было, наверное, интереснее. В молодежном театре был устроен детский праздник: стихи, песенки, конкурсы, авторские мультфильмы. Из самых знаменитых «Поросенок Петр», «Кот, который умел петь», «Приключения буквы А», «Сказка сказок». Говорят, Норштейн именно с Петрушевской рисовал своего ежика в тумане. Вот такой она была в Архангельске, несмотря на возраст, вовсе не умудренная жизнью, а смешливая девчонка, легкая, эпатажная, неординарная, все еще производящая впечатление.


Кто есть кто

Людмила Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, с 1972-го – редактором на Центральной студии телевидения. Ее проза стала печататься только во времена перестройки.

Шок и трепет

И вот она в Архангельске. В холодном центре «Патриот», больше известном как Дом офицеров, собрались почитатели творчества Людмилы Петрушевской, запасшись книгами и грампластинками. Тут же продавались ее сказки и рассказы с обещанием раздачи автографов после вечера. Но прелюдия встречи затянулась минут на 20, кто-то уже озяб и потянулся за пальто в гардероб, наконец вышли музыканты и минут десять пытались разогреть публику незамысловатыми ритмами. Ах, из-за кулис появилась она.

Вызвав вздох удивления, а, может, у кого-то и шок. Людмила Стефановна тоже изрядно утеплилась, нарядившись в длинную черную юбку, ниспадающую тяжелыми складками, под трикотажным с меховой опушкой кардиганом угадывались кофты и шарфы, руки спрятаны под красные митенки, пальцы в огромных кольцах и перстнях, на голове – массивная шляпа с разноцветными бантами-цветами… Ну чистая старуха Шапокляк, если б не была так мила в общении. Однако вечер в компании с Петрушевской разделил зрителей на неравные доли: кто-то стал ее обожать еще более, других она разочаровала.

Чинзано стаканами?

Ведь в программе «Мой театральный роман» были обещаны «истории постановок спектаклей в «Современнике», Ленкоме и
МХАТе, отрывки из спектаклей с участием Л. Ахеджаковой, Р. Козака и И. Чуриковой». Но все ограничилось двумя порядочными кусками с плохим звуком из старых спектаклей в сопровождении небольшого, хотя и занятного рассказа про судьбу некоторых своих пьес. Например, про то, как Виктюк поставил «Уроки музыки», а их запретили, как тот же Виктюк одел Авангарда Леонтьева в «Квартире Коломбины» в юбку.
И это вызвало такой фурор, что режиссер придумал «Служанок». Про то, как компания «Чинзано» подала в суд на одноименный спектакль, потому что стаканами их вино пить нельзя.

Но самая душераздирающая история про последний прогремевший, но довольно неоднозначно оцененный (впрочем, как всегда) спектакль «Он в Аргентине». Его поставил Дмитрий Брусникин в МХТ имени Чехова. Вначале одну из двух героинь репетировала Ия Саввина – она умерла, на премьеру ввелась Марина Голуб – она погибла, сейчас играет Юлия Чебакова. Потом Петрушевкая решила, что театра хватит, попричитала: «Грипп, грипп», попросила стакан горячей воды и… запела.

Шутки со словом

Она называет это «кабаре», а песенки под аранжированные популярные мелодии зарубежной эстрады – мини-спектаклями, монологами, сценками… Вот трогательная – от лица 18-летней барышни, которая в кафе увидела его, переживает, что он с другой – «а вдруг, это его мама?». Или страдания женщины, возлюбленный которой пошел провожать ее подругу до метро и исчез… Ну и так далее в застолбленной
Петрушевской теме «энциклопедии женской жизни – от юности до старости».

Куда интереснее показались ее стихи, так называемые «парадоски» – внучка лингвиста не может не шутить со словом (помните, ее кузявого и бутявку?). Ведь «каждый имеет право на верлибр». По ее понятиям, поэзия – это просто строчки разной длины или, как у Лорки, «встреча двух слов, которые и не подозревали, что могут встретиться». Поэтому «каноэ» смело рифмуется с «какое», «крыша» с «выше», «лицо» с «яйцо». Темы этих стишков как у чукчи – что вижу, о том и пою. Своеобразный дневник повседневности.

О мучениях сперматозоида-поэта, неком ихтиопарде – смеси леопарда с окунем, которого не приняли в театр, свекле, боящейся попасть в борщ. Некоторым они могут показаться пошлыми, слишком простенькими, но мы же помним, что наша Петрушевская не просто Людмила. Поэтому ищем в каждом некие смыслы.

Вышел ежик из тумана

После часа выступления она сказала: «Все! Идите!» Оказалось, на антракт. Те, кто не сбежал, услышали продолжение концерта в том же духе, дарили белые розы, получали вожделенные автографы. Хотя одна дама и вздыхала: «Я на всех великих хожу. Вот Костя Райкин читал разные стихи, Коля Цискаридзе много шутил и признался-таки, что не женат, мол, детей в неволе не рожает, а Петрушевская, конечно, душка, но я ждала большего, мне в ней серьезности не хватило». Ну что сделаешь, пора понять, что «великие», по большей части, ездят к нам зарабатывать, к сожалению, Петрушевская не исключение.

Правда, на следующий день было, наверное, интереснее. В молодежном театре был устроен детский праздник: стихи, песенки, конкурсы, авторские мультфильмы. Из самых знаменитых «Поросенок Петр», «Кот, который умел петь», «Приключения буквы А», «Сказка сказок». Говорят, Норштейн именно с Петрушевской рисовал своего ежика в тумане. Вот такой она была в Архангельске, несмотря на возраст, вовсе не умудренная жизнью, а смешливая девчонка, легкая, эпатажная, неординарная, все еще производящая впечатление.


Кто есть кто

Людмила Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, с 1972-го – редактором на Центральной студии телевидения. Ее проза стала печататься только во времена перестройки.

Поделиться
6101