15 января 2018

Морская страница набережной

В 2017 году в «Газете Архангельск» были опубликованы материалы под рубрикой «Знакомый неизвестный Архангельск». Музыкант Тим Дорофеев, фотограф Николай Гернет, модельер Елена Резицкая – герои первых публикаций. Творческому коллективу издания приятно, что эти материалы нашли поддержку у читателей.

Архангельск по праву считается колыбелью российского мореплавания, открывшей России окно в Арктику и Европу. Наш город строился и развивался как порт. Возникший по указу царя Ивана Грозного, Архангельск в XVI–XVII веках превратился в крупный европейский порт, где активно развивались торговля, строительство, судостроение и многочисленные ремесла. Многое в нашем городе связано с морем, как, например, отрезок самой близко расположенной к воде улицы Набережной Северной Двины между современными улицами Логинова и Садовая.

Церковный маяк

Одним из самых старинных храмов Архангельска можно по праву считать Успенскую церковь, которая была построена в 1626 году на берегу Северной Двины в начале современной улицы Логинова. Раньше она называлась Боровскоуспенской, с 1897-го – Успенской. Интересно, что в 1694 году в день Петра и Павла на всенощном бдении в Успенской церкви присутствовал сам Петр I.

К XVIII веку деревянные церкви обветшали, и на месте разобранной деревянной Успенской церкви стали возводить каменный храм. В 1752 году к церкви была пристроена высокая многоярусная колокольня, которая служила прибывающим в Архангельск кораблям еще и в качестве маяка.

В начале XX века колокольня церкви из-за осевшего грунта накренилась и стала падающей, напоминая Пизанскую башню. В 1912 году были проведены работы по выправлению колокольни, заменен на каменный деревянный свайный фундамент. В 1920 году Успенская церковь была упразднена, а в 30-е годы храм и колокольня были снесены. В 1989-м обнаружили сохранившийся фундамент церкви.

В 90-е годы было решено воссоздать разрушенный храм на его историческом месте, и сейчас Успенская церковь снова открыта для горожан.

Под парусом

Вся история Архангельска неразрывно связана с парусами. В течение трех с половиной веков военные, торговые, промысловые парусные суда с мая по сентябрь заполняли Северную Двину.

В 1911 году в Российской империи было всего два яхт-клуба: «Невский» в Санкт-Петербурге и Феодосийский на Украине.

Ковш Успенской пристани стал домом для третьего по счету в Российской империи яхт-клуба. 29 августа 1911 года официально был поднят флаг Архангельского речного яхт-клуба. Его целью было развитие водного спорта (гребного, парусного, моторного), а также усовершенствование и строительство новых спортивных судов. Поначалу он был элитным клубом, членами которого являлись 80 знатных горожан; имел свой устав, гимн и флаг. На тот момент на территории яхт-клуба на Северной Двине базировалось 37 судов.

Первая мореходная

На перекрестке набережной Северной Двины и Садовой находится Арктический морской институт, который берет свое начало от Холмогорской мореходной школы.

Указом императрицы Екатерины II 23 (12) марта 1781 года в Холмогорах, на родине великого русского ученого Михаила Ломоносова, была учреждена мореходная школа, ставшая первым учебным заведением на Севере России. В 1786-м школа была переведена в Архангельск, ведь именно через него велась внешняя торговля России с западно-европейскими государствами, и прежде всего с сопредельной Норвегией.

Объективные условия диктовали необходимость иметь в стране морское учебное заведение для подготовки грамотных судоводителей торгового флота. К концу XIX столетия выпускники мореходки полностью заменили на поморских судах иностранных штурманов и шкиперов. Тем самым была решена задача большой государственной важности.

За свою двухвековую историю училище прошло через ряд преобразований – от мореходной школы до Арктического морского института – и выпустило не одну морскую династию.

Морской адмирал

У Арктического морского института установлен памятник адмиралу Николаю Кузнецову, который всю свою жизнь посвятил морю. Монумент – бронзовая скульптура адмирала на постаменте – возводился на пожертвования жителей Архангельска.

Кузнецов Николай Герасимович – советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (3 марта 1955 г.), в 1939—1947 и 1951—1955 гг. возглавлял советский Военно-морской флот.

Скульптура и постамент, символизирующий фрагмент военного корабля, отливались в Москве. Высота бронзового монумента более 6 метров, из них сама фигура флотоводца – 4,3 метра. В основание памятника заложена капсула с землей с родины адмирала – Котласского района.

– Когда я создавала музыкальный альбом о городе, часто гуляла по набережной и около памятника адмиралу Кузнецову, – рассказывает Алла Сумарокова, певица, заслуженная артистка России. – Слова на памятнике – слова уверенного в себе человека, готового на решительные поступки, легли в основу новой песни о нашем легендарном земляке.

«Принимаю ответственность на себя» – эти слова символизируют подвиг адмирала. В июне 1941-го он самостоятельно, не дожидаясь приказа главного командования, привел весь флот в состояние боевой готовности. Именно поэтому в первые месяцы войны потери на флоте были минимальны. За это самовольное решение адмирал долгое время был в опале.

Море цветов

Алла Сумарокова, 1997 год. Фото: Ирина Дайнеко

– Набережная – это заглавная, знаковая и просто самая любимая моя улица. Мы с мужем шли гулять на набережную в любой удобный момент. Я всегда мечтала жить около реки, наверно, потому, что я выросла на берегу реки Вашка в Лешуконском районе, – рассказывает Алла Сумарокова. – Мне всегда не хватало воды, и, когда мы переехали на набережную из привокзального района, была счастлива. Сейчас мы живем на живописном отрезке этой улицы неподалеку от Успенского храма. Интересно, что эта часть набережной была в моей судьбе задолго до переезда – мой муж окончил мореходное училище имени капитана Воронина.

Воронин Владимир Иванович (1890–1952) – капитан советского ледокольного флота, полярный исследователь, участник многих советских экспедиций в Арктике.

Река меня вдохновляет, много песен родилось благодаря Северной Двине. Моя мечта – море цветов на нашей красавице-набережной. Я очень люблю цветы и считаю, что они еще больше украсят самую самобытную улицу Архангельска.

Ксения Борисова

Морская страница набережной

Архангельск по праву считается колыбелью российского мореплавания, открывшей России окно в Арктику и Европу. Наш город строился и развивался как порт. Возникший по указу царя Ивана Грозного, Архангельск в XVI–XVII веках превратился в крупный европейский порт, где активно развивались торговля, строительство, судостроение и многочисленные ремесла. Многое в нашем городе связано с морем, как, например, отрезок самой близко расположенной к воде улицы Набережной Северной Двины между современными улицами Логинова и Садовая.

Церковный маяк

Одним из самых старинных храмов Архангельска можно по праву считать Успенскую церковь, которая была построена в 1626 году на берегу Северной Двины в начале современной улицы Логинова. Раньше она называлась Боровскоуспенской, с 1897-го – Успенской. Интересно, что в 1694 году в день Петра и Павла на всенощном бдении в Успенской церкви присутствовал сам Петр I.

К XVIII веку деревянные церкви обветшали, и на месте разобранной деревянной Успенской церкви стали возводить каменный храм. В 1752 году к церкви была пристроена высокая многоярусная колокольня, которая служила прибывающим в Архангельск кораблям еще и в качестве маяка.

В начале XX века колокольня церкви из-за осевшего грунта накренилась и стала падающей, напоминая Пизанскую башню. В 1912 году были проведены работы по выправлению колокольни, заменен на каменный деревянный свайный фундамент. В 1920 году Успенская церковь была упразднена, а в 30-е годы храм и колокольня были снесены. В 1989-м обнаружили сохранившийся фундамент церкви.

В 90-е годы было решено воссоздать разрушенный храм на его историческом месте, и сейчас Успенская церковь снова открыта для горожан.

Под парусом

Вся история Архангельска неразрывно связана с парусами. В течение трех с половиной веков военные, торговые, промысловые парусные суда с мая по сентябрь заполняли Северную Двину.

В 1911 году в Российской империи было всего два яхт-клуба: «Невский» в Санкт-Петербурге и Феодосийский на Украине.

Ковш Успенской пристани стал домом для третьего по счету в Российской империи яхт-клуба. 29 августа 1911 года официально был поднят флаг Архангельского речного яхт-клуба. Его целью было развитие водного спорта (гребного, парусного, моторного), а также усовершенствование и строительство новых спортивных судов. Поначалу он был элитным клубом, членами которого являлись 80 знатных горожан; имел свой устав, гимн и флаг. На тот момент на территории яхт-клуба на Северной Двине базировалось 37 судов.

Первая мореходная

На перекрестке набережной Северной Двины и Садовой находится Арктический морской институт, который берет свое начало от Холмогорской мореходной школы.

Указом императрицы Екатерины II 23 (12) марта 1781 года в Холмогорах, на родине великого русского ученого Михаила Ломоносова, была учреждена мореходная школа, ставшая первым учебным заведением на Севере России. В 1786-м школа была переведена в Архангельск, ведь именно через него велась внешняя торговля России с западно-европейскими государствами, и прежде всего с сопредельной Норвегией.

Объективные условия диктовали необходимость иметь в стране морское учебное заведение для подготовки грамотных судоводителей торгового флота. К концу XIX столетия выпускники мореходки полностью заменили на поморских судах иностранных штурманов и шкиперов. Тем самым была решена задача большой государственной важности.

За свою двухвековую историю училище прошло через ряд преобразований – от мореходной школы до Арктического морского института – и выпустило не одну морскую династию.

Морской адмирал

У Арктического морского института установлен памятник адмиралу Николаю Кузнецову, который всю свою жизнь посвятил морю. Монумент – бронзовая скульптура адмирала на постаменте – возводился на пожертвования жителей Архангельска.

Кузнецов Николай Герасимович – советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (3 марта 1955 г.), в 1939—1947 и 1951—1955 гг. возглавлял советский Военно-морской флот.

Скульптура и постамент, символизирующий фрагмент военного корабля, отливались в Москве. Высота бронзового монумента более 6 метров, из них сама фигура флотоводца – 4,3 метра. В основание памятника заложена капсула с землей с родины адмирала – Котласского района.

– Когда я создавала музыкальный альбом о городе, часто гуляла по набережной и около памятника адмиралу Кузнецову, – рассказывает Алла Сумарокова, певица, заслуженная артистка России. – Слова на памятнике – слова уверенного в себе человека, готового на решительные поступки, легли в основу новой песни о нашем легендарном земляке.

«Принимаю ответственность на себя» – эти слова символизируют подвиг адмирала. В июне 1941-го он самостоятельно, не дожидаясь приказа главного командования, привел весь флот в состояние боевой готовности. Именно поэтому в первые месяцы войны потери на флоте были минимальны. За это самовольное решение адмирал долгое время был в опале.

Море цветов

Алла Сумарокова, 1997 год. Фото: Ирина Дайнеко

– Набережная – это заглавная, знаковая и просто самая любимая моя улица. Мы с мужем шли гулять на набережную в любой удобный момент. Я всегда мечтала жить около реки, наверно, потому, что я выросла на берегу реки Вашка в Лешуконском районе, – рассказывает Алла Сумарокова. – Мне всегда не хватало воды, и, когда мы переехали на набережную из привокзального района, была счастлива. Сейчас мы живем на живописном отрезке этой улицы неподалеку от Успенского храма. Интересно, что эта часть набережной была в моей судьбе задолго до переезда – мой муж окончил мореходное училище имени капитана Воронина.

Воронин Владимир Иванович (1890–1952) – капитан советского ледокольного флота, полярный исследователь, участник многих советских экспедиций в Арктике.

Река меня вдохновляет, много песен родилось благодаря Северной Двине. Моя мечта – море цветов на нашей красавице-набережной. Я очень люблю цветы и считаю, что они еще больше украсят самую самобытную улицу Архангельска.

Ксения Борисова

Поделиться
25376