26 июня 2014

На виду у Господних небес

Поэт в России больше, чем поэт… Об этом вспоминаешь, когда они, поэты, уходят. В июне исполнилось бы 60 лет Александру Роскову, стихотворцу и журналисту, чей тихий голос проникал до самого сердца…

Стихи из деревни

Кто-то из друзей написал о нем: «На горячих кирпичах, сквозь потрескиванья печки, Улыбаясь, спит Росков. Заслужил. Горит свечка…».

В начале 90-х Александр работал в газетах «Ленинский завет» («У Белого моря»), «Архангельск» и учился в Литинституте, хотя уже был принят в Союз писателей за книгу «Стихи из деревни». Той самой, каргопольской, откуда родом… 

О ней, все перенесшей и всех вскормившей, а ныне погибающей втуне, о людях, которые любили трудиться на земле-матушке, о возрождении веры православной, а вместе с ней и надежды слагал свои стихотворения Саша. Совсем так, как когда-то клал печи — ладные да теплые.

Критики иной раз сравнивают его с Твардовским, но он был самим собой — Александром Росковым — раздумчивым, лиричным, трогательным и щемящим душу поэтом, требовательно взывающим к памяти о тех, кто жил на этой земле. Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев особо ценит его балладу об Анатолии Абрамове, которого считает сродни Василию Теркину… Простой деревенский мужик, что «умел и любил аккуратные ставить стога».

И когда в жаркий полдень 

по небу плывут облака

над жильем городским, 

над крестами старинными храмов — 

я умом принимаю, что это и есть те стога,

что поставил в раю мой земляк

Анатолий Абрамов.

Согреть человека

Мы работали с Сашей вместе в газете «Архангельск» в первые годы ее выхода — в 1991–1992, тогда впервые «разрешили» писать на любые темы, даже самые скользкие, те самые «желтые». Но он возвращался с задания и тут же выстукивал на печатной машинке очерк (чему я, копуша, страшно завидовала), предпочитая рассказывать без лишних прикрас простые истории о людях. 

Росков любил своих героев и сострадал им — многодетной матери, бомжу, помогал начинающим поэтам… В последние годы Сан Саныч редактировал «Дачную», «Завалинку», «Пенсионерскую правду» и был очень доволен: «Эти газеты несут людям столько пользы, сколько не принесут десятки политических газет, вместе взятых». Уж кому-кому, а ему, печнику, было хорошо известно, как согреть человека. 

Да и, честно говоря, его собственная судьба складывалась совсем не гладко: пришлось из-за, казалось бы, непреодолимой тяги к вечному бичу русского человека побывать в психушке, но смог побороть эту заразу, выстоять в борьбе с «зеленым змием». Не потому ли так полна грусти его кладбищенская лирика, где поэт бродит по заросшему погосту, вглядываясь в лица ушедших земляков, спившихся, когда-то работящих мужиков. А сколько горечи о брошенной деревне, все перенесшей и всех вскормившей.

…Если говорить всерьез —

Родину мою оплакать

никаких не хватит слез.

Житие, а не жизнь…

Но и много — о возращении человека к вере, к традициям предков. «Житие у реки в захолустном, глухом городке, есть как раз ЖИТИЕ, а не жизнь сумасшедшая наша…», «Человек должен жить на природе, на виду у Господних небес…»

Саша любил путешествовать по монастырям, святым местам: Дивеево, Псковские Печеры…

Он удостоен премии «Имперская культура», также лауреат областной премии имени Николая Рубцова и всероссийской Федора Абрамова. А его стихи публиковались почти в каждом номере нашего литературного журнала «Двина». 

Александра Роскова летом 2011-го сбил мотоцикл на дороге, и сразу вспомнилось, что и об этом были у поэта стихи — в «ад и рай скоростную дорогу», где на том месте, «где чья-то душа отделилась от бренного тела», поет пичуга и «у креста зеленеет трава под присмотром у Господа Бога».

Пророческим стало и название книги прозы «В ночь с пятницы на понедельник» — его сбили в пятницу, а умер он после Троицы, в понедельник — в Духов день. Однако, оказалось, поэты не уходят, они остаются… Достаточно открыть сборник или страницу в Интернете «Стихи. ру», чтобы снова поговорить с Сашей о том, что волнует.


Комментарий

Он получал сотни писем

Вячеслав Белоусов, руководитель издательства «Северная неделя», главный редактор газеты «Вечерний Северодвинск», член Федеративного совета Союза журналистов России:

— Александр Росков родился и до 33 лет жил в Каргопольском районе. По духу он был деревенским жителем и не любил городскую суету, за много лет до гибели в одном из своих стихотворений он признался в нелюбви Архангельску и провидчески написал, что за это город ему отомстит: «Он меня смертью накажет, на тротуаре распнет!». 

Так и случилось 13 июня 2011 года. Когда мы с его коллегой и родственником Александром Ипатовым, услышав страшную весть, ехали к жене Роскова Людмиле Кимовне, молили Бога и надеялись, что поэт выживет. Однако через три дня эти надежды ушли. 

Он был не только талантливым поэтом и писателем, но и очень хорошим редактором. 

В издательстве «Северная неделя» он возглавлял самые тиражные газеты: «Завалинку», «Дачную», «Пенсионерскую правду». Еженедельно он получал сотни писем от читателей из России. Люди любили эти издания и творчество Роскова. Он был талантливым Человеком…

Секрет популярности

Василий Рашев, председатель региональной общественной организации «Союз журналистов Архангельской области»:

— По прошествии лет как-то ярче осознаешь степень талантливости Александра Роскова. И как русского поэта прежде всего, и как неординарного редактора популярной в среде «деревенщиков» России газеты «Дачная», тираж которой переваливал за 200 тысяч экземпляров. Напомню, что «Дачную» создавали директор и главный редактор издательства «Северная неделя» Вячеслав Белоусов и замечательный журналист Герман Барболин. Письма в редакцию доставляли десятками и сотнями. 

Поток читательских откликов не иссяк и тогда, когда редакторскую ношу взвалил на себя Саша Росков. Человек удивительно скромный, не любящий выпячивать своих заслуг. От третьих лиц мы узнавали о публикации поэтических подборок Роскова в престижных изданиях за рубежом, о сопоставлении его таланта с талантом классиков прошлого и настоящего. Но мы видели насколько доступно, образно, с сохранением народной стилистики пишутся тексты для газет «Дачная», «Завалинка», «Пенсионерская правда». Ведь именно в этом и был секрет популярности Роскова-журналиста.

Позовите печника

Елена Доильницына:

— В 94-м году прошлого века, когда я пришла корреспондентом в газету «Архангельск», редакция стояла полупустая. Разгар лета — отпуска. Да и у журналистов работа не кабинетная. И только в соседнюю дверь каким-то нескончаемым потоком тянутся люди. 

Ко мне тоже идут, но спрашивают исключительно печника. Я всем терпеливо объясняю, что нет здесь никакого печника, что здесь редакция газеты. Посетители кивают, мол, знаем, что газета, но… «позовите печника». Целый месяц я была уверена, что где-то рядом филиал сумасшедшего дома и у пациентов обострение. 

Но через месяц вернулась из отпуска коллега. 

И когда в дверь снова заглянули и спросили печника, она совершенно не удивилась и отправила человека в соседний кабинет. Я онемела. Коллега потом долго смеялась и рассказывала, что в соседнем кабинете работает замечательный поэт, классный печник, очень хороший очеркист и прекрасный человек — Саша Росков. 

Потом уж я и сама во всех талантах Александра убедилась. Таких тонких, чутких и отзывчивых людей теперь редко встретишь. Он и о земляках-то писал исключительно с точки зрения добра. И стихи когда читаешь, он прямо встает перед глазами… скромный… немножко сутулый, но справедливый, честный и твердый, когда надо кого-то защитить. И его ласковый прищур еще вспоминается… это… когда хвалил…

О стихах писать невозможно… их надо читать и чувствовать вместе с поэтом. А вот о поэтической страничке, которую вел в газете «Архангельск» Росков, сказать стоит. К нему шли доморощенные поэты и слали свои произведения, а он разбирал, хвалил, ругал, подсказывал. 

А о самых способных писал в своей поэтической рубрике, строчки удачные в пример приводил. 

Потом, когда Саша ушел в другую газету, пачки писем со стихами продолжали в редакцию приходить. Поэты звонили, прибегали и просили продолжать рубрику. А когда мы объясняли, что мы не поэты и не в состоянии делать подобные профессиональные разборы, требовали вернуть им Роскова.

Теперь бы нам всем его вернуть…

На виду у Господних небес

Стихи из деревни

Кто-то из друзей написал о нем: «На горячих кирпичах, сквозь потрескиванья печки, Улыбаясь, спит Росков. Заслужил. Горит свечка…».

В начале 90-х Александр работал в газетах «Ленинский завет» («У Белого моря»), «Архангельск» и учился в Литинституте, хотя уже был принят в Союз писателей за книгу «Стихи из деревни». Той самой, каргопольской, откуда родом… 

О ней, все перенесшей и всех вскормившей, а ныне погибающей втуне, о людях, которые любили трудиться на земле-матушке, о возрождении веры православной, а вместе с ней и надежды слагал свои стихотворения Саша. Совсем так, как когда-то клал печи — ладные да теплые.

Критики иной раз сравнивают его с Твардовским, но он был самим собой — Александром Росковым — раздумчивым, лиричным, трогательным и щемящим душу поэтом, требовательно взывающим к памяти о тех, кто жил на этой земле. Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев особо ценит его балладу об Анатолии Абрамове, которого считает сродни Василию Теркину… Простой деревенский мужик, что «умел и любил аккуратные ставить стога».

И когда в жаркий полдень 

по небу плывут облака

над жильем городским, 

над крестами старинными храмов — 

я умом принимаю, что это и есть те стога,

что поставил в раю мой земляк

Анатолий Абрамов.

Согреть человека

Мы работали с Сашей вместе в газете «Архангельск» в первые годы ее выхода — в 1991–1992, тогда впервые «разрешили» писать на любые темы, даже самые скользкие, те самые «желтые». Но он возвращался с задания и тут же выстукивал на печатной машинке очерк (чему я, копуша, страшно завидовала), предпочитая рассказывать без лишних прикрас простые истории о людях. 

Росков любил своих героев и сострадал им — многодетной матери, бомжу, помогал начинающим поэтам… В последние годы Сан Саныч редактировал «Дачную», «Завалинку», «Пенсионерскую правду» и был очень доволен: «Эти газеты несут людям столько пользы, сколько не принесут десятки политических газет, вместе взятых». Уж кому-кому, а ему, печнику, было хорошо известно, как согреть человека. 

Да и, честно говоря, его собственная судьба складывалась совсем не гладко: пришлось из-за, казалось бы, непреодолимой тяги к вечному бичу русского человека побывать в психушке, но смог побороть эту заразу, выстоять в борьбе с «зеленым змием». Не потому ли так полна грусти его кладбищенская лирика, где поэт бродит по заросшему погосту, вглядываясь в лица ушедших земляков, спившихся, когда-то работящих мужиков. А сколько горечи о брошенной деревне, все перенесшей и всех вскормившей.

…Если говорить всерьез —

Родину мою оплакать

никаких не хватит слез.

Житие, а не жизнь…

Но и много — о возращении человека к вере, к традициям предков. «Житие у реки в захолустном, глухом городке, есть как раз ЖИТИЕ, а не жизнь сумасшедшая наша…», «Человек должен жить на природе, на виду у Господних небес…»

Саша любил путешествовать по монастырям, святым местам: Дивеево, Псковские Печеры…

Он удостоен премии «Имперская культура», также лауреат областной премии имени Николая Рубцова и всероссийской Федора Абрамова. А его стихи публиковались почти в каждом номере нашего литературного журнала «Двина». 

Александра Роскова летом 2011-го сбил мотоцикл на дороге, и сразу вспомнилось, что и об этом были у поэта стихи — в «ад и рай скоростную дорогу», где на том месте, «где чья-то душа отделилась от бренного тела», поет пичуга и «у креста зеленеет трава под присмотром у Господа Бога».

Пророческим стало и название книги прозы «В ночь с пятницы на понедельник» — его сбили в пятницу, а умер он после Троицы, в понедельник — в Духов день. Однако, оказалось, поэты не уходят, они остаются… Достаточно открыть сборник или страницу в Интернете «Стихи. ру», чтобы снова поговорить с Сашей о том, что волнует.


Комментарий

Он получал сотни писем

Вячеслав Белоусов, руководитель издательства «Северная неделя», главный редактор газеты «Вечерний Северодвинск», член Федеративного совета Союза журналистов России:

— Александр Росков родился и до 33 лет жил в Каргопольском районе. По духу он был деревенским жителем и не любил городскую суету, за много лет до гибели в одном из своих стихотворений он признался в нелюбви Архангельску и провидчески написал, что за это город ему отомстит: «Он меня смертью накажет, на тротуаре распнет!». 

Так и случилось 13 июня 2011 года. Когда мы с его коллегой и родственником Александром Ипатовым, услышав страшную весть, ехали к жене Роскова Людмиле Кимовне, молили Бога и надеялись, что поэт выживет. Однако через три дня эти надежды ушли. 

Он был не только талантливым поэтом и писателем, но и очень хорошим редактором. 

В издательстве «Северная неделя» он возглавлял самые тиражные газеты: «Завалинку», «Дачную», «Пенсионерскую правду». Еженедельно он получал сотни писем от читателей из России. Люди любили эти издания и творчество Роскова. Он был талантливым Человеком…

Секрет популярности

Василий Рашев, председатель региональной общественной организации «Союз журналистов Архангельской области»:

— По прошествии лет как-то ярче осознаешь степень талантливости Александра Роскова. И как русского поэта прежде всего, и как неординарного редактора популярной в среде «деревенщиков» России газеты «Дачная», тираж которой переваливал за 200 тысяч экземпляров. Напомню, что «Дачную» создавали директор и главный редактор издательства «Северная неделя» Вячеслав Белоусов и замечательный журналист Герман Барболин. Письма в редакцию доставляли десятками и сотнями. 

Поток читательских откликов не иссяк и тогда, когда редакторскую ношу взвалил на себя Саша Росков. Человек удивительно скромный, не любящий выпячивать своих заслуг. От третьих лиц мы узнавали о публикации поэтических подборок Роскова в престижных изданиях за рубежом, о сопоставлении его таланта с талантом классиков прошлого и настоящего. Но мы видели насколько доступно, образно, с сохранением народной стилистики пишутся тексты для газет «Дачная», «Завалинка», «Пенсионерская правда». Ведь именно в этом и был секрет популярности Роскова-журналиста.

Позовите печника

Елена Доильницына:

— В 94-м году прошлого века, когда я пришла корреспондентом в газету «Архангельск», редакция стояла полупустая. Разгар лета — отпуска. Да и у журналистов работа не кабинетная. И только в соседнюю дверь каким-то нескончаемым потоком тянутся люди. 

Ко мне тоже идут, но спрашивают исключительно печника. Я всем терпеливо объясняю, что нет здесь никакого печника, что здесь редакция газеты. Посетители кивают, мол, знаем, что газета, но… «позовите печника». Целый месяц я была уверена, что где-то рядом филиал сумасшедшего дома и у пациентов обострение. 

Но через месяц вернулась из отпуска коллега. 

И когда в дверь снова заглянули и спросили печника, она совершенно не удивилась и отправила человека в соседний кабинет. Я онемела. Коллега потом долго смеялась и рассказывала, что в соседнем кабинете работает замечательный поэт, классный печник, очень хороший очеркист и прекрасный человек — Саша Росков. 

Потом уж я и сама во всех талантах Александра убедилась. Таких тонких, чутких и отзывчивых людей теперь редко встретишь. Он и о земляках-то писал исключительно с точки зрения добра. И стихи когда читаешь, он прямо встает перед глазами… скромный… немножко сутулый, но справедливый, честный и твердый, когда надо кого-то защитить. И его ласковый прищур еще вспоминается… это… когда хвалил…

О стихах писать невозможно… их надо читать и чувствовать вместе с поэтом. А вот о поэтической страничке, которую вел в газете «Архангельск» Росков, сказать стоит. К нему шли доморощенные поэты и слали свои произведения, а он разбирал, хвалил, ругал, подсказывал. 

А о самых способных писал в своей поэтической рубрике, строчки удачные в пример приводил. 

Потом, когда Саша ушел в другую газету, пачки писем со стихами продолжали в редакцию приходить. Поэты звонили, прибегали и просили продолжать рубрику. А когда мы объясняли, что мы не поэты и не в состоянии делать подобные профессиональные разборы, требовали вернуть им Роскова.

Теперь бы нам всем его вернуть…

Поделиться
2949