3 ноября 2020

«Холодны ветречки помору не утеха»: кто из полярников достоин украшать Красную пристань в Архангельске?

С момента появления в Архангельске на Красной пристани новой деревянной скульптурной группы, изображающей участников экспедиции Георгия Седова, в соцсетях не утихают споры. Кому-то не нравится наивное и грубоватое исполнение арт-объекта, другие считают, что можно было выбрать иных героев освоения Арктики. Каких? Об этом наш разговор с начальником отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика» Евгением Ермоловым.

«Холодны ветречки помору не утеха»: кто из полярников достоин украшать Красную пристань в Архангельске?

Евгений, перед нами непростая задача – определить место Архангельска в истории освоении Арктики. 

Евгений Ермолов

– Северные и арктические просторы посещались людьми гораздо раньше основания Архангельска. К тому же сложно говорить о некоторых открытиях, учитывая, что на многих территориях было коренное население. Поэтому я предпочел бы говорить о роли целого региона, а не конкретно одного города.

Освоение шло и по рекам, и морским путем, и по суше. В разные времена были разные задачи, а Арктика слишком огромна. Роль Архангельска сильно зависела от политической и экономической ситуации в мире и стране.

Да, у нас сейчас нет цели писать учебник, поэтому попробуем обозначить основные этапы. Кто совершал путешествия в Арктику в древние времена и с какой целью?

– Еще тысячелетия назад при заселении высоких широт Северо-Американского и Евразийского континентов люди совершали путешествия в Арктику. Об этом свидетельствуют археологические источники. Есть, например, письменные упоминания о греческом путешественнике Пифии.

В X–XI веках викинги путешествовали целыми семьями, брали с собой скот, основывали поселения. У них были очень практичные цели – колонизация, население новых земель. И конечно, им приходилось сталкиваться с местными жителями. Например, когда они заселяли Гренландию, там проходили битвы с эскимосами. Известно, что викинги заходили и в Белое море.

Но здесь тоже уже жили люди. Кто это был?

– Примерно в эти же времена, в XI–XII веках, на север двигались новгородцы. У них тоже были сугубо практичные цели – поиск новых ресурсов.

Тогда в цене было «мягкое золото» – пушнина, добывали соль, смолу и т. д. Но так как животных на одной территории очень ограниченное количество, приходилось постоянно двигаться дальше на север. Новгородцы освоили Кольский полуостров, дошли до Печоры и Урала.

Если эти места стали известны, нужно было их закреплять за государством?

– Историки говорят о нескольких волнах колонизации. Одна из них была церковной – на Севере стали появляться монастыри, в том числе и Михаило-Архангельский, потом Николо-Корельский, позже Печенгский на Кольском полуострове.

Появились погосты, остроги как места административной власти. В это время уже известны Пинега, Кеврола, поселение на месте Холмогор. Местное население платило дань новгородцам.

Уже в XIII веке новгородцы промышляли в Белом море. Тогда очень выгодным товаром была ворвань – жир из сала морских животных.

В поиске новых лежбищ охотники двигались на восток, в сторону Таймыра. На западе была Скандинавия, с которой уже были очерчены границы.

А что происходило в мире? Как получилось так, что нас «открыли» англичане?

– К XV веку произошел рост европейских городов, активно развивались технологии и судостроение. Были обобщены знания по навигации, появились карты, компасы.

После эпохи крестовых походов у Европы были налажены тесные связи с Востоком, существовал Шелковый путь. Но, после того как сухопутные караванные пути были захвачены турками, появилась задача поиска морского пути в Индию и Китай.

Так началась эпоха Великих географических открытий. Владычицей морей в то время была Испания, поэтому англичанам и голландцам пришлось искать проходы через северные побережья Америки и Азии. Именно так в 1553 году экспедиция на трех кораблях отправилась из Англии для поиска северо-восточного пути в Китай.

Судно Ричарда Ченслера зашло в Белое море, первая встреча с русскими жителями произошла в районе села Ненокса, где англичане поняли, что они прибыли в Россию.

В основном все связи с Европой в XV–XVI веках проходили через Польшу. Активнее торговля шла через Новгород, куда приезжали немцы, шведы, ливонцы.

Открытый англичанами путь по морю позволил им беспрепятственно вывозить из России ценные товары, тем более что Иван Грозный выдал грамоту для беспошлинной торговли.

Не хочется думать, что мы казались для Европы каким-то диким народом…

– Совсем нет. Основанная Ченслером «Московская компания» не желала останавливаться на достигнутом, англичане все-таки хотели добраться до Востока. Они отправили экспедицию Стивена Барроу, чтобы попытаться через Обь пройти до Китая. Его судно вышло из Кольского залива в сопровождении рыбаков-поморов.

В этом путешествии выяснилось, что поморы значительно превосходят европейцев в умении ходить по северным морям. Английские моряки были поражены скоростью и маневренностью поморских лодей.

Поморы помогли Барроу укрыться от шторма, указав удобную гавань за Каниным Носом, позже, когда его судно достигло Новой Земли, он тоже встретил несколько поморских лодей. Вообще удивительно, что на огромных просторах Арктики он постоянно встречался с поморами, а они рассказывали ему и про Маточкин Шар, и про проход до Оби, показывали Вайгач. Это значит, что к середине XVI века поморы уже спокойно промышляли по всем этим местам.

И тут мы подходим у 1584 году, когда был основан Архангельск…

– От открытия морского пути в Россию были и плюсы, и минусы. У России были и враги, только что закончилась Ливонская война. Опасаясь угрозы нападения с Севера, Иван Грозный принимает решение о строительстве новой крепости.

К тому же морские суда с товарами не могли дойти до Холмогор, поэтому вокруг Михаило-Архангельского монастыря стали появляться иностранные фактории и склады российских купцов. Таким образом, Ново-Холмогоры, а позже Архангельский город стали центром русской внешней торговли, приносившей до 60% доходов государственной казны.

А российская пенька и лен, которую везли со всей страны, в свою очередь внесли решающий вклад в становление Англии как ведущей морской державы.

Мы все пытаемся говорить об изучении Арктики, но скатываемся в геополитику и экономику.

– Нужно понимать, что в те времена освоение Арктики происходило исключительно из промысловых и торговых интересов. Этому способствовал мягкий климат региона в XVI веке, который вскоре изменится, и экспедиции столкнутся с большими сложностями.

В Европе в XVI веке Арктика ассоциировалась с китобойным промыслом. Ради поиска животных промысел распространился вдоль побережья Европы в Гренландию, а в следующих веках – к Шпицбергену, в Берингово, Чукотское моря.

Для поморов этот регион был родным, и для них путешествия по северным морям не являлись чем-то героическим, это была обычная жизнь, которую они вели на протяжении многих поколений.

В XVII веке после крушения судна на Шпицбергене почти семь лет прожили четверо поморов. Известен пример Ивана Старостина, прожившего там же тридцать две зимы в начале XIX века. К сожалению, почти не осталось письменных свидетельств о таких случаях.

Когда судно Баренца достигло Новой Земли, он с удивлением наблюдал там многочисленные поморские зимовья, захоронения, останки лодок и кочей. Когда на двух лодках остатки команды уходили вдоль побережья, им помогли поморы, давшие путешественникам хлеб и мясо птиц. Эта экспедиция стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию.

Хотя в это время был известен Мангазейский морской ход, который активно использовался для вывоза пушнины, мамонтовой кости. Так в Архангельск попадали ценные товары, которые там закупали иностранцы. 

Мы знаем, что торговля в Архангельске почти прекратилась после основания Санкт-Петербурга. Как это произошло?

– Петр I очень хотел перенаправить торговлю в новый порт. Для этого постепенно вводились запреты на торговлю через Архангельск, в Петербурге была установлена более низкая пошлина. А в 1722 году вышел приказ, который разрешал привозить в Архангельск товары только для личных нужд города, но не для торговли внутри страны.

Чуть не закрыли и Соломбальскую верфь, но, так как в лесах было много подходящей древесины, верфь была восстановлена, стали строиться военные суда для Балтийского флота.

Видимо, запрет на ввоз товаров стал неким толчком для того, чтобы поморы сами стали торговцами. С 1740-х годов началась торговля с Норвегией, туда везли древесину, смолу, бересту, предметы роскоши. Большим плюсом этой торговли являлось отсутствие таможенных сборов, можно было торговаться, обмениваться товарами напрямую.

А когда Арктикой заинтересовалось государство?

– В 1733 году началась Великая Северная экспедиция, продлившаяся десять лет. Ее целью было изучение арктических рубежей страны, побережья Ледовитого и Тихого океанов. В работе основных и вспомогательных отрядов было задействовано несколько тысяч человек, непосредственно научными исследованиями занимались более 550 человек. Один из этапов экспедиции стартовал из Архангельска в 1734 году, чтобы подробно описать давно освоенный поморами участок до Оби.

В 1765–1766 годах состоялись экспедиции Чичагова на Шпицберген, в которых впервые велись научные наблюдения, описания растительного и животного мира.

Активно изучались и другие районы. В 1770 году купец Иван Ляхов по льду пришел на считавшиеся неизвестными Новосибирские острова. Но на некоторых островах были найдены следы пребывания более ранних первопроходцев.

Однако долгое время основной арктической территорией для нас оставалась Новая Земля. Она была хорошо изучена поморами, до нее было проще всего добираться.

Новую Землю исследовали экспедиции Чиракина, Розмыслова, Литке, Пахтусова, Цивольки. Все они выходили из Архангельска, здесь же строились суда для некоторых путешествий.

В 1870 году архипелаг посетила русская военная эскадра, был поставлен вопрос о колонизации островов. Первое становище в Малых Кармакулах было организовано в 1877 году. Именно там была создана научная станция, которая работала в рамках Первого полярного года 1882–1883 гг. Полученные на станциях данные имели важное научное значение и были использованы многими учеными для развития метеорологической науки.

Что происходило в остальном мире, влекла ли их Арктика?

– В Англии не оставляли попыток найти северо-западный проход вокруг Америки. Проводились регулярные экспедиции, самой печально известной из которых стал поход 1845 года под руководством Франклина на судах «Террор» и «Эребус». Их искали более двадцати лет. Так вот благодаря именно поисковым экспедициям был набран большой практический и научный опыт по работе в Арктике.

Возможно, именно большое количество публикаций про экспедицию Франклина и подтолкнуло остальные страны к проведению новых экспедиций.

В 1872 году Австро-Венгерская империя, у которой даже не было собственного выхода к северным морям, организовала полярную экспедицию с целью пройти северо-восточным путем к Тихому океану и достигнуть Америки.

В результате этой экспедиции на судне «Тегетхофф» была открыта Земля Франца-Иосифа. В этой истории не обошлось без поморов, которые спасли команду в районе Новой Земли и доставили ее в Норвегию.

Шведская экспедиция под руководством Норденшельда 1878–1879 гг. впервые прошла Северным морским путем, хотя и показала, что маршрут не подходит для коммерческих перевозок.

Уникальной во всех отношениях оказалась экспедиция Фритьофа Нансена. Это был первый запланированный дрейф в паковых льдах через Арктику.

Собак для Нансена доставлял через Северный Урал тобольчанин А. И. Тронтхейм, чье путешествие длилось почти полгода. Без этих собак Нансену вряд ли бы удалось достичь самой северной точки своего путешествия и добраться до ЗФИ. Нужно добавить, что именно Тронтхейм позже подбирал часть собак и для экспедиции Седова. Так оказались связаны два исторических события.

После открытия Земли Франца-Иосифа Архангельск стал своеобразной столицей арктических экспедиций. Как это получилось?

– У Архангельска был имидж северного форпоста. С конца XIX века было организовано регулярное пароходное сообщение с Новой Землей. Здесь были отличные специалисты, можно было купить все необходимые припасы, собак, лошадей, лес для строительства избушек, можно было произвести ремонт судов.

В Петербург идти далеко, большой крюк. В Норвегии нет леса, туда пришлось бы везти товары из Архангельска. Мурманска тогда еще не было.

В Архангельске были консульства, это был настоящий европейский город и полноценный арктический порт, включенный в общемировую жизнь. А уж когда появилась железная дорога, доставка необходимых товаров стала вопросом всего нескольких дней.

Целый ряд иностранных экспедиций, включившихся в гонку по достижению Северного полюса, стартовали из Архангельска – экспедиции Фиалы, Джексона, Болдуина, герцога Абруццкого. К сожалению, никто из них полюса не достиг.

Но не стоит зацикливаться только на известных широкой публике героях, было множество и других экспедиций – на Вайгач, на Кольский полуостров и в другие районы Арктики, все они выходили из Архангельска. Регулярные рейсы совершал крейсер «Бакан».

Колчак в 1903 году набрал часть команды в Мезени. Цитата из донесения мезенского исправника: «Выбранные лица ранее бывали в разных экспедициях, все трезвые и хороших нравственных качеств…»

Выходил из Архангельска в 1910 году Русанов, на судне «Дмитрий Солунский» совершивший путешествие вокруг Новой Земли.

И конечно же, экспедиция Седова стартовала с Соборной пристани в 1912 году.

Завершилась арктическая эпопея во время Первой мировой войны. До Архангельска добралась экспедиция ГЭСЛО, вернулись суда, участвовавшие в операции по поиску Брусилова и Русанова, – «Печора», «Герта», «Андромеда», «Эклипс».

После революции был какой-то перерыв в арктических путешествиях?

– Активно в советской прессе раскручивалась история спасения ледокольного парохода «Соловей Будимирович», который посреди полярной ночи был затерт льдами в Карском море.

Сразу после окончания интервенции в 1920 году состоялась Первая Карская экспедиция, доставившая в Архангельск продовольствие из Сибири. Этот рейс дал старт ряду экспедиций, целями которых были доставка промышленного оборудования и вывоз сибирского сырья.

Перед страной стояла задача самообеспечения. Богатства Северного края – рыба, морской зверь, полезные ископаемые – активно изучались и добывались. Арктика стала важным политическим регионом. Именно в это время Архангельск стал столицей Севера. В городе находились Арктическое пароходство и ледокольный флот.

Летом – осенью 1932 года экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла Северным морским путем из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию.

Было создано Главное управление Севморпути с отделением в Архангельске. В Архангельске базировался «Арктикснаб» – через него снабжались все полярные станции, строились дома для полярников. На Кегострове располагался аэродром полярной авиации, отсюда стартовали самолеты для достижения Северного полюса, для заброски дрейфующих полярных станций и т. д.

Геройские страницы Архангельска во время войны в целом известны.

– Через северные порты было доставлено до 1/3 всех грузов помощи по ленд-лизу. Часть грузов отправлялась через Севморпуть. Комсомольские экспедиции на Новую Землю снабжали жителей мясом птиц, яйцами, рыбой. Продолжали работать метеостанции, передавая стратегически важную информацию о погоде в Арктике.

После войны постепенно часть полномочий была отдана Мурманску, туда перевели ледоколы, он стал центром Севрмопути. В Ленинграде бурно развивался Арктический институт, ставший кузницей кадров для освоения обоих полюсов.

С началом холодной войны Арктика начала вооружаться, превратилась в зону стратегического противостояния держав. Вдоль арктических рубежей строилась линия обороны. В 1957 году был создан полигон на Новой Земле, и оттуда выселили все гражданское население. Штаб 10-й армии ПВО, которая отвечала за базы в западном секторе советской Арктики, находился в Архангельске до 1993 года.

Как вы думаете, какие места в Архангельске и какие личности достойны увековечения как символы исследования Арктики?

– Многие экспедиции уходили с Красной (Соборной) пристани, это действительно историческое место. По личностям выбор всегда будет субъективный.

Я, например, очень уважаю Рудольфа Самойловича и восхищаюсь Владимиром Ворониным. А в виде памятника лучше всего сделать собирательный образ полярника. Того, кто работал все это время в Арктике. Тихо, трудно, незаметно. Терпел лишения, терял здоровье, погибал. Это и метеорологи, и гидрографы, и радисты, и моряки.

Николай Гернет

Поделиться
77093