23 июня 2016

Храни меня…

В конце апреля в Архангельске распространилась информация о том, что в результате подтопления повреждены  иконы из коллекции древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

– В Интернете стали появляться сообщения о нанесении невосполнимого ущерба, потери редких памятников иконописи, – говорит Зоя Кулешова, исполнявшая тогда обязанности директора, – а музей и чиновники бездействуют, более того, скрывают от общественности размеры бедствия. Потому мы решили разъяснить ситуацию.

Вода наделала вреда

Итак, что же случилось? 25 апреля, когда в Северной Двине во время весеннего паводка критически повысился уровень воды, в одном из музейных хранилищ произошло подтопление коллекции иконописи.

– Там хранились в основном иконы, вывезенные нашими экспедициями в 60–70-е годы прошлого века из ныне уже не существующих церквей и часовен. Как правило, они вывозились в тяжелом состоянии: черные сырые доски, нередко с разрушенным красочным слоем, зачастую с плесенью. За прошедшие годы все они прошли через руки реставраторов, были законсервированы в ожидании в будущем полной реставрации, – объясняет главный хранитель Людмила Кислуха. – Намокли края 276 икон, расположенных на нижних стеллажах.

– Все наши оперативные мероприятия согласовывались в онлайн-режиме с ведущими реставраторами Всероссийского научно-реставрационного центра имени Грабаря, – продолжает Зоя Кулешова. – Музей следовал их рекомендациям – необходимо было подсушить предметы на месте, чтобы резкая смена климата не усугубила состояние памятников. Установили осушители, одновременно проводилась антисептическая обработка. Переживаний было много, работали без выходных, а в первую неделю – круглые сутки. Сотрудники музея прекрасно понимали важность оказания своевременной помощи пострадавшим вещам.

Коллекция отдела древнерусского искусства включает около 5 тысяч произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIV–XVIII веков, большую часть – иконы, так называемые «северные письма».

Все правильно сделали

Зоя Дмитриевна отметила, что сразу свою помощь предложили коллеги – руководители музея «Малые Корелы», Архангельского филиала ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря, областной библиотеки, Дома народного творчества, Северного хора…

Но иконы смогли разместить на собственных площадях, хотя пришлось занять часть экспозиционных залов. В начале июня приехали реставраторы из Всероссийского реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. По их оценке, все наши действия в тех условиях были своевременными и правильными.

– Сейчас иконы находятся в соответствующих хранению климатических условиях, – говорит Людмила Кислуха, – но должны еще два-три месяца подсыхать, затем на них вновь будут проведены противоаварийные реставрационные работы.

Иконы должны еще два-три месяца подсыхать.

Остается ждать

Как выяснилось, с 2009 года, когда в связи с масштабной реконструкцией фондам музея пришлось выехать из Гостиного двора, коллекции размещаются в различных временных хранилищах. Давно уже идет разговор о строительстве специально оборудованного фондохранилища в исторической части города – в районе усадьбы Шингаревых-Плотниковых. Этот вопрос обсуждался с министром культуры Владимиром Мединским, приезжавшим в Архангельск. Проект, по словам музейщиков, практически готов, но в связи с изменениями в 73-м Федеральном законе «Об объектах культурного наследия» необходим еще и проект историко-культурной экспертизы. Остается ждать и надеяться, что новое современное хранилище защитит наше достояние от неожиданных катаклизмов.

Комментарий

Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области:

– С первого дня происшествия была создана рабочая комиссия, определен алгоритм действий по устранению последствий подтопления. Оперативно сработали сотрудники музея. А в начале июня из Всероссийского научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря приехали заведующая отделом реставрации темперной живописи, художник-реставратор высшей категории Галина Цируль и художник-реставратор высшей категории Лариса Миронова, которые подтвердили правильность их действий.

Перспектива строительства фондохранилища для музейного объединения остается актуальной. Работы по подготовке строительства здания ведутся в плановом режиме. Заключен договор с ООО «СоюзПроф» (Санкт-Петербург) на разработку проектно-сметной документации. В настоящее время устраняются замечания по проекту, выданные ГАУ Архангельской области «Управление государственной экспертизы».

Храни меня…

– В Интернете стали появляться сообщения о нанесении невосполнимого ущерба, потери редких памятников иконописи, – говорит Зоя Кулешова, исполнявшая тогда обязанности директора, – а музей и чиновники бездействуют, более того, скрывают от общественности размеры бедствия. Потому мы решили разъяснить ситуацию.

Вода наделала вреда

Итак, что же случилось? 25 апреля, когда в Северной Двине во время весеннего паводка критически повысился уровень воды, в одном из музейных хранилищ произошло подтопление коллекции иконописи.

– Там хранились в основном иконы, вывезенные нашими экспедициями в 60–70-е годы прошлого века из ныне уже не существующих церквей и часовен. Как правило, они вывозились в тяжелом состоянии: черные сырые доски, нередко с разрушенным красочным слоем, зачастую с плесенью. За прошедшие годы все они прошли через руки реставраторов, были законсервированы в ожидании в будущем полной реставрации, – объясняет главный хранитель Людмила Кислуха. – Намокли края 276 икон, расположенных на нижних стеллажах.

– Все наши оперативные мероприятия согласовывались в онлайн-режиме с ведущими реставраторами Всероссийского научно-реставрационного центра имени Грабаря, – продолжает Зоя Кулешова. – Музей следовал их рекомендациям – необходимо было подсушить предметы на месте, чтобы резкая смена климата не усугубила состояние памятников. Установили осушители, одновременно проводилась антисептическая обработка. Переживаний было много, работали без выходных, а в первую неделю – круглые сутки. Сотрудники музея прекрасно понимали важность оказания своевременной помощи пострадавшим вещам.

Коллекция отдела древнерусского искусства включает около 5 тысяч произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIV–XVIII веков, большую часть – иконы, так называемые «северные письма».

Все правильно сделали

Зоя Дмитриевна отметила, что сразу свою помощь предложили коллеги – руководители музея «Малые Корелы», Архангельского филиала ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря, областной библиотеки, Дома народного творчества, Северного хора…

Но иконы смогли разместить на собственных площадях, хотя пришлось занять часть экспозиционных залов. В начале июня приехали реставраторы из Всероссийского реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. По их оценке, все наши действия в тех условиях были своевременными и правильными.

– Сейчас иконы находятся в соответствующих хранению климатических условиях, – говорит Людмила Кислуха, – но должны еще два-три месяца подсыхать, затем на них вновь будут проведены противоаварийные реставрационные работы.

Иконы должны еще два-три месяца подсыхать.

Остается ждать

Как выяснилось, с 2009 года, когда в связи с масштабной реконструкцией фондам музея пришлось выехать из Гостиного двора, коллекции размещаются в различных временных хранилищах. Давно уже идет разговор о строительстве специально оборудованного фондохранилища в исторической части города – в районе усадьбы Шингаревых-Плотниковых. Этот вопрос обсуждался с министром культуры Владимиром Мединским, приезжавшим в Архангельск. Проект, по словам музейщиков, практически готов, но в связи с изменениями в 73-м Федеральном законе «Об объектах культурного наследия» необходим еще и проект историко-культурной экспертизы. Остается ждать и надеяться, что новое современное хранилище защитит наше достояние от неожиданных катаклизмов.

Комментарий

Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области:

– С первого дня происшествия была создана рабочая комиссия, определен алгоритм действий по устранению последствий подтопления. Оперативно сработали сотрудники музея. А в начале июня из Всероссийского научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря приехали заведующая отделом реставрации темперной живописи, художник-реставратор высшей категории Галина Цируль и художник-реставратор высшей категории Лариса Миронова, которые подтвердили правильность их действий.

Перспектива строительства фондохранилища для музейного объединения остается актуальной. Работы по подготовке строительства здания ведутся в плановом режиме. Заключен договор с ООО «СоюзПроф» (Санкт-Петербург) на разработку проектно-сметной документации. В настоящее время устраняются замечания по проекту, выданные ГАУ Архангельской области «Управление государственной экспертизы».

Поделиться
15153