19 марта 2014

Ладушки

Самая лешуконская фамилия

Это сегодня он известен как член Союза художников России, лауреат Международной премии имени Шолохова. Последняя из высоких оценок его таланта – благодарность Министерства культуры России «За большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу» (2011). Кроме этого, имя мастера включено в «Энциклопедию Поморья», а за долгий творческий путь художника состоялось около сотни его персональных выставок.

Родился Павел Петрович 22 февраля 1942 года в селе Лешуконское Архангельской области. Поэтому его шутливо называли художником с самой лешуконской фамилией.

Еще в детстве научился рисовать, как сам говорил – «не мог без этого». Рос в многодетной семье. Отец скептически относился к увлечению сына. Но после того, как в 1966 году он окончил Ярославское художественное училище, отец поменял свое мнение.

После окончания училища работал художником-постановщиком Северо-двинского народного театра и одновременно преподавал рисование и черчение. Заведовал декоративным цехом и участвовал в постановках Северо-двинского театра драмы. С 1968-го по 1978-й работал художником-оформителем в художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, СМП-1, овощесовхоза «Новодвинский».

У мэра есть коллекция

На открытии выставки собралось множество людей. Для одних он был родственником или другом, для других коллегой, для третьих талантливым художником и замечательным человеком, известным далеко за пределами своей Лешуконии и Новодвинска.

Мэр Владимир Белоглазов выразил сожаление, что в жизни они мало общались с таким замечательным мастером и человеком. А дома у мэра есть в коллекции картина Павла Петровича и альбом с дарственной надписью.

– Сегодня, глядя на эти картины, вспоминая Павла Петровича, мы видим его любовь к северной природе, к своей Родине, родной деревне, близким и незнакомым людям, – поделился воспоминаниями Владимир Иванович.

«Кинотеатр «Дружба». Репродукция П. Лешукова

 

На родину за вдохновением

В 1987 году Павел Лешуков стал художником-оформителем строительно-монтажного треста № 4, затем преподавателем в художественном отделении школы искусств. С 1994-го по 2000-й Павел Лешуков обучал росписи по дереву в профтехучилище № 30.

Через три года при содействии отца Александра, ценителя и знатока живописи, смог открыть общественную картинную галерею – мастерскую. Здесь проводились экскурсии, беседы, мастер-классы, оказывалась творческая помощь начинающим мастерам.

26 лет мастер творил в нашем городе, всегда оставаясь верен своей малой родине, регулярно возвращался в родную Лешуконию за вдохновением и новыми впечатлениями. Но там рисовал мало, в основном делал наброски.

«Дворец культуры». Репродукция П. Лешукова

«Дворец культуры». Репродукция П. Лешукова

В его работах – жизнь

Галина Челпанова, народный мастер, руководитель новодвинской творческой общественной организации «Лодья», напомнила, что Павел Петрович в 1991 году первый собрал всех новодвинских художников вместе. Кроме того, он стал первым ее председателем.

– Павел Петрович всегда помогал молодым начинающим художникам, учил, наставлял, – вспоминает Галина Александровна.

Земляк Лешукова Александр Земцовский поведал свою историю знакомства с мастером. Его в свое время удивило то, что Лешуков пишет суровую северную природу, настоящих русских мужиков. Земцовского художник также учил приемам работы с акварелью, рассказывал, как правильно создавать композицию.

– Картины Павла Лешукова всегда очень живые, даже если на ней не изображены люди, они всегда там незримо присутствуют, – сказал Александр Земцовский.

«Архангельский ЦБК». Репродукция П. Лешукова

«Архангельский ЦБК». Репродукция П. Лешукова

Своевольная акварель покорялась

Художник Лешуков считал, что Русскому Северу больше всего подходит акварель. Сложный и благородный материал, который, как говорил мастер, не только «нежен и добр, как женщина», но так же капризен и своеволен. И потому, по его мнению, акварелист должен быть всегда в форме. Как музыкант.

– Мне кажется, на Севере работа с акварелью это – высшая степень искусства, – говорил сам Павел Лешуков.

Павел Лешуков писал не только акварельные этюды, но и большие работы. За основу брал иконопись. В центре – пейзаж, как правило, Лешуконье, а вокруг изображение деревень.

Северные вернисажи художника Лешукова всегда вызывали у зрителей огромный интерес. Многие узнавали в акварелях родные места – деревенские дома и улочки, пейзажи разных времен года, народный быт. Здесь можно было встретить лодку или радугу над рекой, деревянные храмы и поклонные кресты, амбары и баньки.

А чтобы найти такую натуру порой приходилось забираться в самую глушь Лешуконья и соседней Мезени. Причем художник обладал способностью находить прекрасное и необычное в любом месте, в котором находился. Есть в его произведениях Новодвинск, Холмогоры, Москва и Санкт-Петербург. 

«По этим снам картины пишу»

Преподаватель Новодвинского индустриального техникума Андрей Попов неплохо знал Лешукова как туриста.

– Павел Петрович активно протестовал против того, чтобы кто-то помогал ему нести рюкзак или порубить за него дров, – рассказал нам Андрей Попов. – Мы частенько уходили далеко в тайгу и там за душевными беседами проводили долгие часы.

В одном интервью мастера спросили о том, снятся ли ему сны. На что художник ответил: «Да. Иногда даже цветные вижу. А потом по этим снам картины пишу».

Сердечно заслуженный

Светлана Удина, председатель Лешуконского землячества, поблагодарила новодвинцев за то, что они сохраняют память о Павле Петровиче. Все 25 лет существования землячества Павел Лешуков входил в его состав. Светлана Александровна никогда не сможет забыть знаменитые Лешуковские «ладушки». Так он отвечал на любую просьбу о помощи или встрече.

– Хорошо, ладушки, приеду! Хорошо, ладушки, встретимся, – отвечал Павел Петрович по телефону или в личном разговоре.

Она высказала сожаление о том, что ходатайство землячества о присвоении Лешукову звания «Заслуженный художник России» было отклонено в свое время. Но в сердцах земляков и его поклонников он, безусловно, заслуженный!

Новодвинск – любимей

В заключение вечера вдова Павла Лешукова Галина Владимировна поблагодарила всех участников и организаторов выставки. Она же открыла последний секрет мастера:

– Когда мы обсуждали, не лучше ли было нам жить в Архангельске или Северодвинске, Павел Петрович всегда отвечал, что для него любимей – Новодвинск. Он очень любил наш маленький город и всегда жалел, что мало пишет городские пейзажи.

Ладушки

Родился Павел Петрович 22 февраля 1942 года в селе Лешуконское Архангельской области. Поэтому его шутливо называли художником с самой лешуконской фамилией.

Еще в детстве научился рисовать, как сам говорил – «не мог без этого». Рос в многодетной семье. Отец скептически относился к увлечению сына. Но после того, как в 1966 году он окончил Ярославское художественное училище, отец поменял свое мнение.

После окончания училища работал художником-постановщиком Северо-двинского народного театра и одновременно преподавал рисование и черчение. Заведовал декоративным цехом и участвовал в постановках Северо-двинского театра драмы. С 1968-го по 1978-й работал художником-оформителем в художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, СМП-1, овощесовхоза «Новодвинский».

У мэра есть коллекция

На открытии выставки собралось множество людей. Для одних он был родственником или другом, для других коллегой, для третьих талантливым художником и замечательным человеком, известным далеко за пределами своей Лешуконии и Новодвинска.

Мэр Владимир Белоглазов выразил сожаление, что в жизни они мало общались с таким замечательным мастером и человеком. А дома у мэра есть в коллекции картина Павла Петровича и альбом с дарственной надписью.

– Сегодня, глядя на эти картины, вспоминая Павла Петровича, мы видим его любовь к северной природе, к своей Родине, родной деревне, близким и незнакомым людям, – поделился воспоминаниями Владимир Иванович.

«Кинотеатр «Дружба». Репродукция П. Лешукова

 

На родину за вдохновением

В 1987 году Павел Лешуков стал художником-оформителем строительно-монтажного треста № 4, затем преподавателем в художественном отделении школы искусств. С 1994-го по 2000-й Павел Лешуков обучал росписи по дереву в профтехучилище № 30.

Через три года при содействии отца Александра, ценителя и знатока живописи, смог открыть общественную картинную галерею – мастерскую. Здесь проводились экскурсии, беседы, мастер-классы, оказывалась творческая помощь начинающим мастерам.

26 лет мастер творил в нашем городе, всегда оставаясь верен своей малой родине, регулярно возвращался в родную Лешуконию за вдохновением и новыми впечатлениями. Но там рисовал мало, в основном делал наброски.

«Дворец культуры». Репродукция П. Лешукова

«Дворец культуры». Репродукция П. Лешукова

В его работах – жизнь

Галина Челпанова, народный мастер, руководитель новодвинской творческой общественной организации «Лодья», напомнила, что Павел Петрович в 1991 году первый собрал всех новодвинских художников вместе. Кроме того, он стал первым ее председателем.

– Павел Петрович всегда помогал молодым начинающим художникам, учил, наставлял, – вспоминает Галина Александровна.

Земляк Лешукова Александр Земцовский поведал свою историю знакомства с мастером. Его в свое время удивило то, что Лешуков пишет суровую северную природу, настоящих русских мужиков. Земцовского художник также учил приемам работы с акварелью, рассказывал, как правильно создавать композицию.

– Картины Павла Лешукова всегда очень живые, даже если на ней не изображены люди, они всегда там незримо присутствуют, – сказал Александр Земцовский.

«Архангельский ЦБК». Репродукция П. Лешукова

«Архангельский ЦБК». Репродукция П. Лешукова

Своевольная акварель покорялась

Художник Лешуков считал, что Русскому Северу больше всего подходит акварель. Сложный и благородный материал, который, как говорил мастер, не только «нежен и добр, как женщина», но так же капризен и своеволен. И потому, по его мнению, акварелист должен быть всегда в форме. Как музыкант.

– Мне кажется, на Севере работа с акварелью это – высшая степень искусства, – говорил сам Павел Лешуков.

Павел Лешуков писал не только акварельные этюды, но и большие работы. За основу брал иконопись. В центре – пейзаж, как правило, Лешуконье, а вокруг изображение деревень.

Северные вернисажи художника Лешукова всегда вызывали у зрителей огромный интерес. Многие узнавали в акварелях родные места – деревенские дома и улочки, пейзажи разных времен года, народный быт. Здесь можно было встретить лодку или радугу над рекой, деревянные храмы и поклонные кресты, амбары и баньки.

А чтобы найти такую натуру порой приходилось забираться в самую глушь Лешуконья и соседней Мезени. Причем художник обладал способностью находить прекрасное и необычное в любом месте, в котором находился. Есть в его произведениях Новодвинск, Холмогоры, Москва и Санкт-Петербург. 

«По этим снам картины пишу»

Преподаватель Новодвинского индустриального техникума Андрей Попов неплохо знал Лешукова как туриста.

– Павел Петрович активно протестовал против того, чтобы кто-то помогал ему нести рюкзак или порубить за него дров, – рассказал нам Андрей Попов. – Мы частенько уходили далеко в тайгу и там за душевными беседами проводили долгие часы.

В одном интервью мастера спросили о том, снятся ли ему сны. На что художник ответил: «Да. Иногда даже цветные вижу. А потом по этим снам картины пишу».

Сердечно заслуженный

Светлана Удина, председатель Лешуконского землячества, поблагодарила новодвинцев за то, что они сохраняют память о Павле Петровиче. Все 25 лет существования землячества Павел Лешуков входил в его состав. Светлана Александровна никогда не сможет забыть знаменитые Лешуковские «ладушки». Так он отвечал на любую просьбу о помощи или встрече.

– Хорошо, ладушки, приеду! Хорошо, ладушки, встретимся, – отвечал Павел Петрович по телефону или в личном разговоре.

Она высказала сожаление о том, что ходатайство землячества о присвоении Лешукову звания «Заслуженный художник России» было отклонено в свое время. Но в сердцах земляков и его поклонников он, безусловно, заслуженный!

Новодвинск – любимей

В заключение вечера вдова Павла Лешукова Галина Владимировна поблагодарила всех участников и организаторов выставки. Она же открыла последний секрет мастера:

– Когда мы обсуждали, не лучше ли было нам жить в Архангельске или Северодвинске, Павел Петрович всегда отвечал, что для него любимей – Новодвинск. Он очень любил наш маленький город и всегда жалел, что мало пишет городские пейзажи.

Поделиться
1155