Лапоминка – Патракеевка: две правды о строительстве дороги

Вопрос круглогодичного автотранспортного сообщения деревни Патракеевки, входящей в МО «Талажское» Приморского района, стоит давно. Эту дорогу ждут не только жители Зимнего берега. Общественник Лев Селянинов в письме в редакцию рассуждает, почему так важен для жителей этот проект.

Существовал проект автодороги Архангельск–Ижма–Лапоминка? Да, существовал. Построили эту дорогу и необходимые мосты? Да, построили — и до Ижмы, и до развилки дороги Лапоминка – бывшая воинская часть в лесном массиве!

Существует рабочий проект автомобильной дороги Лапоминка–Патракеевка? Да, существует с 1993 года! Можно скорректировать этот проект с учетом реалий сегодняшнего дня для круглогодичного автопроезда Лапоминка–Патракеевка с установкой мостов через реки Ульмица и Мудьюга? Да, и можно, и нужно! Ведь не просто так, с потолка, возникли эти дорожные проекты? Да, не просто так и не с бухты-барахты. Была цель, и в этом нет сомнений! И именно поэтому ее нужно доводить до конца.

Мнение людей с одной стороны: есть жесткое понимание вопроса — никто не будет строить автодорогу стоимостью несколько сотен миллионов рублей для какой-то кучки населения Патракеевского куста Зимнего берега. Тем более, по их пониманию, лет через 20 там останутся одни пенсионеры, а еще через 20 лет и пенсионеров не будет.

Да, и это их правда, железная правда! И еще более страшная правда людей с такой позицией вопроса — уже половина деревень страны вот так уничтожено! И беда еще в том, что сегодня, кроме выгоды и денег, уже ничего не видим и не замечаем!

Но, слава Богу, есть и другая правда, и тоже откровенная, можно сказать, железобетонная! Патракеевка – не просто деревня. Это куст земли поморской из нескольких старинных деревень, объединенных одними задачами, – деревни Куя, Козлы, Кадь, Малая и Большая Горка, Кушкушара, Наволок, Залыва, Верховье.

Общепринятой официальной датой основания считается 1741 год, когда Иван III присоединил Новгородское княжество к Московскому и часть новгородцев бежали на Север, основывая новые поселения. Патракеевку именуют родиной капитанов. Строились здесь и суда, одновременно в деревне работало несколько частных верфей.

Много интересных фактов из истории нашей земли по воспоминаниям и историческим работам наших земляков, замечательных людей-краеведов: Попова Геннадия Павловича – капитана 2-го ранга, бывшего заведующего музеем истории Архангельского мореходного училища им. капитана В. И. Воронина, занимающегося изучением истории мореходного образования на Европейском Севере России; Буркова Германа Дмитриевича – почетного полярника, лауреата Государственной премии СССР. Его деды и прадеды с давнего времени жительствовали в деревне Верховье.

Сам Герман Дмитриевич – потомственный моряк, в 1949 году окончил Архангельское мореходное училище, плавал капитаном на судах Мурманского морского пароходства, а затем работал в Москве, занимая высокий и ответственный пост заместителя начальника Главсевморпути; Семьина Альберта Александровича – журналиста, историка, многие годы возглавлявшего историко-мемориальный музей на острове Мудьюг.

Из деревень Зимнего берега вышло немало известных мореходов, оставивших заметный след в истории северного мореплавания, а также отличившихся в годы Великой Отечественной войны и в других сферах общественной и культурной жизни Севера. Только Патракеевский куст поморской земли подарил государству более 70 капитанов рыбопромыслового и торгового морского флота!

В 1853 году была развязана так называемая Крымская война, когда началась многомесячная осада Севастополя англо-французскими войсками. Крестьяне Патракеевской и Золотицкой волостей Кольского уезда помогли, в числе других крестьян побережья, спасти Архангельск, когда в начале июня 1854 года в Белое море вошла англо-французская эскадра в составе 10 кораблей. Для лучшей организации обороны все побережье Белого моря было разделено на 17 участков (дистанций).

Так, в 16-ю дистанцию входили селения Куя, Козлы, Патракеевка с соседними деревнями, 292 вооруженными крестьянами в случае нападения неприятеля. К 17-й дистанции причислены все селения Золотицкой волости, крестьянское ополчение из 240 человек. Архивные документы свидетельствуют, что к весне 1855 года на побережье Белого моря и островах в дельте Северной Двины «под  ружъём» числилось 8230 крестьян.

Патракеевские крестьяне проявляли подлинное мужество. Всего в 1854 году было потоплено или разграблено неприятелем более 20 крестьянских судов, в том числе лодьи Осипа Замятина из Куи, Ивана Корконосова, Василия Корконосова и Осипа Буркова из Патракеевки.

В 1870-е годы на побережъе Белого моря открылось четыре мореходных класса: в Сумском Посаде, Кушереке, Онеге и Патракеевке. В 1880 году произошла смена заведующих Патракеевским мореходным классом.

Прибыл один из опытнейших беломорских шкиперов – Василий Васильевич Заборщиков, оставив  пост заведующего Онежским мореходным классом. Василию Заборщикову довелось более двух десятков лет руководить Патракеевским мореходным классом и многое сделать для поднятия авторитета этого скромного морского учебного заведения. В течение четверти столетия мореходные классы верой и правдой служили интересам прибрежного населения Белого моря. В целом свою историческую миссию они выполнили.

Реформа мореходного образования в России проходила в течение 1902–1905 годов. Патракеевский мореходный класс был преобразован в двухклассную школу, которая находилась в ведении Главного управления торгового мореплавания и портов. К началу 1904 года в Патракеевской мореходной школе числилось 35 учащихся.

В 1903 году Патракеевскую мореходную школу возглавил капитан дальнего плавания Гедерт Германович Сеглинг, латыш, который в 1912 году обратился в отдел торгового мореплавания, рассказав о трудностях, которые испытывали крестьяне Патракеевской волости. Речь шла о налаживании надежного сообщения с губернским городом: «Патракеевская волость состоит из 11 деревень с населением около тысячи человек. Сообщение с городом Архангельском крайне затруднительно и производится на карбасах. Осенью же, до установления санного пути по реке Северной Двине, сообщение с Патракеевской волостью прекращается совершенно на 1,5–2 месяца…» Но вскоре грянула Первая мировая война, и этот вопрос отошел на второй план.

Перед мировой войной в прибрежных беломорских деревнях увеличился объем крестьянского судостроения. Только в одной Патракеевской волости в 1914 году было построено пять мореходных судов, а общее их количество достигло небывалой доселе цифры – ровно 100 единиц.

Много интересных фактов по воспоминаниям и историческим работам о нашей земле архангельских геологов. По рассказам краеведа Михаила Лощилова об уникальном инфраструктурном проекте, на задел которого зимой 1981 года должно было опереться  строительство Тучкинского зимника: «В декабре 1951 года на железнодорожных станциях Исакогорка и Архангельск было сосредоточено около пяти тысяч  военнослужащих.

Срочное формирование новых военно-строительных батальонов под командованием инженер-подполковника Ивана Ивановича Касперовича велось в соответствии с подписанным И. В. Сталиным секретным постановлением Совета Министров СССР о строительстве железной дороги Архангельск–Ручьи–Мезень, ставшем известным под названием «Строительство № 510». Строительство № 510 (п/я № 4), известное как «хозяйство Касперовича», создавало собственную инфраструктуру рывка по просторам Зимнего берега.

В Лапоминке, Патракеевке и Куе уже были открыты базы и склады метериально-технического снабжения, куда непрерывным потоком  шли строительные грузы. Летом 1952 года в Кую их поступило 223 тонны. В январе 1953 года парк проекта составил 36 автомашин ЗиС и ГАЗ, пять экскаваторов, четыре паровоза и 60 железнодорожных вагонов-самосвалов.

 Сталинский маршрут № 510 должен был стать первым этапом в осуществлении программы комплексного освоения Советской Арктики. Наряду со строительством незамерзающего аванпорта в районе Мудьюга в 1955-1958 годах планировалось продолжить прокладку железной дороги от Мезени к Нарьян-Мару. Магистраль сочеталась с планами по развертыванию геологоразведочных работ на нефть и газ в Ненецком округе.

 Если бы все эти замыслы были реализованы, то в начале 60-х годов архангельский промышленно-транспортный узел стал бы одним из крупнейших в стране. Ибо наряду с наличием гражданского и военного судостроения к нему сходились бы дублирующие друг друга Северный морской путь и железная дорога.

Однако для всех этих планов роковым стало 5 марта 1953 года, день кончины И. В. Сталина. Его преемники не считали, что освоение Арктики является приоритетной экономической задачей нации. Поэтому все северные стройки сначала под предлогом консервации приостановили, а затем, когда началась предпринятая Хрущевым целинная эпопея, окончательно закрыли. И поэтому уже 21 марта 1953 года вышло постановление Совета Министров СССР № 149 «Об изменении строительной программы 1953 года».

К этому времени на местности по теме строительства № 510 была прорублена трасса длиной 100 километров с линией связи, в Куе, Патракеевке и Кади поставлены стройгородки, в Лапоминке организован подсобный совхоз, восстановлен кирпичный завод. Но начатое пришлось бросить. Ликвидационная комиссия лишь документально завершила грандиозный проект»… На эти работы было потрачено 77,7 миллиона рублей.

Через тридцать лет, к началу алмазного бума в Архангельской области, от основ магистрали № 510 сохранилась только дорога в Патракеевку, которая на первом этапе являлась основой зимника с мостовыми переходами через реки Ульмица и Мудьюга. Именно об этой дороге сейчас речь и ведется. Уже давно, а регулярно с 2014 года, из года в год местное население, в том числе люди, вынужденно покинувшие свою родину, обращаются во все инстанции власти по транспортному сообщению круглогодичного автопроезда Патракеевка–Лапоминка и далее до Архангельска. Реакции никакой. Нет, ответов много — реакции никакой.

Сегодня только постоянно проживающих на территории — 401 человек, а в период летней навигации с мая по октябрь население увеличивается до двух тысяч за счет того, что в свои дома возвращаются вынужденно уехавшие односельчане, сыновья и дочери со всем своим семейством. Приезжают из Мурманска, Москвы, Санкт Петербурга, Карелии, Северодвинска и Новодвинска, из других городов и весей.

Что это — отголоски девяностых, когда за разграблением страны уже в упор не видели людей? Или кто-то пытается оттянуть решение проблемы, пока у людей хватает терпения? Пока не решается вопрос, продолжается отток населения в более благоприятные регионы страны.                                                                                                                   

На недавно прошедшем международном форуме «Дни Арктики и Антарктики» в Москве говорилось: «Россия уделяет приоритетное внимание вопросам развития арктических территорий. При этом государственной власти, в том числе и региональной, важно остановить отток населения с северных территорий, который наблюдается на протяжении целого ряда лет.

Создавать условия для комфортной жизни людей нам надо уже сегодня». Зимняя Золотица, Козлы, Куя, Кадь, Патракеевка – тоже арктические территории. Даже школьник сейчас понимает, что будущее России – Арктика, ее развитие.

Приятно сознавать, что такое понимание важности нашей территории закладывалось и в царские времена, и особенно в пятидесятые годы прошлого столетия, когда совершенно справедливо увязывали Северный морской путь с железнодорожной магистралью по всему побережъю Северного морского пути.

Уже много говорилось о том, что жители Патракеевки упорно восстанавливают Храмовый комплекс в деревне Верховье на собственные пожертвования.

Уверен, при решении вопроса о восстановлении круглогодичного автотранспортного сообщения с Лвпоминкой и далее до Архангельска все жители, в том числе и вынужденно покинувшие нашу территорию, будут участвовать в этом так же, как сейчас участвуют в восстановлении Храмового  комплекса.

В Патракеевке есть возможность развивать не только прибрежное рыболовство, но и сельское хозяйство, животноводство. Все упирается в круглогодичную транспортную доступность до Архангельска. В недавно спущенном на воду ярусолове-процессоре «Марлин» значительная квотная доля биоресурсов и Патраккеевки – филиала РК им. М. И. Калинина. И это тоже правда — другая, житейская правда!

Дорогу ждут не только жители Зимнего берега. Ждут ее тысячи горожан — любителей рыбалки на Сухом море, в устьях рек Ульмица и Мудьюга. Ждут вернуться к родительским местам дети, внуки и правнуки. Потому что куда бы их судьба ни забросила – в Мурманск, Карелию, Санкт-Петербург, Москву… — они помнят, к счастью, свои корни.

Помнят и поэтому готовы включиться  в комплексную программу развития Севера. Воодушевились, когда увидели Постановление № 696 от 31.05.2019 года «Госпрограмма РФ «Комплексное развитие сельских территорий» и особенно Постановление № 391 от 31.03.2020 года: «О внесении изменений в госпрограмму РФ «Комплексное развитие .сельских территорий» в части реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры».

Правда, не долго радовались, получив 30.10.2020 года сообщение министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области о том, что в министерстве, по программе комплексного развития, мы на данный момент не числимся, то есть нас просто нет?!

И население Патракеевки сразу вспомнило, что не так давно, несколько лет назад, их, как и население З. Золотицы, убедили совершить слияние сельских советов с МО «Талажское» в целях улучшения управляемости территорий, а значит, улучшения жизни людей!? Мягко говоря, некрасиво получилось…

Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к губернатору Цыбульскому А.В., за которого с такой надеждой проголосовал весь Патракеевский куст.

Уважаемый Александр Витальевич, пожалуйста, обратите внимание на Патракеевку, найдите время!

Член общественного совета Приморского муниципального района, почетный работник рыбного хозяйства России Лев Селянинов

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 20 января 2021 г.