10 июня 2021

Искусство утопии: в Архангельске появится уличная скульптура, посвященная истории типографии

Краснодарская арт-группировка «ЗИП» создаст в Архангельске интерактивную инсталляцию, посвященную истории первой архангельской типографии «Правда Севера». Весь июнь художники Василий Субботин, Евгений Римкевич и Степан Субботин будут работать над инсталляцией, которую презентуют на книжном фестивале «Белый июнь». Мероприятие реализуется при поддержке министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области и областного Дома молодежи.

Искусство утопии: в Архангельске появится уличная скульптура, посвященная истории типографии

Название творческого коллектива – это аббревиатура Краснодарского завода измерительных приборов (ЗИП), где до 2015 года находилась мастерская художников.

В Архангельск художники приехали по приглашению Центра современного искусства ARKA и типографии «Правда Севера». Первый день они посвятили знакомству с историей типографии: встретились с ветеранами предприятия и побывали в действующих цехах.

– Когда мы объединились,  каждый думал заниматься своим творчеством и быть самостоятельным художником, но завод нас вдохновил на коллективное творчество, – поделился один из членов арт-группировки ЗИП Степан Субботин. – Капиталистическая система направлена на разъединение людей, а социалистический опыт показывает, что можно делать что-то вместе, заботиться друг о друге и вместе что-то создавать. Эти принципы, которые мы не прочувствовали, но увидели в форме руин, нас и направили.

Утопия, по словам ЗИПов, одна из ключевых тем их творчества.ВАрхангельске они решили не уходить от любимой темы, созданная инсталляция будет сочетать в себе локальные и глобальные контексты. Типография станет своего рода точкой входа в разговор о городе.

«Правда Севера» не только старейшее издательское предприятие с богатейшей историей, но и яркий символ изменения времени. В 2017 году здесь проходил городской фестиваль «Селектор» – культурное исследование истории края и поиска современной самоидентичности региона. Типография с ее 200-летней историей стала неиссякаемым источником тем для культурного исследования печатного дела, жизни внутри коллектива, роли в коммуникации с миром.

– Темы, с которыми работают художники, резонируют с нашей идеей в осмыслении советского наследия и истории, – рассказала куратор центра ARKA Кристина Дрягина. – Обширная деятельность типографии все-таки пришлась на этот период. Плюсом ко всему ребята философски смотрят на позицию труда и отдыха, что мне кажется особенно интересным и важным, потому что как раз таки типография – это процесс коллективного труда, который  сохраняется и сегодня. Мы сами в этом убедились, когда ездили на действующее производство, увидели, как люди взаимодействуют друг с другом и машинами, это и есть тот самый живой процесс, который присутствует и в творчестве художников, и в реальной жизни его становится все меньше и меньше, мы хотим его сохранить.  Скульптура будет отсылать ко многому, но в первую очередь будет связна и с человеком и с машинным трудом, в том числе с коллективным трудом и утопией.

Пока у создателей скульптуры нет какого-то определенного эскиза, они намерены для начала погрузиться в историю и современную жизнь «Правды Севера».
Они уже встретились с ветеранами предприятия, которые вспомнили о временах высокой печати и славного советского прошлого. Кроме этого, художники посетили действующее производство, углубились в тонкости процесса печати книг и журналов.

– В прошлом году мы проводили исследование, которое выявило запрос на современное искусство. И мы стали работать в этом направлении, – отмечает директор областного Дома молодежи Алексей Чилибанов. – Радует, что ЗИП откликнулся на наше приглашение. Для меня они являются примером того, как правильно сформировать сообщество молодых независимых художников. Кроме того, важно, что эта тема объединяет думающую и прогрессивную молодежь нашего города.

– За этот месяц участники группировки ЗИП, кроме того то что будут работать над самой скульптурой, посетят типографию, поговорят с ветеранами, встретятся с молодыми художниками, поедут в военную типографию, где сохранились наборные тексты, –поделилась Кристина Дрягина. – Важно, чтобы художники смогли проникнуться общим контекстом городской среды, понять, с какими вызовами мы сталкиваемся в повседневности и как мы умеем с ними справляться. Потому что Север – это очень контрастное место, с одной стороны, у нас есть история с северным локальным наследием, с деревянной архитектурой, росписями и вышивками, с другой стороны – в Архангельской области существовали ГУЛАГ и туберкулезные диспансеры. Мне бы хотелось, чтобы они смогли увидеть это разнообразие и смогли почувствовать.

Фото: Алина Ромашова

Поделиться
96728