Индустриальный туризм под поморским «зонтиком»

В Архангельске прошел Третий Международный туристский форум. Его участников приветствовал врио губернатора Игорь Орлов, подчеркнувший огромный потенциал региона с его удивительными сакральными местами, артефактами, знаменитыми личностями, такими как Ермак Тимофеевич, Михайло Ломоносов, Иосиф Бродский. 

Рудники мои серебряные

Как подчеркнул наш земляк, в детстве переехавший в столицу, но не порывающий связей с малой родиной (сегодня он помогает ТИЦу в продвижении проектов) Олег Мосеев, туризм – отрасль высокодоходная. Это означает, что успешное развитие туризма способно существенно пополнить казну региона.

Культурное и духовное наследие нашего края переоценить нельзя: Соловки, Кенозерье, Сура, Кий-остров, памятники деревянного зодчества. И для активного отдыха пестра палитра: охота, рыбалка, девственная природа. У нас можно развивать все известные виды туризма.

Руководитель федерального агентства по туризму Олег Сафонов отметил, что в Архангельской области созданы условия для развития таких перспективных направлений туризма, как арктический, паломнический и, наконец, индустриальный. Задача для Архангельской области – войти в федеральную программу развития туризма. Глава Ростуризма поблагодарил Игоря Орлова за вклад в развитие этой отрасли в Поморье. Теперь предстоит обосновать и отстоять необходимость федеральной поддержки на условиях софинансирования.

– Туристская отрасль наиболее эффективна для вложений, дает много рабочих мест, – заявил руководитель аналитического центра при Правительстве РФ Константин Носков – кстати, тоже наш земляк (уроженец поселка Октябрьский). – Это золотая жила, в которую нужно вкладывать. А его советник Нурали Резванов высоко оценил проект «Серебряное ожерелье», куда войдут старинные города Севера. По его словам, это «серебряные рудники, питающие российскую государственность».

Экономика впечатлений

Сделать космодром и предприятия ВПК доступными для туристов не решались даже в девяностые. И вот идея, казавшаяся еще недавно «находкой для шпиона», похоже, обретет жизнь, и туристам можно будет поглазеть на подводные лодки и космические ракеты не только на экране.

Тема доступности промышленных предприятий для туристов обсуждалась на одном из круглых столов в рамках форума. Мини-исследование, проведенное в регионе, показало, что 92% опрошенных хотели бы побывать на космодроме. Второе место среди предпочтений отдано северодвинским предприятиям ВПК, на третьем – предприятия лесной и рыбной промышленности, затем – животноводческие хозяйства. Половина хотела бы посетить хлебозавод. 

Туризм – экономика впечатлений, а своими глазами увидеть единственный сегодня на территории России космодром – впечатление на всю оставшуюся жизнь. Конечно, попасть на эти закрытые объекты непросто. Несовершенство законодательства. Само понятие «индустриальный туризм» не имеет пока официального юридического определения. Трудности получения разрешений, отсутствие необходимой туристской инфраструктуры, непонимание со стороны собственников предприятий препятствуют развитию индустриального туризма в России. 

В Архангельской области предприятия, идущие навстречу туркомпаниям, можно пересчитать по пальцам: Солзинский рыборазводный завод, «Беломорские узоры», «Поморские пивоварни». Будут ли организовываться туры на алмазные месторождения, пока неизвестно. А, например, руководству космодрома Плесецк просто запрещено работать с коммерческими структурами.

Между тем именно Архангельскую область Олег Сафонов считает пилотной площадкой для развития военно-технического и индустриального туризма. По словам Игоря Орлова, сейчас идет работа над соглашением, по которому студенты и школьники получат возможность побывать и на космодроме, и на северодвинских предприятиях. 

Между прочим, в Мурманской области Кольская атомная станция принимает до пяти тысяч посетителей в год. Успешно развивается индустриальный туризм и на Урале.

В 2014 году внутренний туризм в России вырос более чем на 30%. В то же время сократился выездной туризм в европейские страны, кроме Греции.

Баран и кот ласковый

Примечательно, что на трех круглых столах обсуждалась тема Поморья и поморов как региональных брендов. С одной стороны, эти понятия давным-давно стали визитными карточками области. С другой – в России понятие «Поморье» не всегда ассоциируют именно с нашим регионом, кроме того, оно перекликается с Приморьем – так же, как Архангельск иногда путают с Астраханью. Поэтому прозвучало предложение к классическому бренду «Поморье» добавить Арктику. Ведь сегодня область, по выражению Игоря Орлова, «портал в Арктику», и эта тема становится для области приоритетной.

Так что Поморье, скорее всего, останется зонтичным брендом Архангельской области. Но помимо общеобластного бренда существуют и местные. Например, символом Котласа с недавних пор стал «кот ласковый». «Беспроигрышной темой» назвал кота Олег Мосеев. Между тем название города финно-угорского происхождения и к коту не имеет никакого отношения. Зато есть у города свой доисторический «тотем» – котлассия, древний ящер, чьи останки еще столетие назад были раскопаны близ Котласа и получили его имя. Утверждения, что динозавры и так все заполонили, неубедительно. Тем более что котлассия не динозавр, а амфибия, этакий гигантский тритон.

Нет пока своего бренда у Онеги – а ведь герб ее украшает семга! В Каргополе гербовое животное баран, и теперь в городе каждое лето празднуется Баранье воскресенье. Патриот города и организатор туризма Радик Аднобаев рассказал о том, как в нынешнем году отпразднуют этот день: местные жители и гости города вволю наедятся баранины, для носителей фамилий Баранов, Барашков, Овечкин и т. п. предполагаются скидки. Конечно, вспомнят и знаменитого уроженца города правителя Аляски Александра Баранова. В год Барана по китайскому календарю праздник будет отмечаться весело и широко.

У каждого района и города есть или должна появиться своя изюминка. Где-то знаменитый уроженец, где-то – выдающееся историческое событие, а там, где этого нет, – фестиваль. Тут есть чему поучиться у других регионов – например, у Самарской области с ее Грушинским слетом бардов и «Роком над Волгой». 

Но и свой опыт в Поморье наработан, достаточно вспомнить «Тайболу». Если бы еще она имела постоянную прописку, а не кочевала с места на место… Впрочем, для продвижения на туристском рынке вовсе не обязательно «фестивалить». В Вологодской области визитной карточкой стал… местный диалект, слова которого собрал и обобщил краевед-энтузиаст. Теперь туристы едут в глубинку послушать вологодскую говорю. 

В валовом региональном продукте Архангельской области доля туризма сегодня составляет полтора процента.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 5 июня 2015 г.