30 декабря 2015

Маршрутом Чкалова с четвёртой попытки

Всё равно что слетать в космос

Добраться до Земли Франца-Иосифа непросто. Нам покорить архипелаг удалось только с четвертого раза. Первые три мы с энтузиазмом отрабатывали старт – послушно загружались на огромный борт Ил-76, затаскивали свои камеры и рюкзаки, пограничники заносили ящики с фруктами и овощами для сослуживцев, шутили, ждали… Но так и не взлетали. Сначала по погодным условиям закрыли запасной аэродром, затем планы подпортили учения МВД и циклон, принесший ледяной дождь и нелетную погоду на несколько дней.  Погода в Арктике может меняться три раза за полчаса. И это не преувеличение. Добраться до ЗФИ – как отправиться в космос. Можно долго тренироваться, мечтать об этом и стараться изо всех сил, а потом оказаться в экипаже дублеров, как было с Германом Титовым – вторым человеком, побывавшим в космосе. Хотя, конечно, в обоих случаях ожидание того стоит. – Не зря летчику-испытателю Валерию Чкалову дали звезду Героя Советского Союза за беспосадочный перелет через Северный полюс, – успокаивал нас организатор поездки полковник Тихон Голочалов. – Правда, летел он из Москвы, а потом в Ванкувер, но все же. Взлететь и посадить самолет в арктических широтах – ох как непросто. А ведь наше путешествие и в четвертый раз чуть было не накрылось. Об этом сообщили, когда мы уже сидели на борту, готовые к взлету. К слову, вместе с нами старта с нетерпением ждали еще около 150 строителей, которые стремились попасть к вечной мерзлоте, чтобы достроить военную базу «Арктический трилистник». По плану она должна появиться на Земле Александры к Новому году. Комплекс возводят в интересах Северного флота. В нем смогут разместиться более 100 человек.  В декабре сообщали, что база готова на 95 процентов. Стройка идет без остановок круглые сутки. И, скорее всего, строителям поставили задачу – поскорее завершить начатое, чтобы верховный главнокомандующий смог принять работу в срок. Может, данный факт как-то повлиял, может быть, пилоты настояли или просто звезды удачно сошлись… Но Москва дала добро на взлет.

Он ещё при Александре Македонском летал

В Арктику за три с половиной часа нас доставил огромный кит Ил-76 и его бывалый экипаж из Оренбурга под командованием майора Владимира Кузнецова. Он-то и разрешил журналистам понаблюдать за взлетом и посадкой из кабины пилотов. – А сколько лет уже летает капитан? – спрашиваю я одного из членов команды, Александра Ляха. – Много! Он еще при Александре Македонском начал, – отшучивается летчик. Ощущения от кабины непередаваемые. Просто в голове не укладывается, как пять человек управляются со всем этим множеством кнопок, рычагов, приборов и датчиков. – Что это у вас тут за кнопки? – не унимаемся мы. – Да я и сам уже не помню, – продолжает демонстрировать свой юмор пилот Александр Анатольевич. Перед взлетом было немного нервно, а когда начали отрываться от земли и откуда-то зазвенел противный тревожный звонок – перехватило дух. Стараясь не шуметь, чтобы не отвлекать экипаж, я просто стояла с открытым от восторга и страха ртом. Когда мы поднялись над облаками, вспомнилась фраза: как бы ни было серо и пасмурно за твоим окном, знай – наверху всегда светит солнце. Теперь я могу точно сказать – в кабине лететь гораздо спокойнее. Ведь ты своими глазами видишь, насколько уверены в себе пилоты, чувствуешь, как они расслаблены, что ли, но при этом собраны и держат все под контролем. Да и так мягко сажать самолет могут только первоклассные летчики. Любой гражданский боинг просто обзавидовался бы. – Садиться страшнее, чем взлетать, – делимся мы впечатлениями после посадки с Владимиром Кузнецовым. – А вам бывает страшно? – А мне когда страшно, я просто глаза закрываю, – улыбается майор.

Медовый месяц длиною в два года

Остров Земля Александры, на котором находится самая северная погранзастава России «Нагурское», встретил нас полярной ночью и снежной метелью с ветром 20 метров в секунду.  К борту тут же подбежал начальник заставы Дмитрий Стенников. В белой арктической форме он чем-то напомнил мне сказочного песца. Мы быстро побросали вещи в вахтовку и двинулись к заставе. Главной целью пограничников было поздравить личный состав погранзаставы с Новым годом и вручить подарки. Но, признаться честно, у меня были и свои интересы. На Земле Франца-Иосифа всегда мечтал побывать мой папа. Благодаря своей работе он уже объехал весь Север России. А вот с архипелагом пока не сложилось. Поэтому его мечту пришлось исполнять дочери. Вот почему моей маленькой целью было поставить на собственной карте покорения мира личный флажок в самой крайней точке к Северному полюсу. Как все-таки невероятно ощущать, что ты стоишь на земле, где людей побывало меньше, чем где-либо вообще в мире.  Символичной эта поездка была не только для меня. Наши Дед Мороз и Снегурочка – пограничники ФСБ Юлия и Александр Дедовы – тоже ждали взлета с замиранием сердца. Десять лет назад на острове прошел их медовый месяц длиною в два года. Ровно столько молодая жена замначальника погранзаставы Дедова верно терпела невзгоды военной службы мужа. Сейчас они вместе уже десять лет. Север крепко-накрепко сковал их союз. – В таких условиях очень хорошо проверяется человек, – говорит Юлия. – Понимаешь, что муж – твой лучший друг. А все остальные подружки – это так… Тогда на заставе было много жен. Мы все хорошо общались, было весело, часто устраивали праздники, много чего придумывали. Много баек рассказали они нам за те часы, что мы готовились к взлету. А на заставе нам даже удалось побывать в той самой квартире, где жили Дедовы. Александр сразу же по-хозяйски уселся в некогда любимое кресло в гостиной, а Юлия подошла к цветам на окне.

Определить новенького по чиху

Глядя в окно, сложно поверить, что бывает столько снега. Кстати, его здесь не чистят, а снимают слоями. Он настолько плотно наметается, что даже если станцуешь лезгинку на сугробе высотой в четыре метра, тот не продавится ни на сантиметр. А еще снег здесь пилят, формирую кубы и растапливают, чтобы получить воду. А вода на «Нагурском» такая, что пить – не напиться, потому что ничего вредного, впрочем, как и особо полезного, в ней нет – почти чистый дистиллят.  В воздухе вредного тоже ничего нет. Люди, живущие на погранзаставе, не болеют простудами. Микробы просто не могут выжить в таких суровых условиях.  – Если кто-нибудь чихнет, в нем легко можно распознать новенького, – вспоминает Юлия. – А бывает, откроешь посылку с фруктами и овощами, оттуда вылетает сонная муха. И все начинают за ней гоняться, чтобы она не принесла с собой никакой заразы. Из-за строителей на Земле Александры сейчас оживление. Вместе с ними здесь находится несколько сотен человек. В обычное время «жителей» не больше сотни – пограничники, ученые национального парка «Русская Арктика» и рота радиолокационного отделения ПВО. Еще здесь есть храм и почта, где летом в определенное время туристам могут погасить марки. – Наши цели – обеспечивать поддержание флага Российской Федерации, – делится Дмитрий Стенников, – а также контролировать пребывание туристов и других гражданских лиц в пограничной зоне. Так как весь остров – это пограничная зона.

Пограничники 2 a3e6b

Сердце заставы – дизель-генератор

Что можно успеть на погранзаставе за полтора часа? Ведь именно столько пилоты выделили нам до старта в обратном направлении. Говорят, погода ухудшалась и, если бы взлететь не удалось, могли бы зависнуть на ЗФИ до Нового года, а там, кто знает, может, и до февраля. Мы же удачно отделались – на обратном пути сели на дозаправку в поселке Высокий под Оленегорском и, переночевав в военном общежитии, очутились дома, в Архангельске. Итого – на заставе мы успели поздравить бойцов, отведать невероятно вкусного армейского обеда с гречкой, курицей, супом и хлебом собственного производства, а еще обежать все самое важное. – Хотим пожелать, чтобы сердце вашей заставы всегда билось, чтобы по ее жилам текла горячая вода, мозг знал, куда какую таблетку положить в ее организм, – поздравил пограничников Дед Мороз Александр Дедов. – Ну и, конечно же, здоровья – это самое главное в таких суровых условиях за полярным кругом.  А Снегурочка пожелала, чтобы на заставе было побольше жен и детишек. Для малышей тут даже есть небольшая детская площадка, которая находится в зеленой зоне отдыха – атриуме. К слову, сердце заставы – дизель-генератор. Если он ломается – катастрофа. И кто бы чем ни был занят, вне зависимости от знаний и умений, бежит его чинить. Правда, такие ЧП случаются крайне редко. Вообще, в случае чрезвычайной ситуации застава может автономно просуществовать полтора года. И еще – вся техника здесь, начиная от снегоуборщиков и машин для перевозки бойцов и грузов до снегоходов и прочего, – отечественная.

техника 88b29

Особенно мне запомнился вольер с двумя щенками среднеазиатской овчарки, алабая. Хотя щенками их сложно назвать – здоровенные псы, с меня ростом, если встанут на задние лапы.  А вырастут они еще больше и будут весить 50–60 килограммов. Сюда их привезли совсем недавно, сейчас они проходят акклиматизацию. А так – собаки живут на улице, безо всяких будок. Вообще собак на заставе много. Их задача – предупредить пограничника о том, что приближается медведь. Как объяснил Дмитрий Стенников, их этому не учат. Когда собака обживается на своей территории, она сама начинает охранять ее от посторонних.

Манящий Север

Среди пограничников есть и такие, кто служит на заставе по восемь и 10 лет. С нами своими впечатлениями поделился контрактник Сергей, который отслужил на архипелаге свои первые девять месяцев. – Сам я родом из Архангельска, работал строителем. Потом решил служить. Сюда не просился, направили, – рассказывает военнослужащий Сергей, который возвращался на большую землю вместе с нами. – Я ни о чем не жалею. Служить нравится, коллектив очень сплоченный, все помогают, подсказывают, как учителя. Поначалу режим сильно сбивался – полгода полная темнота, полярная ночь, а в полярный день солнце круглые сутки стоит над горизонтом. Из еды есть абсолютно все – и фрукты, и овощи. Очень хотелось увидеть белого медведя – удалось. Дома ждет семья, коллеги по старой работе, друзья и любимая девушка, сюда она пока не готова переехать.  Говорят, Север манит. Арктика манит еще больше. Вот и я заразилась этой опасной болезнью – любовью к Земле Франца-Иосифа. Поэтому надеюсь, когда-нибудь я еще потопчу вечную мерзлоту нашего близкого и такого труднодоступного архипелага. А пока остается лишь пересматривать фотографии.

Погода в Арктике может меняться три раза за полчаса. И это не преувеличение. Добраться до ЗФИ – как отправиться в космос. Можно долго тренироваться, мечтать об этом и стараться изо всех сил, а потом оказаться в экипаже дублеров, как было с Германом Титовым – вторым человеком, побывавшим в космосе. Хотя, конечно, в обоих случаях ожидание того стоит.

– Не зря летчику-испытателю Валерию Чкалову дали звезду Героя Советского Союза за беспосадочный перелет через Северный полюс, – успокаивал нас организатор поездки полковник Тихон Голочалов. – Правда, летел он из Москвы, а потом в Ванкувер, но все же. Взлететь и посадить самолет в арктических широтах – ох как непросто.

А ведь наше путешествие и в четвертый раз чуть было не накрылось. Об этом сообщили, когда мы уже сидели на борту, готовые к взлету. К слову, вместе с нами старта с нетерпением ждали еще около 150 строителей, которые стремились попасть к вечной мерзлоте, чтобы достроить военную базу «Арктический трилистник». По плану она должна появиться на Земле Александры к Новому году. Комплекс возводят в интересах Северного флота. В нем смогут разместиться более 100 человек. 

В декабре сообщали, что база готова на 95 процентов. Стройка идет без остановок круглые сутки. И, скорее всего, строителям поставили задачу – поскорее завершить начатое, чтобы верховный главнокомандующий смог принять работу в срок. Может, данный факт как-то повлиял, может быть, пилоты настояли или просто звезды удачно сошлись… Но Москва дала добро на взлет.

Он ещё при Александре Македонском летал

В Арктику за три с половиной часа нас доставил огромный кит Ил-76 и его бывалый экипаж из Оренбурга под командованием майора Владимира Кузнецова. Он-то и разрешил журналистам понаблюдать за взлетом и посадкой из кабины пилотов.

– А сколько лет уже летает капитан? – спрашиваю я одного из членов команды, Александра Ляха.

– Много! Он еще при Александре Македонском начал, – отшучивается летчик.

Ощущения от кабины непередаваемые. Просто в голове не укладывается, как пять человек управляются со всем этим множеством кнопок, рычагов, приборов и датчиков.

– Что это у вас тут за кнопки? – не унимаемся мы.

– Да я и сам уже не помню, – продолжает демонстрировать свой юмор пилот Александр Анатольевич.

Перед взлетом было немного нервно, а когда начали отрываться от земли и откуда-то зазвенел противный тревожный звонок – перехватило дух. Стараясь не шуметь, чтобы не отвлекать экипаж, я просто стояла с открытым от восторга и страха ртом. Когда мы поднялись над облаками, вспомнилась фраза: как бы ни было серо и пасмурно за твоим окном, знай – наверху всегда светит солнце.

Теперь я могу точно сказать – в кабине лететь гораздо спокойнее. Ведь ты своими глазами видишь, насколько уверены в себе пилоты, чувствуешь, как они расслаблены, что ли, но при этом собраны и держат все под контролем. Да и так мягко сажать самолет могут только первоклассные летчики. Любой гражданский боинг просто обзавидовался бы.

– Садиться страшнее, чем взлетать, – делимся мы впечатлениями после посадки с Владимиром Кузнецовым. – А вам бывает страшно?

– А мне когда страшно, я просто глаза закрываю, – улыбается майор.

Медовый месяц длиною в два года

Остров Земля Александры, на котором находится самая северная погранзастава России «Нагурское», встретил нас полярной ночью и снежной метелью с ветром 20 метров в секунду. 

К борту тут же подбежал начальник заставы Дмитрий Стенников. В белой арктической форме он чем-то напомнил мне сказочного песца. Мы быстро побросали вещи в вахтовку и двинулись к заставе.

Главной целью пограничников было поздравить личный состав погранзаставы с Новым годом и вручить подарки. Но, признаться честно, у меня были и свои интересы. На Земле Франца-Иосифа всегда мечтал побывать мой папа. Благодаря своей работе он уже объехал весь Север России. А вот с архипелагом пока не сложилось. Поэтому его мечту пришлось исполнять дочери. Вот почему моей маленькой целью было поставить на собственной карте покорения мира личный флажок в самой крайней точке к Северному полюсу. Как все-таки невероятно ощущать, что ты стоишь на земле, где людей побывало меньше, чем где-либо вообще в мире. 

Символичной эта поездка была не только для меня. Наши Дед Мороз и Снегурочка – пограничники ФСБ Юлия и Александр Дедовы – тоже ждали взлета с замиранием сердца. Десять лет назад на острове прошел их медовый месяц длиною в два года. Ровно столько молодая жена замначальника погранзаставы Дедова верно терпела невзгоды военной службы мужа. Сейчас они вместе уже десять лет. Север крепко-накрепко сковал их союз.

– В таких условиях очень хорошо проверяется человек, – говорит Юлия. – Понимаешь, что муж – твой лучший друг. А все остальные подружки – это так… Тогда на заставе было много жен. Мы все хорошо общались, было весело, часто устраивали праздники, много чего придумывали.

Много баек рассказали они нам за те часы, что мы готовились к взлету. А на заставе нам даже удалось побывать в той самой квартире, где жили Дедовы. Александр сразу же по-хозяйски уселся в некогда любимое кресло в гостиной, а Юлия подошла к цветам на окне.

Определить новенького по чиху

Глядя в окно, сложно поверить, что бывает столько снега. Кстати, его здесь не чистят, а снимают слоями. Он настолько плотно наметается, что даже если станцуешь лезгинку на сугробе высотой в четыре метра, тот не продавится ни на сантиметр. А еще снег здесь пилят, формирую кубы и растапливают, чтобы получить воду. А вода на «Нагурском» такая, что пить – не напиться, потому что ничего вредного, впрочем, как и особо полезного, в ней нет – почти чистый дистиллят. 

В воздухе вредного тоже ничего нет. Люди, живущие на погранзаставе, не болеют простудами. Микробы просто не могут выжить в таких суровых условиях. 

– Если кто-нибудь чихнет, в нем легко можно распознать новенького, – вспоминает Юлия. – А бывает, откроешь посылку с фруктами и овощами, оттуда вылетает сонная муха. И все начинают за ней гоняться, чтобы она не принесла с собой никакой заразы.

Из-за строителей на Земле Александры сейчас оживление. Вместе с ними здесь находится несколько сотен человек. В обычное время «жителей» не больше сотни – пограничники, ученые национального парка «Русская Арктика» и рота радиолокационного отделения ПВО. Еще здесь есть храм и почта, где летом в определенное время туристам могут погасить марки.

– Наши цели – обеспечивать поддержание флага Российской Федерации, – делится Дмитрий Стенников, – а также контролировать пребывание туристов и других гражданских лиц в пограничной зоне. Так как весь остров – это пограничная зона.

Пограничники 2 a3e6b

Сердце заставы – дизель-генератор

Что можно успеть на погранзаставе за полтора часа? Ведь именно столько пилоты выделили нам до старта в обратном направлении. Говорят, погода ухудшалась и, если бы взлететь не удалось, могли бы зависнуть на ЗФИ до Нового года, а там, кто знает, может, и до февраля. Мы же удачно отделались – на обратном пути сели на дозаправку в поселке Высокий под Оленегорском и, переночевав в военном общежитии, очутились дома, в Архангельске.

Итого – на заставе мы успели поздравить бойцов, отведать невероятно вкусного армейского обеда с гречкой, курицей, супом и хлебом собственного производства, а еще обежать все самое важное.

– Хотим пожелать, чтобы сердце вашей заставы всегда билось, чтобы по ее жилам текла горячая вода, мозг знал, куда какую таблетку положить в ее организм, – поздравил пограничников Дед Мороз Александр Дедов. – Ну и, конечно же, здоровья – это самое главное в таких суровых условиях за полярным кругом. 

А Снегурочка пожелала, чтобы на заставе было побольше жен и детишек. Для малышей тут даже есть небольшая детская площадка, которая находится в зеленой зоне отдыха – атриуме.

К слову, сердце заставы – дизель-генератор. Если он ломается – катастрофа. И кто бы чем ни был занят, вне зависимости от знаний и умений, бежит его чинить. Правда, такие ЧП случаются крайне редко. Вообще, в случае чрезвычайной ситуации застава может автономно просуществовать полтора года. И еще – вся техника здесь, начиная от снегоуборщиков и машин для перевозки бойцов и грузов до снегоходов и прочего, – отечественная.

техника 88b29

Особенно мне запомнился вольер с двумя щенками среднеазиатской овчарки, алабая. Хотя щенками их сложно назвать – здоровенные псы, с меня ростом, если встанут на задние лапы. 

А вырастут они еще больше и будут весить 50–60 килограммов. Сюда их привезли совсем недавно, сейчас они проходят акклиматизацию. А так – собаки живут на улице, безо всяких будок.

Вообще собак на заставе много. Их задача – предупредить пограничника о том, что приближается медведь. Как объяснил Дмитрий Стенников, их этому не учат. Когда собака обживается на своей территории, она сама начинает охранять ее от посторонних.

Манящий Север

Среди пограничников есть и такие, кто служит на заставе по восемь и 10 лет. С нами своими впечатлениями поделился контрактник Сергей, который отслужил на архипелаге свои первые девять месяцев.

– Сам я родом из Архангельска, работал строителем. Потом решил служить. Сюда не просился, направили, – рассказывает военнослужащий Сергей, который возвращался на большую землю вместе с нами. – Я ни о чем не жалею. Служить нравится, коллектив очень сплоченный, все помогают, подсказывают, как учителя. Поначалу режим сильно сбивался – полгода полная темнота, полярная ночь, а в полярный день солнце круглые сутки стоит над горизонтом. Из еды есть абсолютно все – и фрукты, и овощи. Очень хотелось увидеть белого медведя – удалось. Дома ждет семья, коллеги по старой работе, друзья и любимая девушка, сюда она пока не готова переехать. 

Говорят, Север манит. Арктика манит еще больше. Вот и я заразилась этой опасной болезнью – любовью к Земле Франца-Иосифа. Поэтому надеюсь, когда-нибудь я еще потопчу вечную мерзлоту нашего близкого и такого труднодоступного архипелага. А пока остается лишь пересматривать фотографии.

Поделиться
12183