Научить учиться: педагоги Архангельска делятся опытом дистанционного обучения

В Архангельске стартовала серия вебинаров по вопросам организации дистанционного обучения Архангельского областного института открытого образования. 

На одном из них заместитель директора центра образовательных инфотехнологий АО ИОО Галина Буркатовская представила ресурсы, которыми пользуются или могут воспользоваться архангельские педагоги. Все они номинально были разделены на шесть видов, имеющих разный функционал и предназначение.

Каталоги предлагают уже готовый продукт: видеозаписи, игровые формы заданий, тесты. Среди них самый известный — «Российская электронная школа» с качественными материалами, подготовленными под определенные предметы и темы. Другой очень похожий ресурс — «Московская электронная школа» — был создан непосредственно для столицы и Московской области, однако год назад он получил широкое распространение и сегодня используется педагогами по всей стране. Также достаточно объемные по всем предметам материалы предоставляет «Элемент».

На платформе «Образовариум» тоже есть что выбрать, однако имеются ограничения по предметам – материалы только по химии, физике, английскому языку, информатике.

Электронные учебники «Русское слово», «Академкнига», «Росучебник» тоже являются хорошим подспорьем в обучении, но некоторые требуют подачи заявки от образовательного учреждения. Каталоги хоть и бесплатные, но имеется один минус – требуется регистрация и педагогов, и обучающихся.

Канал «Ютьюб» — самый доступный каталог, который используют почти все наши педагоги. На нем регистрации не требуется, однако преподавателям необходимо проводить тщательный поиск качественной информации.

— Самая многочисленная группа ресурсов – это цифровые образовательные платформы, — сообщила Галина Буркатовская. – Здесь кроме готового материала имеется возможность самостоятельно создавать авторские материалы, полностью с нуля выстраивать структуру урока.

Лидерами среди всех цифровых платформ архангельскими педагогами признаны «Учи.ру» с полуигровой, мультяшной формой подачи материала, более строгий «Я класс» и постоянно пополняющийся «Яндекс.Учебник». Разный функционал имеют другие платфоры: «Скайсмарт» позволяет создать интерактивную тетрадь исключительно под свою тему, «Мобильное электронное образование» — выстроить структуру урока. «Онлайн ДЗ» – составить домашнее задание, «Инфоурок и «Кора» — выбрать форму подготовки задания.

Следующий ресурс — конструкторы. Педагоги Архангельской области активнее всего используют Learning Apps, который позволяет легко и быстро создать интерактивно-игровые задания (в виде кроссвордов, викторин и т. п.), «Гугл Формы» помогает готовить анкеты и тесты, а Н5Р предлагает огромнейшее количество шаблонов интерактивных заданий.

Здесь некоторые педагоги сталкиваются с проблемой англоязычного интерфейса. На помощь приходят переводчики, встроенные в некоторые браузеры.

Не так уж и много для бесплатного использования имеется вебинарных систем. Среди них – Zoom, на которой можно и общаться с учениками, и выставлять презентации, и работать с интерактивной доской. Причем учеников можно распределить по «классам».

В Архангельской области пока мало используют «Дискорт», хотя в других регионах система пользуется популярностью. Его минус – отсутствие возможности распределения школьников по «классам» — превращается в плюс – на все занятия ведет только одна ссылка.

И, конечно, повсеместно применяется всем известный «Скайп», с помощью которого можно оперативно обсуждать текущие учебные моменты. Используются и социальные сети, из которых лидирует «ВКонтакте».

Для самообучения еще до введения дистанционного обучения популярностью пользовались порталы ЕГЭ и ФИПИ, на которых учащиеся могли сами найти материал для предстоящих экзаменов по всем предметам и попробовать свои силы в тестовых заданиях. Педагоги начали для этих целей использовать «Сдам ГИА», на котором формируют задания для учеников.

Большое внимание сотрудники института уделяют программному обеспечению, устанавливаемому на компьютер, – без него невозможно создать хороший авторский контент: видеолекции, практикумы, пояснения к домашнему заданию. Для захвата видеопотока с экрана используется ShareX, для комментариев темы — CamStudio, для монтажа видео – Shotcut.

Также применяются облачные технологии для размещения материалов, такие как  «Яндекс.Диск» и «Гугл Драйв», и ресурсы для представления материала, например «Дневник.ру».

Педагоги обсуждают и проблемы адаптации учащихся к работе в новых условиях.

— Ребенок находится дома, то есть в той среде, которая раньше всегда была для него зоной отдыха от школы, где он чувствовал себя достаточно расслабленно. И сейчас он испытывает так называемые каникулярные настроения – рядом его вещи, игрушки, родные. Отвлекающим фактором при работе в Интернете служат и интересные для него сайты, соцсети, где он может общаться с друзьями на отвлеченные темы. Дети чувствуют меньший контроль со стороны школы и учителя, и им сложнее сосредоточиться на учебе, — считает доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат биологических наук Наталья Канжина.

По ее словам, родители не всегда могут проследить соблюдение детьми режима дня. Грубо говоря, ребенок может «присутствовать» на уроке, находясь в постели под одеялом с чашкой чая в руках и с кошкой в обнимку. Фактор самоконтроля, по словам ученых, у детей вряд ли сильно изменится. Если раньше ребенок имел проблемы с самостоятельным выполнением домашнего задания, то эти же проблемы проявляются и при дистанционном обучении.

Второе, на что указала выступающая, — это культура общения. В онлайн-общении складываются определенные нормы, привычки и традиции. Порой они забывают, что общаются со взрослым, не стесняются в выражениях, не знают, как формулировать свои мысли. Слова «ок», «норм» и т. п. – лишь самые безобидные в сленге. О литературном формате речь не идет, в сообщениях зачастую нет ни элементарных «здравствуйте», «до свидания», обращения по имени-отчеству, пунктуации и орфографии.

Главное за неделю