14 сентября 2017

Любовь Анисимова: «Каждая проблема имеет конкретное человеческое лицо»

Институт уполномоченного по правам человека – один из важнейших элементов механизма защиты прав граждан в Российской Федерации. Он занимает особое место в системе государственного управления. Это один из демократических органов, который призван отстаивать и защищать права граждан, а его правовой статус характеризуется прежде всего тем, что, будучи государственным органом, он не встроен в систему государственной власти и не подчиняется каким-либо государственным органам или должностным лицам. То есть абсолютно независим.

На страже прав человека

Законодательная основа для нового уникального российского института государственной защиты прав и свобод человека заложена 20 лет назад, когда в феврале 1997 года был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Его принятие открыло новую эпоху во взаимодействии государства и гражданского общества, изменило отношение к правозащитному сообществу, заложило основу принципиально иного диалога между гражданином и властью. За два десятилетия функционирования института уполномоченного по правам человека сформировалась полноценная система уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Должность уполномоченного по правам человека Архангельской области была также утверждена 20 лет назад – в 1997 году принят областной закон «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области». И нужно сказать, что Поморье стало одним из первых регионов России, где это произошло.

Почти половину этого срока – в декабре этого года исполнится 9 лет – региональный институт уполномоченного по правам человека возглавляет Любовь Викторовна Анисимова. О своем отношении к работе, о состоянии защиты прав человека в регионе и многом другом – в интервью омбудсмена «Газете Архангельск».

Жизненный опыт и обратная связь

Бытует мнение, что уполномоченный по правам человека – это обязательно юрист. Любовь Викторовна в корне с таким утверждением не согласна и опровергает его уже два срока, на которые была избрана в качестве уполномоченного.

– Это мнение действительно устойчивое, а в некоторых законах даже записано, правда, в скобках, что кандидат на должность уполномоченного желательно должен быть юристом. Проработав уже два срока, я скажу, что это не так. Человек в этой должности может быть юристом – это не плохо, но совершенно не главное. Институт уполномоченного по правам человека – это не юридическая консультация и не адвокатское бюро.

– Что же тогда важно? Личностные качества? Отношение к должности, к работе?

– Жизненный опыт.

Любовь Викторовна поясняет: на работу в аппарат приходит замечательная молодежь – образованная, активная. Но им бывает очень сложно, ведь порой они не знают даже элементарного, как оплатить коммунальные услуги, потому что до сих пор за них это делают родители.

И когда к ним приходит человек с жалобой на ЖКХ, а их, как правило, очень много, в таких простых житейских вопросах молодежь иногда теряется.

– Поэтому мой опыт показывает, что на этой должности должен быть человек с определенным практическим жизненным опытом, – говорит омбудсмен.

Любовь Анисимова признается, что за годы работы, в том числе и в областном Собрании, никак не предполагала и не рассматривала для себя возможность стать уполномоченным по правам человека.

– Поскольку я экономист-финансист по образованию, мой опыт работы был связан с министерством экономического развития, с контрольно-ревизионным управлением Минфина РФ, а в депутатском корпусе с работой в бюджетном комитете и комитете по вопросам предпринимательства. Мой круг интересов имел, конечно, профессиональный вектор, хотя депутат должен заниматься различными вопросами и делами. Но именно опыт работы депутатом многое дал – все эти годы, я так считаю, была достаточно активным депутатом. Поэтому многие проблемы и вопросы, которые касались реализации прав граждан, проживающих на территории Архангельской области и Российской Федерации, были мне понятны и знакомы, – говорит Любовь Викторовна.

Наша обязанность – не только работа с каждым индивидуальным обращением, перечень задач и компетенция здесь гораздо шире. За любым обращением – индивидуальным или коллективным – мы должны видеть и имеющиеся системные проблемы: либо в правоприменительной практике, либо какие-то пробелы в законодательстве в нормативной базе. И когда ты понимаешь, как это происходит, как работают соответствующие уполномоченные органы, механизмы управления, то лучше видишь эту проблему. И можешь быстрее помочь человеку, видишь какие меры можно принять, чтобы изменить ситуацию.

А бывает и так – с точки зрения буквы закона все правильно, а по существу мы видим, что так быть не должно.

– И как тогда можно помочь, если с точки зрения законодательства все правильно, но проблема существует?

– Работа с обращениями позволяет нам выявить те или иные противоречия, коллизии, проблемы в законодательстве и подготовить предложения по их устранению, обосновывая их уже имеющимся у нас опытом. Работаем с разными структурами – и органами исполнительной власти, и законодательной. Достаточно часто нас слышат, есть обратная связь, и ряд наших предложений находит свое отражение в изменении законодательства.

Фото из архива Любови Анисимовой

Не стоять в стороне

– Не могу не спросить, что изменилось за годы существования института уполномоченного? Вам ведь есть с чем сравнивать?

– Глобального, наверное, ничего не произошло. Просто за эти годы этот госорган в нашей области стал узнаваемым и относительно понятным для людей. Отсюда и такое количество обращений к нам. Мы, конечно, не лидирующий в этом смысле субъект Российской Федерации, но по количеству обращений в наш адрес мы среди первых.

В то же время Любовь Анисимова отмечает, что, к сожалению, по-прежнему у населения сохраняются завышенные ожидания к институту уполномоченного по правам человека в целом.

– К нам часто идут как в последнюю инстанцию с уверенностью в том, что уж здесь обязательно все решат, – говорит омбудсмен. – Но мы можем работать только в рамках закона и, повторюсь, не имеем властных полномочий. Поэтому для решения тех или иных проблем конкретного человека мы обязательно должны работать совместно с основными уполномоченными органами. Убеждая и стимулируя их на то, чтобы они принимали те или иные решения, пересматривали их. При этом все свои доводы мы должны обосновать. И, как вы понимаете, это довольно сложно. Но люди от нас ждут, что мы решим все их проблемы, более того, часто хотят, чтобы мы всех наказали, и иногда их праведный гнев мне понятен, но наша цель – не в этом. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы помочь человеку максимально решить его проблемы с учетом конкретных обстоятельств, хотя не всегда граждане понимают в полной мере, на что могут претендовать в рамках закона.

Что еще изменилось? Считается, что уполномоченный должен быть совершенно независим, неподотчетен, руководствоваться только законодательством, принципами справедливости. Неслучайно, вступая в должность, мы даем присягу. Часть уполномоченных полагает, что эта независимость должна быть выражена во всем, в том числе чтобы не входить в состав рабочих групп по разрешению тех или иных проблем, различных комиссий. Можно присутствовать на их заседаниях, участвовать в их работе, но не входить в их состав. Я же считаю, что в этой ситуации, когда мы не наделены властными полномочиями, а проблемы могут возникать на стадии принятия законодательных актов, решений, программ, нужно как раз активнее участвовать в этом процессе – входить в комиссии, рабочие группы, участвовать в различных совещаниях, давать оценки, высказывать опасения о существующих рисках принимаемых решений. Разумеется, на основании той информации, которой мы обладаем.

К слову, на сегодняшний день Любовь Анисимова принимает активное участие в работе почти 30 таких органов, созданных как при губернаторе и правительстве Архангельской области, Архангельском областном Собрании депутатов, так и при территориальных органах федеральных органов власти и призванных рассматривать проблемные вопросы в различных сферах государственного управления. А по итогам 2016 года в результате взаимодействия с органами власти заключено 23 соглашения.

О том, что беспокоит

– Любовь Викторовна, перечень проблем, с которыми приходится работать аппарату уполномоченного по правам человека, в нашем регионе достаточно широк. Какие из них сегодня беспокоят вас в большей степени?

– Многое беспокоит и волнует. Наиболее существенна для нас, для территории Архангельской области жилищная проблема – защита жилищных прав. Она формировалась десятилетиями, требует больших капитальных затрат и не решается так быстро, как нам бы хотелось. Но я всегда настаиваю и требую большего внимания к этой проблеме. Так сложилось, что мы – один из субъектов, где достаточно много ветхого аварийного фонда и очень много неисполненных судебных решений вступивших в законную силу по предоставлению жилья. Если посчитать в денежном эквиваленте, то, естественно, наши муниципальные образования самостоятельно с этим не справятся. Мы периодически добивались, чтобы дополнительные средства из областного бюджета выделялись на решение этой проблемы, но он дотационный и в полной мере с ней тоже не справится. Мне кажется, что мы должны четко и остро эту проблему осознавать, хорошенько ее просчитать, объединить все усилия и обозначить все источники и временные рамки для ее программного решения. Чтобы люди понимали, как власть намерена действовать, и видели перспективы.

Каждый мой ежегодный доклад содержит раздел, посвященный этой проблеме, и в этом году я сделала акцент на том, что ситуация в жилищной сфере не улучшается. Поэтому в очередной раз привлекла тем самым внимание органов всех уровней власти к тому, что наличие проблемы нужно признать и прописать пути и этапы ее решения, а главное – разъяснить все это людям.

Мне нравится законодательная инициатива госпожи Хованской, которая возглавляет профильный комитет в Государственной думе. Она активно участвовала в обсуждении программы реновации в Москве и считает необходимым распространить этот опыт на другие субъекты Российской Федерации.

И сегодня она с такой законодательной инициативой выступила. Я полагаю, что мы ее должны поддержать.

Кроме того, могу ли я не реагировать на обращения, связанные с оказанием медицинской помощи? Их существенно меньше, чем по вопросам ЖКХ или жилищным, но они есть. И ситуации, с которыми обращаются северяне, увы, не совсем простые. Нас, конечно, беспокоит и степень доступности, и качество предоставляемой помощи. К нам обращаются и по вопросам высокотехнологичной помощи и обеспечения лекарствами. И, к сожалению, практически постоянно по вопросам отношения врачей и персонала к пациентам.

Обращаются к нам и по вопросам транспортной доступности, по различным проблемам населения из удаленных районов, где периодически возникают трудности с оказанием жизненно важных услуг.

К примеру, закрываются отделения «Почты России» или банка. В ряде случаев это происходит в силу объективных причин, и порой решить эти вопросы можно только так – просить, уговаривать, помогать и сделать все, чтобы люди не остались отрезанными от цивилизации. Большой процент обращений поступает от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и их родственников. Аппарат уполномоченного обязан работать с теми, кто либо по закону, либо по состоянию здоровья ограничен в своих правах.

arh36 17 14 ad216

Фото из архива Любови Анисимовой

О негативе, благодарности и любви к людям

– Вам все время приходится работать с негативом…

– Да, к сожалению, с хорошими новостями к нам не обращаются. Приходят только с серьезными проблемами, которые никак не удается разрешить. Даже в средствах массовой информации бытует мнение: если сложилась тяжелая жизненная ситуация – вам к уполномоченному. И если вдруг вопрос оказывается не в нашей компетенции, возникает ирония: ну, конечно, мол, наши проблемы не входят ни в чью компетенцию. Но, понимаете, у всех есть какие-то свои определенные законом рамки деятельности. Но тем не менее люди очень часто приходят к нам с тяжелыми жизненными проблемами. В каких-то случаях можно что-то сделать, а что-то в рамках действующего законодательства никак не разрешить. А человек пришел к тебе, и ты сопереживаешь, не можешь, не имеешь права быть равнодушным, потому что иначе никак нельзя. И это тоже специфика этой должности, этой деятельности!

Любовь Анисимова считает, что любой сотрудник аппарата уполномоченного, должен всегда быть на стороне человека, законных его прав, пытаясь понять, в чем его проблема, и найти ее решение. Если не в целом, то во всяком случае в рамках действующего законодательства. Особенно если человек уже обращался в какие-то инстанции и получил отказ в силу разных причин.

– Да и вообще мой жизненный опыт, опыт работы в органах государственной власти позволяет мне утверждать – если выбрал работу в органах управления, а тем более в различных учреждениях, ты должен, если не любить, то обязательно уважать людей, не проявлять равнодушия. Ведь все мы работаем в конечном счете не с бумагами, а с людьми и для людей!

Я благодарна тем представителям органов власти и местного самоуправления, их должностным лицам, общественным организациям и просто неравнодушным гражданам, которые с пониманием относятся к нашей работе, – говорит омбудсмен.

arh36 17 16 86dad

Фото из архива Любови Анисимовой

Общее количество подготовленных уполномоченным обращений по вопросам совершенствования федерального законодательства к концу 2016 года превысило 120, а заключений на проекты областных законов, предложений о внесении изменений и дополнений в областное законодательство – 200. При этом большинство предложений получили поддержку и были приняты соответствующими ведомствами.

В 2016 году в адрес уполномоченного по правам человека в Архангельской области поступило более 12 500 обращений. При этом максимальная их доля (63 процента) связана с социально-экономичес-кими правами (право на жилище, охрану здоровья, социальное и пенсионное обеспечение, образование, благоприятную окружающую среду, труд).

Биографическая справка

Анисимова Любовь Викторовна, уполномоченный по правам человека в Архангельской области.

Родилась 4 августа в селе Манжерок Алтайского края РСФСР.

Окончила Кишиневский государственный университет имени В. И. Ленина по специальности «Финансы и кредит». Кандидат экономических наук.

В 1992 году переехала в Архангельск. Работала в Поморском государственном университете проректором по экономическим вопросам, первым деканом юридического факультета, директором Института управления.

1996–2002 годы – заместитель директора, директор экспертно-аналитического координационного совета при главе администрации области. Была первым начальником отдела науки администрации области.

Работала первым заместителем генерального директора департамента экономического развития; заместителем руководителя Контрольно-ревизионного управления Минфина России в Архангельской области.

В декабре 2004 года избрана депутатом Архангельского областного Собрания депутатов.

Участвовала в создании и являлась членом правления Ломоносовского фонда.

Имеет почетное звание заслуженного экономиста Российской Федерации, почетные грамоты уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, главы администрации Архангельской области, Архангельского областного Собрания депутатов, мэрий городов Архангельска и Северодвинска и другие награды.

17 декабря 2008 года на очередной сессии Архангельского областного Собрания депутатов назначена на должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области.

18 декабря 2013 года повторно назначена на должность уполномоченного.

Любовь Анисимова: «Каждая проблема имеет конкретное человеческое лицо»

На страже прав человека

Законодательная основа для нового уникального российского института государственной защиты прав и свобод человека заложена 20 лет назад, когда в феврале 1997 года был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Его принятие открыло новую эпоху во взаимодействии государства и гражданского общества, изменило отношение к правозащитному сообществу, заложило основу принципиально иного диалога между гражданином и властью. За два десятилетия функционирования института уполномоченного по правам человека сформировалась полноценная система уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Должность уполномоченного по правам человека Архангельской области была также утверждена 20 лет назад – в 1997 году принят областной закон «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области». И нужно сказать, что Поморье стало одним из первых регионов России, где это произошло.

Почти половину этого срока – в декабре этого года исполнится 9 лет – региональный институт уполномоченного по правам человека возглавляет Любовь Викторовна Анисимова. О своем отношении к работе, о состоянии защиты прав человека в регионе и многом другом – в интервью омбудсмена «Газете Архангельск».

Жизненный опыт и обратная связь

Бытует мнение, что уполномоченный по правам человека – это обязательно юрист. Любовь Викторовна в корне с таким утверждением не согласна и опровергает его уже два срока, на которые была избрана в качестве уполномоченного.

– Это мнение действительно устойчивое, а в некоторых законах даже записано, правда, в скобках, что кандидат на должность уполномоченного желательно должен быть юристом. Проработав уже два срока, я скажу, что это не так. Человек в этой должности может быть юристом – это не плохо, но совершенно не главное. Институт уполномоченного по правам человека – это не юридическая консультация и не адвокатское бюро.

– Что же тогда важно? Личностные качества? Отношение к должности, к работе?

– Жизненный опыт.

Любовь Викторовна поясняет: на работу в аппарат приходит замечательная молодежь – образованная, активная. Но им бывает очень сложно, ведь порой они не знают даже элементарного, как оплатить коммунальные услуги, потому что до сих пор за них это делают родители.

И когда к ним приходит человек с жалобой на ЖКХ, а их, как правило, очень много, в таких простых житейских вопросах молодежь иногда теряется.

– Поэтому мой опыт показывает, что на этой должности должен быть человек с определенным практическим жизненным опытом, – говорит омбудсмен.

Любовь Анисимова признается, что за годы работы, в том числе и в областном Собрании, никак не предполагала и не рассматривала для себя возможность стать уполномоченным по правам человека.

– Поскольку я экономист-финансист по образованию, мой опыт работы был связан с министерством экономического развития, с контрольно-ревизионным управлением Минфина РФ, а в депутатском корпусе с работой в бюджетном комитете и комитете по вопросам предпринимательства. Мой круг интересов имел, конечно, профессиональный вектор, хотя депутат должен заниматься различными вопросами и делами. Но именно опыт работы депутатом многое дал – все эти годы, я так считаю, была достаточно активным депутатом. Поэтому многие проблемы и вопросы, которые касались реализации прав граждан, проживающих на территории Архангельской области и Российской Федерации, были мне понятны и знакомы, – говорит Любовь Викторовна.

Наша обязанность – не только работа с каждым индивидуальным обращением, перечень задач и компетенция здесь гораздо шире. За любым обращением – индивидуальным или коллективным – мы должны видеть и имеющиеся системные проблемы: либо в правоприменительной практике, либо какие-то пробелы в законодательстве в нормативной базе. И когда ты понимаешь, как это происходит, как работают соответствующие уполномоченные органы, механизмы управления, то лучше видишь эту проблему. И можешь быстрее помочь человеку, видишь какие меры можно принять, чтобы изменить ситуацию.

А бывает и так – с точки зрения буквы закона все правильно, а по существу мы видим, что так быть не должно.

– И как тогда можно помочь, если с точки зрения законодательства все правильно, но проблема существует?

– Работа с обращениями позволяет нам выявить те или иные противоречия, коллизии, проблемы в законодательстве и подготовить предложения по их устранению, обосновывая их уже имеющимся у нас опытом. Работаем с разными структурами – и органами исполнительной власти, и законодательной. Достаточно часто нас слышат, есть обратная связь, и ряд наших предложений находит свое отражение в изменении законодательства.

Фото из архива Любови Анисимовой

Не стоять в стороне

– Не могу не спросить, что изменилось за годы существования института уполномоченного? Вам ведь есть с чем сравнивать?

– Глобального, наверное, ничего не произошло. Просто за эти годы этот госорган в нашей области стал узнаваемым и относительно понятным для людей. Отсюда и такое количество обращений к нам. Мы, конечно, не лидирующий в этом смысле субъект Российской Федерации, но по количеству обращений в наш адрес мы среди первых.

В то же время Любовь Анисимова отмечает, что, к сожалению, по-прежнему у населения сохраняются завышенные ожидания к институту уполномоченного по правам человека в целом.

– К нам часто идут как в последнюю инстанцию с уверенностью в том, что уж здесь обязательно все решат, – говорит омбудсмен. – Но мы можем работать только в рамках закона и, повторюсь, не имеем властных полномочий. Поэтому для решения тех или иных проблем конкретного человека мы обязательно должны работать совместно с основными уполномоченными органами. Убеждая и стимулируя их на то, чтобы они принимали те или иные решения, пересматривали их. При этом все свои доводы мы должны обосновать. И, как вы понимаете, это довольно сложно. Но люди от нас ждут, что мы решим все их проблемы, более того, часто хотят, чтобы мы всех наказали, и иногда их праведный гнев мне понятен, но наша цель – не в этом. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы помочь человеку максимально решить его проблемы с учетом конкретных обстоятельств, хотя не всегда граждане понимают в полной мере, на что могут претендовать в рамках закона.

Что еще изменилось? Считается, что уполномоченный должен быть совершенно независим, неподотчетен, руководствоваться только законодательством, принципами справедливости. Неслучайно, вступая в должность, мы даем присягу. Часть уполномоченных полагает, что эта независимость должна быть выражена во всем, в том числе чтобы не входить в состав рабочих групп по разрешению тех или иных проблем, различных комиссий. Можно присутствовать на их заседаниях, участвовать в их работе, но не входить в их состав. Я же считаю, что в этой ситуации, когда мы не наделены властными полномочиями, а проблемы могут возникать на стадии принятия законодательных актов, решений, программ, нужно как раз активнее участвовать в этом процессе – входить в комиссии, рабочие группы, участвовать в различных совещаниях, давать оценки, высказывать опасения о существующих рисках принимаемых решений. Разумеется, на основании той информации, которой мы обладаем.

К слову, на сегодняшний день Любовь Анисимова принимает активное участие в работе почти 30 таких органов, созданных как при губернаторе и правительстве Архангельской области, Архангельском областном Собрании депутатов, так и при территориальных органах федеральных органов власти и призванных рассматривать проблемные вопросы в различных сферах государственного управления. А по итогам 2016 года в результате взаимодействия с органами власти заключено 23 соглашения.

О том, что беспокоит

– Любовь Викторовна, перечень проблем, с которыми приходится работать аппарату уполномоченного по правам человека, в нашем регионе достаточно широк. Какие из них сегодня беспокоят вас в большей степени?

– Многое беспокоит и волнует. Наиболее существенна для нас, для территории Архангельской области жилищная проблема – защита жилищных прав. Она формировалась десятилетиями, требует больших капитальных затрат и не решается так быстро, как нам бы хотелось. Но я всегда настаиваю и требую большего внимания к этой проблеме. Так сложилось, что мы – один из субъектов, где достаточно много ветхого аварийного фонда и очень много неисполненных судебных решений вступивших в законную силу по предоставлению жилья. Если посчитать в денежном эквиваленте, то, естественно, наши муниципальные образования самостоятельно с этим не справятся. Мы периодически добивались, чтобы дополнительные средства из областного бюджета выделялись на решение этой проблемы, но он дотационный и в полной мере с ней тоже не справится. Мне кажется, что мы должны четко и остро эту проблему осознавать, хорошенько ее просчитать, объединить все усилия и обозначить все источники и временные рамки для ее программного решения. Чтобы люди понимали, как власть намерена действовать, и видели перспективы.

Каждый мой ежегодный доклад содержит раздел, посвященный этой проблеме, и в этом году я сделала акцент на том, что ситуация в жилищной сфере не улучшается. Поэтому в очередной раз привлекла тем самым внимание органов всех уровней власти к тому, что наличие проблемы нужно признать и прописать пути и этапы ее решения, а главное – разъяснить все это людям.

Мне нравится законодательная инициатива госпожи Хованской, которая возглавляет профильный комитет в Государственной думе. Она активно участвовала в обсуждении программы реновации в Москве и считает необходимым распространить этот опыт на другие субъекты Российской Федерации.

И сегодня она с такой законодательной инициативой выступила. Я полагаю, что мы ее должны поддержать.

Кроме того, могу ли я не реагировать на обращения, связанные с оказанием медицинской помощи? Их существенно меньше, чем по вопросам ЖКХ или жилищным, но они есть. И ситуации, с которыми обращаются северяне, увы, не совсем простые. Нас, конечно, беспокоит и степень доступности, и качество предоставляемой помощи. К нам обращаются и по вопросам высокотехнологичной помощи и обеспечения лекарствами. И, к сожалению, практически постоянно по вопросам отношения врачей и персонала к пациентам.

Обращаются к нам и по вопросам транспортной доступности, по различным проблемам населения из удаленных районов, где периодически возникают трудности с оказанием жизненно важных услуг.

К примеру, закрываются отделения «Почты России» или банка. В ряде случаев это происходит в силу объективных причин, и порой решить эти вопросы можно только так – просить, уговаривать, помогать и сделать все, чтобы люди не остались отрезанными от цивилизации. Большой процент обращений поступает от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и их родственников. Аппарат уполномоченного обязан работать с теми, кто либо по закону, либо по состоянию здоровья ограничен в своих правах.

arh36 17 14 ad216

Фото из архива Любови Анисимовой

О негативе, благодарности и любви к людям

– Вам все время приходится работать с негативом…

– Да, к сожалению, с хорошими новостями к нам не обращаются. Приходят только с серьезными проблемами, которые никак не удается разрешить. Даже в средствах массовой информации бытует мнение: если сложилась тяжелая жизненная ситуация – вам к уполномоченному. И если вдруг вопрос оказывается не в нашей компетенции, возникает ирония: ну, конечно, мол, наши проблемы не входят ни в чью компетенцию. Но, понимаете, у всех есть какие-то свои определенные законом рамки деятельности. Но тем не менее люди очень часто приходят к нам с тяжелыми жизненными проблемами. В каких-то случаях можно что-то сделать, а что-то в рамках действующего законодательства никак не разрешить. А человек пришел к тебе, и ты сопереживаешь, не можешь, не имеешь права быть равнодушным, потому что иначе никак нельзя. И это тоже специфика этой должности, этой деятельности!

Любовь Анисимова считает, что любой сотрудник аппарата уполномоченного, должен всегда быть на стороне человека, законных его прав, пытаясь понять, в чем его проблема, и найти ее решение. Если не в целом, то во всяком случае в рамках действующего законодательства. Особенно если человек уже обращался в какие-то инстанции и получил отказ в силу разных причин.

– Да и вообще мой жизненный опыт, опыт работы в органах государственной власти позволяет мне утверждать – если выбрал работу в органах управления, а тем более в различных учреждениях, ты должен, если не любить, то обязательно уважать людей, не проявлять равнодушия. Ведь все мы работаем в конечном счете не с бумагами, а с людьми и для людей!

Я благодарна тем представителям органов власти и местного самоуправления, их должностным лицам, общественным организациям и просто неравнодушным гражданам, которые с пониманием относятся к нашей работе, – говорит омбудсмен.

arh36 17 16 86dad

Фото из архива Любови Анисимовой

Общее количество подготовленных уполномоченным обращений по вопросам совершенствования федерального законодательства к концу 2016 года превысило 120, а заключений на проекты областных законов, предложений о внесении изменений и дополнений в областное законодательство – 200. При этом большинство предложений получили поддержку и были приняты соответствующими ведомствами.

В 2016 году в адрес уполномоченного по правам человека в Архангельской области поступило более 12 500 обращений. При этом максимальная их доля (63 процента) связана с социально-экономичес-кими правами (право на жилище, охрану здоровья, социальное и пенсионное обеспечение, образование, благоприятную окружающую среду, труд).

Биографическая справка

Анисимова Любовь Викторовна, уполномоченный по правам человека в Архангельской области.

Родилась 4 августа в селе Манжерок Алтайского края РСФСР.

Окончила Кишиневский государственный университет имени В. И. Ленина по специальности «Финансы и кредит». Кандидат экономических наук.

В 1992 году переехала в Архангельск. Работала в Поморском государственном университете проректором по экономическим вопросам, первым деканом юридического факультета, директором Института управления.

1996–2002 годы – заместитель директора, директор экспертно-аналитического координационного совета при главе администрации области. Была первым начальником отдела науки администрации области.

Работала первым заместителем генерального директора департамента экономического развития; заместителем руководителя Контрольно-ревизионного управления Минфина России в Архангельской области.

В декабре 2004 года избрана депутатом Архангельского областного Собрания депутатов.

Участвовала в создании и являлась членом правления Ломоносовского фонда.

Имеет почетное звание заслуженного экономиста Российской Федерации, почетные грамоты уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, главы администрации Архангельской области, Архангельского областного Собрания депутатов, мэрий городов Архангельска и Северодвинска и другие награды.

17 декабря 2008 года на очередной сессии Архангельского областного Собрания депутатов назначена на должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области.

18 декабря 2013 года повторно назначена на должность уполномоченного.

Поделиться
23685