20 июля 2014

Мэр-политик или хозяйственник?

Владимир Путин 26 мая сообщил, что подписал поправки в закон о местном самоуправлении (МСУ). Наступает время привести в соответствие с федеральным областные. По какому пути пойдем?

Дистанция между «должны» и «есть»

О нестыковках, пробелах и прочих недоработках 131-го ФЗ говорили еще до его принятия, обсуждали и после. Вносили поправки. О необходимости пересмотреть его коренным образом президенту говорили на съезде ОНФ. Мнение «фронтовиков» нашло отражение в ежегодном послании Путина. За это время, по словам гаранта Конституции, были «подготовлены системные качественные предложения, которые легли в основу проекта закона. Он одобрен обеими палатами Федерального собрания».

Основной причиной, побудившей Владимира Путина обратиться к МСУ, стало желание видеть на местах сильную, финансово состоятельную власть. И в то же время он констатировал, что районный уровень власти в стране «практически выхолощен, полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы», и призвал сделать так, чтобы любой гражданин мог «дотянуться рукой» до муниципальной власти.

Теперь руководителям регионов предстоит диалог с муниципальным сообществом. Игорю Орлову в том числе. Все содержательные вопросы преобразований нужно тщательно и всесторонне обсудить. 

И через полгода максимум в результате такой дискуссии должен появиться закон об организации местного самоуправления, только уже областной.

Уже сейчас необходимо снять острые вопросы, чтобы потом «избежать конфликтов, перекладывания ответственности. Регионы и муниципалитеты должны работать как одна команда в интересах развития территорий, повышения качества жизни людей, — считает президент.

Не поспоришь. Я очень хочу, чтобы качество моей жизни повышалось, а город развивался. Но этого не происходит. А отношения между областью и городом трудно назвать командно сплоченными. Как могут поправки в закон изменить действительность и сделать жизнь лучше?

Наверно, многие поправки заслуживают обсуждения, наверно, они важны, наверно… Но одну уж точно вниманием не обойдут. Теперь закон дает регионам возможность самим определять способ формирования органов муниципальной власти и объем их полномочий. Варианты на выбор, один из которых — отмена избрания главы путем прямого голосования.

Ищем варианты

Итак, события могут развиваться по следующим моделям:

1. Прямые выборы главы района, городского округа или поселения сохраняются, однако победивший на них кандидат возглавит представительный орган, то есть парламент, не получив исполнительных функций. По сути, объясняют эксперты, он не сможет влиять ни на что. Большая часть полномочий перейдет к управляющему городом или, как сейчас модно называть, сити-менеджеру, то есть городскому менеджеру, а если совсем по-русски, к городскому завхозу. С ним будут заключать контракт по конкурсу.

2. Глава муниципального образования избирается путем прямого голосования граждан и возглавляет администрацию. Как сейчас. Исполнительные функции сохраняются.

3. Прямые выборы отменяются, глава муниципального образования избирается из состава представительного органа и становится его председателем. Срок полномочий как главы муниципального образования, так и депутатов составит пять лет.

В этом случае исполнительная власть также переходит к назначаемому городскому менеджеру. Если кто помнит — секретарь горкома и председатель горисполкома. Один — политик, другой — хозяйственник. Нам-то кто нужен?

Конкурсная комиссия по выбору городского управляющего назначается наполовину губернатором, наполовину — муниципалитетом. 

Пе-ре-мен требуют… или все хорошо?

Если нас все устраивает в нынешнем облике города, нет проблем с водой, уборкой мусора, крысами, если жилье строится, дороги в порядке, программы расселения выполняются, очередей в детские сады нет, то есть смысл выбрать второй вариант и ничего не менять. Но что-то мне подсказывает, что многие земляки очень хотят перемен.

Конечно, у перехода к системе управления городом нанятым менеджером есть как плюсы, так и минусы. Среди плюсов — повышение профессионализма исполнительной власти. Среди минусов — вся ответственность за распределение бюджета лежит на невыборном человеке. Хотя ответственность эту можно и поделить. Утверждение муниципального финансового документа депутатами никто не отменял, как и отчет по его исполнению. Да и сам невыборный за все ответственность понесет, если что не так сделает. 

Он должен стать нам родной матерью

Мэров, конечно, нужно избирать, чтобы представляли своих горожан и защищали их интересы. Тем более что у мэра, отстраненного от бюджетной кормушки и от возможности манипулировать постановлениями, будет на это больше времени. Глядь, и общественность будет слышать, советоваться. Кто мешает общественных советов при мэре насоздавать и обсуждать, заглядывать в будущее, просчитывать последствия. Политик, одним словом.

Вода, дрова, помои, жилье, дороги, благоустройство. Хозяйственник занят делом. Приводит город в порядок. Вот скажите, нужен ли, к примеру, Архангельску такой человек? Уверен, сто из ста скажут, что да. Правда, найти сегодня честного профессионала нелегко. Но можно. Не то что честного политика. 

И еще, не затевали бы мы этот разговор, будь у нас в королевстве мэрском все гладко и спокойно. Слова мэра остаются словами, обещания — обещаниями. И только крапива и лопухи каждый год буйно цветут в центре города. 

Реально об изменениях в системе местного самоуправления в нашей области мы узнаем только после принятия областного закона. Вот в нем-то и будет определен способ формирования представительных органов муниципальных образований. Срок его принятия определил президент — полгода. Два месяца уже прошли.

 

Дистанция между «должны» и «есть»

О нестыковках, пробелах и прочих недоработках 131-го ФЗ говорили еще до его принятия, обсуждали и после. Вносили поправки. О необходимости пересмотреть его коренным образом президенту говорили на съезде ОНФ. Мнение «фронтовиков» нашло отражение в ежегодном послании Путина. За это время, по словам гаранта Конституции, были «подготовлены системные качественные предложения, которые легли в основу проекта закона. Он одобрен обеими палатами Федерального собрания».

Основной причиной, побудившей Владимира Путина обратиться к МСУ, стало желание видеть на местах сильную, финансово состоятельную власть. И в то же время он констатировал, что районный уровень власти в стране «практически выхолощен, полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы», и призвал сделать так, чтобы любой гражданин мог «дотянуться рукой» до муниципальной власти.

Теперь руководителям регионов предстоит диалог с муниципальным сообществом. Игорю Орлову в том числе. Все содержательные вопросы преобразований нужно тщательно и всесторонне обсудить. 

И через полгода максимум в результате такой дискуссии должен появиться закон об организации местного самоуправления, только уже областной.

Уже сейчас необходимо снять острые вопросы, чтобы потом «избежать конфликтов, перекладывания ответственности. Регионы и муниципалитеты должны работать как одна команда в интересах развития территорий, повышения качества жизни людей, — считает президент.

Не поспоришь. Я очень хочу, чтобы качество моей жизни повышалось, а город развивался. Но этого не происходит. А отношения между областью и городом трудно назвать командно сплоченными. Как могут поправки в закон изменить действительность и сделать жизнь лучше?

Наверно, многие поправки заслуживают обсуждения, наверно, они важны, наверно… Но одну уж точно вниманием не обойдут. Теперь закон дает регионам возможность самим определять способ формирования органов муниципальной власти и объем их полномочий. Варианты на выбор, один из которых — отмена избрания главы путем прямого голосования.

Ищем варианты

Итак, события могут развиваться по следующим моделям:

1. Прямые выборы главы района, городского округа или поселения сохраняются, однако победивший на них кандидат возглавит представительный орган, то есть парламент, не получив исполнительных функций. По сути, объясняют эксперты, он не сможет влиять ни на что. Большая часть полномочий перейдет к управляющему городом или, как сейчас модно называть, сити-менеджеру, то есть городскому менеджеру, а если совсем по-русски, к городскому завхозу. С ним будут заключать контракт по конкурсу.

2. Глава муниципального образования избирается путем прямого голосования граждан и возглавляет администрацию. Как сейчас. Исполнительные функции сохраняются.

3. Прямые выборы отменяются, глава муниципального образования избирается из состава представительного органа и становится его председателем. Срок полномочий как главы муниципального образования, так и депутатов составит пять лет.

В этом случае исполнительная власть также переходит к назначаемому городскому менеджеру. Если кто помнит — секретарь горкома и председатель горисполкома. Один — политик, другой — хозяйственник. Нам-то кто нужен?

Конкурсная комиссия по выбору городского управляющего назначается наполовину губернатором, наполовину — муниципалитетом. 

Пе-ре-мен требуют… или все хорошо?

Если нас все устраивает в нынешнем облике города, нет проблем с водой, уборкой мусора, крысами, если жилье строится, дороги в порядке, программы расселения выполняются, очередей в детские сады нет, то есть смысл выбрать второй вариант и ничего не менять. Но что-то мне подсказывает, что многие земляки очень хотят перемен.

Конечно, у перехода к системе управления городом нанятым менеджером есть как плюсы, так и минусы. Среди плюсов — повышение профессионализма исполнительной власти. Среди минусов — вся ответственность за распределение бюджета лежит на невыборном человеке. Хотя ответственность эту можно и поделить. Утверждение муниципального финансового документа депутатами никто не отменял, как и отчет по его исполнению. Да и сам невыборный за все ответственность понесет, если что не так сделает. 

Он должен стать нам родной матерью

Мэров, конечно, нужно избирать, чтобы представляли своих горожан и защищали их интересы. Тем более что у мэра, отстраненного от бюджетной кормушки и от возможности манипулировать постановлениями, будет на это больше времени. Глядь, и общественность будет слышать, советоваться. Кто мешает общественных советов при мэре насоздавать и обсуждать, заглядывать в будущее, просчитывать последствия. Политик, одним словом.

Вода, дрова, помои, жилье, дороги, благоустройство. Хозяйственник занят делом. Приводит город в порядок. Вот скажите, нужен ли, к примеру, Архангельску такой человек? Уверен, сто из ста скажут, что да. Правда, найти сегодня честного профессионала нелегко. Но можно. Не то что честного политика. 

И еще, не затевали бы мы этот разговор, будь у нас в королевстве мэрском все гладко и спокойно. Слова мэра остаются словами, обещания — обещаниями. И только крапива и лопухи каждый год буйно цветут в центре города. 

Реально об изменениях в системе местного самоуправления в нашей области мы узнаем только после принятия областного закона. Вот в нем-то и будет определен способ формирования представительных органов муниципальных образований. Срок его принятия определил президент — полгода. Два месяца уже прошли.

 

Поделиться
3423