28 апреля 2016

«Красин»: ледокол и человек

«Красин» – уникальное судно. За свою почти столетнюю историю он видел революцию и Гражданскую войну, участвовал в спасении экспедиции Умберто Нобиле и мог бы спасти челюскинцев, немало послужил науке. В новой России он стал музеем, храня память еще об одной славной странице биографии: «Красин» – единственный в мире «живой» участник полярных конвоев.

Каток с «Томаса Дональдсона»

Сегодня он уже не рассекает льды, а мирно стоит на причале 22–23-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Это самый «морской» район города. Здесь находятся два военно-морских вуза, два завода, четыре конструкторских бюро и другие организации, связанные с флотом.

Рядом с трапом, по которому школьники, туристы ежедневно поднимаются на борт музея, стоит в застекленной беседке непонятный агрегат, похожий на гаубицу.

– Есть ли у вас предположения, что это? – спрашивает научный сотрудник музея Маргарита Емелина.

– Трактор какой-то? Деталь корабля? Пушка? – гадают экскурсанты.

Когда объект подняли со дна Баренцева моря несколько лет назад, на нем бахромой висела ржавчина. Предполагали, что это минный траншеекопатель. Но при реставрации Михаил Копейкин обнаружил под сиденьем крепко запаянный пакет с документами.

– Объект подняли в ходе одной из экспедиций, организованной при поддержке санкт-петербургской региональной общественной организации «Полярный конвой», с американского судна «Томас Дональдсон», затонувшего в марте 1945 года на входе в Кольский залив. Корабль вез груз по программе ленд-лиза. По техническим документам это каток, который должен был использоваться для восстановления дорожного полотна в одном из городов СССР. В нем даже сохранились механизмы, при снабжении топливом он способен двигаться, – пояснила экскурсовод.

Общественники из «Полярного конвоя» отдали роллер музею. Они сотрудничают с ним уже более 20 лет. Кстати, в прошлом году с того же судна подняли и танк – его реставрирует также Михаил Копейкин.

Страницы полузабытой истории

Экспедиции и регулярные встречи на борту «Красина» – не единственное, чем занимается организация «Полярный конвой». Она существует с декабря 1995 года.

– В ее создании участвовали такие личности, как, например, писатель и моряк Виктор Конецкий, которого все знают как автора сценария фильма «Полосатый рейс». Главными, конечно, были и есть сами участники северных конвоев. На первых порах их насчитывалось более 200 человек, – рассказал представитель организации Юрий Колесников.

Но время не щадит ветеранов. Теперь в живых остались лишь 15 моряков, которые когда-то возили ленд-лизовские грузы на советских судах или конвоировали их от острова Медвежий до одного из трех портов назначения – Мурманска, Молотовска и Архангельска. Двоим из ветеранов скоро исполнится 98 лет.

Постепенно к «Полярному конвою» стали примыкать более молодые офицеры Северного флота и офицеры запаса. Организация проводит международные конференции, издает книги и альбомы. Ее участники занимаются патриотическим воспитанием школьников и молодежи по специально разработанной программе.

– Нам нужны люди, которые могут пропагандировать эту страницу нашей полузабытой истории, – продолжает Юрий Николаевич. – В конце войны наши отношения с американцами испортились. Сталин приказал обнародовать такую цифру: союзники поставили нам четыре процента боевой техники от общего количества техники, используемой в обороне. Конечно, это была неправда.

Но о реальных цифрах до распада СССР никто не говорил. По оценкам специалистов, если бы не помощь союзников, наша страна умывалась кровью еще бы минимум полтора года.

Не было автомобильного транспорта, современных радиолокационных станций и сонаров, других средств радиосвязи, без которых нет успеха в бою. Все это везли американские, британские и советские суда из Исландии и Шотландии.

Вахтенный штурман следит за порядком

Трудный переход

26 апреля 1942 года, совершив перед этим большое путешествие через два океана от Чукотки до Исландии, пережив несколько сильных штормов и вооружившись, ледокол «Красин» в составе конвоя PQ-15 вышел из Рейкьявика в Мурманск. В самом крупном конвое везли необходимые для победы грузы 26 судов и еще 20 кораблей их охраняли.

«Красин» шел первым в четвертой колонне. На четвертые сутки немецкие самолеты-разведчики обнаружили эскорт. Начались беспрерывные атаки. Бомбардировщики и торпедоносцы кружили над PQ-17, как стая голодных хищников. Прежде чем 5 мая караван вошел в Кольский залив, погибли пять кораблей и немало людей. «Красин» не только выстоял, но и блестяще оборонялся: артиллеристы ледокола в один из дней сбили три немецких бомбардировщика. Сейчас об этом бое наглядно рассказывает инсталляция в музее, на которой маленькая копия ледокола, прикрывая британский слабовооруженный «Монткальм», отбивает воздушные атаки в холодном пенопластовом море.

– Затем «Красин» из Мурманска переходит в Молотовск, где получает дополнительное вооружение и становится самым вооруженным ледоколом. Не меняя команды, он непрерывно продолжает работать в конвоях до октября 1943 года. Потом его направляют во Владивосток на ремонт, а дальше – снова на внутренние советские арктические конвои. Наш ледокол настоящий труженик, – говорит Маргарита Емелина, показывая внутреннее убранство столетнего судна.

arh16 16 21 b3d1b

Часть внутренней экспозиции музея

В этих каютах жили, по этим палубам ходили моряки, которые, преодолевая страх за свою жизнь, посвятили себя защите Родины. Высокие слова на «Красине» не кажутся глупыми и неуместными. К такому кораблю испытываешь уважение, как к большому Человеку. Сегодня это уже убеленный сединами старец, повидавший многое на своем веку и передающий свои знания новым и новым поколениям.

arh16 16 20 6ac4d

Часть инсталляции боя в ходе конвоя PQ-17

Анонс
По инициативе правительства Архангельской области 31 августа, в день празднования 75-летия прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш», в столице Поморья и по всей России пройдет масштабная акция приветствия ледоколу и человеку «Красину», а также всем тем судам – участникам конвоев и их экипажам, которых не вернуло море. Приветственный звуковой сигнал судовым свистком дадут корабли и суда различных классов, находящиеся на разных флотах.

Цифры и факты

Первый порт приписки – Архангельск

Избранная биография ледокола «Красин»

1916–1917 годы – строительство ледокола в Ньюкасле (Англия) по заказу российского правительства. Первоначально ледоколу дают былинное имя «Святогор».

Июль 1917 года – ледокол прибывает в первый порт приписки Архангельск, чтобы обеспечивать зимнее плавание судов.

1918 год – корабли англичан-интервентов подходят к Архангельску. Чтобы преградить им путь и не дать войти в город, принято решение затопить «Святогор» и ледокольный пароход «Соловей Будимирович» в устье Северной Двины. Однако потопление проходит неудачно, «Святогора» садят на мель. Англичане поднимают корабль.

В годы Гражданской войны и интервенции ледокол без всяких документов отдают англичанам. Уходя из Архангельска, новые хозяева забирают его с собой.

1920 год – первая спасательная экспедиция в Арктике. Советское правительство арендует «Святогор» для спасения экипажа терпящего бедствие в Карском море «Соловея Будимировича». Экспедиция проходит успешно.

Август 1921 года – после переговоров с британским правительством, которыми руководил полпред России Леонид Красин, ледокол возвращается на Родину. Новый порт приписки – Ленинград.

arh16 16 40 468f7

До 1927 года ледокол назывался «Святогор»

В 1927 году после смерти советского дипломата и государственного деятеля Леонида Красина его имя присваивается ледоколу.

1928 год – спасение арктической экспедиции Умберто Нобиле, пережившей катастрофу гибели дирижабля «Италия», принесшее ледоколу международную известность. Помимо триумфа спасения экипажа «Италии» «Красин» ставит рекорд свободного плавания в арктических широтах. Впервые выполнены обширные исследования по изучению гидрометеорологического режима и состояния ледовых условий плавания.

1920 – начало 1930-х годов – активное использование ледокола в научных целях во время проводки в Арктике грузовых торговых караванов.

1934 год – «Красин» устремляется на спасение затертого во льдах «Челюскина», всего за семь недель преодолевая путь через два океана в 13 тысяч миль. Однако не успевает помочь челюскинцам – их спасают советские летчики. «Красин» же становится флагманом ледокольного флота в восточном секторе Арктики, поменяв порт приписки на Владивосток.

1935 год – весь экипаж «Красина» становится молодежным. Для службы отобраны 64 лучших комсомольца с Черного, Балтийского и Белого морей.

1935–1940-е годы – ледокол участвует в экспедициях по вызволению из льдов Арктики военных судов и грузовых караванов. Продолжается научная деятельность на его борту.

1941–1945 годы – подготовка и участие в арктических конвоях Второй мировой войны. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении ответственных заданий в военные годы, более 300 красинцев получили правительственные награды.

1972 год – ветерана ледокольного флота «Красина» передают в Министерство геологии РСФСР. Проходит его модернизация для обеспечения геологоразведочных работ в северных районах страны.

1974–1982 годы – научно-исследовательское судно «Леонид Красин» (было переименовано после ввода в строй нового ледокола «Красин») работает в Баренцевом и Гренландском морях, на острове Шпицберген.

1989 год – передача ледокола на баланс Международного фонда истории и науки.

1998 год – последнее плавание ледокола.

2004 год – ледокол «Красин» становится музеем, являясь филиалом Музея Мирового океана.

«Красин»: ледокол и человек

Каток с «Томаса Дональдсона»

Сегодня он уже не рассекает льды, а мирно стоит на причале 22–23-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Это самый «морской» район города. Здесь находятся два военно-морских вуза, два завода, четыре конструкторских бюро и другие организации, связанные с флотом.

Рядом с трапом, по которому школьники, туристы ежедневно поднимаются на борт музея, стоит в застекленной беседке непонятный агрегат, похожий на гаубицу.

– Есть ли у вас предположения, что это? – спрашивает научный сотрудник музея Маргарита Емелина.

– Трактор какой-то? Деталь корабля? Пушка? – гадают экскурсанты.

Когда объект подняли со дна Баренцева моря несколько лет назад, на нем бахромой висела ржавчина. Предполагали, что это минный траншеекопатель. Но при реставрации Михаил Копейкин обнаружил под сиденьем крепко запаянный пакет с документами.

– Объект подняли в ходе одной из экспедиций, организованной при поддержке санкт-петербургской региональной общественной организации «Полярный конвой», с американского судна «Томас Дональдсон», затонувшего в марте 1945 года на входе в Кольский залив. Корабль вез груз по программе ленд-лиза. По техническим документам это каток, который должен был использоваться для восстановления дорожного полотна в одном из городов СССР. В нем даже сохранились механизмы, при снабжении топливом он способен двигаться, – пояснила экскурсовод.

Общественники из «Полярного конвоя» отдали роллер музею. Они сотрудничают с ним уже более 20 лет. Кстати, в прошлом году с того же судна подняли и танк – его реставрирует также Михаил Копейкин.

Страницы полузабытой истории

Экспедиции и регулярные встречи на борту «Красина» – не единственное, чем занимается организация «Полярный конвой». Она существует с декабря 1995 года.

– В ее создании участвовали такие личности, как, например, писатель и моряк Виктор Конецкий, которого все знают как автора сценария фильма «Полосатый рейс». Главными, конечно, были и есть сами участники северных конвоев. На первых порах их насчитывалось более 200 человек, – рассказал представитель организации Юрий Колесников.

Но время не щадит ветеранов. Теперь в живых остались лишь 15 моряков, которые когда-то возили ленд-лизовские грузы на советских судах или конвоировали их от острова Медвежий до одного из трех портов назначения – Мурманска, Молотовска и Архангельска. Двоим из ветеранов скоро исполнится 98 лет.

Постепенно к «Полярному конвою» стали примыкать более молодые офицеры Северного флота и офицеры запаса. Организация проводит международные конференции, издает книги и альбомы. Ее участники занимаются патриотическим воспитанием школьников и молодежи по специально разработанной программе.

– Нам нужны люди, которые могут пропагандировать эту страницу нашей полузабытой истории, – продолжает Юрий Николаевич. – В конце войны наши отношения с американцами испортились. Сталин приказал обнародовать такую цифру: союзники поставили нам четыре процента боевой техники от общего количества техники, используемой в обороне. Конечно, это была неправда.

Но о реальных цифрах до распада СССР никто не говорил. По оценкам специалистов, если бы не помощь союзников, наша страна умывалась кровью еще бы минимум полтора года.

Не было автомобильного транспорта, современных радиолокационных станций и сонаров, других средств радиосвязи, без которых нет успеха в бою. Все это везли американские, британские и советские суда из Исландии и Шотландии.

Вахтенный штурман следит за порядком

Трудный переход

26 апреля 1942 года, совершив перед этим большое путешествие через два океана от Чукотки до Исландии, пережив несколько сильных штормов и вооружившись, ледокол «Красин» в составе конвоя PQ-15 вышел из Рейкьявика в Мурманск. В самом крупном конвое везли необходимые для победы грузы 26 судов и еще 20 кораблей их охраняли.

«Красин» шел первым в четвертой колонне. На четвертые сутки немецкие самолеты-разведчики обнаружили эскорт. Начались беспрерывные атаки. Бомбардировщики и торпедоносцы кружили над PQ-17, как стая голодных хищников. Прежде чем 5 мая караван вошел в Кольский залив, погибли пять кораблей и немало людей. «Красин» не только выстоял, но и блестяще оборонялся: артиллеристы ледокола в один из дней сбили три немецких бомбардировщика. Сейчас об этом бое наглядно рассказывает инсталляция в музее, на которой маленькая копия ледокола, прикрывая британский слабовооруженный «Монткальм», отбивает воздушные атаки в холодном пенопластовом море.

– Затем «Красин» из Мурманска переходит в Молотовск, где получает дополнительное вооружение и становится самым вооруженным ледоколом. Не меняя команды, он непрерывно продолжает работать в конвоях до октября 1943 года. Потом его направляют во Владивосток на ремонт, а дальше – снова на внутренние советские арктические конвои. Наш ледокол настоящий труженик, – говорит Маргарита Емелина, показывая внутреннее убранство столетнего судна.

arh16 16 21 b3d1b

Часть внутренней экспозиции музея

В этих каютах жили, по этим палубам ходили моряки, которые, преодолевая страх за свою жизнь, посвятили себя защите Родины. Высокие слова на «Красине» не кажутся глупыми и неуместными. К такому кораблю испытываешь уважение, как к большому Человеку. Сегодня это уже убеленный сединами старец, повидавший многое на своем веку и передающий свои знания новым и новым поколениям.

arh16 16 20 6ac4d

Часть инсталляции боя в ходе конвоя PQ-17

Анонс
По инициативе правительства Архангельской области 31 августа, в день празднования 75-летия прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш», в столице Поморья и по всей России пройдет масштабная акция приветствия ледоколу и человеку «Красину», а также всем тем судам – участникам конвоев и их экипажам, которых не вернуло море. Приветственный звуковой сигнал судовым свистком дадут корабли и суда различных классов, находящиеся на разных флотах.

Цифры и факты

Первый порт приписки – Архангельск

Избранная биография ледокола «Красин»

1916–1917 годы – строительство ледокола в Ньюкасле (Англия) по заказу российского правительства. Первоначально ледоколу дают былинное имя «Святогор».

Июль 1917 года – ледокол прибывает в первый порт приписки Архангельск, чтобы обеспечивать зимнее плавание судов.

1918 год – корабли англичан-интервентов подходят к Архангельску. Чтобы преградить им путь и не дать войти в город, принято решение затопить «Святогор» и ледокольный пароход «Соловей Будимирович» в устье Северной Двины. Однако потопление проходит неудачно, «Святогора» садят на мель. Англичане поднимают корабль.

В годы Гражданской войны и интервенции ледокол без всяких документов отдают англичанам. Уходя из Архангельска, новые хозяева забирают его с собой.

1920 год – первая спасательная экспедиция в Арктике. Советское правительство арендует «Святогор» для спасения экипажа терпящего бедствие в Карском море «Соловея Будимировича». Экспедиция проходит успешно.

Август 1921 года – после переговоров с британским правительством, которыми руководил полпред России Леонид Красин, ледокол возвращается на Родину. Новый порт приписки – Ленинград.

arh16 16 40 468f7

До 1927 года ледокол назывался «Святогор»

В 1927 году после смерти советского дипломата и государственного деятеля Леонида Красина его имя присваивается ледоколу.

1928 год – спасение арктической экспедиции Умберто Нобиле, пережившей катастрофу гибели дирижабля «Италия», принесшее ледоколу международную известность. Помимо триумфа спасения экипажа «Италии» «Красин» ставит рекорд свободного плавания в арктических широтах. Впервые выполнены обширные исследования по изучению гидрометеорологического режима и состояния ледовых условий плавания.

1920 – начало 1930-х годов – активное использование ледокола в научных целях во время проводки в Арктике грузовых торговых караванов.

1934 год – «Красин» устремляется на спасение затертого во льдах «Челюскина», всего за семь недель преодолевая путь через два океана в 13 тысяч миль. Однако не успевает помочь челюскинцам – их спасают советские летчики. «Красин» же становится флагманом ледокольного флота в восточном секторе Арктики, поменяв порт приписки на Владивосток.

1935 год – весь экипаж «Красина» становится молодежным. Для службы отобраны 64 лучших комсомольца с Черного, Балтийского и Белого морей.

1935–1940-е годы – ледокол участвует в экспедициях по вызволению из льдов Арктики военных судов и грузовых караванов. Продолжается научная деятельность на его борту.

1941–1945 годы – подготовка и участие в арктических конвоях Второй мировой войны. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении ответственных заданий в военные годы, более 300 красинцев получили правительственные награды.

1972 год – ветерана ледокольного флота «Красина» передают в Министерство геологии РСФСР. Проходит его модернизация для обеспечения геологоразведочных работ в северных районах страны.

1974–1982 годы – научно-исследовательское судно «Леонид Красин» (было переименовано после ввода в строй нового ледокола «Красин») работает в Баренцевом и Гренландском морях, на острове Шпицберген.

1989 год – передача ледокола на баланс Международного фонда истории и науки.

1998 год – последнее плавание ледокола.

2004 год – ледокол «Красин» становится музеем, являясь филиалом Музея Мирового океана.

Поделиться
14164