28 июня 2018

Не порвите «Нить Ариадны»!

Руководитель народной студии «Нить Ариадны» Галина Челпанова уже потихоньку начала готовиться к 25-летию своего объединения, которое его члены отметят в будущем году. Однако настроение у нее совсем не юбилейное. Галину Александровну терзают неприятные мысли: как бы не закрыли их из-за недоходности предприятия…

И дети начинали творить чудеса

А начиналось все в далеком 1994 году с кружка «Вязание на спицах», переименованного в 1997-м в «Северное художественное вязание», при Детско-юношеском центре. Ежегодно здесь в трех группах занимались до полусотни детей.

В такой сложной рукодельной науке, как орнаментальное вязание Русского Севера, опыт у Галины Челпановой был накоплен довольно большой. Изучение специальной литературы, участие в мастер-классах, научно-практических конференциях, личное общение с мастерицами – все ложилось на благодатную почву глубокого интереса Галины Александровны к секретам народного творчества. Пополняла она свой багаж и в специализированных фондах. Что-то фотографировала, копировала. Много интересного почерпнула в замечательном трехтомнике Александра Афанасьева «Поэтическое воззрение славян на природу».

Каждое занятие в кружке было не обыденным, не рутинным. Всякий раз ребятня узнавала неизвестные ей факты не только о способах вязания, но и о значениях того или иного рисунка, знака, цветовой гаммы, о легендах, связанных с ними, различных обрядах.

Неуемной энергии Челпановой стало тесно в четырех стенах ДЮЦа, и у Галины Александровны возникла идея экспедиционных вылазок в сельскую первозданность, где еще сохранились поморские традиции. В течение десяти лет с 1998-го где только не побывали юные следопыты. Во главе со своей руководительницей маленькие рукодельницы прошли (ножками и по книгам) вдоль всего Беломорского побережья – от Кольского полуострова до Ненецкого автономного округа, познакомились с глубинкой Архангельской области.

12 июня в Архангельске Галина Челпанова со своими мастерицами участвовали в выставке прикладного творчества «Город мастеров». Также в рамках мероприятия были представлены победители первого регионального конкурса межнациональных инициатив и социальных проектов «Поморье – территория мира и согласия». В номинации «Мы вместе!» победу одержал проект «Новодвинск – колыбель поморской варежки», о чем газета «Новодвинский рабочий» писала в предыдущем номере.

– У наших поморских старушек накоплено столько всего бесценного! Из рода в род переходило. Просто настоящий клад, – не скрывая эмоций, говорит Галина Челпанова. – И что самое главное – они хотят быть востребованы, готовы делиться всем, до самых крох своего умения. Это благодаря им познаешь огромный мир орнаментального вязания. Однажды увидев те же пинежские узоры, после просто не сможешь уйти из них. Так захватывают! Это не обычное рукомесло. В нем присутствует этнографическая составляющая со своей семантикой, пришедшей из глубины веков. В экспедициях это понимаешь очень явственно.

Галина Челпанова

Их участники постоянно возвращались домой не с пустыми руками – с варежками и носками. Пусть порой даже поеденными молью. Но зато они были яркими примерами местных традиций.

Вот они, готовые лешуконские, мезенские, пинежские, поморские изделия – прямо перед глазами. А бабушки еще и свое, особливое, досказывали. Ведь премудрости эти неисчерпаемы.

Из дальних странствий возвратясь, маленькие путешественники не запирались в стенах мастерской – гостевали порой у своих архангельских коллег в Школе народных ремесел Владимира Бурчевского.

Переполненные впечатлениями от поездок, дети смотрели на то, что они делают, уже совсем другими глазами – они начинали творить.

От затейливых секретов – к медалям и званиям

Но червь сомнения не давал-таки покоя Челпановой. Да, в кружке дети заражались искусством вязания, но ведь за его пределами (в семье, в школе) оно чаще всего не поддерживалось, не продолжалось. Вот бы организовать семейную секцию. Увы, в рамках ДЮЦа подобное оказалось невозможным, а желание развивать свое детище было велико.

В областном центре, видно, прознали о сложившейся ситуации и стали предлагать варианты реализовать идеи у них. Хорошо, что в новодвинской администрации вовремя спохватились, предложив Галине Александровне возглавить студию с соответствующим направлением в городском культурном центре (НГКЦ). И здесь задумки Челпановой воплотились в жизнь в полной мере.

Еще в Детско-юношеском центре она попыталась проводить сеансы реабилитации при помощи рукоделья для взрослых инвалидов. В НГКЦ это начинание трансформировалось следующим образом. Семейная секция заработала, а при ней стали заниматься дети с ограниченными возможностями с участием, разумеется, их родителей.

При студии «Нить Ариадны» действуют сейчас шесть взрослых групп и одна детская. Если раньше было от 70 до 80 человек, то в нынешнем году желающих оказалось еще больше – 120 горожан.

nr25 18 1 9917b

За работой дети

Основным занятием здесь, как у взрослых, так и у детей, было и остается, конечно же, орнаментальное вязание. А это и живое общение между делом, и обучение самым затейливым секретам, а после – еще и участие во всевозможных выставках – городских, областных, региональных, российских и даже международных.

Взять для примера внучку Челпановой. (А мама и бабушка в свое время с головой окунула в любимое ремесло вначале дочь Веру, а после и ее дочь Софию). Так вот София стала дипломанткой таких крупных творческих соперничеств, как «Золотые кружева России» и международный конкурс «Скандинавская волна» (Финляндия).

И она в столь высоких достижениях не одинока. В студии – огромная коллекция завоеванных на различных форумах грамот, дипломов, благодарностей, сертификатов, медалей…

Будучи сама народным мастером Архангельской области с 2001 года, а с 2007-го и народным мастером России, Галина Александровна помогла достичь звания «Мастер народного художественного промысла Архангельской области» еще двум рукодельницам – Людмиле Бобрецовой и Татьяне Фефилатьевой. Да и самой студии в 2010 году после объединения с детским коллективом-спутником «Хваленки» присвоено звание народной.

Дружа с наукой и благотворительностью

И все же «Нить Ариадны» гораздо длиннее. Активно занимаясь научно-практической деятельностью, Галина Челпанова и своих воспитанников вовлекает в нее. Сколько уже конференций самых разных уровней за их еще неокрепшими плечами! Причем не только в нашем регионе (Архангельск, Новодвинск, Коряжма, Кенозерский парк и др.), но и за его пределами (Обнинск, Мурманск, Москва и т. д.). Тематика их выступлений очень широка, о чем говорят даже названия форумов: «Моя малая родина», «Первые шаги в науке», «Человек в истории России», «Шаг в будущее»… По итогам конференций издавались сборники, в которые вошли и доклады новодвинцев.

nr25 18 4 2e223

Работы студии на Маргаритинке

Еще одна сторона многогранной деятельности студии – благотворительность. С азартом включились в нее практически все члены объединения декоративно-прикладного искусства – от мала до велика.

Первая акция – «Теплые ножки» – прошла в ноябре – декабре 2017 года. Благодаря ей ближе к зимним холодам вязаными носочками обзавелись воспитанники Новодвинского дома-интерната для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. На благое дело обратили внимание на Архангельском ЦБК, и по окончании акции Вадим Трескин, начальник управления организационного развития, от имени руководства комбината вручил мастерской упаковку с шерстяной пряжей.

Подарок оказался как нельзя кстати. Потому что началась следующая акция – «Добрые варежки» (продлится она до конца июня) – и пряжа пошла в дело. На сей раз объектом мероприятия стали многодетные семьи.

В городской администрации видят перспективность таких социальных проектов. А Елена Тимчак, начальник отдела по работе с обращениями граждан управления социальной политики, поддерживает их лично.

Не все в жизни деньгами меряется

Казалось бы, радуйся да радуйся столь успешной, а главное – востребованной работе. Вот только Галине Челпановой не до почивания на лаврах.

Дело в том, что с приходом в НГКЦ нового руководства изменились и условия работы. Теперь во главу угла поставлена доходность, для этого разработана система баллов: провела, скажем, студия (мастерская, кружок) платное мероприятие – начисляется один балл, за бесплатное – 0,5. Певцам-музыкантам при таком раскладе остается лишь позавидовать: они с одной и той же программой, меняя аудиторию, могут выступать сколь угодно раз, снова и снова прибавляя себе по баллу.

nr25 18 3 9e81b

Детский коллектив «Хваленки»

Ну а как быть мастерам-рукодельникам? Выставки-продажи? Не выход. Разве что во время больших ярмарок – Маргаритинской, Никольской… Сменные экспозиции, которые теперь можно оформлять в детской библиотеке, не предусматривают платного их посещения. Решением проблемы, вероятнее всего, стало бы переоборудование под выставочный зал пустующего в городском культурном центре помещения, где можно было бы проводить полноценные экскурсии по билетам. Только это ведь потребует дополнительных усилий (читай: затрат) со стороны администрации. А они есть? Такая вот загогулина.

А тем временем то и дело слышится: раз студия не приносит дохода, почему бы ее не закрыть? Занимаются в ней в основном люди преклонного возраста. Что, в общем-то, и неудивительно: город из-за постоянного оттока молодежи неумолимо стареет.

А коли мастерскую посещают одни пенсионеры – пусть занимаются своим хобби у себя дома. Ну а как же социальный аспект? Старики в четырех стенах квартиры просто-напросто закиснут.

Интересные и, на мой взгляд, вполне уместные строчки я встретил в книге «Медленный фокстрот в сельском клубе». (Ее автор Александр Лысков, кстати говоря, – наш земляк. Более того, Александр Павлович по окончании АЛТИ работал на Архангельском ЦБК, затем – в газете «Бумажник», стоял у истоков «Новодвинского рабочего»). В этом отрывке три старушки рассуждают о своем житье-бытье на заслуженном отдыхе: «Тяжело вздыхала третья: «Пенсия… Жить – поздно, умирать – рано… Вытолкнут на пенсию – спи, отдыхай, а ты теперь только и можешь что работать…»

Не этим ли и привлекает бабушек «Нить Ариадны»? Давайте узнаем у них самих, зачем они ходят сюда.

– Для детей есть кружки? Есть. А мы чем хуже? Что, выйдя на пенсию, перестали жить? – добавляя друг друга, отвечают старожилы студии Нина Завьялова, Любовь Малафей и Нина Тонких. – Вместе-то за одним большим столом насколько веселее! Мы здесь узнали очень много нового. И благодаря Галине Александровне научились этому. К народному вязанию отношение особое. Оно не просто увлекает. Знаки, которые появляются под спицами на наших изделиях, имеют некое магическое свойство. Однажды начав, хочется создавать еще и еще. Варежек-носков мы навязали чуть ли не для всех родственников.

– А помните, когда только-только начинали ходить в мастерскую, о чем были разговоры? О всяких болячках, хворестях. Ну а сейчас как будто все выздоровели, в душе живинка появилась. Вы думаете, почему для нас благотворительные акции очень близки? Другие и шага не сделают бесплатно, а мы готовы. Помочь другим – для нас радость, удовлетворение. Пусть согреваются детские ручки-ножки. Не все деньгами меряется!

Заметьте: последние слова вполне можно адресовать руководству НГКЦ!

nr25 18 6 e74e5

Студия сохраняет народный художественный промысел

Еще один довод в пользу того, что студия должна существовать, можно найти в уставе самого центра. В нем сказано, что основной целью его работы является создание условий для досуговой деятельности горожан в возрасте от трех до 90 лет.

И, кроме того, все, чем занимается студия, – не просто досуг пенсионеров, это ко всему прочему еще и сохранение народного художественного промысла. А о нем, между прочим, печется даже Президент Российской Федерации – Владимиром Путиным подписан соответствующий указ о продвижении народных художественных промыслов в массы.

Надеемся, что «Нить Ариадны» по-прежнему будет вести к прекрасной, а в чем-то и чудодейственной цели. И никогда не порвется.

С 28 июня по 1 июля в Вологде пройдет традиционный международный фестиваль «Город ремесел». Студия «Нить Ариадны» является его постоянным участником. На этот раз в номинации «Женские ремесла» новодвинские мастерицы представят коллекцию вязаных изделий «Отголоски старины поморской».

Не порвите «Нить Ариадны»!

И дети начинали творить чудеса

А начиналось все в далеком 1994 году с кружка «Вязание на спицах», переименованного в 1997-м в «Северное художественное вязание», при Детско-юношеском центре. Ежегодно здесь в трех группах занимались до полусотни детей.

В такой сложной рукодельной науке, как орнаментальное вязание Русского Севера, опыт у Галины Челпановой был накоплен довольно большой. Изучение специальной литературы, участие в мастер-классах, научно-практических конференциях, личное общение с мастерицами – все ложилось на благодатную почву глубокого интереса Галины Александровны к секретам народного творчества. Пополняла она свой багаж и в специализированных фондах. Что-то фотографировала, копировала. Много интересного почерпнула в замечательном трехтомнике Александра Афанасьева «Поэтическое воззрение славян на природу».

Каждое занятие в кружке было не обыденным, не рутинным. Всякий раз ребятня узнавала неизвестные ей факты не только о способах вязания, но и о значениях того или иного рисунка, знака, цветовой гаммы, о легендах, связанных с ними, различных обрядах.

Неуемной энергии Челпановой стало тесно в четырех стенах ДЮЦа, и у Галины Александровны возникла идея экспедиционных вылазок в сельскую первозданность, где еще сохранились поморские традиции. В течение десяти лет с 1998-го где только не побывали юные следопыты. Во главе со своей руководительницей маленькие рукодельницы прошли (ножками и по книгам) вдоль всего Беломорского побережья – от Кольского полуострова до Ненецкого автономного округа, познакомились с глубинкой Архангельской области.

12 июня в Архангельске Галина Челпанова со своими мастерицами участвовали в выставке прикладного творчества «Город мастеров». Также в рамках мероприятия были представлены победители первого регионального конкурса межнациональных инициатив и социальных проектов «Поморье – территория мира и согласия». В номинации «Мы вместе!» победу одержал проект «Новодвинск – колыбель поморской варежки», о чем газета «Новодвинский рабочий» писала в предыдущем номере.

– У наших поморских старушек накоплено столько всего бесценного! Из рода в род переходило. Просто настоящий клад, – не скрывая эмоций, говорит Галина Челпанова. – И что самое главное – они хотят быть востребованы, готовы делиться всем, до самых крох своего умения. Это благодаря им познаешь огромный мир орнаментального вязания. Однажды увидев те же пинежские узоры, после просто не сможешь уйти из них. Так захватывают! Это не обычное рукомесло. В нем присутствует этнографическая составляющая со своей семантикой, пришедшей из глубины веков. В экспедициях это понимаешь очень явственно.

Галина Челпанова

Их участники постоянно возвращались домой не с пустыми руками – с варежками и носками. Пусть порой даже поеденными молью. Но зато они были яркими примерами местных традиций.

Вот они, готовые лешуконские, мезенские, пинежские, поморские изделия – прямо перед глазами. А бабушки еще и свое, особливое, досказывали. Ведь премудрости эти неисчерпаемы.

Из дальних странствий возвратясь, маленькие путешественники не запирались в стенах мастерской – гостевали порой у своих архангельских коллег в Школе народных ремесел Владимира Бурчевского.

Переполненные впечатлениями от поездок, дети смотрели на то, что они делают, уже совсем другими глазами – они начинали творить.

От затейливых секретов – к медалям и званиям

Но червь сомнения не давал-таки покоя Челпановой. Да, в кружке дети заражались искусством вязания, но ведь за его пределами (в семье, в школе) оно чаще всего не поддерживалось, не продолжалось. Вот бы организовать семейную секцию. Увы, в рамках ДЮЦа подобное оказалось невозможным, а желание развивать свое детище было велико.

В областном центре, видно, прознали о сложившейся ситуации и стали предлагать варианты реализовать идеи у них. Хорошо, что в новодвинской администрации вовремя спохватились, предложив Галине Александровне возглавить студию с соответствующим направлением в городском культурном центре (НГКЦ). И здесь задумки Челпановой воплотились в жизнь в полной мере.

Еще в Детско-юношеском центре она попыталась проводить сеансы реабилитации при помощи рукоделья для взрослых инвалидов. В НГКЦ это начинание трансформировалось следующим образом. Семейная секция заработала, а при ней стали заниматься дети с ограниченными возможностями с участием, разумеется, их родителей.

При студии «Нить Ариадны» действуют сейчас шесть взрослых групп и одна детская. Если раньше было от 70 до 80 человек, то в нынешнем году желающих оказалось еще больше – 120 горожан.

nr25 18 1 9917b

За работой дети

Основным занятием здесь, как у взрослых, так и у детей, было и остается, конечно же, орнаментальное вязание. А это и живое общение между делом, и обучение самым затейливым секретам, а после – еще и участие во всевозможных выставках – городских, областных, региональных, российских и даже международных.

Взять для примера внучку Челпановой. (А мама и бабушка в свое время с головой окунула в любимое ремесло вначале дочь Веру, а после и ее дочь Софию). Так вот София стала дипломанткой таких крупных творческих соперничеств, как «Золотые кружева России» и международный конкурс «Скандинавская волна» (Финляндия).

И она в столь высоких достижениях не одинока. В студии – огромная коллекция завоеванных на различных форумах грамот, дипломов, благодарностей, сертификатов, медалей…

Будучи сама народным мастером Архангельской области с 2001 года, а с 2007-го и народным мастером России, Галина Александровна помогла достичь звания «Мастер народного художественного промысла Архангельской области» еще двум рукодельницам – Людмиле Бобрецовой и Татьяне Фефилатьевой. Да и самой студии в 2010 году после объединения с детским коллективом-спутником «Хваленки» присвоено звание народной.

Дружа с наукой и благотворительностью

И все же «Нить Ариадны» гораздо длиннее. Активно занимаясь научно-практической деятельностью, Галина Челпанова и своих воспитанников вовлекает в нее. Сколько уже конференций самых разных уровней за их еще неокрепшими плечами! Причем не только в нашем регионе (Архангельск, Новодвинск, Коряжма, Кенозерский парк и др.), но и за его пределами (Обнинск, Мурманск, Москва и т. д.). Тематика их выступлений очень широка, о чем говорят даже названия форумов: «Моя малая родина», «Первые шаги в науке», «Человек в истории России», «Шаг в будущее»… По итогам конференций издавались сборники, в которые вошли и доклады новодвинцев.

nr25 18 4 2e223

Работы студии на Маргаритинке

Еще одна сторона многогранной деятельности студии – благотворительность. С азартом включились в нее практически все члены объединения декоративно-прикладного искусства – от мала до велика.

Первая акция – «Теплые ножки» – прошла в ноябре – декабре 2017 года. Благодаря ей ближе к зимним холодам вязаными носочками обзавелись воспитанники Новодвинского дома-интерната для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. На благое дело обратили внимание на Архангельском ЦБК, и по окончании акции Вадим Трескин, начальник управления организационного развития, от имени руководства комбината вручил мастерской упаковку с шерстяной пряжей.

Подарок оказался как нельзя кстати. Потому что началась следующая акция – «Добрые варежки» (продлится она до конца июня) – и пряжа пошла в дело. На сей раз объектом мероприятия стали многодетные семьи.

В городской администрации видят перспективность таких социальных проектов. А Елена Тимчак, начальник отдела по работе с обращениями граждан управления социальной политики, поддерживает их лично.

Не все в жизни деньгами меряется

Казалось бы, радуйся да радуйся столь успешной, а главное – востребованной работе. Вот только Галине Челпановой не до почивания на лаврах.

Дело в том, что с приходом в НГКЦ нового руководства изменились и условия работы. Теперь во главу угла поставлена доходность, для этого разработана система баллов: провела, скажем, студия (мастерская, кружок) платное мероприятие – начисляется один балл, за бесплатное – 0,5. Певцам-музыкантам при таком раскладе остается лишь позавидовать: они с одной и той же программой, меняя аудиторию, могут выступать сколь угодно раз, снова и снова прибавляя себе по баллу.

nr25 18 3 9e81b

Детский коллектив «Хваленки»

Ну а как быть мастерам-рукодельникам? Выставки-продажи? Не выход. Разве что во время больших ярмарок – Маргаритинской, Никольской… Сменные экспозиции, которые теперь можно оформлять в детской библиотеке, не предусматривают платного их посещения. Решением проблемы, вероятнее всего, стало бы переоборудование под выставочный зал пустующего в городском культурном центре помещения, где можно было бы проводить полноценные экскурсии по билетам. Только это ведь потребует дополнительных усилий (читай: затрат) со стороны администрации. А они есть? Такая вот загогулина.

А тем временем то и дело слышится: раз студия не приносит дохода, почему бы ее не закрыть? Занимаются в ней в основном люди преклонного возраста. Что, в общем-то, и неудивительно: город из-за постоянного оттока молодежи неумолимо стареет.

А коли мастерскую посещают одни пенсионеры – пусть занимаются своим хобби у себя дома. Ну а как же социальный аспект? Старики в четырех стенах квартиры просто-напросто закиснут.

Интересные и, на мой взгляд, вполне уместные строчки я встретил в книге «Медленный фокстрот в сельском клубе». (Ее автор Александр Лысков, кстати говоря, – наш земляк. Более того, Александр Павлович по окончании АЛТИ работал на Архангельском ЦБК, затем – в газете «Бумажник», стоял у истоков «Новодвинского рабочего»). В этом отрывке три старушки рассуждают о своем житье-бытье на заслуженном отдыхе: «Тяжело вздыхала третья: «Пенсия… Жить – поздно, умирать – рано… Вытолкнут на пенсию – спи, отдыхай, а ты теперь только и можешь что работать…»

Не этим ли и привлекает бабушек «Нить Ариадны»? Давайте узнаем у них самих, зачем они ходят сюда.

– Для детей есть кружки? Есть. А мы чем хуже? Что, выйдя на пенсию, перестали жить? – добавляя друг друга, отвечают старожилы студии Нина Завьялова, Любовь Малафей и Нина Тонких. – Вместе-то за одним большим столом насколько веселее! Мы здесь узнали очень много нового. И благодаря Галине Александровне научились этому. К народному вязанию отношение особое. Оно не просто увлекает. Знаки, которые появляются под спицами на наших изделиях, имеют некое магическое свойство. Однажды начав, хочется создавать еще и еще. Варежек-носков мы навязали чуть ли не для всех родственников.

– А помните, когда только-только начинали ходить в мастерскую, о чем были разговоры? О всяких болячках, хворестях. Ну а сейчас как будто все выздоровели, в душе живинка появилась. Вы думаете, почему для нас благотворительные акции очень близки? Другие и шага не сделают бесплатно, а мы готовы. Помочь другим – для нас радость, удовлетворение. Пусть согреваются детские ручки-ножки. Не все деньгами меряется!

Заметьте: последние слова вполне можно адресовать руководству НГКЦ!

nr25 18 6 e74e5

Студия сохраняет народный художественный промысел

Еще один довод в пользу того, что студия должна существовать, можно найти в уставе самого центра. В нем сказано, что основной целью его работы является создание условий для досуговой деятельности горожан в возрасте от трех до 90 лет.

И, кроме того, все, чем занимается студия, – не просто досуг пенсионеров, это ко всему прочему еще и сохранение народного художественного промысла. А о нем, между прочим, печется даже Президент Российской Федерации – Владимиром Путиным подписан соответствующий указ о продвижении народных художественных промыслов в массы.

Надеемся, что «Нить Ариадны» по-прежнему будет вести к прекрасной, а в чем-то и чудодейственной цели. И никогда не порвется.

С 28 июня по 1 июля в Вологде пройдет традиционный международный фестиваль «Город ремесел». Студия «Нить Ариадны» является его постоянным участником. На этот раз в номинации «Женские ремесла» новодвинские мастерицы представят коллекцию вязаных изделий «Отголоски старины поморской».

Поделиться
27588