15 января 2018

Дорогой науки

Сегодня подготовка специалистов-математиков осуществляется в Высшей школе информационных технологий и автоматизированных систем, а физиков готовят в Высшей школе естественных наук и технологий.

Гимнастика ума

Сегодня мы беседуем с директором Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем, кандидатом педагогических наук, доцентом Людмилой Эдуардовной Хайминой и задали ей вопросы о перспективах развития математических направлений подготовки в вузе, а также о применении математических знаний в современной жизни.

– Людмила Эдуардовна, расскажите, как сегодня готовят математиков в САФУ? Какие направления подготовки наиболее востребованы?

– В нашей высшей школе ведется подготовка математиков по двум направлениям бакалавриата: «Прикладная математика и информатика» и «Педагогическое образование». Работают магистерские программы «Высокопроизводительные и облачные вычисления» и «Математическое моделирование социально-экономических процессов региона» (прикладная математика и информатика) и «Математическое образование» и «Информационные технологии в образовании» (педагогическое образование). Подготовкой классических математиков, заточенных под работу в научно-исследовательских центрах, мы сейчас не занимаемся, так как наблюдается низкая востребованность в таких кадрах на рынке труда. Нужны же сегодня в основном специалисты в области прикладной математики. Ежегодные наборы на обучение по математическим направлениям – от 50 до 70 человек на бакалавриат и 40 человек на магистерские программы. В 2019 году мы планируем открыть еще одну магистратуру по прикладной математике и информатике – «Интеллектуальный анализ больших данных». На сегодня университет располагает всей необходимой базой для разработки этого актуального направления: имеются суперкомпьютер, молодые специалисты в области больших данных, контакты с университетами и исследовательскими центрами.

– Почему тема больших данных сегодня так актуальна? Для чего планируется открытие тематической магистратуры?

– В современном обществе с каждым днем растет объем данных, эта проблема становится фундаментальной. Поэтому современная IТ-индустрия поднимает проблематику так называемых больших данных, или Big Data. Формируется и соответствующая научная отрасль, занимающаяся этой проблематикой. В ближайшем будущем специалисты в области больших данных будут очень востребованы на рынке труда – именно поэтому мы планируем открыть соответствующую магистратуру в 2019 году. Сейчас выстраиваем отношения с другими образовательными и научными подразделениями, которые работают в области больших данных. Ведутся переговоры с Томским государственным университетом, Уральским федеральным университетом. Также мы разработали общеуниверситетскую образовательную программу по большим данным, которая начнет внедряться на всех направлениях подготовки вуза в 2018 году.

– Как Высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем готовит учителей математики? Насколько востребованы педагогические направления подготовки среди абитуриентов?

– Мы готовим учителей математики уже почти 85 лет. Сегодня в нашей высшей школе ведется педагогическая подготовка по двойному профилю «Математика и информатика», обучаются на этом направлении бакалавриата пять лет. Также открыты две магистерские программы педагогической направленности: «Математическое образование» и «Информационные технологии в образовании».

Программы очень востребованы в связи с тем, что для работы в школах, колледжах и вузах необходимо иметь высшее педагогическое образование. В целом же наши бакалавры и магистры в большинстве своем работают в школах. На протяжении последних нескольких лет сохраняется тенденция активного поступления абитуриентов на педагогические направления подготовки. Проходные баллы на этих направлениях подготовки одни из самых высоких. На педагогическое направление ежегодно существует целевой набор, и в нашей высшей школе он гораздо больше, чем на инженерных направлениях. Большую заинтересованность в целевиках проявляют муниципальные органы образования Архангельской области, так как востребованы учителя математики и информатики.

– Какие инновационные методы подготовки педагогов появились в последнее время в связи с цифровизацией школьного образования?

– Наша высшая школа готовит не просто учителей математики и информатики, но педагогов-исследователей. Такие специалисты способны не только преподавать школьный предмет, но и заниматься со школьниками исследовательской работой, проектной деятельностью. Эти компетенции формирует у студентов профильная кафедра экспериментальной математики и информатизации образования, которая ежегодно выпускает все новые и новые педагогические кадры. Много внимания уделяем использованию цифровых технологий в образовательном процессе. Наша высшая школа является участником международного проекта MITE («Методики и информационные технологии в образовании»). На базе ВШ ИТАС и общеобразовательных школ действуют экспериментальные площадки. По итогам работы в проекте уже защищена кандидатская диссертация и две готовятся к защите.

– Куда, кроме школ, могут устроиться на работу выпускники математических направлений подготовки?

Наши выпускники работают в школах, колледжах, университетах. При этом следует отметить, что математики сегодня востребованы не только в образовательных организациях. На современном рынке труда необходимо большое количество аналитиков, людей, умеющих выстраивать прогнозы. Наши выпускники обладают соответствующими компетенциями, поэтому спектр предприятий и организаций, готовых принять их на работу, весьма широк.

arh51 1 17 37 73820

Математика и современный мир

Роль математики в современном мире нельзя недооценивать. Она оказывается востребована в самых неожиданных моментах. Например, вы подошли к кассам в супермаркете. Перед вами десять очередей разной длины. Что выгоднее: встать не глядя в одну из очередей или выбрать наугад две очереди (необязательно соседние), сравнить их длины и встать в более короткую? Оказывается, второй вариант гораздо выгоднее. Он называется «выбор из двух» и впервые был предложен в 1986 году. Сейчас «выбор из двух» помогает отправить ваш запрос в Интернете на не слишком загруженный сервер, чтобы вы не ждали очень долго.

Еще пример: с 1992 по 2012 год компьютеры ускорились примерно в 8000 раз. За это же время независимо от скорости компьютера, иными словами, исключительно благодаря развитию математических идей, алгоритмы расчета ускорились в 469 800 раз. Получается, что если вам нужно решить задачу линейного программирования, то лучше использовать старый компьютер и современные методы, чем наоборот – новейший компьютер и методы начала 1990-х. Мы не устаем восхищаться прогрессом компьютерных технологий. При этом математика достигла гораздо большего прогресса, и никто этого даже не заметил.

Без математики трудно представить себе такие направления, как логистика (планирование производства), кодирование (хранение информации), связность случайных графов (надежность Интернета), метод «выбора из двух» (обработка запросов в Интернете), шифрование (алгоритмы защиты данных), счетчики с короткой памятью (обработка больших данных при ограниченной памяти), дизайн механизмов (математика онлайн-рекламы).

Мы перечислили только узкий круг практического применения основ этой поистине многогранной науки, а теперь стоит поговорить о том, как шло становление математического образования у нас на Севере.

Генезис физмата

Физико-математическое отделение было одним из первых, появившихся в составе Архангельского педагогического института с момента его организации в 1932 году. Приказом по Народному комиссариату просвещения от 3 февраля 1934-го структура пединститутов с сентября была перестроена по факультетскому принципу, и вместо отделений в институте появились соответствующие факультеты. Централизовано были введены новые учебные планы и программы. Приказом № 39 от 14 сентября 1934 года по институту с 1 сентября 1934-го были введены факультеты: физико-математический, исторический, естествоведческий, языка и литературы. Первым деканом физико-математического факультета была назначена Алиса Христиановна Дрихель. Первый выпуск учителей на факультете состоялся в 1937 году по специальности «Физика».

7 октября 1934-го на факультет были зачислены первые студенты по специальности «Математика», всего 21 человек. Занятия проводились в вечернее время. Первый выпуск специалистов с квалификацией «учитель математики для средних школ и педучилищ» состоялся в 1938 году.

arh51 1 17 38 495cf

В связи с введением в третьей пятилетке всеобщего семилетнего обучения и расширения десятилетнего обучения с 1938 года в Архангельском пединституте открылись дневное и заочное отделения. Но учителей все равно не хватало. По данным отдела народного образования Архангельской области, в это время из 2437 учителей, работавших в 5–10-х классах средней и неполной средней школы, имели законченное высшее образование 407 человек, законченное среднее образование – 1365 человек. Поэтому в 1939 году в Архангельске был открыт учительский (двухгодичный) институт для подготовки учителей неполных средних школ. Преподавателями учительского института были в основном преподаватели педагогического института, специализированные кафедры были общими для двух институтов.

Подготовка учителей математики и физики продолжалась и в военные годы. По распоряжению наркома просвещения РСФСР в 1941 году учебные занятия на 2, 3, 4 курсах педагогических вузов начались с 1 августа, причем 4-й курс был выпущен досрочно: до 1 ноября были проведены занятия и приняты государственные экзамены. Всех студентов учительского института, закончивших первый курс, перевели на второй курс заочного отделения и распределили на педагогическую практику с последующей работой в школах области. На первый курс в 1941 году были зачислены без вступительных экзаменов окончившие среднюю школу в этом году. На 1-й курс физмата педагогического института было зачислено 26 человек (в том числе будущие преподаватели вуза Наталья Прокопьевна Лещенко и Борис Сергеевич Писарев), на 1-й курс учительского института – девять человек (в том числе Лев Шевелевич Матлин). Часть студентов и преподавателей были мобилизованы в армию.

В послевоенные годы подготовка учителей на факультете продолжалась как по специальности «Математика», так и по специальности «Физика» со сроком обучения четыре года. С 1952-го в стране закрываются учительские институты, готовившие за два года учителей неполной средней школы. Теперь стали выпускать учителей только с высшим образованием. В середине 1950-х на факультете появились свои выпускники – кандидаты физико-математических наук, которые, окончив аспирантуру, возвращались потом в свой родной вуз и работали на кафедрах факультета.

Из воспоминаний ветерана САФУ Нины Михайловны Агеевой: «На физмате нас учили мудрые, высоконравственные преподаватели. Удалось ли нам, выпускникам 1953 года, хоть чуточку быть похожими на них? Не знаю. В одном уверена: практически никто из выпускников 1953 года не изменил своей профессии: они долгие годы работали учителями математики и физики в школах, техникумах, училищах города Архангельска, Архангельской области и других городах и поселках страны».

С 1974 года начался прием студентов на специальность «Математика» (квалификация «учитель математики и физики»), первый выпуск которых состоялся в 1979 году в количестве 51 человека.

Ежегодно осенью начиная с середины пятидесятых до 1991 года студенты выезжали в колхозы Архангельской области помогать сельскому хозяйству. Работали они много и добросовестно, жили дружно и весело. В 50-е появились конкурсные вечера, а позднее, уже в 60-е годы, – день факультета и любимый всеми КВН.

arh51 1 17 41 4937e

С 1988 года начинается прием студентов на специальность «Математика» с квалификацией «учитель математики, информатики и вычислительной техники». В 1996-м физико-математический факультет был разделен на два отдельных факультета: математический и физический.

До 2010 года подготовка педагогических кадров на математическом факультете осуществлялась по специальности «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика».

В настоящее время подготовка учителей математики и информатики осуществляется по направлению подготовки «Математическое образование», профили подготовки – «математика и информатика».

Елена Сазонова

Большинство учителей математики и информатики Архангельска и области – это выпускники факультетов, связанных с традициями, которые были заложены на архангельском физмате в начале XX века. Преподаватели Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем – преимущественно также выпускники физико-математического, математического факультетов, Института математики, информационных и космических технологий. Выпускники физических и математических направлений бакалавриата и магистратуры сегодня работают в школах, занимаются исследовательской деятельностью, выполняют аналитическую работу в различных организациях.

Дорогой науки

Гимнастика ума

Сегодня мы беседуем с директором Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем, кандидатом педагогических наук, доцентом Людмилой Эдуардовной Хайминой и задали ей вопросы о перспективах развития математических направлений подготовки в вузе, а также о применении математических знаний в современной жизни.

– Людмила Эдуардовна, расскажите, как сегодня готовят математиков в САФУ? Какие направления подготовки наиболее востребованы?

– В нашей высшей школе ведется подготовка математиков по двум направлениям бакалавриата: «Прикладная математика и информатика» и «Педагогическое образование». Работают магистерские программы «Высокопроизводительные и облачные вычисления» и «Математическое моделирование социально-экономических процессов региона» (прикладная математика и информатика) и «Математическое образование» и «Информационные технологии в образовании» (педагогическое образование). Подготовкой классических математиков, заточенных под работу в научно-исследовательских центрах, мы сейчас не занимаемся, так как наблюдается низкая востребованность в таких кадрах на рынке труда. Нужны же сегодня в основном специалисты в области прикладной математики. Ежегодные наборы на обучение по математическим направлениям – от 50 до 70 человек на бакалавриат и 40 человек на магистерские программы. В 2019 году мы планируем открыть еще одну магистратуру по прикладной математике и информатике – «Интеллектуальный анализ больших данных». На сегодня университет располагает всей необходимой базой для разработки этого актуального направления: имеются суперкомпьютер, молодые специалисты в области больших данных, контакты с университетами и исследовательскими центрами.

– Почему тема больших данных сегодня так актуальна? Для чего планируется открытие тематической магистратуры?

– В современном обществе с каждым днем растет объем данных, эта проблема становится фундаментальной. Поэтому современная IТ-индустрия поднимает проблематику так называемых больших данных, или Big Data. Формируется и соответствующая научная отрасль, занимающаяся этой проблематикой. В ближайшем будущем специалисты в области больших данных будут очень востребованы на рынке труда – именно поэтому мы планируем открыть соответствующую магистратуру в 2019 году. Сейчас выстраиваем отношения с другими образовательными и научными подразделениями, которые работают в области больших данных. Ведутся переговоры с Томским государственным университетом, Уральским федеральным университетом. Также мы разработали общеуниверситетскую образовательную программу по большим данным, которая начнет внедряться на всех направлениях подготовки вуза в 2018 году.

– Как Высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем готовит учителей математики? Насколько востребованы педагогические направления подготовки среди абитуриентов?

– Мы готовим учителей математики уже почти 85 лет. Сегодня в нашей высшей школе ведется педагогическая подготовка по двойному профилю «Математика и информатика», обучаются на этом направлении бакалавриата пять лет. Также открыты две магистерские программы педагогической направленности: «Математическое образование» и «Информационные технологии в образовании».

Программы очень востребованы в связи с тем, что для работы в школах, колледжах и вузах необходимо иметь высшее педагогическое образование. В целом же наши бакалавры и магистры в большинстве своем работают в школах. На протяжении последних нескольких лет сохраняется тенденция активного поступления абитуриентов на педагогические направления подготовки. Проходные баллы на этих направлениях подготовки одни из самых высоких. На педагогическое направление ежегодно существует целевой набор, и в нашей высшей школе он гораздо больше, чем на инженерных направлениях. Большую заинтересованность в целевиках проявляют муниципальные органы образования Архангельской области, так как востребованы учителя математики и информатики.

– Какие инновационные методы подготовки педагогов появились в последнее время в связи с цифровизацией школьного образования?

– Наша высшая школа готовит не просто учителей математики и информатики, но педагогов-исследователей. Такие специалисты способны не только преподавать школьный предмет, но и заниматься со школьниками исследовательской работой, проектной деятельностью. Эти компетенции формирует у студентов профильная кафедра экспериментальной математики и информатизации образования, которая ежегодно выпускает все новые и новые педагогические кадры. Много внимания уделяем использованию цифровых технологий в образовательном процессе. Наша высшая школа является участником международного проекта MITE («Методики и информационные технологии в образовании»). На базе ВШ ИТАС и общеобразовательных школ действуют экспериментальные площадки. По итогам работы в проекте уже защищена кандидатская диссертация и две готовятся к защите.

– Куда, кроме школ, могут устроиться на работу выпускники математических направлений подготовки?

Наши выпускники работают в школах, колледжах, университетах. При этом следует отметить, что математики сегодня востребованы не только в образовательных организациях. На современном рынке труда необходимо большое количество аналитиков, людей, умеющих выстраивать прогнозы. Наши выпускники обладают соответствующими компетенциями, поэтому спектр предприятий и организаций, готовых принять их на работу, весьма широк.

arh51 1 17 37 73820

Математика и современный мир

Роль математики в современном мире нельзя недооценивать. Она оказывается востребована в самых неожиданных моментах. Например, вы подошли к кассам в супермаркете. Перед вами десять очередей разной длины. Что выгоднее: встать не глядя в одну из очередей или выбрать наугад две очереди (необязательно соседние), сравнить их длины и встать в более короткую? Оказывается, второй вариант гораздо выгоднее. Он называется «выбор из двух» и впервые был предложен в 1986 году. Сейчас «выбор из двух» помогает отправить ваш запрос в Интернете на не слишком загруженный сервер, чтобы вы не ждали очень долго.

Еще пример: с 1992 по 2012 год компьютеры ускорились примерно в 8000 раз. За это же время независимо от скорости компьютера, иными словами, исключительно благодаря развитию математических идей, алгоритмы расчета ускорились в 469 800 раз. Получается, что если вам нужно решить задачу линейного программирования, то лучше использовать старый компьютер и современные методы, чем наоборот – новейший компьютер и методы начала 1990-х. Мы не устаем восхищаться прогрессом компьютерных технологий. При этом математика достигла гораздо большего прогресса, и никто этого даже не заметил.

Без математики трудно представить себе такие направления, как логистика (планирование производства), кодирование (хранение информации), связность случайных графов (надежность Интернета), метод «выбора из двух» (обработка запросов в Интернете), шифрование (алгоритмы защиты данных), счетчики с короткой памятью (обработка больших данных при ограниченной памяти), дизайн механизмов (математика онлайн-рекламы).

Мы перечислили только узкий круг практического применения основ этой поистине многогранной науки, а теперь стоит поговорить о том, как шло становление математического образования у нас на Севере.

Генезис физмата

Физико-математическое отделение было одним из первых, появившихся в составе Архангельского педагогического института с момента его организации в 1932 году. Приказом по Народному комиссариату просвещения от 3 февраля 1934-го структура пединститутов с сентября была перестроена по факультетскому принципу, и вместо отделений в институте появились соответствующие факультеты. Централизовано были введены новые учебные планы и программы. Приказом № 39 от 14 сентября 1934 года по институту с 1 сентября 1934-го были введены факультеты: физико-математический, исторический, естествоведческий, языка и литературы. Первым деканом физико-математического факультета была назначена Алиса Христиановна Дрихель. Первый выпуск учителей на факультете состоялся в 1937 году по специальности «Физика».

7 октября 1934-го на факультет были зачислены первые студенты по специальности «Математика», всего 21 человек. Занятия проводились в вечернее время. Первый выпуск специалистов с квалификацией «учитель математики для средних школ и педучилищ» состоялся в 1938 году.

arh51 1 17 38 495cf

В связи с введением в третьей пятилетке всеобщего семилетнего обучения и расширения десятилетнего обучения с 1938 года в Архангельском пединституте открылись дневное и заочное отделения. Но учителей все равно не хватало. По данным отдела народного образования Архангельской области, в это время из 2437 учителей, работавших в 5–10-х классах средней и неполной средней школы, имели законченное высшее образование 407 человек, законченное среднее образование – 1365 человек. Поэтому в 1939 году в Архангельске был открыт учительский (двухгодичный) институт для подготовки учителей неполных средних школ. Преподавателями учительского института были в основном преподаватели педагогического института, специализированные кафедры были общими для двух институтов.

Подготовка учителей математики и физики продолжалась и в военные годы. По распоряжению наркома просвещения РСФСР в 1941 году учебные занятия на 2, 3, 4 курсах педагогических вузов начались с 1 августа, причем 4-й курс был выпущен досрочно: до 1 ноября были проведены занятия и приняты государственные экзамены. Всех студентов учительского института, закончивших первый курс, перевели на второй курс заочного отделения и распределили на педагогическую практику с последующей работой в школах области. На первый курс в 1941 году были зачислены без вступительных экзаменов окончившие среднюю школу в этом году. На 1-й курс физмата педагогического института было зачислено 26 человек (в том числе будущие преподаватели вуза Наталья Прокопьевна Лещенко и Борис Сергеевич Писарев), на 1-й курс учительского института – девять человек (в том числе Лев Шевелевич Матлин). Часть студентов и преподавателей были мобилизованы в армию.

В послевоенные годы подготовка учителей на факультете продолжалась как по специальности «Математика», так и по специальности «Физика» со сроком обучения четыре года. С 1952-го в стране закрываются учительские институты, готовившие за два года учителей неполной средней школы. Теперь стали выпускать учителей только с высшим образованием. В середине 1950-х на факультете появились свои выпускники – кандидаты физико-математических наук, которые, окончив аспирантуру, возвращались потом в свой родной вуз и работали на кафедрах факультета.

Из воспоминаний ветерана САФУ Нины Михайловны Агеевой: «На физмате нас учили мудрые, высоконравственные преподаватели. Удалось ли нам, выпускникам 1953 года, хоть чуточку быть похожими на них? Не знаю. В одном уверена: практически никто из выпускников 1953 года не изменил своей профессии: они долгие годы работали учителями математики и физики в школах, техникумах, училищах города Архангельска, Архангельской области и других городах и поселках страны».

С 1974 года начался прием студентов на специальность «Математика» (квалификация «учитель математики и физики»), первый выпуск которых состоялся в 1979 году в количестве 51 человека.

Ежегодно осенью начиная с середины пятидесятых до 1991 года студенты выезжали в колхозы Архангельской области помогать сельскому хозяйству. Работали они много и добросовестно, жили дружно и весело. В 50-е появились конкурсные вечера, а позднее, уже в 60-е годы, – день факультета и любимый всеми КВН.

arh51 1 17 41 4937e

С 1988 года начинается прием студентов на специальность «Математика» с квалификацией «учитель математики, информатики и вычислительной техники». В 1996-м физико-математический факультет был разделен на два отдельных факультета: математический и физический.

До 2010 года подготовка педагогических кадров на математическом факультете осуществлялась по специальности «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика».

В настоящее время подготовка учителей математики и информатики осуществляется по направлению подготовки «Математическое образование», профили подготовки – «математика и информатика».

Елена Сазонова

Большинство учителей математики и информатики Архангельска и области – это выпускники факультетов, связанных с традициями, которые были заложены на архангельском физмате в начале XX века. Преподаватели Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем – преимущественно также выпускники физико-математического, математического факультетов, Института математики, информационных и космических технологий. Выпускники физических и математических направлений бакалавриата и магистратуры сегодня работают в школах, занимаются исследовательской деятельностью, выполняют аналитическую работу в различных организациях.

Поделиться
25378