Ледокол вернулся

Путь экспедиции пролегал мимо островов Земли Франца-Иосифа

Второй этап экспедиции «Трансарктика-2019», проходивший с 15 мая на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов», завершился 14 июня.

– Задачи, поставленные перед экспедиционной группой, выполнены в полном объеме. По ряду исследований наблюдений произведено больше запланированного. Нам повезло и с погодой, и с ледовой обстановкой, – рассказала начальник экспедиции Ольга Балакина. – Маршрут судна проходил по акваториям Белого и Баренцева морей, вдоль западного побережья архипелага Новая Земля, юго-западной и северной частей архипелага Земля Франца-Иосифа. Также мы посетили остров Виктория.

Теплая вода и тонкий лед

Как отметила начальник экспедиции, в этом году в Баренцевом море наблюдалась теплая зима, что сказалось на прочности и толщине льда.

– Лед был достаточно разреженный, плотность небольшая, однолетний белый лед в этом году тонкий. Встречался, конечно, и средней толщины, но для «Михаила Сомова» он проходимый, – пояснила она.

Кромку льда экспедиция встретила у мыса Желания Новой Земли, прошла вдоль нее и обогнула Землю Франца-Иосифа с запада, зайдя в центр архипелага с северной стороны, что в начале лета обычно невозможно.

– В это время года это крайне редко бывает. У нас получилось. В какой-то степени это было и везение, – по словам Ольги Балакиной, судно «вбурилось» в лед в Британском проливе, где ученые провели большой комплекс исследований и совершили несколько вертолетных вылетов вдоль кромки льда, а также на острова Хейса и Гукера.

В ходе проведения океанологических разрезов (разрез – линия с точками с закрепленными координатами, в которых берутся пробы воды) зафиксирована основная особенность гидрологического режима Баренцева моря – поступление теплых атлантических вод с запада в виде Нордкапского течения, 88 процентов тепла которого расходуется в Баренцевом море.

– Наши океанологи уже все данные по температуре и солености обработали, зафиксировано поступление теплых атлантических масс. Баренцево море за счет них получает свои запасы тепла. В этом году выявлена положительная аномалия температуры воды от 1 до 2 градусов, вода теплее средних многолетних данных. Одна из причин – теплая зима, – пояснила руководитель экспедиции.

DCIM\100MEDIA\DJI_0067.JPG

Встречи с животными и птицами

В ходе экспедиции велись круглосуточные наблюдения за животным миром.

– Мы увидели 32 вида морских птиц и 12 видов млекопитающих, – рассказала Ольга Балакина. – Выявлены участки Баренцева моря, на которых формируются скопления птиц в период весенней миграции, показана их связь с теплыми течениями. Собраны сведения о распространении семи видов, занесенных в Красную книгу России. Это белый медведь, морж, беломордый дельфин, морская свинья, гренландский кит, нарвал, белая чайка.

Причем, как рассказал режиссер Леонид Круглов, который на судне «Михаил Сомов» начал съемки большого документального фильма об Арктике под названием «Новая Земля», экспедиция очень долго почти не встречала животных.

– Сначала было легкое разочарование, потому что практически никого не видели – один плавник мелькнет на горизонте – и все. Но когда стали приближаться к Земле Франца-Иосифа, началось какое-то столпотворение.

Колонию белой чайки исследователи зафиксировали на острове Виктория, а у острова Земля Александры встретили необыкновенно большое стадо гренландских китов.

– Зашли за Землю Александры и сначала с борта судна увидели довольно много гренландских китов, – описал встречу с ними ведущий инженер, заместитель руководителя программы «Белуха – белый кит» Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН Дмитрий Глазов, – затем мы смогли облететь акваторию между островом и ледовыми полями и насчитали более 80 животных. Нас это приятно поразило.

До этого в районе Земли Франца-Иосифа сотрудники Нацпарка «Русская Арктика» наблюдали группы гренландских китов максимум в 20–30 особей.

– В проливе Фрама или у Гренландии такие количества можно ожидать, но не здесь, – добавил Дмитрий Глазов. – Предполагаем, что те условия, которые сейчас создались в связи с климатическими факторами, позволили им здесь сконцентрироваться.

– Такое скопление китов говорит о наличии достаточного количества корма для них. Гренландские киты хорошо приспособлены к обитанию во льду, как и нарвалы, они способны пробивать лед головой, чтобы подышать, – добавил ученый. – При этом у них должна быть кормовая база, наши коллеги океанологи и гидробиологи брали пробы планктона, когда они их обработают, у нас будет результат по потенциальной кормовой базе этих китов.

Пугливые, но любопытные нарвалы

Одной из главных целей экспедиции было изучение нарвалов, причем перед началом рейса его участники предполагали, что морских единорогов будет встретить нелегко. Группу нарвалов удалось увидеть 1 июня между островами Джексона и Карла-Александра.

– Следующие несколько дней мы облетели их на вертолете, смогли запустить квадрокоптеры, – рассказал Дмитрий Глазов.– Попытались судном тоже к ним пройти, но, по всей видимости, эти звери судна пугаются, потому что мы с судна не смогли увидеть их, один раз только хвосты.

Съемки с вертолетов и дронов позволили оценить количество нарвалов в стаде – предположительно, их было около сорока.

– Нужно будет пристально посмотреть на все фотографии и оценить по внешним данным каждое животное. Нарвалы хороши тем, в отличие от тех же белух, что хорошо идентифицируются индивидуально, по рисунку пятен.

Как сказал Леонид Круглов, съемочные группы постарались подойти как можно ближе к нарвалам по льду.

– Мы смогли по льду подобраться очень близко к кромке припая, и, несмотря на штормовой ветер, удалось снять совершенно невероятные кадры, – поделился режиссер. – На краю ледового припая чувствуешь себя очень неуверенно, потому что в некоторых местах проваливаешься в талый снег, который поверх льда, и непонятно, выдержит ли лед. Мы очень осторожно двигались, у нас были гидрокостюмы, а охранники следили за белыми медведями, которых было очень много.

Нарвалы собрались в небольшом заливе рядом с отвесной каменной стеной, уходящей в море. После того как вертолет улетел, они успокоились и стали интересоваться дронами.

– Оператор Макс Арбугаев опустил квадрокоптер пониже, и на картинке видно, что самка с детенышем лежит на боку, смотрит и явно интересуется, разглядывает этот странный объект, – рассказал Леонид Круглов. – Поведение было спокойное, видно, что нарвал не испуган и ему интересно.

Как пояснил Дмитрий Глазов, в связи с увеличением числа судов на Северном морском пути и развитием рыболовства в высокоширотной Арктике необходимо будет учитывать наличие морских млекопитающих, в том числе нарвалов.

– При увеличении грузопотока и пристального внимания к Арктике с точки зрения возможного рыбного промысла не только арктических стран, но и Китая есть шанс, что нарвалы привыкнут, – сказал ученый, – в противном случае нужно какие-то ограничительные меры вводить по районам, скоростям судов, количеству судов в одном районе. Эта практика отработана для Антарктики, где посещение определенных районов регламентировано.  Я думаю, здесь к этому придут тоже. Это наша работа в будущем.

Изменения климата и радиоактивность

В ходе рейса ученые изучали различные виды загрязнений в Арктике, в том числе микропластиком и радиоактивными веществами. Специалисты брали пробы морской воды и грунта, а также исследовали радиоактивность в местах высадок на Кольском полуострове, в районе метеостанции «Малые Кармакулы» на Южном острове Новой Земли и на острове Хейса.

– Мы провели замеры общей радиоактивности и установили, что в целом радиоактивность прибрежных арктических территорий находится на уровне даже ниже среднефоновых по России, – рассказал заведующий лабораторией экологической радиологии Федерального исследовательского центра комплексного изучения
Арктики РАН Евгений Яковлев. – С радиационной обстановкой там все хорошо, даже на Новой Земле, хотя там был центральный испытательный полигон, который существовал длительное время, там испытывалось ядерное оружие, тем не менее в районе Малых Кармакул, где мы высаживались, – это Южный остров, там в два раза меньше радиоактивность, чем в среднем по России.

Но ученый отметил, что радиоактивные вещества могут накапливаться в морской воде и грунте. Оценку взятых проб исследователи будут проводить в течение двух месяцев. По словам Евгения Яковлева, изменения климата усиливают поступление радиоактивных веществ в арктические моря.

– Ледники тают, происходит активизация поверхностного стока, эрозия берегов, реки выносят большее количество взвешенного материала, соответственно, он оседает и содержит большее количество радиоактивности, в том числе техногенной, – сказал он. – Когда на ледники выпадали техногенные радионуклиды, они остались законсервированными. Ледники постепенно тают и высвобождают эту радиоактивность, и она попадает в арктические моря. Поэтому важен постоянный мониторинг фиксации изменений.

Радиоактивные вещества попадают в Арктику как из местных источников, так и из территорий за тысячи километров от нее.

– Очень много источников радиоактивного загрязнения Арктики. В первую очередь это местные источники – Центральный испытательный полигон на Новой Земле. Второе – это дампинг (захоронение отходов производства в земле, на дне морей, а также технология такого захоронения) радиоактивных отходов, как жидких, так и твердых, в Баренцевом море, это затопление реакторов кораблей атомного флота, аварии подводных лодок: «Комсомолец», который затонул в Норвежском море, «Курск», другие мелкие аварии советского времени, о которых мы, возможно, даже и не знаем, авария спутника «Транзит» с плутониевым ядерным реактором, который тоже в Арктике упал. Перенос с запада Гольфстримом загрязнений с радиохимических заводов в Англии, Франции. Эти заводы выбрасывают большое количество радионуклидов, и все это к нам несет. Этот след мы наблюдаем, наши предыдущие исследования показывают, что этот след есть. Кроме этого, радиохимические заводы в Сибири, которые расположены по Оби и Енисею
в закрытых городах, вносят свою лепту. Радиоактивное загрязнение оттуда несет в Арктику.

«Михаил Сомов»

Как сказала Ольга Балакина, важно, что впервые за несколько лет в научной экспедиции был задействован ледокол «Михаил Сомов», у которого остается большой потенциал.

– Экспедиция состоялась на нашем легендарном судне «Михаил Сомов», которое в последние годы используется как судно жизнеобеспечения арктических станций. Мы в очередной раз доказали, что наш родной замечательный «Сомов» универсален. У него есть вертолетная площадка, ледовый класс, все это можно использовать в широких высотах, он очень эффективный, и на нем нужно работать и работать, – сказала начальник экспедиции.

По словам Леонида Круглова, ледокол станет одним из центральных персонажей его фильма об Арктике.

– Мы очарованы ледоколом, его жизнью, командой и понимаем, что в нашем проекте «Новая Земля» это будет один из центральных героев – сам ледокол, такое винтажное судно, которое живет по законам 1970-х годов, и техника, которая работает, и атмосфера из 70-х – золотого века освоения Арктики, – режиссер добавил, что в ближайшие два-три года планирует снимать и другие рейсы «Михаила Сомова».

Фильм «Новая Земля»

Кинорежиссер Леонид Круглов в ходе рейса «Михаила Сомова» начал съемки документального фильма об островах российской Арктики, съемки будут проходить в течение трех лет, а выход фильма планируется в
2023 году.

– Он будет называться «Новая Земля», но не в смысле отдельного региона, отдельного архипелага, а Новой Земли как образа, который пришел еще из XVI–XVII веков, когда поморы видели острова на Севере, когда делали свои переходы под парусами, и все это они считали одной большой Новой Землей, большим материком на Севере, в Арктике. Наша задача – провести серию экспедиций в ближайшие два-три года и по их результатам создать фильм, в котором будет рассказана вся история наших островных
арктических территорий.

В этой экспедиции удалось снять и белых медведей. К нам они постоянно подходили, мы сделали потрясающие съемки. Одна молодая медведица, которая была по счету седьмым медведем, подошла к нашему ледоколу, обошла его в пяти метрах. Все высыпали и смотрели на нее. Потом она легла спать рядом с ледоколом, а затем спокойно ушла.

В фильме покажут основные этапы освоения российских арктических островов.

– Земля Франца-Иосифа – это фантастическое место, совершенно нетронутая природа, звери, которые тебя не боятся, и такое царство вечного льда невероятной красоты. Я, пожалуй, скажу, что это самое красивое место на планете, красивое по-северному, по-арктически: застывшие во льду птичьи базары, скалы, бесконечные ледовые поля с вмерзшими айсбергами. Все искрится и переливается.

У меня было ощущение, что мы, как в сказке про Аладдина, попали в волшебную пещеру и набрали богатства полные карманы. Я себя ловил на мысли, что еще надо выбраться отсюда, и на обратном пути мы попали в шторм, достаточно хорошо покачало, но не экстремально.

Кстати

Одна из задач, решаемых в рамках нацпроекта «Наука», предполагает рост числа морских экспедиций к 2024 году нарастающим итогом до 250. Экспедиция «Трансарктика-2019» – это масштабный проект Росгидромета, организованный по поручению Правительства Российской Федерации и продолжающий исследовательские традиции морских, воздушных экспедиций и дрейфующих станций «Северный полюс» в высокоширотной Арктике.