Мракобесие про нас

2stkUa1Fu A 7d12b

Юбилейный, 40-й сезон, в молодежном театре закрыли премьерой «Вия» — постановкой, способной удивить своей зрелищностью. 

Родя и Нежить 

Если ждете хутора да хат, подсолнухов да горилки, дивчин с косами да парубков с чубами, то не дождетесь. 

— Нас не интересовал украинский национальный колорит. Мы пофантазировали о том, какая нечисть есть сегодня, во что верит современный человек, — объяснил режиссер Максим Соколов. 

Его архангелогородцы уже знают по спектаклю «Пираньи. Дневник 12-летнего». В основе новой постановки – вовсе не гоголевский «Вий», а пьеса по его мотивам молодого и уже известного драматурга Полины Бородиной, ученицы Николая Коляды. Ей удалось совместить реальность и мистику, комедию и трагедию, как это часто бывает в произведениях екатеринбургского драматурга. А главный герой, конечно, народ. Именно поэтому зеркало, на которое «неча пенять», появляется на сцене не только как бытовая деталь интерьера, но и как интерактивный элемент игры со зрителем. 

Сюжет повести Гоголя перенесен в наши дни: едут в вагоне электрички два шебутных семинариста-карьериста с товарищем, вроде бы чистой души, Родионом (Степан Полежаев). Но, сами понимаете, с таким именем в русской культуре сложно не схватиться за топор. Родя оказывается в глухой деревеньке под названием Нежить. Он вынужден три дня в заброшенной церкви отпевать покойницу – дочку мента в окружении других жителей деревни. На этом мистические злоключения только начинаются. 

Без веры мы – шматы мяса 

«На ринге отец Фотий!» — орет голосом Нагиева фонограмма, зал оглушают овации. И льется из колонок тонкий, чудный голос иеромонаха. В то время на сцене творятся настоящие бесовские явления, страшный сон семинариста. Это как бы увертюра всему спектаклю, продолжающемуся в жанре веселых поминок. Танцует, что называется, все деревенское общество: молодуха в кокошнике, гопник Береза, мент, готичная барышня, юродивый, гармонист, камуфляжник, доярка и баба трагической судьбы. 

Похоже на безумное реалити-шоу, какое-то Евровидение. Тем более что в спектакле остроумно звучит и песня победителей ежегодного шоу – Hard Rock Hallelujah. И персонаж Марии Гирс, которая и исполняет композицию в стилистике видеоклипа, совсем не случаен. Готика – это ведь суррогат, выросший на обломках Церкви. 

Кому по-настоящему нужно то, что делает Родион? Может, отцу панночки? Да нет, мент быстро глушит ростки сострадания водкой. Илья Глущенко карикатурно, объемно нарисовал этот образ. 

Или, может, нужно бабам в кокошниках? Так нет, вся забота – освятить корову Райку. В то же время трогает исповедь доярки в исполнении Ольги Халченко. Сомневается она: есть ли жизнь вне телевизора? Жить-то хочется, но и страшно. Верить не во что, остается ворожить. Показательно, что деревенские берутся за свечки в церкви только тогда, когда по всей деревне пробки вышибло. А без веры все – шматы мяса, о чем красноречиво говорит афиша спектакля. 

tAQ HB5NR5I c4d6a

Пофантазировать всем, кто участвовал в подготовке спектакля, удалось на славу. Аплодисменты заведующему постановочной частью Евгению Шкаеву, сумевшему грамотно организовать небольшое сценическое пространство и сделавшему перфоманс запоминающимся. Немало и визуальных находок. Световые и звуковые эффекты, видеоарт (Игорь Кузнецов, Артем Морозов) – кажется, нынешнего зрителя они уже не способны поразить. Но зритель увидит воочию и геену огненную, и Вия, и вздрогнет от ужаса. Саспенс удался.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 1 июня 2016 г.