18 сентября 2014

Настоящий глава города не дает несбыточных обещаний

Новые дороги, передовые технологии

Исполнительная власть, чтобы принимать грамотные и взвешенные решения, должна опираться на интеллектуальную элиту региона, обращаться за советом к научному сообществу. Обсуждению злободневных экономических проблем региона и предстоящему реформированию местного самоуправления была посвящена на днях встреча губернатора Игоря Орлова с представителями архангельской науки в Ломоносовском доме. Более двух часов длилась дискуссия ученых с главой области. Началось обсуждение с насущных экономических задач.

Как заявил губернатор, в настоящий момент крупные предприятия региона находятся в достаточно стабильном состоянии. Главная задача власти сегодня – не мешать бизнесу, а предприниматели, в свою очередь, должны более ответственно относиться к ведению дела, планам развития, оценке угроз. В области растет строительство жилья – и это радует. Только темп роста не устраивает: всего 15%, а надо бы выйти на 70%. Застройка населенных пунктов должна вестись комплексно с применением современных технологий.

Вопрос внедрения новых технологий стоит и в агропромышленном комплексе: современные коровники, новые методы посадки картофеля и т. д., вплоть до лазерной очистки клюквы.

Ученых интересовали перспективы развития инфраструктуры, без чего немыслим экономический подъем в регионе. Особенно тревожила судьба проекта «Белкомур»: говорится о нем много, а воз (то есть вагон) и ныне там.

Губернатор успокоил сомневающихся: разработка проекта закончена, власти трех субъектов Федерации, по территории которых он пройдет, не охладели к идее строительства стратегической магистрали. Так же как не будет сдана в архив и инициатива по строительству глубоководного порта в Двинской губе.

Опасаться конкуренции со стороны других арктических портов вроде ямальской Сабетты не стоит, считает Игорь Орлов. Ведь у каждого морского порта своя ниша: транспортировка нефтепродуктов, угля, других грузов, рыболовство и т. д. Тем более в нынешних условиях, когда федеральное руководство повернулось лицом к Арктике, Архангельск не будет забыт и заброшен. Что же касается менее масштабных дорог, то необходимо сделать достойный маршрут от Архангельска до Малых Корел. Возможно, строить новую дорогу в объезд.

Изменить логику логистики

Человека, любящего свой край, не могут не тревожить демографические тенденции. Речь в данном случае не о соотношении рождаемости и смертности, а о миграции молодых кадров за пределы региона. Особенно это ощущается в южных районах, жители которых стремятся в Санкт-Петербург, Вологду, Киров. Что ж, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. В северных районах области точками притяжения для молодежи из районов служат Архангельск и Северодвинск.

Проблему закрепления кадров в регионе решить сложно, но возможно – не только через повышение зарплаты, улучшение условий труда, увеличение возможностей для карьерного роста, но и пропагандируя любовь к малой родине, местный патриотизм. Пока же некоторые информационные ресурсы настойчиво предлагают молодым землякам «валить» из якобы бесперспективной области. Одни – прямо и недвусмысленно, другие – опосредованно, через рекламу преимуществ жизни в коттеджных поселках где-нибудь под Питером. Такую пропаганду губернатор охарактеризовал как «вражескую» и «измену области».

Отдельный вопрос – торговля. Сегодня в регионе средний размер торговой площади на одного жителя области в два с половиной раза превышает общероссийскую норму. В то же время логистика крупных торговых компаний, работающих в нашем регионе (главным образом, московских и вологодских) завязана не на Архангельск, а на другие крупные центры. А, например, у известной сети магазинов «Магнит» такой перевалочный центр находится в Ярославле. Это положение также необходимо менять в пользу региона.

Отвечая на вопрос известного архангельского регионоведа Сергея Шубина, губернатор негативно оценил упразднение федерального Министерства региональной политики. Сегодня в России созданы министерства, отвечающие за Дальний Восток и Северный Кавказ. Логично было бы организовать и структуру, отвечающую за северо-западные регионы, считает Игорь Орлов.

Достойные предложат достойных

Одной из основных тем, обсуждавшихся в ходе встречи, стало введение в муниципалитетах института сити-менеджера. Губернатор подчеркнул, что выбор сити-менеждеров поселений будут осуществлять депутаты их представительных органов. А комиссия, сформированная из чиновников исполнительной власти, областных депутатов и членов Общественной палаты, – предлагать кандидатуру на пост городского или сельского «головы», как называлась эта должность в дореволюционной России. При этом для желающих стать членами комиссии должны быть установлены определенные цензы: например, образовательный, стаж руководства предприятием не менее пяти лет и т. д. Похожие ограничения существуют, например, в диссертационных советах. Тогда будет уверенность, что достойные и компетентные люди предложат на суд депутатов столь же достойного и компетентного кандидата на пост сити-менеджера, ответственного профессионала, а не уличного популиста.

– Мы избавляем человека от того, чтобы он вылез на площадь и давал несбыточные обещания – так охарактеризовал губернатор преимущество должности сити-менеджера перед избранным на всеобщих выборах мэром.


Евгений Куроптев, член совета дома № 11 на пр. Дзержинского:

С мэра надо спрашивать за работу

– Я согласен с тем, чтобы главу городской администрации избирали выбранные нами депутаты, это не противоречит российской Конституции. Считаю, что к выборам надо отменить партийные списки, потому что некоторые депутаты уже на четвертый срок избрались, но мало что знают и делают.

Пока не представляю, кого в Архангельске можно назначить хозяйственником. Тут должен быть человек масштабный. И, кстати, очень здоровый, потому что ему достанется разрушенное хозяйство, по 25 часов в сутки придется работать. Где такого найти – вопрос…
Я не согласен с рассуждениями о том, что если мэр избран всенародным голосованием, то он отвечает перед нами за свою работу. Спросить с мэра сегодня за его работу совершенно невозможно.

Я изучил отчет главы нашего муниципалитета за 2013 год. В нем сказано, что было построено три многоквартирных социальных дома. Это очень мало. В Цигломени, где до конца 2014 года должны построить дома для расселения жильцов из аварийного жилфонда, конь не валялся. Люди ждут переселения годами, но опять останутся без жилья, а наш город Архангельск может остаться без финансирования на эти цели. В конце отчета мэр перешел на 136-й закон – его не интересует отчетность перед избирателями, ему важнее усидеть в своем кресле. Мэру будет дана возможность отработать до конца срока, вот и пусть доказывает делами, что он трудится для народа.

Наше гражданское общество находится в зачатке. Приведу пример по собранию собственников. Я был инициатором собрания по проведению капремонта в своем доме. Из двухсот собственников пришли три человека. Люди не хотят распорядиться своей собственностью, никому ничего не надо…

Чтобы навести порядок в городском хозяйстве, начинать нужно с себя. Мы должны понимать, за кого голосуем. Спросите у прохожих на улице, знают ли они предвыборные обещания мэра и своего депутата. Никто ничего не знает. Поэтому с мэра и с депутатов никто и не спрашивает за их работу. Получается, на словах горожане выступают за всенародно выбранного мэра, но при этом никто не несет ответственности за свой выбор.

Сергей Шубин, профессор Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ:

Одним чиновником    меньше

arh3779 3d0ee– Надо иметь в виду, что новый федеральный закон уменьшил количество глав, потому что по закону № 131 ситименеджера брал на работу глава администрации, а не глава Собрания. Таким образом, был глава Собрания, был мэр и был еще сити-менеджер. То есть мы на одного чиновника будем иметь меньше.

Будет больше возможностей иметь человека, подготовленного к выполнению своих функций. Наверное, в этом тоже есть своя положительная сторона, потому что он будет подконтролен комиссии и, если станет неудовлетворительно исполнять свои полномочия, его можно, не дожидаясь окончания срока, отлучить от должности. Комиссия будет выдвигать определенные требования к уровню образования, компетентности, человеческим качествам. И, как прозвучало на нашей встрече, будет возможность людям, уже добившимся результатов, скажем, в бизнесе, реализовать себя и на административной работе. Я здесь не вижу никакого криминала. В принципе такая практика вызвана еще и недостаточной политической культурой россиян и северян. Если на выборы приходит меньше двадцати процентов избирателей, то назвать их выборами сложно. Может быть, на период, когда россияне утратят свою пассивность, повысят свою политическую культуру, такая форма организации местного самоуправления будет более приемлемой. А когда население станет более грамотно, поймет свою ответственность за дела в своих местных сообществах, тогда можно снова вернуться к выборам. Как это было с выборами губернаторов.

Виктор Спиридонов, координатор городской общественной организации «Народная инспекция Архангельской области» по городу Архангельску:

Систему управления городом нужно менять

arh3773 175d4– Очень многие горожане вообще не имеют представления о том, кто такой сити-менеджер. Им нужно растолковывать, что это за должность, но в подконтрольных мэрии СМИ – только хвалебные статьи о деятельности мэра и чиновников. Если им верить, то наш город процветает, а жители Архангельска живут очень комфортно. А что на деле, за строками бахвальства?

Отдаленные от центра городские округа люди называют «гетто». Так и есть. Как народный инспектор я объездил, исходил все окраины вдоль и поперек. И то, что я там вижу, никак не укладывается с тем, о чем пишут и показывают в городских СМИ.

Наш мэр у власти уже второй срок. При нем стали платить за общедомовое электропотребление. Воровство электроэнергии в жилфонде – острейшая городская проблема, которую с января 2014 года переложили на управляющие компании. А у тех помойки зарастают, крыши текут, мусор не вывозится, но денег на содержание жилфонда нет, потому что УК приходится расплачиваться за воровство электроэнергии. На примере своего деревянного дома я доказал, что можно навести порядок с оплатой общедомовых нужд: мы с соседями не переплачиваем ни копейки! Однако в большинстве домов за этим нет никакого контроля, а городская власть бездействует. Или еще пример.

В борьбе с сосульками в Архангельске рушат крыши – с ломиками долбят кровлю! Так выполняют распоряжение мэра, борясь с наледью, вместо того, чтобы трубы на чердаках заизолировать, от конденсата избавляться, тогда и сосулек не будет. И таких примеров бесхозяйственности много. Надеюсь, что сити-менеджер наведет порядок в городе в жилищно-коммунальной сфере.

136-й закон о реформе местного самоуправления давно надо было принимать. Возглавлять городскую администрацию должен хозяйственник. Судить-рядить, что нынешняя система управления Архангельском оправдана, что все у нас отлажено, – абсурд, это лишь слова. Пусть люди посмотрят вокруг себя и задумаются, насколько эффективна деятельность городского главы. Городская власть не должна декларировать, что она все делает ради народа. Нужно доказывать это конкретными делами. Ни мэр, ни департамент городского хозяйства свои функции не выполняют.

Настоящий глава города не дает несбыточных обещаний

Как заявил губернатор, в настоящий момент крупные предприятия региона находятся в достаточно стабильном состоянии. Главная задача власти сегодня – не мешать бизнесу, а предприниматели, в свою очередь, должны более ответственно относиться к ведению дела, планам развития, оценке угроз. В области растет строительство жилья – и это радует. Только темп роста не устраивает: всего 15%, а надо бы выйти на 70%. Застройка населенных пунктов должна вестись комплексно с применением современных технологий.

Вопрос внедрения новых технологий стоит и в агропромышленном комплексе: современные коровники, новые методы посадки картофеля и т. д., вплоть до лазерной очистки клюквы.

Ученых интересовали перспективы развития инфраструктуры, без чего немыслим экономический подъем в регионе. Особенно тревожила судьба проекта «Белкомур»: говорится о нем много, а воз (то есть вагон) и ныне там.

Губернатор успокоил сомневающихся: разработка проекта закончена, власти трех субъектов Федерации, по территории которых он пройдет, не охладели к идее строительства стратегической магистрали. Так же как не будет сдана в архив и инициатива по строительству глубоководного порта в Двинской губе.

Опасаться конкуренции со стороны других арктических портов вроде ямальской Сабетты не стоит, считает Игорь Орлов. Ведь у каждого морского порта своя ниша: транспортировка нефтепродуктов, угля, других грузов, рыболовство и т. д. Тем более в нынешних условиях, когда федеральное руководство повернулось лицом к Арктике, Архангельск не будет забыт и заброшен. Что же касается менее масштабных дорог, то необходимо сделать достойный маршрут от Архангельска до Малых Корел. Возможно, строить новую дорогу в объезд.

Изменить логику логистики

Человека, любящего свой край, не могут не тревожить демографические тенденции. Речь в данном случае не о соотношении рождаемости и смертности, а о миграции молодых кадров за пределы региона. Особенно это ощущается в южных районах, жители которых стремятся в Санкт-Петербург, Вологду, Киров. Что ж, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. В северных районах области точками притяжения для молодежи из районов служат Архангельск и Северодвинск.

Проблему закрепления кадров в регионе решить сложно, но возможно – не только через повышение зарплаты, улучшение условий труда, увеличение возможностей для карьерного роста, но и пропагандируя любовь к малой родине, местный патриотизм. Пока же некоторые информационные ресурсы настойчиво предлагают молодым землякам «валить» из якобы бесперспективной области. Одни – прямо и недвусмысленно, другие – опосредованно, через рекламу преимуществ жизни в коттеджных поселках где-нибудь под Питером. Такую пропаганду губернатор охарактеризовал как «вражескую» и «измену области».

Отдельный вопрос – торговля. Сегодня в регионе средний размер торговой площади на одного жителя области в два с половиной раза превышает общероссийскую норму. В то же время логистика крупных торговых компаний, работающих в нашем регионе (главным образом, московских и вологодских) завязана не на Архангельск, а на другие крупные центры. А, например, у известной сети магазинов «Магнит» такой перевалочный центр находится в Ярославле. Это положение также необходимо менять в пользу региона.

Отвечая на вопрос известного архангельского регионоведа Сергея Шубина, губернатор негативно оценил упразднение федерального Министерства региональной политики. Сегодня в России созданы министерства, отвечающие за Дальний Восток и Северный Кавказ. Логично было бы организовать и структуру, отвечающую за северо-западные регионы, считает Игорь Орлов.

Достойные предложат достойных

Одной из основных тем, обсуждавшихся в ходе встречи, стало введение в муниципалитетах института сити-менеджера. Губернатор подчеркнул, что выбор сити-менеждеров поселений будут осуществлять депутаты их представительных органов. А комиссия, сформированная из чиновников исполнительной власти, областных депутатов и членов Общественной палаты, – предлагать кандидатуру на пост городского или сельского «головы», как называлась эта должность в дореволюционной России. При этом для желающих стать членами комиссии должны быть установлены определенные цензы: например, образовательный, стаж руководства предприятием не менее пяти лет и т. д. Похожие ограничения существуют, например, в диссертационных советах. Тогда будет уверенность, что достойные и компетентные люди предложат на суд депутатов столь же достойного и компетентного кандидата на пост сити-менеджера, ответственного профессионала, а не уличного популиста.

– Мы избавляем человека от того, чтобы он вылез на площадь и давал несбыточные обещания – так охарактеризовал губернатор преимущество должности сити-менеджера перед избранным на всеобщих выборах мэром.


Евгений Куроптев, член совета дома № 11 на пр. Дзержинского:

С мэра надо спрашивать за работу

– Я согласен с тем, чтобы главу городской администрации избирали выбранные нами депутаты, это не противоречит российской Конституции. Считаю, что к выборам надо отменить партийные списки, потому что некоторые депутаты уже на четвертый срок избрались, но мало что знают и делают.

Пока не представляю, кого в Архангельске можно назначить хозяйственником. Тут должен быть человек масштабный. И, кстати, очень здоровый, потому что ему достанется разрушенное хозяйство, по 25 часов в сутки придется работать. Где такого найти – вопрос…
Я не согласен с рассуждениями о том, что если мэр избран всенародным голосованием, то он отвечает перед нами за свою работу. Спросить с мэра сегодня за его работу совершенно невозможно.

Я изучил отчет главы нашего муниципалитета за 2013 год. В нем сказано, что было построено три многоквартирных социальных дома. Это очень мало. В Цигломени, где до конца 2014 года должны построить дома для расселения жильцов из аварийного жилфонда, конь не валялся. Люди ждут переселения годами, но опять останутся без жилья, а наш город Архангельск может остаться без финансирования на эти цели. В конце отчета мэр перешел на 136-й закон – его не интересует отчетность перед избирателями, ему важнее усидеть в своем кресле. Мэру будет дана возможность отработать до конца срока, вот и пусть доказывает делами, что он трудится для народа.

Наше гражданское общество находится в зачатке. Приведу пример по собранию собственников. Я был инициатором собрания по проведению капремонта в своем доме. Из двухсот собственников пришли три человека. Люди не хотят распорядиться своей собственностью, никому ничего не надо…

Чтобы навести порядок в городском хозяйстве, начинать нужно с себя. Мы должны понимать, за кого голосуем. Спросите у прохожих на улице, знают ли они предвыборные обещания мэра и своего депутата. Никто ничего не знает. Поэтому с мэра и с депутатов никто и не спрашивает за их работу. Получается, на словах горожане выступают за всенародно выбранного мэра, но при этом никто не несет ответственности за свой выбор.

Сергей Шубин, профессор Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ:

Одним чиновником    меньше

arh3779 3d0ee– Надо иметь в виду, что новый федеральный закон уменьшил количество глав, потому что по закону № 131 ситименеджера брал на работу глава администрации, а не глава Собрания. Таким образом, был глава Собрания, был мэр и был еще сити-менеджер. То есть мы на одного чиновника будем иметь меньше.

Будет больше возможностей иметь человека, подготовленного к выполнению своих функций. Наверное, в этом тоже есть своя положительная сторона, потому что он будет подконтролен комиссии и, если станет неудовлетворительно исполнять свои полномочия, его можно, не дожидаясь окончания срока, отлучить от должности. Комиссия будет выдвигать определенные требования к уровню образования, компетентности, человеческим качествам. И, как прозвучало на нашей встрече, будет возможность людям, уже добившимся результатов, скажем, в бизнесе, реализовать себя и на административной работе. Я здесь не вижу никакого криминала. В принципе такая практика вызвана еще и недостаточной политической культурой россиян и северян. Если на выборы приходит меньше двадцати процентов избирателей, то назвать их выборами сложно. Может быть, на период, когда россияне утратят свою пассивность, повысят свою политическую культуру, такая форма организации местного самоуправления будет более приемлемой. А когда население станет более грамотно, поймет свою ответственность за дела в своих местных сообществах, тогда можно снова вернуться к выборам. Как это было с выборами губернаторов.

Виктор Спиридонов, координатор городской общественной организации «Народная инспекция Архангельской области» по городу Архангельску:

Систему управления городом нужно менять

arh3773 175d4– Очень многие горожане вообще не имеют представления о том, кто такой сити-менеджер. Им нужно растолковывать, что это за должность, но в подконтрольных мэрии СМИ – только хвалебные статьи о деятельности мэра и чиновников. Если им верить, то наш город процветает, а жители Архангельска живут очень комфортно. А что на деле, за строками бахвальства?

Отдаленные от центра городские округа люди называют «гетто». Так и есть. Как народный инспектор я объездил, исходил все окраины вдоль и поперек. И то, что я там вижу, никак не укладывается с тем, о чем пишут и показывают в городских СМИ.

Наш мэр у власти уже второй срок. При нем стали платить за общедомовое электропотребление. Воровство электроэнергии в жилфонде – острейшая городская проблема, которую с января 2014 года переложили на управляющие компании. А у тех помойки зарастают, крыши текут, мусор не вывозится, но денег на содержание жилфонда нет, потому что УК приходится расплачиваться за воровство электроэнергии. На примере своего деревянного дома я доказал, что можно навести порядок с оплатой общедомовых нужд: мы с соседями не переплачиваем ни копейки! Однако в большинстве домов за этим нет никакого контроля, а городская власть бездействует. Или еще пример.

В борьбе с сосульками в Архангельске рушат крыши – с ломиками долбят кровлю! Так выполняют распоряжение мэра, борясь с наледью, вместо того, чтобы трубы на чердаках заизолировать, от конденсата избавляться, тогда и сосулек не будет. И таких примеров бесхозяйственности много. Надеюсь, что сити-менеджер наведет порядок в городе в жилищно-коммунальной сфере.

136-й закон о реформе местного самоуправления давно надо было принимать. Возглавлять городскую администрацию должен хозяйственник. Судить-рядить, что нынешняя система управления Архангельском оправдана, что все у нас отлажено, – абсурд, это лишь слова. Пусть люди посмотрят вокруг себя и задумаются, насколько эффективна деятельность городского главы. Городская власть не должна декларировать, что она все делает ради народа. Нужно доказывать это конкретными делами. Ни мэр, ни департамент городского хозяйства свои функции не выполняют.

Поделиться
4823