1 октября 2015

Детей нужно любить, а свой предмет знать

В школе я любила арифметику, не дружила с математикой, а геометрию тихо ненавидела. И таких, как я, горемык с избытком в каждом классе во все времена, потому что есть гуманитарии и технари – мозг у людей по-разному устроен… 

Встреча с учителем математики Людмилой Николаевой заставила усомниться в не-

зыблемости этой аксиомы. Мне просто не разжевали алгебру с геометрией, оттого и остались они в памяти нелюбимыми. Среди учеников Людмилы Васильевны были и физики, и лирики, но школьный учитель сумел разложить по полочкам знания в их головах.

Главное – понятно объяснять

У Людмилы Васильевны живые карие глаза, добрая улыбка и внимательный учительский взгляд. Уже 27 лет как педагог на пенсии, но умение слушать и готовность ответить на любой вопрос – постоянные качества души. Так и представляешь ее у классной доски после разбора сложного уравнения. «Ребята, что непонятно? Спрашивайте!»

И ребята спрашивали, потому что не было в облике «математички» ни грамма строгости. Всегда было желание помочь, просто растолковать самое сложное. 

– Главное – понятно объяснять. Для этого надо самой хорошо знать предмет. Нельзя идти на урок, если плохо знаешь тему. Если у меня кто-то не мог решить задачу, я спокойно уснуть не могла, все думала: «Ну как же ему объяснить, чтобы все понял?» Когда ребенок поймет, у него появляется интерес, он начинает решать, – говорит Людмила Васильевна, а я завидую ее бывшим ученикам. Всем бы таких учителей математики, которые по ночам изводятся в желании понятно объяснить сложную тему! 

Людмила Васильевна родилась в Маймаксе. В ее семье было пятеро детей. Мать и отец крутили баранку. В 1941 году Людмила пошла в первый класс 55-й маймаксанской школы, которая недавно отметила свое столетие. 

– В войну нам на перемене давали полшанежки. Мы ее на парте раскладывали и крышкой прижимали, чтобы побольше была, – улыбается Людмила Васильевна. – От цинги в школе стояли баки с хвойным экстрактом. От голода спасал огород. У всех были картошка и капуста. Гости придут – винегрету наделаем. Дружно жили!

Дроби в полстраницы

В школе Людмила Васильевна любила математику, физику и химию. Учителя дали очень прочные знания, поэтому после десятилетки девушка поступила учиться на инженера-химика в АЛТИ. Но судьба распорядилась по-своему. 

– После института меня распределили в Няндому. Работала инженером на уксусном заводе. Там вышла замуж, родилась дочь. Я была активной, общительной, старалась всем помочь, наверно, поэтому мне предложили должность секретаря райкома комсомола. 

Молодой маме пришлось уйти с завода и устроиться преподавателем в железнодорожное училище. Хорошее техническое образование позволяло успешно вести математику и спецдисциплины. Когда в Няндоме построили школу-восьмилетку, потребовался математик. Из училища Людмилу Николаеву не отпускали, в школу перевели по решению бюро райкома партии.

– У меня получилось из инженера стать учителем. 

Люблю ребят. Надо было сразу поступать в пединститут, а не в АЛТИ. Физмат пришлось заканчивать позже. 

В няндомской восьмилетке не хватало учителей. Людмила Васильевна учила детей математике, черчению, физике. 

– Классы были большие, по 45 человек, но у меня не было проблем с дисциплиной. Все сидят решают, головы не поднимают. Я любила математику, и ученики мои любили. Помните, какие раньше дроби были? Полстраницы в тетрадке на одно вычисление, но ребята любили их решать. У нас не было таблиц, дидактических пособий, интерактивных досок, как сейчас. Только мел, доска и транспортир. Но мы выучивали! Надо любить учеников и отлично знать свой предмет. Ребята это чувствуют, уважают таких учителей. 

Мама на уроке. Ждите

В 1969 году мужа перевели в Архангельск. Людмила Николаева устроилась математиком в 10-ю архангельскую школу. 

– Однажды ночью там обвалился потолок. Нас перевели в первую школу, затем в шестую. Там я работала до пенсии. В шестой школе очень интересно преподавать. Дети стремятся к знаниям, с ними было легко. Моим последним выпуском стал спортивный класс. Ребята занимались плаванием. У них по две тренировки в день: одна – в шесть утра, вторая – после школы. Головы сырые после бассейна, после тренировок вечно голодные… Помню, бегут в столовую за хлебом, раньше не учитывали каждый кусочек, – улыбается Людмила Васильевна и показывает фотоальбом с вечера встречи. Ее спортсмены сейчас уважаемые в городе и области люди. – А пришли ко мне слабые по математике, но подтянулись. Экзамены все сдали хорошо. 

Любимая работа, классное руководство, партийные и общественные поручения занимали почти все время суток, а дома Людмилу Васильевну ждали дочка и сын. 

– Помню, как-то мой Вовка зуб выбил. Звонят с дочкой испуганные мне в школу. А завуч им отвечает: «Сидите и ждите. Мама на уроке». 

А тетрадей сколько было! Раньше мы проверяли каждую работку. Домой таскала сумки с тетрадями… 

– Мы с братом маму почти не видели, – рассказывает дочь Людмилы Васильевны Татьяна Стойко. – Помню пустую квартиру, мамины наказы, которые к вечеру надо было выполнить, и ответственность за младшего брата. Мне было поручено за ним следить. Родителей мы дожидались домой уже почти спящими. Мама приходила – и сразу за тетради… И я стала математиком. В школе работаю более 30 лет. 

Две внучки Людмилы Васильевны тоже закончили педагогический факультет. Одна стала учителем иностранного языка, другая – химиком.

Математику сократили, физику завалили

– Сейчас учителя математики бедные, – жалеет коллег Людмила Васильевна. – Программы и учебники меняются, поэтому учителя плохо знают геометрию. Старое поколение математиков ее знает, а молодые не могут научить ребят. 

А как красива геометрия! Доска в чертежах – это же картина! Правильно выполненный чертеж – это половина решенной задачи. Уроков математики раньше было шесть часов в неделю, сейчас – четыре. 

И физику всю завалили… Появились решебники, ребята списывают, не хотят учить. А как в техническом вузе учиться без знаний?! – переживает за детей и коллег опытный педагог.

Людмила Васильевна довольна своей жизнью. Лучшие годы отданы школе. Ее ученики успешно окончили технические вузы, стали уважаемыми людьми, благодарны ей за крепкие знания, душевную теплоту. И семья радует. Выросли замечательные дети, внучки, подрастает правнук. Наша героиня – веселая, энергичная, бодрая. Активно работает на даче, много читает, не пропускает ни одной премьеры в театре и в кирхе, тесно общается с коллегами и ветеранами шестой гимназии. 

– Я счастлива, что я – учитель, что дочь пошла по моим стопам. Лучше этой профессии нет. Желаю молодым учителям добывать знания и всю жизнь учиться и учиться вместе с детьми, тогда все у них получится. 

Детей нужно любить, а свой предмет знать

Встреча с учителем математики Людмилой Николаевой заставила усомниться в не-

зыблемости этой аксиомы. Мне просто не разжевали алгебру с геометрией, оттого и остались они в памяти нелюбимыми. Среди учеников Людмилы Васильевны были и физики, и лирики, но школьный учитель сумел разложить по полочкам знания в их головах.

Главное – понятно объяснять

У Людмилы Васильевны живые карие глаза, добрая улыбка и внимательный учительский взгляд. Уже 27 лет как педагог на пенсии, но умение слушать и готовность ответить на любой вопрос – постоянные качества души. Так и представляешь ее у классной доски после разбора сложного уравнения. «Ребята, что непонятно? Спрашивайте!»

И ребята спрашивали, потому что не было в облике «математички» ни грамма строгости. Всегда было желание помочь, просто растолковать самое сложное. 

– Главное – понятно объяснять. Для этого надо самой хорошо знать предмет. Нельзя идти на урок, если плохо знаешь тему. Если у меня кто-то не мог решить задачу, я спокойно уснуть не могла, все думала: «Ну как же ему объяснить, чтобы все понял?» Когда ребенок поймет, у него появляется интерес, он начинает решать, – говорит Людмила Васильевна, а я завидую ее бывшим ученикам. Всем бы таких учителей математики, которые по ночам изводятся в желании понятно объяснить сложную тему! 

Людмила Васильевна родилась в Маймаксе. В ее семье было пятеро детей. Мать и отец крутили баранку. В 1941 году Людмила пошла в первый класс 55-й маймаксанской школы, которая недавно отметила свое столетие. 

– В войну нам на перемене давали полшанежки. Мы ее на парте раскладывали и крышкой прижимали, чтобы побольше была, – улыбается Людмила Васильевна. – От цинги в школе стояли баки с хвойным экстрактом. От голода спасал огород. У всех были картошка и капуста. Гости придут – винегрету наделаем. Дружно жили!

Дроби в полстраницы

В школе Людмила Васильевна любила математику, физику и химию. Учителя дали очень прочные знания, поэтому после десятилетки девушка поступила учиться на инженера-химика в АЛТИ. Но судьба распорядилась по-своему. 

– После института меня распределили в Няндому. Работала инженером на уксусном заводе. Там вышла замуж, родилась дочь. Я была активной, общительной, старалась всем помочь, наверно, поэтому мне предложили должность секретаря райкома комсомола. 

Молодой маме пришлось уйти с завода и устроиться преподавателем в железнодорожное училище. Хорошее техническое образование позволяло успешно вести математику и спецдисциплины. Когда в Няндоме построили школу-восьмилетку, потребовался математик. Из училища Людмилу Николаеву не отпускали, в школу перевели по решению бюро райкома партии.

– У меня получилось из инженера стать учителем. 

Люблю ребят. Надо было сразу поступать в пединститут, а не в АЛТИ. Физмат пришлось заканчивать позже. 

В няндомской восьмилетке не хватало учителей. Людмила Васильевна учила детей математике, черчению, физике. 

– Классы были большие, по 45 человек, но у меня не было проблем с дисциплиной. Все сидят решают, головы не поднимают. Я любила математику, и ученики мои любили. Помните, какие раньше дроби были? Полстраницы в тетрадке на одно вычисление, но ребята любили их решать. У нас не было таблиц, дидактических пособий, интерактивных досок, как сейчас. Только мел, доска и транспортир. Но мы выучивали! Надо любить учеников и отлично знать свой предмет. Ребята это чувствуют, уважают таких учителей. 

Мама на уроке. Ждите

В 1969 году мужа перевели в Архангельск. Людмила Николаева устроилась математиком в 10-ю архангельскую школу. 

– Однажды ночью там обвалился потолок. Нас перевели в первую школу, затем в шестую. Там я работала до пенсии. В шестой школе очень интересно преподавать. Дети стремятся к знаниям, с ними было легко. Моим последним выпуском стал спортивный класс. Ребята занимались плаванием. У них по две тренировки в день: одна – в шесть утра, вторая – после школы. Головы сырые после бассейна, после тренировок вечно голодные… Помню, бегут в столовую за хлебом, раньше не учитывали каждый кусочек, – улыбается Людмила Васильевна и показывает фотоальбом с вечера встречи. Ее спортсмены сейчас уважаемые в городе и области люди. – А пришли ко мне слабые по математике, но подтянулись. Экзамены все сдали хорошо. 

Любимая работа, классное руководство, партийные и общественные поручения занимали почти все время суток, а дома Людмилу Васильевну ждали дочка и сын. 

– Помню, как-то мой Вовка зуб выбил. Звонят с дочкой испуганные мне в школу. А завуч им отвечает: «Сидите и ждите. Мама на уроке». 

А тетрадей сколько было! Раньше мы проверяли каждую работку. Домой таскала сумки с тетрадями… 

– Мы с братом маму почти не видели, – рассказывает дочь Людмилы Васильевны Татьяна Стойко. – Помню пустую квартиру, мамины наказы, которые к вечеру надо было выполнить, и ответственность за младшего брата. Мне было поручено за ним следить. Родителей мы дожидались домой уже почти спящими. Мама приходила – и сразу за тетради… И я стала математиком. В школе работаю более 30 лет. 

Две внучки Людмилы Васильевны тоже закончили педагогический факультет. Одна стала учителем иностранного языка, другая – химиком.

Математику сократили, физику завалили

– Сейчас учителя математики бедные, – жалеет коллег Людмила Васильевна. – Программы и учебники меняются, поэтому учителя плохо знают геометрию. Старое поколение математиков ее знает, а молодые не могут научить ребят. 

А как красива геометрия! Доска в чертежах – это же картина! Правильно выполненный чертеж – это половина решенной задачи. Уроков математики раньше было шесть часов в неделю, сейчас – четыре. 

И физику всю завалили… Появились решебники, ребята списывают, не хотят учить. А как в техническом вузе учиться без знаний?! – переживает за детей и коллег опытный педагог.

Людмила Васильевна довольна своей жизнью. Лучшие годы отданы школе. Ее ученики успешно окончили технические вузы, стали уважаемыми людьми, благодарны ей за крепкие знания, душевную теплоту. И семья радует. Выросли замечательные дети, внучки, подрастает правнук. Наша героиня – веселая, энергичная, бодрая. Активно работает на даче, много читает, не пропускает ни одной премьеры в театре и в кирхе, тесно общается с коллегами и ветеранами шестой гимназии. 

– Я счастлива, что я – учитель, что дочь пошла по моим стопам. Лучше этой профессии нет. Желаю молодым учителям добывать знания и всю жизнь учиться и учиться вместе с детьми, тогда все у них получится. 

Поделиться
10759