30 сентября 2015

Научить понимать друг друга

Встретиться с ней оказалось непросто: уроки, занятия со старшеклассниками по профориентации. Немало времени Зинаида Досифеевна уделяет ребятам, которые просят ее совета, а порой и помощи. Разговор с этим замечательным человеком состоялся в канун Дня учителя.

Химией заразилась в школе

– Преподаватели у нас были хорошие. Для меня примером стала учитель химии Зоя Дмитриевна Титовская, уроки она вела очень интересно, – вспоминает Зинаида Крапивина. – Она меня просто заразила своим предметом. Поэтому после школы я решила поступать в педагогический институт. Приехала из Кировской области, где тогда жила наша семья, в Архангельск.

Мечта осуществилась не сразу. Студенткой естественно-географического факультета Зинаида стала только через год. Зато училась хорошо. Старалась. Поэтому в приложении к диплому были четверки и пятерки. По распределению выпускница АГПИ имени М.В. Ломоносова оказалась в Приморском районе.

– Я здесь с 1979 года, начинала и продолжаю работать в Заостровской школе. Теперь почти коренная поморка, – улыбается Зинаида Досифеевна. – Семь лет преподавала, затем пригласили в районо. Но желание быть с детьми оказалось сильнее. Закончила в 90-м курсы психологов. С тех пор совмещаю две профессии – педагога и психолога, хотя они, мне кажется, неразрывно связаны.

Психолог нужен не только тем, у кого какие-то проблемы, а всем, даже хорошо успевающим ученикам, чтобы и в будущем эти ребята оставались такими же. Очень важно научить школьников учиться, а педагогов, родителей и ребят – понимать друг друга.

Особая наука

Уроков химии сейчас в средней школе немного. Поэтому задача педагога – преподнести материал любой степени сложности так, чтобы он понравился и запомнился учащимся. Тут стандартными занятиями не обойдешься. Вот и ищет Зинаида Досифеевна что-то новенькое. Готовится к каждому занятию основательно, как к экзамену. 

Мультимедиа, компьютерные задания и многое другое делают ее уроки интереснее и насыщеннее. Химия – дисциплина особая. Тут не голая теория, еще и опыты разные. А «химичить» нравится ребятам во все времена.

– Это разнообразит череду формул и задач. Хотя, если изучаем, например, электролитическую диссоциацию, тут уж без классических уравнений не обойтись, – говорит педагог. – Но, когда предмет нравится, ребята их хорошо решают. А вообще химию надо учить.

И, конечно, отдачу Зинаида Досифеевна чувствует. Многие ее ученики стараются больше узнать, не списывают во время контрольных. Когда проходят предметные недели, а их в учебном году несколько, педагог проводит экскурсии в кабинете химии. После этого ей не раз приходилось слышать, как некоторые шестиклассники сетуют, что изучать этот интересный предмет им предстоит лишь через два года.

Старшеклассники, решившие поступать в вузы, где без химии не обойтись, охотно посещают факультатив. Чтобы совершенствовать знания, Зинаида Крапивина рекомендует ребятам участвовать в олимпиадах.

Классы в Заостровской школе сейчас немногочисленны. Плюс в этом есть – обучение почти индивидуальное.

Когда не ставят оценок

Не менее интересно проводит Зинаида Досифеевна и занятия по профориентации. Она не только рассказывает школьникам о профессии, но и помогает каждому из них почувствовать себя в роли того или иного специалиста. Старшеклассники должны оценить свои возможности при выборе дела, которому хотят себя посвятить.

– Такие уроки всегда требуют особого подхода, творчества, хотя и считаются факультативными, – поясняет учитель. – Они проходят всегда замечательно.

Ребятам по профориентации оценок не ставят. В их аттестате просто делают запись о том, что учащийся посещал такие занятия, но от этого их важность меньше не становится. 

Доверяют. Это – главное

Немало Зинаида Досифеевна работает с ребятами как психолог. На родительских собраниях встречается с мамами и папами. С их согласия тестирует школьников для выявления их личностных особенностей, определения уровня интеллекта.

– Многие родители моих учеников – тоже мои ученики прошлых лет. Они меня знают, доверяют, работаем с ними в контакте, – продолжает педагог.

Что касается проблем, с которыми сталкиваются ребята и их родители, то все зависит от семьи, возраста детей. У ребят, что помладше, они связаны с учебой, адаптацией к школе. Старших волнуют отношения между мальчиками и девочками.

– Они часто пишут мне записки и приносят в кабинет. Беспокоит учащихся загруженность заданиями, они даже спрашивают, почему у них бывает плохое настроение и часто болит голова, – делится Зинаида Досифеевна. – Кто-то задает вопросы о дружбе и любви. Кстати, эта тема значительно помолодела и теперь волнует уже четвероклассников. И это тоже не случайно. Дети теперь получают много разноплановой информации из внешнего мира. Им надо помочь во всем разобраться, ведь они мне доверяют. Это – главное.

Прочитав записки и выслушав вопросы школьников, психолог приглашает к себе каждого из обратившихся, ведь только в доверительной беседе ребенок может получить ответ.

Нужно работать и с родителями. Их, как правило, волнует успеваемость и поведение детей. Мамы и папы порой бывают очень требовательными к ребятам, забывая, что сами в школе получали двойки и шалили. Им приходится напоминать об этом, и тогда взрослые сами находят ответы на свои вопросы.

В многолетней практике педагога-психолога возникало немалого разных ситуаций, когда ее совет помогал и детям, и взрослым. Вот одна из них. Ученице Заостровской школы трудно давалась учеба. Немало пришлось поработать с ней, ее мамой и папой, чтобы пришел успех. Зинаида Досифеевна сумела помочь девочке поверить в себя, и та стала хорошо учиться, успешно закончила школу. Поступила в САФУ. Теперь она часто приходит в гости к любимому учителю, рассказывает о своих успехах, делится планами. 

родсоб Адаптация 10кл 2ffc9

На родительском собрании

Ее звездочки

У этого опытного педагога немало замечательных учеников, которые стали ее коллегами. Среди звездочек, как их называет Зинаида Крапивина, нынешние учителя Заостровской средней школы Александра Неверова и Наталья Малинникова, тоже преподаватели химии и биологии, Тамара Починкова, завуч, Дина Гущина, преподаватель физической культуры, и другие.

А одна из ее учениц – Анастасия Лукичева – стала профессиональным психологом.

– Пришла и остаюсь в педагогике по велению сердца, – сказала в заключение Зинаида Досифеевна. – В нем – мои ученики.

Научить понимать друг друга

Химией заразилась в школе

– Преподаватели у нас были хорошие. Для меня примером стала учитель химии Зоя Дмитриевна Титовская, уроки она вела очень интересно, – вспоминает Зинаида Крапивина. – Она меня просто заразила своим предметом. Поэтому после школы я решила поступать в педагогический институт. Приехала из Кировской области, где тогда жила наша семья, в Архангельск.

Мечта осуществилась не сразу. Студенткой естественно-географического факультета Зинаида стала только через год. Зато училась хорошо. Старалась. Поэтому в приложении к диплому были четверки и пятерки. По распределению выпускница АГПИ имени М.В. Ломоносова оказалась в Приморском районе.

– Я здесь с 1979 года, начинала и продолжаю работать в Заостровской школе. Теперь почти коренная поморка, – улыбается Зинаида Досифеевна. – Семь лет преподавала, затем пригласили в районо. Но желание быть с детьми оказалось сильнее. Закончила в 90-м курсы психологов. С тех пор совмещаю две профессии – педагога и психолога, хотя они, мне кажется, неразрывно связаны.

Психолог нужен не только тем, у кого какие-то проблемы, а всем, даже хорошо успевающим ученикам, чтобы и в будущем эти ребята оставались такими же. Очень важно научить школьников учиться, а педагогов, родителей и ребят – понимать друг друга.

Особая наука

Уроков химии сейчас в средней школе немного. Поэтому задача педагога – преподнести материал любой степени сложности так, чтобы он понравился и запомнился учащимся. Тут стандартными занятиями не обойдешься. Вот и ищет Зинаида Досифеевна что-то новенькое. Готовится к каждому занятию основательно, как к экзамену. 

Мультимедиа, компьютерные задания и многое другое делают ее уроки интереснее и насыщеннее. Химия – дисциплина особая. Тут не голая теория, еще и опыты разные. А «химичить» нравится ребятам во все времена.

– Это разнообразит череду формул и задач. Хотя, если изучаем, например, электролитическую диссоциацию, тут уж без классических уравнений не обойтись, – говорит педагог. – Но, когда предмет нравится, ребята их хорошо решают. А вообще химию надо учить.

И, конечно, отдачу Зинаида Досифеевна чувствует. Многие ее ученики стараются больше узнать, не списывают во время контрольных. Когда проходят предметные недели, а их в учебном году несколько, педагог проводит экскурсии в кабинете химии. После этого ей не раз приходилось слышать, как некоторые шестиклассники сетуют, что изучать этот интересный предмет им предстоит лишь через два года.

Старшеклассники, решившие поступать в вузы, где без химии не обойтись, охотно посещают факультатив. Чтобы совершенствовать знания, Зинаида Крапивина рекомендует ребятам участвовать в олимпиадах.

Классы в Заостровской школе сейчас немногочисленны. Плюс в этом есть – обучение почти индивидуальное.

Когда не ставят оценок

Не менее интересно проводит Зинаида Досифеевна и занятия по профориентации. Она не только рассказывает школьникам о профессии, но и помогает каждому из них почувствовать себя в роли того или иного специалиста. Старшеклассники должны оценить свои возможности при выборе дела, которому хотят себя посвятить.

– Такие уроки всегда требуют особого подхода, творчества, хотя и считаются факультативными, – поясняет учитель. – Они проходят всегда замечательно.

Ребятам по профориентации оценок не ставят. В их аттестате просто делают запись о том, что учащийся посещал такие занятия, но от этого их важность меньше не становится. 

Доверяют. Это – главное

Немало Зинаида Досифеевна работает с ребятами как психолог. На родительских собраниях встречается с мамами и папами. С их согласия тестирует школьников для выявления их личностных особенностей, определения уровня интеллекта.

– Многие родители моих учеников – тоже мои ученики прошлых лет. Они меня знают, доверяют, работаем с ними в контакте, – продолжает педагог.

Что касается проблем, с которыми сталкиваются ребята и их родители, то все зависит от семьи, возраста детей. У ребят, что помладше, они связаны с учебой, адаптацией к школе. Старших волнуют отношения между мальчиками и девочками.

– Они часто пишут мне записки и приносят в кабинет. Беспокоит учащихся загруженность заданиями, они даже спрашивают, почему у них бывает плохое настроение и часто болит голова, – делится Зинаида Досифеевна. – Кто-то задает вопросы о дружбе и любви. Кстати, эта тема значительно помолодела и теперь волнует уже четвероклассников. И это тоже не случайно. Дети теперь получают много разноплановой информации из внешнего мира. Им надо помочь во всем разобраться, ведь они мне доверяют. Это – главное.

Прочитав записки и выслушав вопросы школьников, психолог приглашает к себе каждого из обратившихся, ведь только в доверительной беседе ребенок может получить ответ.

Нужно работать и с родителями. Их, как правило, волнует успеваемость и поведение детей. Мамы и папы порой бывают очень требовательными к ребятам, забывая, что сами в школе получали двойки и шалили. Им приходится напоминать об этом, и тогда взрослые сами находят ответы на свои вопросы.

В многолетней практике педагога-психолога возникало немалого разных ситуаций, когда ее совет помогал и детям, и взрослым. Вот одна из них. Ученице Заостровской школы трудно давалась учеба. Немало пришлось поработать с ней, ее мамой и папой, чтобы пришел успех. Зинаида Досифеевна сумела помочь девочке поверить в себя, и та стала хорошо учиться, успешно закончила школу. Поступила в САФУ. Теперь она часто приходит в гости к любимому учителю, рассказывает о своих успехах, делится планами. 

родсоб Адаптация 10кл 2ffc9

На родительском собрании

Ее звездочки

У этого опытного педагога немало замечательных учеников, которые стали ее коллегами. Среди звездочек, как их называет Зинаида Крапивина, нынешние учителя Заостровской средней школы Александра Неверова и Наталья Малинникова, тоже преподаватели химии и биологии, Тамара Починкова, завуч, Дина Гущина, преподаватель физической культуры, и другие.

А одна из ее учениц – Анастасия Лукичева – стала профессиональным психологом.

– Пришла и остаюсь в педагогике по велению сердца, – сказала в заключение Зинаида Досифеевна. – В нем – мои ученики.

Поделиться
10716