8 декабря 2014

Испытание сочинением

Вчера 1830 будущих выпускников городских школ писали сочинения и изложения, которые послужат допуском или недопуском к ЕГЭ. Наш корреспондент побывала в одной из архангельских школ и поговорила с испытуемыми.

Встали в пять утра

В кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной работе стоит монитор. На экране, поделенном на несколько квадратов, – кабинеты, в которых занимаются школьники. На двух верхних справа за партами сидят одиннадцатиклассники. Кто-то уже потягивается, осознавая, что работа почти закончена. Кто-то, наоборот, напряженно буравит взглядом черновик. На столах – паспорт, бланки, черная гелевая ручка. В качестве подмоги – орфографический словарь, выданный перед началом испытания.

– Они сегодня встали в пять утра, судя по «контакту». Переживали очень, друг с другом переписывались. И, наверное, ждали, когда появятся темы для Дальнего Востока, – говорит Оксана Владимировна.

О том, что вводится сочинение как допуск к ЕГЭ, учителя узнали в прошлом учебном году. Но приблизительные темы появились лишь в октябре. Тем не менее за два месяца учителям удалось «поднатаскать» подопечных. К тому же в школах провели пробный зачет, чтобы за две-три недели до испытания знать, что стоит проработать тщательнее.

– Повторяли орфографию, пунктуацию. Делали акцент на речевые ошибки, особенности построения предложений. В самом начале года было собрание с родителями. Они пожелали, чтобы литературе уделялось больше внимания. Поэтому мы использовали элективные курсы как дополнительное время. Помогли детям вспомнить базисные произведения русской литературы от конца XVIII до конца XX века. Разбирали не только содержание, но и идейное направление, тематику, – рассказала учитель русского языка и литературы Татьяна Харламова.

Литературе нужны часы

По всей России темы выдержаны в одном русле, но для разных регионов – разные вариации. Одна из тем посвящена 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Уральские школьники на материале его произведений размышляли о том, как противостоять ударам судьбы. Нашим же выпало обосновать, чем творчество поэта и прозаика может быть интересно современному читателю.

Остальные темы: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс», «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» и «Что важнее: любить или быть любимым?». Задача ученика – описать личный опыт, аргументировав его примерами из произведений классиков. У многих выбор пал именно на Лермонтова. Ведь подготовиться легче – прочитай «Героя нашего времени», и хватит. Критерии оценки таковы, что можно обойтись примером хотя бы из одного текста.

– Взаимодействие природы и человека, пожалуй, самый сложный вопрос.

И о любви писать непросто, даже взрослым. Тем более что в таком возрасте еще не все знакомы с этим чувством, – комментирует список эксперт Инна Голенищева.

Сочинения выпускников проверяют не родные учителя, а эксперты по строго определенным критериям.
– Шкала оценки благоприятна даже для тех, кому литература нелегко дается. Если понял тему и смог привлечь материал, то зачет будет поставлен. А дальше, если выполнил другие критерии (композиция и логика рассуждений, грамотная и образная речь), то за эту работу при поступлении в вуз по желанию школьника могут начислить до 10 баллов, – пояснила систему Татьяна Харламова.

А вообще учителя не столько сильно сетовали на то, что сочинение ввели внезапно, сколько на то, что им не хватает часов в учебной программе.

– Научить ребенка рассуждать и мыслить за два-три часа уроков литературы в неделю очень сложно. Сейчас мы прошлись галопом по Европам. Но надо же дать ребятам прочувствовать произведения. Потому что опора на тексты все равно слабая, – отметила Инна Голенищева.


Из первых уст

«Печорин не может быть героем любого времени»

Влад Куроптев:

– Когда узнал, что будем писать сочинение, удивился и расстроился. Ведь за столь короткое время сложно подготовиться. Тем более что я не гуманитарий. Занимался в школе и дополнительно брал уроки у репетитора. Мне показалась легче остальных тема по Лермонтову. Целенаправленно к ней готовился.

Написал о том, что роман «Герой нашего времени» актуален. Охарактеризовал Печорина как отрицательного персонажа. Он самовлюбленный эгоист и корыстный человек. Из-за этого он не может быть героем любого времени, не только нашего. Смысл писать сочинения есть, но нужно как-то пораньше об этом предупреждать. Литература учит нравственным ценностям и помогает правильно говорить. Это важно для любого человека.

Анна Попова:

– Несложно было написать, если ты готовился, читал тексты и слушал учителя на уроках. Я выбрала тему «Что важнее: любить или быть любимым?». По моим рассуждениям сделала вывод о том, что лучше любить. Опиралась на «Гранатовый браслет» Куприна.
Конечно, у Желткова печальная судьба. Но моменты, которые он пережил, окрыляли его. Он был готов отдать Вере все! Можно даже привести в пример не героев произведений, а жизнь поэтов. Взять того же Блока. Он был влюблен в дочь Менделеева и посвятил целый цикл Прекрасной Даме.

Кирилл Бажан:

 – В прошлом году нам сказали, что будет сочинение. Я начал потихоньку готовиться. Говорили, что будет что-то о Первой мировой войне, поэтому стал читать произведения по теме. Сегодня написал, что многие люди думают о войне как о стрельбе и забывают, что это еще смерть близких, любимых. А те, кто участвовали в войне, жили в ней, они знают, что с ума можно сойти, потерять семью, всех. В «Судьбе человека» Шолохова это хорошо описано. Еще привел в пример повесть Воробьева «Убиты под Москвой». Реалистичное, правдивое произведение. Автора за него осуждали. Но он участвовал в войне и писал то, что видел и пережил обычный русский солдат.

Мария Титова:

– Я выбрала тему о любви, потому что она ближе для девочек. В пример привела произведение Пушкина «Евгений Онегин». Опиралась на героиню Татьяну, которая всю жизнь любила Онегина, хотя и не осталась с ним. Любить и идти по жизни с человеком – иногда разные вещи.

Я интересуюсь и современной зарубежной литературой, могла бы еще привести примеры. Например, роман «Если я останусь». Получилось бы не хуже, чем с «Евгением Онегиным». Но нам рекомендовали обращаться именно к произведениям русской классической литературы.

Встали в пять утра

В кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной работе стоит монитор. На экране, поделенном на несколько квадратов, – кабинеты, в которых занимаются школьники. На двух верхних справа за партами сидят одиннадцатиклассники. Кто-то уже потягивается, осознавая, что работа почти закончена. Кто-то, наоборот, напряженно буравит взглядом черновик. На столах – паспорт, бланки, черная гелевая ручка. В качестве подмоги – орфографический словарь, выданный перед началом испытания.

– Они сегодня встали в пять утра, судя по «контакту». Переживали очень, друг с другом переписывались. И, наверное, ждали, когда появятся темы для Дальнего Востока, – говорит Оксана Владимировна.

О том, что вводится сочинение как допуск к ЕГЭ, учителя узнали в прошлом учебном году. Но приблизительные темы появились лишь в октябре. Тем не менее за два месяца учителям удалось «поднатаскать» подопечных. К тому же в школах провели пробный зачет, чтобы за две-три недели до испытания знать, что стоит проработать тщательнее.

– Повторяли орфографию, пунктуацию. Делали акцент на речевые ошибки, особенности построения предложений. В самом начале года было собрание с родителями. Они пожелали, чтобы литературе уделялось больше внимания. Поэтому мы использовали элективные курсы как дополнительное время. Помогли детям вспомнить базисные произведения русской литературы от конца XVIII до конца XX века. Разбирали не только содержание, но и идейное направление, тематику, – рассказала учитель русского языка и литературы Татьяна Харламова.

Литературе нужны часы

По всей России темы выдержаны в одном русле, но для разных регионов – разные вариации. Одна из тем посвящена 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Уральские школьники на материале его произведений размышляли о том, как противостоять ударам судьбы. Нашим же выпало обосновать, чем творчество поэта и прозаика может быть интересно современному читателю.

Остальные темы: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс», «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» и «Что важнее: любить или быть любимым?». Задача ученика – описать личный опыт, аргументировав его примерами из произведений классиков. У многих выбор пал именно на Лермонтова. Ведь подготовиться легче – прочитай «Героя нашего времени», и хватит. Критерии оценки таковы, что можно обойтись примером хотя бы из одного текста.

– Взаимодействие природы и человека, пожалуй, самый сложный вопрос.

И о любви писать непросто, даже взрослым. Тем более что в таком возрасте еще не все знакомы с этим чувством, – комментирует список эксперт Инна Голенищева.

Сочинения выпускников проверяют не родные учителя, а эксперты по строго определенным критериям.
– Шкала оценки благоприятна даже для тех, кому литература нелегко дается. Если понял тему и смог привлечь материал, то зачет будет поставлен. А дальше, если выполнил другие критерии (композиция и логика рассуждений, грамотная и образная речь), то за эту работу при поступлении в вуз по желанию школьника могут начислить до 10 баллов, – пояснила систему Татьяна Харламова.

А вообще учителя не столько сильно сетовали на то, что сочинение ввели внезапно, сколько на то, что им не хватает часов в учебной программе.

– Научить ребенка рассуждать и мыслить за два-три часа уроков литературы в неделю очень сложно. Сейчас мы прошлись галопом по Европам. Но надо же дать ребятам прочувствовать произведения. Потому что опора на тексты все равно слабая, – отметила Инна Голенищева.


Из первых уст

«Печорин не может быть героем любого времени»

Влад Куроптев:

– Когда узнал, что будем писать сочинение, удивился и расстроился. Ведь за столь короткое время сложно подготовиться. Тем более что я не гуманитарий. Занимался в школе и дополнительно брал уроки у репетитора. Мне показалась легче остальных тема по Лермонтову. Целенаправленно к ней готовился.

Написал о том, что роман «Герой нашего времени» актуален. Охарактеризовал Печорина как отрицательного персонажа. Он самовлюбленный эгоист и корыстный человек. Из-за этого он не может быть героем любого времени, не только нашего. Смысл писать сочинения есть, но нужно как-то пораньше об этом предупреждать. Литература учит нравственным ценностям и помогает правильно говорить. Это важно для любого человека.

Анна Попова:

– Несложно было написать, если ты готовился, читал тексты и слушал учителя на уроках. Я выбрала тему «Что важнее: любить или быть любимым?». По моим рассуждениям сделала вывод о том, что лучше любить. Опиралась на «Гранатовый браслет» Куприна.
Конечно, у Желткова печальная судьба. Но моменты, которые он пережил, окрыляли его. Он был готов отдать Вере все! Можно даже привести в пример не героев произведений, а жизнь поэтов. Взять того же Блока. Он был влюблен в дочь Менделеева и посвятил целый цикл Прекрасной Даме.

Кирилл Бажан:

 – В прошлом году нам сказали, что будет сочинение. Я начал потихоньку готовиться. Говорили, что будет что-то о Первой мировой войне, поэтому стал читать произведения по теме. Сегодня написал, что многие люди думают о войне как о стрельбе и забывают, что это еще смерть близких, любимых. А те, кто участвовали в войне, жили в ней, они знают, что с ума можно сойти, потерять семью, всех. В «Судьбе человека» Шолохова это хорошо описано. Еще привел в пример повесть Воробьева «Убиты под Москвой». Реалистичное, правдивое произведение. Автора за него осуждали. Но он участвовал в войне и писал то, что видел и пережил обычный русский солдат.

Мария Титова:

– Я выбрала тему о любви, потому что она ближе для девочек. В пример привела произведение Пушкина «Евгений Онегин». Опиралась на героиню Татьяну, которая всю жизнь любила Онегина, хотя и не осталась с ним. Любить и идти по жизни с человеком – иногда разные вещи.

Я интересуюсь и современной зарубежной литературой, могла бы еще привести примеры. Например, роман «Если я останусь». Получилось бы не хуже, чем с «Евгением Онегиным». Но нам рекомендовали обращаться именно к произведениям русской классической литературы.

Поделиться
6364