По пять эсэмэсок в неделю, столько же звонков, пара конвертов в почтовом ящике… И все – из банков, и все хотят одного – чтобы мы взяли у них в долг.
Милые люди со сталью в голосе
Кому понравятся поздние звонки на мобильный и в будни, и в праздники? Причем, сколько ни объясняешь, что кредит не нужен, сотрудники банка с настойчивостью маньяков требуют внимания к себе. Милые мальчики и девочки в телефонной трубке не просят, а стальным тоном настаивают: «Вы должны прийти в офис банка и получить кредитную карту!»
Последний раз такой звонок застал меня у плиты. Одной рукой жарю котлеты, другой придерживаю телефон. Молодой человек бархатным голосом долго перечисляет преимущества кредитной карты: и решение о выдаче уже одобрено, и комиссии за открытие нет, и бонусы за покупки начисляются, и плата за годовое обслуживание не взимается… В общем, берите полмиллиона не раздумывая!
– Ну как, вас заинтересовало наше предложение?
– Вы самое главное не сказали – какая у вас годовая ставка?
– 26 процентов, – голос как-то сразу сник.
– Спасибо, до свидания! – с облегчением кладу трубку. – Поищите кого-нибудь другого за такие-то проценты.
А ведь кто-то и поведется на все эти летние скидки, бонусы, баллы, мили, дополнительные сервисы и прочие завлекательные маркетинговые штучки. И если уж без кредита жизнь не мила, стоит сначала сравнить предложения нескольких банков, оценить свои финансовые возможности, а уж потом кидаться в очередной долговой омут.
– Три года назад перед поездкой в отпуск оформила кредит под 19 процентов годовых. Я об этом не жалею, за границей ни в чем себе не отказывала, с кредитом расплатилась в срок, – рассказала архангелогородка Наталья В. – Зато сейчас, когда пришла в банк за новым кредитом, была в шоке – ставка уже 28 процентов! А зарплата у меня какая была, такая и осталась, да еще цены выросли на все. Вот и сижу дома – какой уж тут отпуск на море!
Меньше берем, больше думаем
Да, статистика не врет. Мы действительно стали меньше брать в долг и больше копить под матрасом. Это подтверждает исследование холдинга Ромир об отношении россиян к кредитам, проведенное в июле 2015 года.
На фоне кризиса в экономике более половины респондентов назвали кредиты «долговой ямой», из которой трудно выбраться, хотя еще три года назад половина россиян считали кредиты нормальным способом для совершения крупных покупок и повышения качества жизни. За три года с момента последнего опроса сократилась доля тех, кто брал и выплачивал кредиты, – с 58% до 44%. И, видимо, она будет сокращаться и дальше. О планах взять кредит в ближайшее время заявили только 12% респондентов, хотя три года назад подобные планы имели 26% опрошенных.
При этом наиболее популярным остается потребительский кредит – его за последний год брали 27% опрошенных. Еще 9% ответили, что брали кредит на неотложные нужды. 8% пользовались автокредитом, а 5% – ипотечным.
Интересно, что в этом году увеличилась доля тех, кто не брал и не выплачивал кредитов за последний год, – такой вариант ответа дали 55% респондентов. При предыдущих опросах доля подобных ответов составляла 40% и не менялась на протяжении двух лет.
– У меня, за что ни возьмись, все в кредит куплено, – поделилась пенсионерка Татьяна Николаевна из Приморского района. – Натяжной потолок, входная дверь, поездка на море – где же денег на все это взять, а так потихонечку расплачиваюсь. Но экономить приходится сильно. И больше пока в долги залезать не собираюсь!
Согласно данным Ромира, более половины респондентов, имевших опыт кредитования, сегодня стараются не планировать новых займов у банков. Единственное исключение составляют респонденты 25–34 лет, которые активно пользуются кредитными программами. Они же значительно чаще, чем в среднем по выборке, заявляли о том, что при необходимости готовы взять новый кредит.
P. S. На днях один мой знакомый хвастался, что закрыл две кредитки, засунул их в дальний ящик комода и дал себе страшную клятву больше никогда и ни при каких условиях не пользоваться ими. Посмотрим, на сколько его хватит…
Евгений Ивановский, заместитель председателя правления Транскапиталбанка:
– В ухудшении отношения россиян к кредитам сыграли роль сразу три фактора. Первый – цена займа. Если говорить про «потребы», стоимость кредитов возросла, они объективно подорожали и для многих стали просто нецелесообразны. Граждане и домохозяйства более рационально подходят к тратам и делают выбор в пользу стратегии «накопить, а не занять».
Второй – общее ухудшение экономической ситуации. Сюда входят инфляция, девальвация рубля, возросшие риски потери работы, отсутствие ясных горизонтов планирования, снижение покупательной способности и платежеспособного спроса. Все это удерживает граждан от покупок, которые они могли бы осуществить в кредит в более стабильной ситуации.
Третий – растущая финансовая грамотность населения. Люди лучше считают свои деньги, лучше оценивают свои риски, более трезво относятся к ответственности, связанной с кредитами.
А это и испорченная кредитная история, и невозможность взять заем на более значимые нужды, невозможность выехать за границу при наличии просрочки и прочее. В условиях кризиса граждане более внимательно относятся к тратам и чаще задумываются о необходимости накоплений.
Как отказаться от кредитной карты
Кредитная карта может попасть к ее держателю двумя путями. Первый: он мог получить ее по инициативе банка в рамках какой-либо акции или в конверте по почте. Второй: при принятии самостоятельного решения и оформлении карты в отделении кредитной организации.
В первом случае, если карта не активирована и ее держатель не желает ею пользоваться, пластик можно просто разрезать (желательно по магнитной полосе) и выбросить.
Как отказаться от кредитной карты во втором случае – если она активирована и клиент даже ею пользовался? Для этого нужно в первую очередь полностью закрыть задолженность по карте. Затем следует написать заявление на отказ от кредитной карты и сопутствующих банковских услуг. Заявление стоит написать в двух экземплярах, один из которых должен остаться у клиента – разумеется, с отметкой банка о его приеме. Сотрудник банка должен в присутствии клиента уничтожить карту.
Следует помнить, что обычно закрытие ссудного счета происходит в течение 45 дней – таковы правила международных платежных систем (в течение этого срока могут быть завершены офлайновые операции). По истечении этого срока надо еще раз прийти в банк и получить справку о том, что ссудный счет закрыт.