2 июля 2019

«Говорите детям про добро»

Так напутствовала учителей и родителей инспектор по делам несовершеннолетних Исакогорского РОВД майор милиции Валентина Бондаренко

Это моя мама. Она из поколения детей войны. Очень любила свою профессию, ребят, школу… Это стало смыслом ее жизни.

Из села – в город

Семья Мартемьяновых появилась в деревне Федьковской, что в Няндомском районе, в конце 20-х годов прошлого века. Ее глава, мой дед, Иван Иванович был мастеровым человеком: плотничал, строил дома. Бабушка Анастасия Федоровна происходила из крестьянского рода, выросла в многодетной семье, трудолюбие ей и ее четырем братьям родители прививали с детства. Когда в деревне создали колхоз, вступила в него. Работала на совесть. За хорошие показатели правление подарило ей самовар. Он и сейчас семейная реликвия.

Первым ребенком в семье Мартемьяновых стала моя мама Валентина, она родилась в 1933-м. Дед всегда с уважением относился к тем, кто был отлично образован, ведь самому-то ему и жене удалось получить только начальное образование. Дочка подрастала, и родители стали задумываться о ее будущем. Поэтому и решили переехать в Архангельск.

В городе работу вчерашним крестьянам оказалось найти трудно. К счастью, мастерство дедушки оценили: его приглашали в разные строительные организации. По воле судьбы жизнь Мартемьяновых оказалась связана с Приморским районом: Кегостровом, Талагами, Волохницей, Бакарицей. Все потому, что, окончив работу на одном объекте, дед переходил на другой.

Трудоустроиться бабушке оказалось непросто: доярки и полеводы в городе не нужны. Ей приходилось и швейным делом заниматься, и нянечкой быть, и даже уборщицей в сельских школах. Когда бабушка шла делать уборку в классах, брала с собой дочку, которой очень нравилось представлять себя учителем. Лишь через некоторое время директор школы помог устроить Валю в детский сад.

Мартемьяновым жилось нелегко: частые переезды, заработок у деда был невелик. Мама говорила, что ее единственной игрушкой был маленький глиняный заяц. В семье появился второй ребенок – Володя. Когда приходилось очень трудно, бабушка с детьми на некоторое время уезжала в Федьковскую к родственникам. Потом они возвращались. Малыши часто болели, однажды заразились корью. Валя, старшая, переносила инфекцию тяжело, но выжила, а ее маленький брат умер в годовалом возрасте. Это случилось в Талагах. Родители очень горевали, но ничего было не исправить.

Бакарица стала малой родиной

Мама пошла в школу еще в довоенное время. Ее первую учительницу звали Августа Федоровна. Говорили, что она – жена политзаключенного. Детей любила, хотя за невыученные уроки спрашивала строго. Ее ученица Валя Мартемьянова относилась к учебе ответственно: хорошо работала на уроке математики со счетными палочками, старательно выводила в тетради буквы. Как-то раз на школьном празднике все ребята веселились, танцевали, а Валя стояла в дверном
проеме. На вопрос Августы Федоровны о том, почему она не танцует, ответила, что не умеет. Тогда учитель улыбнулась и сказала: «Как же так: писать умеешь, а плясать не умеешь? Не может быть. Вставай-ка в хоровод!» Этот эпизод из школьной жизни мама вспоминала не раз.

Время шло, семья обосновалась на Бакарице, дед Иван перестроил купленный то ли хлев, то ли баню под жилье. Все вроде бы стало стабильно. К Мартемьяновым на постоянное жительство переехала бабушкина мама Анна Михайловна Зыкова.

Война

Но началась Великая Отечественная. Дед, как и многие жители Бакарицы, записался добровольцем на фронт. Бабушка вспоминала, что он был в те дни на большом эмоциональном подъеме, обсуждал военные сводки с односельчанами, собрал все необходимое перед отправкой на фронт. Но через некоторое время его и еще нескольких потенциальных новобранцев вызвали в военкомат и сказали, что мужчины нужны и в тылу. Деда оставили работать в порту. Конечно, это его огорчило, и все же он не терял надежды на то, что ему удастся встать в строй. Но дедушку оставили трудиться в тылу. Бабушка в то время работала на ЛДК-4.

Мама запомнила то время, когда в Архангельск пришел северный конвой. Говорила, что она с друзьями бегала смотреть на иностранные суда, слышала иностранную речь. Матросы говорили в основном на английском. Как-то раз один из них подозвал ее к себе и протянул баночку с какао-порошком. Этим гостинцем семья лакомилась долгое время.

Детская память сохранила эпизоды, когда в небе над Бакарицей появлялись немецкие самолеты, издававшие устрашающий гул. Как маленькой Вале тогда хотелось убежать куда-то далеко, может, даже в прошлое, где не было этого ужаса. Она помнила, как ее родители и другие взрослые дежурили на чердаках зданий, тушили «зажигалки». Рассказывала о маленьких булочках и хвойном отваре, которые давали в школе. Положенные по норме граммы хлеба не ели, а рассасывали, как леденцы. В это тяжелое время от голода и болезней в деревне умерло немало взрослых и детей. Выжить семье помогало то, что у Мартемьяновых была коза. Ухаживать за ней родители поручили дочке.

Летом с другими деревенскими ребятами, тоже пастухами, она отправлялась к речке, что протекает недалеко от Волохницы. Там росло много сочной травы. Пока животные ее жевали, ребята беседовали, рассказывали друг другу о том, чем бы хотели заняться в будущем.Была мечта и у Вали Мартемьяновой – изучать разные страны и города, побывать там, а потом на уроках рассказывать ученикам про веселый ветер, «дикие горы, про глубокие тайны морей, про синие просторы, про птичьи разговоры, про смелых и больших людей…» Эту песенку она напевала, и став взрослой.

День Победы мама тоже запомнила и рассказывала о нем не раз. Говорила, что они, дети, как обычно, пришли в школу и тут им объявили об этом долгожданном событии. То-то было у всех радости! Занятия в тот день отменили, и ребята побежали на станцию Бакарица посмотреть, не возвращаются ли солдаты с фронта.

Жизнь еще долго была тяжелой. Есть и детям, и взрослым хотелось постоянно. Валя в летние каникулы, когда родители были на работе, любила играть в школу. Собирала многочисленных друзей и подруг, приводила домой и начинала урок, ведь учителем в этой игре была только она. А тут еще дядя Степан подарил ей указку. Так, ничего особенного, обычная деревянная, даже кривовата немного. Но сколько радости было от такого подарка! И какие надежды он вселял! А после урока все бежали на Северную Двину, ведь дом-то стоял на самом ее берегу, чтобы ловить мелкую рыбку, которую называли костяшкой. Потом варили из нее уху дома на плите, разливали по тарелкам и ели. Это был обед в маминой школе. Правда, уху эту есть оказалось невозможно: уж очень она горчила. Остатки улова оставляли на улице, чтобы рыбешка вялилась на солнце, и скармливали ее курам.

Учиться и учить

И вот школьные годы позади. Вопроса о том, куда идти учиться, у Вали Мартемьяновой не стояло. Подала документы в педагогический институт, что в Архангельске, решив стать учителем географии. Родители волновались: поступит ли? Но вступительные экзамены она сдала хорошо и стала студенткой.Побежали годы освоения профессии. Училась Валентина хорошо, занятий не пропускала. К ней не раз обращались некоторые нерадивые однокурсники с просьбой дать переписать пропущенную ими по неуважительной причине лекцию. Валю Мартемьянову знали как хорошего товарища, активную, инициативную студентку, которая не только сидит за учебниками, но еще петь и танцевать любит. Практику проходила в школах Исакогорского района Архангельска. После окончания вуза ей предложили остаться работать на кафедре, но она отказалась, так как хотела видеть себя в профессии.

Но на дальнейшие планы повлияло то, что детство ее прошло в годы войны. Решила освоить еще профессию, связанную с риском: стать летчиком, пусть и гражданской авиации. Но подвел вестибулярный аппарат: тест не прошла.

После этого возникла еще одна идея – быть геологом: открывать для страны новые месторождения полезных ископаемых, чтобы она стала сильнее и богаче. А еще геологические экспедиции – это романтика. Какая девушка не мечтает об этом? Но оказалось, что учебное заведение, куда она подала документы, принимало их только у тех абитуриентов, которые решили стать маркшейдерами, а значит – в будущем никаких экспедиций, только работа с породами камней. Такого Валентине не хотелось.

Как раскрылся талант педагога

Вернулась домой, решив работать по основной профессии, но все же ей хотелось чего-то еще. И тут друзья подсказали, что седьмому отделению милиции, которое находилось в Исакогорском районе, требуется инспектор по делам несовершеннолетних.

Пришла, представилась, принесла диплом и рассказала о себе. Начальник милиции внимательно выслушал девушку, а потом, улыбаясь, сказал: «Я, когда вас в коридоре увидел, подумал, что десятиклассница зачем-то пришла. А вы уже дипломированный специалист. Конечно, мы вас берем. Дел и романтики у нас тоже хватит. Завтра и приступайте».

И так началась работа, которой мама посвятила больше тридцати лет: с конца 1950-х до трудных 1990-х.

Участок ей достался огромный, сначала почти весь Исакогорский район, причем семей, как бы теперь сказали, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказалось немало. А она, новоиспеченный инспектор, совсем еще девчонка, одна, без личного оружия и тогда не владеющая еще приемами самообороны, отправлялась к людям, вернувшимся из мест лишения свободы, которые снова были с законом не в ладу и не могли достойно воспитывать детей. Как-то раз ей пришлось идти в дальний микрорайон через кладбище и перелесок. Ничего, добралась до нужного дома, а там огромная собака без привязи. Хорошо, что хозяин уже вышел к тому времени из хмельного угара и угомонил пса, готового кинуться на гостью. После разговора с нерадивым отцом инспектор по делам несовершеннолетних ознакомила его с необходимыми документами. А тот сказал: «А ты смелая. К нам ни один мужик-милиционер не решался приходить, все мне в ваш отдел приходилось ездить…»

Помню, как часто маму вызывали в РОВД по ночам, если несовершеннолетние совершали какое-то преступление. Случалось, она по полсуток домой не приходила, пока во всем не разберется. Тогда все – папа, дед, бабушка и я – переживали и несказанно радовались, услышав стук ее каблучков по деревянным мосточкам.

Отправлялась в рейды, часто небезопасные, дежурила на дискотеках, успокаивала разбушевавшихся подростков, которые пытались выяснять отношения с помощью силы. Об этом мама рассказывать не любила, разве что через некоторое время после событий. Много работала с учителями и родителями, в школах района ее всегда ждали. Педагогов она напутствовала: «Не говорите детям о проступках их товарищей, а приводите примеры их добрых дел. Это намного действеннее».

Как-то раз старшеклассники нашли на дороге кошелек, но деньги не взяли. Принесли находку в милицию, отдали дежурному. А потом этих мальчишек похвалили на школьной линейке. То-то радости было у ребят! Не один день героями себя чувствовали.

Конечно, приходилось заниматься и лишением родительских прав. Тяжелое это дело, но оно являлось иногда единственным выходом для спасения ребенка. Многие мамы и папы потом осознавали свое неправильное отношение к детям, старались исправиться, и через некоторое время в правах их восстанавливали. Родители всегда благодарили строгого, но справедливого инспектора.

И так более 30 лет. На заслуженный отдых вышла в 1990-е. Переживала: как будет без любимого дела? Но к ней всегда шли люди за советом, и она им в помощи старалась не отказывать. Помню такой диалог на улице:

– Валентина Ивановна, вы Сережу с Исакогорки помните? Я в школе здорово безобразничал, а вы меня на ум наставляли, – обратился к ней взрослый мужчина с малышом на руках.

– Это ты? То есть вы? А чем теперь занимаетесь? – пытаясь вспомнить бывшего подопечного, спросила мама.

– Работаю.

– Где?

– Там же, куда устроили после школы, – на хлебокомбинате. Спасибо вам! Вот женился, сына с супругой воспитываем.

Конечно, приятны были такие встречи.

Находясь на заслуженном отдыхе, мама продолжала общаться с некоторыми коллегами, членами совета ветеранов. Среди ее наград медали, благодарности и подарки от РОВД – книги, рассказывающие об истории страны.

«Говорите детям про добро»

Это моя мама. Она из поколения детей войны. Очень любила свою профессию, ребят, школу… Это стало смыслом ее жизни.

Из села – в город

Семья Мартемьяновых появилась в деревне Федьковской, что в Няндомском районе, в конце 20-х годов прошлого века. Ее глава, мой дед, Иван Иванович был мастеровым человеком: плотничал, строил дома. Бабушка Анастасия Федоровна происходила из крестьянского рода, выросла в многодетной семье, трудолюбие ей и ее четырем братьям родители прививали с детства. Когда в деревне создали колхоз, вступила в него. Работала на совесть. За хорошие показатели правление подарило ей самовар. Он и сейчас семейная реликвия.

Первым ребенком в семье Мартемьяновых стала моя мама Валентина, она родилась в 1933-м. Дед всегда с уважением относился к тем, кто был отлично образован, ведь самому-то ему и жене удалось получить только начальное образование. Дочка подрастала, и родители стали задумываться о ее будущем. Поэтому и решили переехать в Архангельск.

В городе работу вчерашним крестьянам оказалось найти трудно. К счастью, мастерство дедушки оценили: его приглашали в разные строительные организации. По воле судьбы жизнь Мартемьяновых оказалась связана с Приморским районом: Кегостровом, Талагами, Волохницей, Бакарицей. Все потому, что, окончив работу на одном объекте, дед переходил на другой.

Трудоустроиться бабушке оказалось непросто: доярки и полеводы в городе не нужны. Ей приходилось и швейным делом заниматься, и нянечкой быть, и даже уборщицей в сельских школах. Когда бабушка шла делать уборку в классах, брала с собой дочку, которой очень нравилось представлять себя учителем. Лишь через некоторое время директор школы помог устроить Валю в детский сад.

Мартемьяновым жилось нелегко: частые переезды, заработок у деда был невелик. Мама говорила, что ее единственной игрушкой был маленький глиняный заяц. В семье появился второй ребенок – Володя. Когда приходилось очень трудно, бабушка с детьми на некоторое время уезжала в Федьковскую к родственникам. Потом они возвращались. Малыши часто болели, однажды заразились корью. Валя, старшая, переносила инфекцию тяжело, но выжила, а ее маленький брат умер в годовалом возрасте. Это случилось в Талагах. Родители очень горевали, но ничего было не исправить.

Бакарица стала малой родиной

Мама пошла в школу еще в довоенное время. Ее первую учительницу звали Августа Федоровна. Говорили, что она – жена политзаключенного. Детей любила, хотя за невыученные уроки спрашивала строго. Ее ученица Валя Мартемьянова относилась к учебе ответственно: хорошо работала на уроке математики со счетными палочками, старательно выводила в тетради буквы. Как-то раз на школьном празднике все ребята веселились, танцевали, а Валя стояла в дверном
проеме. На вопрос Августы Федоровны о том, почему она не танцует, ответила, что не умеет. Тогда учитель улыбнулась и сказала: «Как же так: писать умеешь, а плясать не умеешь? Не может быть. Вставай-ка в хоровод!» Этот эпизод из школьной жизни мама вспоминала не раз.

Время шло, семья обосновалась на Бакарице, дед Иван перестроил купленный то ли хлев, то ли баню под жилье. Все вроде бы стало стабильно. К Мартемьяновым на постоянное жительство переехала бабушкина мама Анна Михайловна Зыкова.

Война

Но началась Великая Отечественная. Дед, как и многие жители Бакарицы, записался добровольцем на фронт. Бабушка вспоминала, что он был в те дни на большом эмоциональном подъеме, обсуждал военные сводки с односельчанами, собрал все необходимое перед отправкой на фронт. Но через некоторое время его и еще нескольких потенциальных новобранцев вызвали в военкомат и сказали, что мужчины нужны и в тылу. Деда оставили работать в порту. Конечно, это его огорчило, и все же он не терял надежды на то, что ему удастся встать в строй. Но дедушку оставили трудиться в тылу. Бабушка в то время работала на ЛДК-4.

Мама запомнила то время, когда в Архангельск пришел северный конвой. Говорила, что она с друзьями бегала смотреть на иностранные суда, слышала иностранную речь. Матросы говорили в основном на английском. Как-то раз один из них подозвал ее к себе и протянул баночку с какао-порошком. Этим гостинцем семья лакомилась долгое время.

Детская память сохранила эпизоды, когда в небе над Бакарицей появлялись немецкие самолеты, издававшие устрашающий гул. Как маленькой Вале тогда хотелось убежать куда-то далеко, может, даже в прошлое, где не было этого ужаса. Она помнила, как ее родители и другие взрослые дежурили на чердаках зданий, тушили «зажигалки». Рассказывала о маленьких булочках и хвойном отваре, которые давали в школе. Положенные по норме граммы хлеба не ели, а рассасывали, как леденцы. В это тяжелое время от голода и болезней в деревне умерло немало взрослых и детей. Выжить семье помогало то, что у Мартемьяновых была коза. Ухаживать за ней родители поручили дочке.

Летом с другими деревенскими ребятами, тоже пастухами, она отправлялась к речке, что протекает недалеко от Волохницы. Там росло много сочной травы. Пока животные ее жевали, ребята беседовали, рассказывали друг другу о том, чем бы хотели заняться в будущем.Была мечта и у Вали Мартемьяновой – изучать разные страны и города, побывать там, а потом на уроках рассказывать ученикам про веселый ветер, «дикие горы, про глубокие тайны морей, про синие просторы, про птичьи разговоры, про смелых и больших людей…» Эту песенку она напевала, и став взрослой.

День Победы мама тоже запомнила и рассказывала о нем не раз. Говорила, что они, дети, как обычно, пришли в школу и тут им объявили об этом долгожданном событии. То-то было у всех радости! Занятия в тот день отменили, и ребята побежали на станцию Бакарица посмотреть, не возвращаются ли солдаты с фронта.

Жизнь еще долго была тяжелой. Есть и детям, и взрослым хотелось постоянно. Валя в летние каникулы, когда родители были на работе, любила играть в школу. Собирала многочисленных друзей и подруг, приводила домой и начинала урок, ведь учителем в этой игре была только она. А тут еще дядя Степан подарил ей указку. Так, ничего особенного, обычная деревянная, даже кривовата немного. Но сколько радости было от такого подарка! И какие надежды он вселял! А после урока все бежали на Северную Двину, ведь дом-то стоял на самом ее берегу, чтобы ловить мелкую рыбку, которую называли костяшкой. Потом варили из нее уху дома на плите, разливали по тарелкам и ели. Это был обед в маминой школе. Правда, уху эту есть оказалось невозможно: уж очень она горчила. Остатки улова оставляли на улице, чтобы рыбешка вялилась на солнце, и скармливали ее курам.

Учиться и учить

И вот школьные годы позади. Вопроса о том, куда идти учиться, у Вали Мартемьяновой не стояло. Подала документы в педагогический институт, что в Архангельске, решив стать учителем географии. Родители волновались: поступит ли? Но вступительные экзамены она сдала хорошо и стала студенткой.Побежали годы освоения профессии. Училась Валентина хорошо, занятий не пропускала. К ней не раз обращались некоторые нерадивые однокурсники с просьбой дать переписать пропущенную ими по неуважительной причине лекцию. Валю Мартемьянову знали как хорошего товарища, активную, инициативную студентку, которая не только сидит за учебниками, но еще петь и танцевать любит. Практику проходила в школах Исакогорского района Архангельска. После окончания вуза ей предложили остаться работать на кафедре, но она отказалась, так как хотела видеть себя в профессии.

Но на дальнейшие планы повлияло то, что детство ее прошло в годы войны. Решила освоить еще профессию, связанную с риском: стать летчиком, пусть и гражданской авиации. Но подвел вестибулярный аппарат: тест не прошла.

После этого возникла еще одна идея – быть геологом: открывать для страны новые месторождения полезных ископаемых, чтобы она стала сильнее и богаче. А еще геологические экспедиции – это романтика. Какая девушка не мечтает об этом? Но оказалось, что учебное заведение, куда она подала документы, принимало их только у тех абитуриентов, которые решили стать маркшейдерами, а значит – в будущем никаких экспедиций, только работа с породами камней. Такого Валентине не хотелось.

Как раскрылся талант педагога

Вернулась домой, решив работать по основной профессии, но все же ей хотелось чего-то еще. И тут друзья подсказали, что седьмому отделению милиции, которое находилось в Исакогорском районе, требуется инспектор по делам несовершеннолетних.

Пришла, представилась, принесла диплом и рассказала о себе. Начальник милиции внимательно выслушал девушку, а потом, улыбаясь, сказал: «Я, когда вас в коридоре увидел, подумал, что десятиклассница зачем-то пришла. А вы уже дипломированный специалист. Конечно, мы вас берем. Дел и романтики у нас тоже хватит. Завтра и приступайте».

И так началась работа, которой мама посвятила больше тридцати лет: с конца 1950-х до трудных 1990-х.

Участок ей достался огромный, сначала почти весь Исакогорский район, причем семей, как бы теперь сказали, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказалось немало. А она, новоиспеченный инспектор, совсем еще девчонка, одна, без личного оружия и тогда не владеющая еще приемами самообороны, отправлялась к людям, вернувшимся из мест лишения свободы, которые снова были с законом не в ладу и не могли достойно воспитывать детей. Как-то раз ей пришлось идти в дальний микрорайон через кладбище и перелесок. Ничего, добралась до нужного дома, а там огромная собака без привязи. Хорошо, что хозяин уже вышел к тому времени из хмельного угара и угомонил пса, готового кинуться на гостью. После разговора с нерадивым отцом инспектор по делам несовершеннолетних ознакомила его с необходимыми документами. А тот сказал: «А ты смелая. К нам ни один мужик-милиционер не решался приходить, все мне в ваш отдел приходилось ездить…»

Помню, как часто маму вызывали в РОВД по ночам, если несовершеннолетние совершали какое-то преступление. Случалось, она по полсуток домой не приходила, пока во всем не разберется. Тогда все – папа, дед, бабушка и я – переживали и несказанно радовались, услышав стук ее каблучков по деревянным мосточкам.

Отправлялась в рейды, часто небезопасные, дежурила на дискотеках, успокаивала разбушевавшихся подростков, которые пытались выяснять отношения с помощью силы. Об этом мама рассказывать не любила, разве что через некоторое время после событий. Много работала с учителями и родителями, в школах района ее всегда ждали. Педагогов она напутствовала: «Не говорите детям о проступках их товарищей, а приводите примеры их добрых дел. Это намного действеннее».

Как-то раз старшеклассники нашли на дороге кошелек, но деньги не взяли. Принесли находку в милицию, отдали дежурному. А потом этих мальчишек похвалили на школьной линейке. То-то радости было у ребят! Не один день героями себя чувствовали.

Конечно, приходилось заниматься и лишением родительских прав. Тяжелое это дело, но оно являлось иногда единственным выходом для спасения ребенка. Многие мамы и папы потом осознавали свое неправильное отношение к детям, старались исправиться, и через некоторое время в правах их восстанавливали. Родители всегда благодарили строгого, но справедливого инспектора.

И так более 30 лет. На заслуженный отдых вышла в 1990-е. Переживала: как будет без любимого дела? Но к ней всегда шли люди за советом, и она им в помощи старалась не отказывать. Помню такой диалог на улице:

– Валентина Ивановна, вы Сережу с Исакогорки помните? Я в школе здорово безобразничал, а вы меня на ум наставляли, – обратился к ней взрослый мужчина с малышом на руках.

– Это ты? То есть вы? А чем теперь занимаетесь? – пытаясь вспомнить бывшего подопечного, спросила мама.

– Работаю.

– Где?

– Там же, куда устроили после школы, – на хлебокомбинате. Спасибо вам! Вот женился, сына с супругой воспитываем.

Конечно, приятны были такие встречи.

Находясь на заслуженном отдыхе, мама продолжала общаться с некоторыми коллегами, членами совета ветеранов. Среди ее наград медали, благодарности и подарки от РОВД – книги, рассказывающие об истории страны.

Поделиться
37999