31 мая 2015

Лица блюза

Знаменитый джазовый контрабасист Чарли Мингус еще в 1977 году записал композицию Three or four shades of blues. Подчеркивая, что блюз безграничен, вечно поворачиваясь к человеку новыми гранями. Он подпитывается родниками народных музыкальных традиций всего мира и движим творческой силой отдельных личностей. Как уже десятый по счету фестиваль «Архангельск Блюз» идет вперед благодаря организатору Тиму Дорофееву. 

Блюзетта улыбается

2005 год. Небольшой, но полный зал Дома офицеров. Всего три коллектива и много скептиков.  – Ну что это такое, блюз в Архангельске? – вопрошали они. – Давайте посмотрим, что будет через десять лет, – спокойно отвечал Тим Дорофеев.  К юбилейной дате фестиваль при поддержке регионального министерства культуры и крупных спонсоров разросся до четырех дней, двух площадок, полсотни участников, среди которых звезды мирового блюза.  – Зрителей с каждым годом становится больше. Блюз – демократичная музыка. В ней не надо понимать слов, только уловить эмоции и чувства. Идет культурное развитие, взаимообмен идеями между музыкантами. Некоторые из них впервые встречаются на сцене, а потом создают вместе новые проекты, – говорит Тим. И белочка Блюзетта, рисованный с реального прототипа символ фестиваля (рыжая случайно была заснята организатором во время поездки в Малые Карелы), хитро улыбается с афиши, сжимая в лапах гитару. 

Памяти короля

Владимир Каушанский – музыкальный критик и постоянный ведущий фестиваля. Человек-энциклопедия. Историю о Чарли Мингусе рассказал он. – В эти дни мы будем наслаждаться блюзом с разными лицами: он может быть смешан с фанком, соул-музыкой, ритм-энд-блюзом, джазом, роком, – перечисляет он.  В день открытия в зале драмтеатра почти нет свободных мест. В первом отделении выступает сборная гитаристов Архангельской области, хотя звучат не только гитары. У микрофона – гость из Вологды Виктор Колесов.  Как-то подсознательно ждешь, что первой композицией априори должно быть что-то из репертуара недавно ушедшего из жизни короля блюза Би Би Кинга. Однако звучит настроенческая I feel so good другого монарха – Мадди Уотерса. С нее, кстати, и начинался самый первый фестиваль. Следом к трем гитарам, барабанам и губной гармонике присоединяется духовая секция. Колесов удивляет публику, вздымая гитару на шляпу. А затем включает интерактив: – Вот в этом месте вам нужно хором петь «Оуе!», – проигрывает нужные строчки. – Классно будет. Давайте? Весь первый сет музыканты посвящают Би Би Кингу.  – Когда я только начинал увлекаться блюзом, помню, как сидел часами и снимал его фразы. Казалось, что он играет три ноты, но повторить их невозможно, – признается Тим Дорофеев. 

Гость из Америки

Девушка, сидящая рядом со мной в первом ряду, украдкой смахивает слезы. Ее тронуло гитарное посвящение Ларри Митчелла своей семье и тому же королю. Может быть, она плачет по своим ушедшим. И по своему Би Би Кингу.  Но Ларри, гитарист-виртуоз, улыбчивый афроамериканец, у которого любовь к блюзу заложена в генах, не заставляет зрителей грустить слишком долго. С ним на сцене – одна из лучших в стране ритм-секций: Петр Ившин на барабанах, Антон Горбунов с бас-гитарой.  – Играть с ним сложно. Все должно протекать естественно, бурно, драйвово, открыто, как он сам, – находит эпитеты ведущий.  Гитара гения слепит бликами, подмигивает зрителям. Серебрятся в свете софитов ее гриф и струны. Она как будто вросла в руку, став шестым органом чувств… Ларри слегка ошеломлен. Он впервые в жизни играл в России.  – Никогда не слышал об Архангельске. Когда меня пригласили на фестиваль, я открыл карту и подумал: «вау! это забавно!». Добирался три дня. В России публика классная. Люди улыбались, фотографировались со мной. Мне было очень приятно у вас выступать, – рассказал Ларри. 

Блюз с русской душой

В 1990-х годах русский рок-гитарист, композитор и поэт Юрий Наумов переехал в Нью-Йорк. Стоя на ночном хайвее, которому потом, потрясенный, посвятил динамичную композицию, он, наверное, думал, как влиться в этот поток и не затеряться в нем. В США музыкант стал петь блюз, но не такой, к которому привыкла тамошняя публика. Не классический, а русский блюз на особой, девятиструнной гитаре.  – С ним стучится в душу Россия со всей палитрой красок. На шестиструнной гитаре с ее гармоническими возможностями нашу страну не выразишь, – комментирует Владимир Каушанский.  Американская пресса окрестила Наумова «человеком-оркестром» за то, что, выходя на сцену в одиночестве, он играет так, будто одновременно звучат как минимум три гитары, бас, ритм и соло.  Архангельских зрителей это звучание не просто покорило, но постепенно ввело в легкий транс. Тонкие пальцы рук композитора летали по струнам, сам он ритмично раскачивался, вкрадчивым голосом выпевая «Шкодный блюз», щемящее «Возвращение блудного сына», ускоряясь в песне-скороговорке «Сказка о Карле, короле рок-н-ролла».  Заглядывал в душу, подчиняя своей музыке весь диапазон зрительного зала. Даже пыль над высветленной прожекторами седой головой гитариста, казалось, кружилась не просто так, а с каким-то вселенским смыслом. Вот что бывает, когда человек считает блюз своей приватной религией. 

Гитара из сигарной коробки

С успехом на сцене драмтеатра выступили московская джазовая вокалистка Дария и трио ВКЛ, проект контрабасиста Валентина Лакодина Sigar Hall (Москва), вокалист J. C. Smith (США).  Далее фестиваль переместился в Музейный дворик на Поморской, перейдя в формат опен-эйра, о чем давно мечтал Тим Дорофеев. Здесь зрителям удалось послушать русско-норвежский Tribute Collective, северодвинскую группу We’re Welcome, хорошо знакомые местной публике ансамбль Игоря Горькового и The New Blues Band Тима Дорофеева.  Заставил публику танцевать прохладным воскресным вечером Евгений Немов (Москва), исполняя песни в стиле «Миссисипи диско» на маленькой sigar box guitar.  – Когда не было профессиональных инструментов, гитары делали из сигарных коробок и чемоданов, – объяснил он название.  Интересно, были ли те скептики десятилетней давности хотя бы на одном из концертов? Владимир Каушанский мог бы им ответить, почему в Архангельске блюз органичен.  – У него народные корни. Эта музыка – перекресток мировых культур, афроамериканской и европейской цивилизаций. Архангельск, город, где культура построена на народном творчестве, не может пройти мимо. Разве поморские попевки, частушки, складушки, похоронные и свадебные песни, шутки-прибаутки не могут быть основой блюза? – размышляет он. А Тим Дорофеев уже заявляет о том, что хотел бы видеть через двадцать-тридцать лет «Архангельск Блюз» в списке ста лучших фестивалей мира. Почему бы и нет? Ведь стать музыкальным событием европейского масштаба уже получилось. 

Слово «blues» связано с выражением «blue devils», что значит дословно «голубые дьяволы», а иносказательно – «как кошки на душе скребут».

Блюзетта улыбается

2005 год. Небольшой, но полный зал Дома офицеров. Всего три коллектива и много скептиков. 

– Ну что это такое, блюз в Архангельске? – вопрошали они.

– Давайте посмотрим, что будет через десять лет, – спокойно отвечал Тим Дорофеев. 

К юбилейной дате фестиваль при поддержке регионального министерства культуры и крупных спонсоров разросся до четырех дней, двух площадок, полсотни участников, среди которых звезды мирового блюза. 

– Зрителей с каждым годом становится больше. Блюз – демократичная музыка. В ней не надо понимать слов, только уловить эмоции и чувства. Идет культурное развитие, взаимообмен идеями между музыкантами. Некоторые из них впервые встречаются на сцене, а потом создают вместе новые проекты, – говорит Тим.

И белочка Блюзетта, рисованный с реального прототипа символ фестиваля (рыжая случайно была заснята организатором во время поездки в Малые Карелы), хитро улыбается с афиши, сжимая в лапах гитару. 

Памяти короля

Владимир Каушанский – музыкальный критик и постоянный ведущий фестиваля. Человек-энциклопедия. Историю о Чарли Мингусе рассказал он.

– В эти дни мы будем наслаждаться блюзом с разными лицами: он может быть смешан с фанком, соул-музыкой, ритм-энд-блюзом, джазом, роком, – перечисляет он. 

В день открытия в зале драмтеатра почти нет свободных мест. В первом отделении выступает сборная гитаристов Архангельской области, хотя звучат не только гитары. У микрофона – гость из Вологды Виктор Колесов. 

Как-то подсознательно ждешь, что первой композицией априори должно быть что-то из репертуара недавно ушедшего из жизни короля блюза Би Би Кинга. Однако звучит настроенческая I feel so good другого монарха – Мадди Уотерса. С нее, кстати, и начинался самый первый фестиваль. Следом к трем гитарам, барабанам и губной гармонике присоединяется духовая секция. Колесов удивляет публику, вздымая гитару на шляпу. А затем включает интерактив:

– Вот в этом месте вам нужно хором петь «Оуе!», – проигрывает нужные строчки. – Классно будет. Давайте?

Весь первый сет музыканты посвящают Би Би Кингу. 

– Когда я только начинал увлекаться блюзом, помню, как сидел часами и снимал его фразы. Казалось, что он играет три ноты, но повторить их невозможно, – признается Тим Дорофеев. 

Гость из Америки

Девушка, сидящая рядом со мной в первом ряду, украдкой смахивает слезы. Ее тронуло гитарное посвящение Ларри Митчелла своей семье и тому же королю. Может быть, она плачет по своим ушедшим. И по своему Би Би Кингу. 

Но Ларри, гитарист-виртуоз, улыбчивый афроамериканец, у которого любовь к блюзу заложена в генах, не заставляет зрителей грустить слишком долго. С ним на сцене – одна из лучших в стране ритм-секций: Петр Ившин на барабанах, Антон Горбунов с бас-гитарой. 

– Играть с ним сложно. Все должно протекать естественно, бурно, драйвово, открыто, как он сам, – находит эпитеты ведущий. 

Гитара гения слепит бликами, подмигивает зрителям. Серебрятся в свете софитов ее гриф и струны. Она как будто вросла в руку, став шестым органом чувств… Ларри слегка ошеломлен. Он впервые в жизни играл в России. 

– Никогда не слышал об Архангельске. Когда меня пригласили на фестиваль, я открыл карту и подумал: «вау! это забавно!». Добирался три дня. В России публика классная. Люди улыбались, фотографировались со мной. Мне было очень приятно у вас выступать, – рассказал Ларри. 

Блюз с русской душой

В 1990-х годах русский рок-гитарист, композитор и поэт Юрий Наумов переехал в Нью-Йорк. Стоя на ночном хайвее, которому потом, потрясенный, посвятил динамичную композицию, он, наверное, думал, как влиться в этот поток и не затеряться в нем. В США музыкант стал петь блюз, но не такой, к которому привыкла тамошняя публика. Не классический, а русский блюз на особой, девятиструнной гитаре. 

– С ним стучится в душу Россия со всей палитрой красок. На шестиструнной гитаре с ее гармоническими возможностями нашу страну не выразишь, – комментирует Владимир Каушанский. 

Американская пресса окрестила Наумова «человеком-оркестром» за то, что, выходя на сцену в одиночестве, он играет так, будто одновременно звучат как минимум три гитары, бас, ритм и соло. 

Архангельских зрителей это звучание не просто покорило, но постепенно ввело в легкий транс. Тонкие пальцы рук композитора летали по струнам, сам он ритмично раскачивался, вкрадчивым голосом выпевая «Шкодный блюз», щемящее «Возвращение блудного сына», ускоряясь в песне-скороговорке «Сказка о Карле, короле рок-н-ролла». 

Заглядывал в душу, подчиняя своей музыке весь диапазон зрительного зала. Даже пыль над высветленной прожекторами седой головой гитариста, казалось, кружилась не просто так, а с каким-то вселенским смыслом. Вот что бывает, когда человек считает блюз своей приватной религией. 

Гитара из сигарной коробки

С успехом на сцене драмтеатра выступили московская джазовая вокалистка Дария и трио ВКЛ, проект контрабасиста Валентина Лакодина Sigar Hall (Москва), вокалист J. C. Smith (США). 

Далее фестиваль переместился в Музейный дворик на Поморской, перейдя в формат опен-эйра, о чем давно мечтал Тим Дорофеев. Здесь зрителям удалось послушать русско-норвежский Tribute Collective, северодвинскую группу We’re Welcome, хорошо знакомые местной публике ансамбль Игоря Горькового и The New Blues Band Тима Дорофеева. 

Заставил публику танцевать прохладным воскресным вечером Евгений Немов (Москва), исполняя песни в стиле «Миссисипи диско» на маленькой sigar box guitar. 

– Когда не было профессиональных инструментов, гитары делали из сигарных коробок и чемоданов, – объяснил он название. 

Интересно, были ли те скептики десятилетней давности хотя бы на одном из концертов? Владимир Каушанский мог бы им ответить, почему в Архангельске блюз органичен. 

– У него народные корни. Эта музыка – перекресток мировых культур, афроамериканской и европейской цивилизаций. Архангельск, город, где культура построена на народном творчестве, не может пройти мимо. Разве поморские попевки, частушки, складушки, похоронные и свадебные песни, шутки-прибаутки не могут быть основой блюза? – размышляет он.

А Тим Дорофеев уже заявляет о том, что хотел бы видеть через двадцать-тридцать лет «Архангельск Блюз» в списке ста лучших фестивалей мира. Почему бы и нет? Ведь стать музыкальным событием европейского масштаба уже получилось. 

Слово «blues» связано с выражением «blue devils», что значит дословно «голубые дьяволы», а иносказательно – «как кошки на душе скребут».

Поделиться
8922