17 мая 2018

На рейде корабли стояли

Жители и гости Архангельска впервые смогли подняться на борт настоящего ледокола.

С самого утра на морском-речном вокзале Архангельска выстроились суда, работающие в городе, которые жители города постоянно видят.

Как работает ледокол

Совсем недавно, в апреле, ледоколы спускали лед из Северной Двины в Белое море.

– Ходили до Вайново – это почти 70 километров вверх от Архангельска, а еще в Черный Яр, где тоже был мощный затор, – рассказывает старший помощник капитана ледокола «Капитан Евдокимов» Сергей Гайдамак.

«Капитан Евдокимов» был построен в Финляндии. «Финны знают толк в сауне, – говорит старпом, – у них даже на судах, где экипаж четыре человека, сауна предусмотрена».

Еще один архангельский ледокол, «Капитан Чадаев», тоже финского производства, до этого работал на Волге, затем на Каспии. «Он базировался в Тольятти, ледоколы там были для продления зимней навигации – на Каме работало много земснарядов, которые добывали песчано-гравийную смесь, потом на Северном Каспии. Лед – он везде лед: мокрый, холодный, скользкий», – говорит капитан ледокола «Капитан Чадаев» Валерий Квятковский. Он, как и его коллега с «Евдокимова», попал в Архангельск вместе с ледоколом.

– В Тольятти мы заканчивали работу в марте, тут – в мае. Суда отличаются: здесь они больше, танкеры в том числе водим, нагрузка больше, – пояснил он.

Летний сезон для архангельских ледоколов – время ремонтов. Но не всегда. В 2016 году «Капитан Чадаев» ходил в Сабетту. «Туда из Голландии шли земснаряды, мы их встречали и страховали», – рассказал Валерий Квятковский.

А «Капитан Евдокимов» в Сабетту планирует идти в этом году.

– Нам хотят какой-то плуг сделать, который мы будем в подводном состоянии таскать: после того как земснаряды отработали, неровности остались – мы будем их срезать, – сказал старпом «Евдокимова».

Еще один архангельский ледокол, «Диксон», снимали в фильме «Ледокол». «Там даже кое-где видно, что это «Диксон», – в Белом море проще же было снимать, чем в Антарктике», – пояснил Сергей Гайдамак.

Уже два года в Архангельске организуют туристические рейсы на действующих ледоколах. Правда, туристов сразу предупреждают, что неизвестно, когда они смогут вернуться обратно.

– У нас один турист планировал на один день, а в итоге ушел в море на четверо суток, и мы его пересаживали с одного ледокола на другой, чтобы он смог вернуться в Архангельск, – рассказал член правления Архангельской региональной туристской ассоциации Сергей Никулин. – Зато посмотрел целых три ледокола.

Образовательный фестиваль

– Ой, я только очень быстро расскажу – мне на «Молчанов» нужно склянки отбивать, – второкурсник Арктического морского института Андрей Кувалдин учится на судомеханика, как его дед и дядя. – Выбрал эту специальность, потому что с самого детства нравилось разбираться в двигателях, чинить, помогать. Мой дед был судомехаником, мой дядя был судомехаником, и я решил пойти по их стопам.

Этим летом Андрею предстоит практика в мастерских, а затем первая морская практика.

– А сейчас я буду отбивать семь двойных ударов. Раньше склянки отбивали, потому что не было часов, а надо было знать время, когда заступаешь на вахту, когда уходишь с нее, – поясняет курсант.

Третьекурсница морского университета Анна Башкирцева уже проходила морскую практику.

– Я полгода была в море – на круизном лайнере «Князь Владимир», который ходит в Сочи, Новороссийск, Ялту, Севастополь. Работала с картами, прокладывала маршрут, – говорит Анна. – И за штурвалом стояла, вполне комфортно себя чувствовала.

Миниатюрная голубоглазая блондинка учится на судоводителя – из 130 курсантов на ее курсе всего три девушки.

– У меня дедушка был моряком, и, когда он говорил про море, очень нравилось. Я училась в кадетском классе и недавно получила корочки матроса – в этом году пойду матросом в Тюмень на грузовом судне, – рассказывает студентка.

Аня говорит, что тяжелой работы не боится: «Красить, убирать и картошку чистить – я к этому готова».

Директор Арктического морского института Елена Смягликова рассказывает, что сейчас в вузе учится 683 курсанта и с каждым годом конкурс в институт все больше.

– Морская отрасль претерпевает серьезные положительные изменения, улучшается флот, растут требования к безопасности мореплавания в ледовых условиях. Дефицит в морской отрасли сейчас 12–13 процентов, поэтому практически все наши курсанты идут работать на флот, по специальности, – подчеркивает Елена Альбертовна.

На стендах морских учебных заведений Архангельска и Северодвинска на фестивале не просто рассказывают о специальностях, а учат, например, вязать морские узлы или предлагают примерить шлем от водолазного костюма. «Я тебя сюда отдам», – говорит мама примерно пятилетнего мальчишки, который тянет ее к рынде. «Я согласен», – кричит малыш и бежит учиться отбивать склянки.

– Такие моменты запоминаются, – говорит заведующий музеем Арктического морского института Сергей Терентьев. – К нам приходят абитуриенты и рассказывают: а я у вас в пятом классе на экскурсии был, и с тех пор как будто что-то щелкнуло…

Рядом стоят яхты, которые буквально облепили мальчишки и девчонки, а неподалеку за столами школьники сражаются в шахматы с моряками в форме. В воскресенье в Архангельске первый по-настоящему теплый день, когда можно гулять без куртки. «Да, и с погодой мы договорились», – улыбается Терентьев.

arh19 18 19 1645e

Судно-исследователь

Научный флот на фестивале представляет научно-экспедиционное судно «Профессор Молчанов». Жители Архангельска хорошо его знают по рейсам «Арктического плавучего университета» – это совместный проект Северного (Арктического) федерального университета и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, который реализуется с 2012 года. В 2018-м АПУ отправится в юбилейный, десятый рейс.

– Мы пойдем на 24 дня с 10 июля вокруг Новой Земли, будем заходить с восточной стороны архипелага на севере, – рассказывает на борту «Профессора Молчанова» второй помощник капитана Игорь Плахин. – В июле с восточной стороны Новой Земли еще тяжелые льды.

Как отметил Игорь Плахин, один из самых продолжительных рейсов был в Хатангском заливе моря Лаптевых.

– Мы исследовали место для установки буровой вышки, – пояснил он.

На «Профессоре Молчанове» есть гидрологическая лебедка, чтобы брать пробы воды и донного грунта, кран грузоподъемностью 5 тонн, а на корме может поместиться очень много груза.

– Гидросамолет у нас, правда, два года назад не влез – размах крыльев оказался намного больше заявленного, а вот два судна на воздушной подушке мы спокойно перевозили, – улыбается второй помощник.

На рейде корабли стояли

С самого утра на морском-речном вокзале Архангельска выстроились суда, работающие в городе, которые жители города постоянно видят.

Как работает ледокол

Совсем недавно, в апреле, ледоколы спускали лед из Северной Двины в Белое море.

– Ходили до Вайново – это почти 70 километров вверх от Архангельска, а еще в Черный Яр, где тоже был мощный затор, – рассказывает старший помощник капитана ледокола «Капитан Евдокимов» Сергей Гайдамак.

«Капитан Евдокимов» был построен в Финляндии. «Финны знают толк в сауне, – говорит старпом, – у них даже на судах, где экипаж четыре человека, сауна предусмотрена».

Еще один архангельский ледокол, «Капитан Чадаев», тоже финского производства, до этого работал на Волге, затем на Каспии. «Он базировался в Тольятти, ледоколы там были для продления зимней навигации – на Каме работало много земснарядов, которые добывали песчано-гравийную смесь, потом на Северном Каспии. Лед – он везде лед: мокрый, холодный, скользкий», – говорит капитан ледокола «Капитан Чадаев» Валерий Квятковский. Он, как и его коллега с «Евдокимова», попал в Архангельск вместе с ледоколом.

– В Тольятти мы заканчивали работу в марте, тут – в мае. Суда отличаются: здесь они больше, танкеры в том числе водим, нагрузка больше, – пояснил он.

Летний сезон для архангельских ледоколов – время ремонтов. Но не всегда. В 2016 году «Капитан Чадаев» ходил в Сабетту. «Туда из Голландии шли земснаряды, мы их встречали и страховали», – рассказал Валерий Квятковский.

А «Капитан Евдокимов» в Сабетту планирует идти в этом году.

– Нам хотят какой-то плуг сделать, который мы будем в подводном состоянии таскать: после того как земснаряды отработали, неровности остались – мы будем их срезать, – сказал старпом «Евдокимова».

Еще один архангельский ледокол, «Диксон», снимали в фильме «Ледокол». «Там даже кое-где видно, что это «Диксон», – в Белом море проще же было снимать, чем в Антарктике», – пояснил Сергей Гайдамак.

Уже два года в Архангельске организуют туристические рейсы на действующих ледоколах. Правда, туристов сразу предупреждают, что неизвестно, когда они смогут вернуться обратно.

– У нас один турист планировал на один день, а в итоге ушел в море на четверо суток, и мы его пересаживали с одного ледокола на другой, чтобы он смог вернуться в Архангельск, – рассказал член правления Архангельской региональной туристской ассоциации Сергей Никулин. – Зато посмотрел целых три ледокола.

Образовательный фестиваль

– Ой, я только очень быстро расскажу – мне на «Молчанов» нужно склянки отбивать, – второкурсник Арктического морского института Андрей Кувалдин учится на судомеханика, как его дед и дядя. – Выбрал эту специальность, потому что с самого детства нравилось разбираться в двигателях, чинить, помогать. Мой дед был судомехаником, мой дядя был судомехаником, и я решил пойти по их стопам.

Этим летом Андрею предстоит практика в мастерских, а затем первая морская практика.

– А сейчас я буду отбивать семь двойных ударов. Раньше склянки отбивали, потому что не было часов, а надо было знать время, когда заступаешь на вахту, когда уходишь с нее, – поясняет курсант.

Третьекурсница морского университета Анна Башкирцева уже проходила морскую практику.

– Я полгода была в море – на круизном лайнере «Князь Владимир», который ходит в Сочи, Новороссийск, Ялту, Севастополь. Работала с картами, прокладывала маршрут, – говорит Анна. – И за штурвалом стояла, вполне комфортно себя чувствовала.

Миниатюрная голубоглазая блондинка учится на судоводителя – из 130 курсантов на ее курсе всего три девушки.

– У меня дедушка был моряком, и, когда он говорил про море, очень нравилось. Я училась в кадетском классе и недавно получила корочки матроса – в этом году пойду матросом в Тюмень на грузовом судне, – рассказывает студентка.

Аня говорит, что тяжелой работы не боится: «Красить, убирать и картошку чистить – я к этому готова».

Директор Арктического морского института Елена Смягликова рассказывает, что сейчас в вузе учится 683 курсанта и с каждым годом конкурс в институт все больше.

– Морская отрасль претерпевает серьезные положительные изменения, улучшается флот, растут требования к безопасности мореплавания в ледовых условиях. Дефицит в морской отрасли сейчас 12–13 процентов, поэтому практически все наши курсанты идут работать на флот, по специальности, – подчеркивает Елена Альбертовна.

На стендах морских учебных заведений Архангельска и Северодвинска на фестивале не просто рассказывают о специальностях, а учат, например, вязать морские узлы или предлагают примерить шлем от водолазного костюма. «Я тебя сюда отдам», – говорит мама примерно пятилетнего мальчишки, который тянет ее к рынде. «Я согласен», – кричит малыш и бежит учиться отбивать склянки.

– Такие моменты запоминаются, – говорит заведующий музеем Арктического морского института Сергей Терентьев. – К нам приходят абитуриенты и рассказывают: а я у вас в пятом классе на экскурсии был, и с тех пор как будто что-то щелкнуло…

Рядом стоят яхты, которые буквально облепили мальчишки и девчонки, а неподалеку за столами школьники сражаются в шахматы с моряками в форме. В воскресенье в Архангельске первый по-настоящему теплый день, когда можно гулять без куртки. «Да, и с погодой мы договорились», – улыбается Терентьев.

arh19 18 19 1645e

Судно-исследователь

Научный флот на фестивале представляет научно-экспедиционное судно «Профессор Молчанов». Жители Архангельска хорошо его знают по рейсам «Арктического плавучего университета» – это совместный проект Северного (Арктического) федерального университета и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, который реализуется с 2012 года. В 2018-м АПУ отправится в юбилейный, десятый рейс.

– Мы пойдем на 24 дня с 10 июля вокруг Новой Земли, будем заходить с восточной стороны архипелага на севере, – рассказывает на борту «Профессора Молчанова» второй помощник капитана Игорь Плахин. – В июле с восточной стороны Новой Земли еще тяжелые льды.

Как отметил Игорь Плахин, один из самых продолжительных рейсов был в Хатангском заливе моря Лаптевых.

– Мы исследовали место для установки буровой вышки, – пояснил он.

На «Профессоре Молчанове» есть гидрологическая лебедка, чтобы брать пробы воды и донного грунта, кран грузоподъемностью 5 тонн, а на корме может поместиться очень много груза.

– Гидросамолет у нас, правда, два года назад не влез – размах крыльев оказался намного больше заявленного, а вот два судна на воздушной подушке мы спокойно перевозили, – улыбается второй помощник.

Поделиться
27019