«Дни джаза» потеряли статус международных, но остались такими же самобытными

Дни джаза

Музыкальный фестиваль «Международные недели музыки» дал возможность посетить традиционные для Архангельска «Дни джаза». В течение трех дней на камерной сцене кирхи и в зале АГКЦ звучали различные направления свободной музыки от известных джазменов из разных городов страны.

На открытии фестиваля с приветственным словом к слушателям обратился руководитель продюсерского центра «Архангельск Джаз» Тим Дорофеев. Издатель журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков заменил ведущую Елену Сергиевскую, которая не смогла посетить город из-за пандемии коронавирусной инфекции.

Концепция – в ее отсутствии

– Первый коллектив – это яркое воплощение наследия основателя Владимира Резицкого. Он любил привлекать мультидисциплинарные, мультижанровые и мультистилистические проекты, – сказал Кирилл Мошков. – На сцене скоро появятся три музыканта. Их выступление – это всегда что-то новое и неизвестное, как для зрителя, так и для самих артистов.

Первое отделение концерта – и «Экология звука» – ансамбль спонтанной музыкальной импровизации. Это новый проект, и их выступление – премьера на российской сцене. В составе коллектива – вокалист Николай Массальский, за барабанной установкой – Михаил Соколов, Роман Столяр играл на рояле, духовых инструментах и… пластиковых трубках.

Трио музыкантов представило вокально-инструментальный перформанс. Сквозь стремительно меняющийся поток мелодии и голосовых импровизаций слышно, что Николай Массальский поет про шхуну «Запад». Жизнь ее в песне оборвалась так же трагично: «стояла, стояла да сгорела».

Отметим, что сами музыканты услышали о шхуне только в день выступления.

Звуки мотора на электрогитаре

Во втором отделении открытия «Дней джаза» на сцену вышел артист, выступление которого – всегда стилистический контраст тому, что бывает до и после него. Он один, но гитар у него две, и они обе одолжены у Тима Дорофеева. Музыкант играет, используя прием двуручного тэппинга: гитарист не ударяет по струне, а быстро прижимает ее к грифу, объяснил Кирилл Мошков.

На сцене – Энвер Измайлов. Это имя должно быть знакомо постоянным зрителям «Дней джаза»: шесть лет назад музыкант уже выступал на фестивале. Как и тогда, зажимая на грифе струны пальцами обеих рук, он создавал потрясающие музыкальные коллажи.

В его исполнении мелодия Бобби Макферрина Don’t Worry, Be Happy чудесным образом слилась с «Муркой». А в другой его миниатюре отчетливо слышатся мяуканье кота, лай собаки, писк комара, и сквозь эти мастерски сымитированные звуки природы неожиданно прорывается рев мотора… А потом откуда-то доносится спокойная мелодия народной песни «Во поле березка стояла».

Прежде чем закончить свое выступление, Энвер Измайлов вызвал на сцену Тима Дорофеева на джем-сейшен. Гитара зазвучала новыми красками в руках своего хозяина. Сыграв вместе импровизированные мелодии, оба артиста покинули сцену.

Почувствовать себя детьми

Завершило концертную программу открытия фестиваля знаменитое трио: Андрей Кондаков – фортепиано, Владимир Волков – контрабас и Гарий Багдасарьян – ударные.

Дни джаза

– Артисты, находясь за сценой, до последнего момента не знали, что сыграть. Не потому, что нет музыки, а наоборот – ее огромное количество. И всю показать не получится. Даже сейчас я слышал их разговор: «Этой мелодии в альбоме нет, но ее нужно обязательно сыграть», – рассказал Кирилл Мошков.

На фестивале трио Андрея Кондакова исполнило несколько оригинальных мелодий и представило слушателям свой новый альбом Let’s play, сыграв из него пьесу «Детская песенка».

Дальше – больше

В последующие дни фестиваль проходил на сцене АГКЦ. Перед зрителями выступили «Джаз Бас Театр» Алекса Ростоцкого, Epic Power Quartet (Иван Фармаковский – рояль, Виталий Головнев – труба, Макар Новиков – контрабас, Саша Машин – барабаны), МISHOURIS BLUES BAND.

Но по-настоящему жарким оказался последний день фестиваля. Открыл программу калейдоскоп музыкантов: «MK Jazz» Марии Корель, северодвинская группа Welcome, «Прекрасный город» Алексея Питалова и ансамбль Игоря Горькового. Во втором отделении концерта перед слушателями предстало еще одно джазовое трио: Леонид Винцкевич (рояль), Николай Винцкевич (саксофоны) и Александр Малаховский (гитара).

Завершились «Дни джаза» выступлением Арт-ансамбля Тима Дорофеева. Специальными гостями третьего дня стали Сергей Жигальцов (видеоарт), Алексей Круглов (саксофон), Роман Столяр (рояль) и Екатерина Зорина (вокал).

Анна Колос

«Дни джаза» проходят в Архангельске с 1982 года. Основатель – выдающийся джазовый саксофонист Владимир Резицкий. К 1990-м годам фестиваль стал настоящим архангельским брендом, сделавшим город заметной точкой на мировой карте джазового искусства.

После ухода Владимира Резицкого руководителем фестиваля стал бывший клавишник джаз-группы «Архангельск» Владимир Туров. Однако к концу первого десятилетия 2000-х фестиваль угас, и на его смену в 2011 году пришел «Фестиваль Владимира Резицкого» от продюсерского центра «Архангельск Джаз». Его возглавлял композитор и музыкант Тимофей Дорофеев. Художественный облик этого фестиваля оказался очень близок к оригинальным «Дням джаза», поэтому в 2016-м он прошел под гибридным названием «Дни джаза Владимира Резицкого», а в 2017 году ему было возвращено историческое наименование.

В этом году фестиваль проходил в рамках Международных недель музыки в Архангельске, которые проводятся при поддержке Министерства культуры РФ. Тим Дорофеев отметил, что уже началась подготовка к юбилейным «Дням джаза» в 2022 году.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 28 октября 2020 г.