28 июля 2016

Не допускать ошибок прошлого

Исторический опыт арктических конвоев должен стать учителем нашего настоящего и будущего – убежден доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории САФУ Андрей Репневский.

«Дервиш» включили в ленд-лиз задним числом

– Андрей Викторович, в чем состояла стратегическая роль северных морских конвоев в годы войны?

– Прежде всего в том, что они стали первой ласточкой в последующей череде поставок оружия и ответных поставок сырья из СССР в счет частичного погашения стоимости поставок. «Дервиш» – первая проба самой возможности организовать эффективную военно-материальную взаимопомощь формируемого антигитлеровского союза государств. В нем, насколько я помню, в итоге участвовало более 40 стран.

Собственно, «Дервиш» изначально не был ленд-лизовским, так как соглашение с США подписали позднее. Фактически – как подарок к очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции во время начавшейся битвы за Москву. «Дервиш» включили в систему ленд-лиза задним числом.

Как известно, «Дервиш» шел из Британии. При этом был использован опыт поставок оружия и материалов через Архангельск времен Первой мировой войны.

В 1941 году поставки сюда стали единственно возможным вариантом получения помощи от союзников. А значит, нельзя приуменьшать и стратегическую важность нашего города.

– Почему союзники не воспользовались другими путями?

– Балтика в эти годы целиком находилась под контролем стран фашистской коалиции, ее сателлитов или ею оккупированных стран. Черное и Средиземное моря тоже были перекрыты фашистами из Италии и дружественными им странами – Болгарией и Турцией. Ираном правил весьма профашистско настроенный шах. Япония готовилась вступить в войну с СССР, если Гитлер захватит Москву.

Мурманск с первых дней начала Великой Отечественной войны попал под угрозу захвата. А железную дорогу, проходившую с Кольского полуострова через Карелию в Москву, могли захватить, и на некоторое время действительно захватили, финские союзники Гитлера. Оставался только Архангельск. К нам даже из Мурманска были переброшены несколько портальных кранов, чтобы ускорить разгрузку судов.

Андрей Репневский: « Всегда, когда страна переживала нелегкие времена, вспоминали об Архангельске, и он выручал, имея прямую арктическую дорогу на Запад и Восток. Может быть, и теперь Архангельску суждено сыграть не менее важную роль.

В тяжелые времена вспоминают об Архангельске

– Как столице Поморья удалось справиться со сложнейшей задачей посредничества между странами-союзницами?

– Роль Архангельска действительно очень важна. Нельзя не вспомнить, что в конце июля 1941 года представитель президента и личный друг Франклина Рузвельта Гарри Гопкинс летел из Лондона в Москву для переговоров с Иосифом Сталиным именно через Архангельск. И сделал он это на летающей лодке «Каталина». Таким образом, Архангельск сыграл важную посредническую роль в деле создания антигитлеровской коалиции.

Это не первый раз в истории, когда столица Поморья обеспечила стране нормальные взаимовыгодные связи с Западом. Поморы были посредниками в торговле с Европой и Англией. Основал Архангельск Иван Грозный. А Петр I, прежде чем построить Санкт-Петербург и прорубить тем самым окно в Европу, сначала «открыл форточку» – Архангельск.

Я упоминал, что во времена Первой мировой войны Архангельск также помог в союзе против общего врага. Кстати, тогда союзники завезли через Архангельск даже больше товаров, чем во Вторую мировую.

В 20-е годы ХХ века мы как тараном пробили северной древесиной антисоветское торговое эмбарго и способствовали быстрому признанию СССР. В 30-е годы Архангельск стал валютным цехом страны, поставляя за счет экспорта древесины изрядную долю валюты, такой необходимой для закупки иностранных машин в годы первых пятилеток.

Всегда, когда страна переживала нелегкие времена, вспоминали об Архангельске, и он выручал, имея прямую арктическую дорогу на Запад и Восток. Может быть, и теперь Архангельску суждено сыграть не менее важную роль.

– Однако после 1942 года роль Архангельска в поставках вооружения отошла на второй план…

– Да, в 1942–1944 годы организовались другие пути снабжения.

Часть грузов принял на себя Мурманск, так как врага удалось остановить на его подступах.

В августе 1941 года совместная операция СССР и союзников в Иране привела к его оккупации антигитлеровской коалицией, свержению профашистски настроенного шаха и аресту тысяч гитлеровских агентов. Через Иран стали строить дорогу от Персидского залива в СССР. Заработала и линия доставки из США на Дальний Восток, а потом в европейскую часть СССР. Она и приняла на себя основной поток грузов в 1944–1945 годы.

Тем не менее наиболее ценной остается помощь конца 1941-го и в период с сентября 1942-го, когда грузы шли в основном через Север – Архангельск, Молотовск и Мурманск.

Уроки «Дервиша»

– Какой опыт должно извлечь мировое сообщество из истории арктических конвоев?

– Опыт союзнических отношений Второй мировой войны не должен рассматриваться только как героическое прошлое. История наконец-то должна сыграть свою главную роль «учителя будущего». Как и в 30-е годы ХХ века, западные страны недооценивают нависшей над миром опасности – играют в санкции против России и могут прозевать настоящего врага.

Так произошло, например, с соседней Норвегией, которая до последнего момента, 9 апреля 1940 года, сосредотачивала свои маленькие войска на востоке, ближе к границам с СССР, и не верила в возможность агрессии со стороны Германии. За это и поплатилась – была в одночасье оккупирована гитлеровскими войсками. Подобное произошло с Польшей и Францией. И только поворот к союзу с СССР и сплочение в рамках антигитлеровской коалиции изменило ситуацию.

– Советский Союз странам Европы казался большей опасностью, чем назревающая гитлеровская угроза?

– Именно. В 30-е годы западные демократии до последнего противились союзу с СССР в борьбе с Гитлером, сами пытались его «умиротворить» и натравить на Советский Союз – пошли на «мюнхенский сговор» в 1938 году, подтолкнули СССР к августовскому сепаратному договору с Гитлером в 1939-м.

В результате получили пять лет мировой войны и море крови. И только антигитлеровская коалиция, важной и символичной частью которой были союзные конвои, позволила с огромным трудом разгромить фашизм.

Ныне пора быть умнее и не допускать ошибок прошлого, не доводить дело до новой мировой войны между собой на радость мировому терроризму. Надо забыть о борьбе за мировое лидерство ценой унижения других стран и народов и организовать действенный союз для борьбы с терроризмом и экологическими угрозами.

Важно своевременно прислушиваться к голосам провидцев – кассандр и дервишей. Недаром первый конвой так и назван – «Дервиш». Это голос из прошлого ради лучшего будущего. Замечу, что дервиш – понятие вполне восточное, арабское. Это лингво-историческое предупреждение из самого центра новой мировой угрозы.

Не допускать ошибок прошлого

«Дервиш» включили в ленд-лиз задним числом

– Андрей Викторович, в чем состояла стратегическая роль северных морских конвоев в годы войны?

– Прежде всего в том, что они стали первой ласточкой в последующей череде поставок оружия и ответных поставок сырья из СССР в счет частичного погашения стоимости поставок. «Дервиш» – первая проба самой возможности организовать эффективную военно-материальную взаимопомощь формируемого антигитлеровского союза государств. В нем, насколько я помню, в итоге участвовало более 40 стран.

Собственно, «Дервиш» изначально не был ленд-лизовским, так как соглашение с США подписали позднее. Фактически – как подарок к очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции во время начавшейся битвы за Москву. «Дервиш» включили в систему ленд-лиза задним числом.

Как известно, «Дервиш» шел из Британии. При этом был использован опыт поставок оружия и материалов через Архангельск времен Первой мировой войны.

В 1941 году поставки сюда стали единственно возможным вариантом получения помощи от союзников. А значит, нельзя приуменьшать и стратегическую важность нашего города.

– Почему союзники не воспользовались другими путями?

– Балтика в эти годы целиком находилась под контролем стран фашистской коалиции, ее сателлитов или ею оккупированных стран. Черное и Средиземное моря тоже были перекрыты фашистами из Италии и дружественными им странами – Болгарией и Турцией. Ираном правил весьма профашистско настроенный шах. Япония готовилась вступить в войну с СССР, если Гитлер захватит Москву.

Мурманск с первых дней начала Великой Отечественной войны попал под угрозу захвата. А железную дорогу, проходившую с Кольского полуострова через Карелию в Москву, могли захватить, и на некоторое время действительно захватили, финские союзники Гитлера. Оставался только Архангельск. К нам даже из Мурманска были переброшены несколько портальных кранов, чтобы ускорить разгрузку судов.

Андрей Репневский: « Всегда, когда страна переживала нелегкие времена, вспоминали об Архангельске, и он выручал, имея прямую арктическую дорогу на Запад и Восток. Может быть, и теперь Архангельску суждено сыграть не менее важную роль.

В тяжелые времена вспоминают об Архангельске

– Как столице Поморья удалось справиться со сложнейшей задачей посредничества между странами-союзницами?

– Роль Архангельска действительно очень важна. Нельзя не вспомнить, что в конце июля 1941 года представитель президента и личный друг Франклина Рузвельта Гарри Гопкинс летел из Лондона в Москву для переговоров с Иосифом Сталиным именно через Архангельск. И сделал он это на летающей лодке «Каталина». Таким образом, Архангельск сыграл важную посредническую роль в деле создания антигитлеровской коалиции.

Это не первый раз в истории, когда столица Поморья обеспечила стране нормальные взаимовыгодные связи с Западом. Поморы были посредниками в торговле с Европой и Англией. Основал Архангельск Иван Грозный. А Петр I, прежде чем построить Санкт-Петербург и прорубить тем самым окно в Европу, сначала «открыл форточку» – Архангельск.

Я упоминал, что во времена Первой мировой войны Архангельск также помог в союзе против общего врага. Кстати, тогда союзники завезли через Архангельск даже больше товаров, чем во Вторую мировую.

В 20-е годы ХХ века мы как тараном пробили северной древесиной антисоветское торговое эмбарго и способствовали быстрому признанию СССР. В 30-е годы Архангельск стал валютным цехом страны, поставляя за счет экспорта древесины изрядную долю валюты, такой необходимой для закупки иностранных машин в годы первых пятилеток.

Всегда, когда страна переживала нелегкие времена, вспоминали об Архангельске, и он выручал, имея прямую арктическую дорогу на Запад и Восток. Может быть, и теперь Архангельску суждено сыграть не менее важную роль.

– Однако после 1942 года роль Архангельска в поставках вооружения отошла на второй план…

– Да, в 1942–1944 годы организовались другие пути снабжения.

Часть грузов принял на себя Мурманск, так как врага удалось остановить на его подступах.

В августе 1941 года совместная операция СССР и союзников в Иране привела к его оккупации антигитлеровской коалицией, свержению профашистски настроенного шаха и аресту тысяч гитлеровских агентов. Через Иран стали строить дорогу от Персидского залива в СССР. Заработала и линия доставки из США на Дальний Восток, а потом в европейскую часть СССР. Она и приняла на себя основной поток грузов в 1944–1945 годы.

Тем не менее наиболее ценной остается помощь конца 1941-го и в период с сентября 1942-го, когда грузы шли в основном через Север – Архангельск, Молотовск и Мурманск.

Уроки «Дервиша»

– Какой опыт должно извлечь мировое сообщество из истории арктических конвоев?

– Опыт союзнических отношений Второй мировой войны не должен рассматриваться только как героическое прошлое. История наконец-то должна сыграть свою главную роль «учителя будущего». Как и в 30-е годы ХХ века, западные страны недооценивают нависшей над миром опасности – играют в санкции против России и могут прозевать настоящего врага.

Так произошло, например, с соседней Норвегией, которая до последнего момента, 9 апреля 1940 года, сосредотачивала свои маленькие войска на востоке, ближе к границам с СССР, и не верила в возможность агрессии со стороны Германии. За это и поплатилась – была в одночасье оккупирована гитлеровскими войсками. Подобное произошло с Польшей и Францией. И только поворот к союзу с СССР и сплочение в рамках антигитлеровской коалиции изменило ситуацию.

– Советский Союз странам Европы казался большей опасностью, чем назревающая гитлеровская угроза?

– Именно. В 30-е годы западные демократии до последнего противились союзу с СССР в борьбе с Гитлером, сами пытались его «умиротворить» и натравить на Советский Союз – пошли на «мюнхенский сговор» в 1938 году, подтолкнули СССР к августовскому сепаратному договору с Гитлером в 1939-м.

В результате получили пять лет мировой войны и море крови. И только антигитлеровская коалиция, важной и символичной частью которой были союзные конвои, позволила с огромным трудом разгромить фашизм.

Ныне пора быть умнее и не допускать ошибок прошлого, не доводить дело до новой мировой войны между собой на радость мировому терроризму. Надо забыть о борьбе за мировое лидерство ценой унижения других стран и народов и организовать действенный союз для борьбы с терроризмом и экологическими угрозами.

Важно своевременно прислушиваться к голосам провидцев – кассандр и дервишей. Недаром первый конвой так и назван – «Дервиш». Это голос из прошлого ради лучшего будущего. Замечу, что дервиш – понятие вполне восточное, арабское. Это лингво-историческое предупреждение из самого центра новой мировой угрозы.

Поделиться
16222