Календарик вместо кредитки

Еще два способа телефонного мошенничества, о которых рассказали наши читатели.

Заманчивое предложение

В июне этого года 32-летний житель Приморского района решил взять кредит на покупку моторной лодки. Живет мужчина в поселке, до ближайшего банка часа два езды. Чтобы не тратить время и деньги на дорогу, отправил заявку по Интернету. Вскоре пришел отказ – официальная зарплата мала. Зато через пару дней Андрею позвонили из другого банка: «На ваше имя выпущена кредитная карта, лимит – 800 тысяч рублей».

– Но я ведь к вам даже не обращался, – резонно заметил мужчина.

– Так это мы в честь расширения нашей сети подарок делаем, – ответили на том конце провода. – Вы можете сейчас просто получить карту, а воспользоваться ею тогда, когда она будет необходима. Платы за обслуживание не берем.

– И что, даже справок о зарплате не надо? – удивился сельчанин.

– Сумма кредита уже на сто процентов одобрена, – заверил оператор.

Немного посомневавшись, Андрей согласился, что предложение действительно выгодное. Даже порадовался, что так удачно все складывается: процент по кредитке меньше, чем в том банке, куда он уже обращался, пришлют ее на почту и, кроме паспорта, никакие документы не нужны.

К тому моменту, когда «пластик» прибыл в почтовое отделение поселка, рыбак уже вовсю готовился ехать в город выбирать лодку.

На почте Андрею выдали плотный белый конверт, сквозь который отлично прощупывался твердый прямоугольник, и попросили заплатить 2995 рублей. Как за ценное письмо. К такому повороту мужчина был не готов, но, предвкушая желанную покупку, открыл кошелек.

Каково же было его недоумение, когда дома, распечатав полученный конверт, он нашел в нем не пластиковую карту с лимитом в 800 тысяч рублей, а… пластиковый календарик. Еще анкету и несколько рекламных брошюр.

Бросившись «пробивать» указанный на конверте адрес через Интернет, Андрей узнал, что на подобную удочку уже попадались многие россияне. Сайт воронежской прокуратуры, например, пестрит сообщениями: «У меня та же самая история с календарем! Помогите вернуть деньги!», «Заняла три тысячи, чтобы выкупить конверт, а там одни бумаги! Накажите аферистов!».

В полиции говорят, мошенничество это неновое, аналогичные случаи были зафиксированы в Архангельской области еще в 2013 году.

Как не попасться:

Если присылают кредитную карту в конверте (по умолчанию или по просьбе), то на нем должен стоять юридический адрес компании, а не просто номер абонентского ящика.

И если вам действительно одобрен кредит от крупного банка, платить за получение «пластика» вы не должны. Его отправляют бесплатно заказным письмом или с курьером.

Зазвоню вас всех

Свидетелем другого мошенничества стала я сама.

Как-то в июле пришла к своему парикмахеру стричься. Только села в кресло – ей звонок на телефон. Марина сбросила. Через минуту – опять звонок. Потом третий, четвертый.

– Да возьми уже трубку, я подожду, – говорю приятельнице.

– Так там молчат! – возмущается она. – Уже неделю звонят и молчат. Каждый день, часов с десяти до одиннадцати. Без перерыва. Я уже не знаю, что делать!

Не брать телефон Марина не может – по номеру не поймешь, хулиган или очередной клиент звонит. Но и работать под постоянную трель смартфона не получается. И человек в кресле недоволен, и мастеру неудобно.

– Придется менять номер, – горюет Марина. – А ведь я с ним уже почти семь лет.

В сотовой компании, куда мы с приятельницей отправились посоветоваться, что делать, пожали плечами: «Вы не первые с этой проблемой обращаетесь. С мая люди идут. Если на один и тот же номер будет много жалоб, мы можем его заблокировать, но ведь вам звонят с разных номеров».

– Что им надо? – гадала Марина. – Может, коллекторы? Так у меня кредитов нет. Телефонные мошенники? Так деньги при снятии трубки не списывают. Может, подростки балуются? Так уж надоело бы…

А потом Марине прислали смс: «Мы можем помочь прекратить спам-атаку на ваш номер».

– Перезвонила, а там какой-то человек, представившись телефонным мастером, попросил десять тысяч рублей за то, чтобы меня больше не беспокоили, – рассказывает парикмахер.

Как оказалось, подобные смс пришли еще нескольким десяткам архангелогородцев. За прекращение звонков просили от 7 до 15 тысяч рублей. И люди были выбраны неслучайно: почти все они имели интернет-магазин или рекламировали свои услуги через социальные сети, как моя знакомая. Оттуда, видимо, мошенники и брали номера телефонов. Расчет прост: владелец предпочтет откупиться, чем терять контакт, на который «завязаны» деловые партнеры и клиенты.

Через пару дней после первого смс Марине позвонили: «Согласны на половину». Но женщина отмахнулась: «Принципиально ничего платить не стану, лучше номер сменю». После этого назойливые звонки прекратились. Но нашлись среди горожан и те, кто предпочел заплатить за собственное спокойствие.

Что делать в такой ситуации:

Если возможно, на время отключить данный номер или сменить сим-карту. Программы для телефонных спам-атак недешевы, и мошенникам выгоднее переключиться на другого человека, чем неделями зазванивать несговорчивого абонента.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 7 сентября 2016 г.