12 июля 2022

Деревянное судостроение возвращается — карбасы поднимают паруса

В Архангельске вновь прошла научная конференция по теории и практике строительства деревянных судов. Площадкой мероприятия «Матица-2022: от реставрации и строительства к туризму» стал Северный морской музей. В прошлом году в Архангельске уже состоялась такая конференция, ставшая теперь традиционной.

Деревянное судостроение возвращается — карбасы поднимают паруса

Как пояснил директор Евгений Тенетов, изначально музей не был ориентирован на традиционное судостроение, но в последнее время стал активно заниматься темой деревянных лодок.

Сегодня Архангельск становится центром возрождения деревянного судостроения. В Соломбале строится коч, на верфи в САФУ – классическая поморская шхуна, вернулась традиция проведения карбасных регат. Об этом и многом другом говорили участники «Матицы» – люди, поистине влюбленные в деревянные парусные корабли. С каким жаром, с каким энтузиазмом рассказывали они о старинных судах и их современных репликах, часто выбиваясь из регламента, как Сергей Кухтерин из Нефтеюганска, посвятивший пространный доклад поморскому кочу, который проложил морской путь в Сибирь, в легендарную Мангазею.

Участники конференции могли подержать в руках найденные на раскопках артефакты – сохранившиеся детали деревянных судов XVII века. Также можно было узнать, чем отличаются современные изображения коча от аутентичных судов допетровского времени (у тех отсутствовал классический штурвал, они были одномачтовыми). Кстати, корпуса отслуживших свое парусников шли на строительство деревянных зданий в той же Мангазее.

Чтобы возродить старинное судно, необходимо сформировать команду, а для того чтобы создать команду, нужны события – об этом поведал питерский судостроитель Михаил Плеханов. «Без команды судно сохраняется плохо», – рефреном звучало в его докладе. Кроме того, «евангелистам» (так окрестил он энтузиастов деревянного кораблестроения) нужно вести диалог с историками и музейными специалистами.

Федор Пильников, посвятивший выступление оцифровке архива Соломбальской судоверфи, в ностальгических тонах рассказал о любимом несколькими поколениями земляков катере «Соломбалец», по сути том же карбасе, только моторном.

Евгений Тенетов, директор Северного морского музея:

– Конференция проходит уже второй год, она задумывалась как посвящение северному деревянному судостроению, там были участники из Скандинавии.

Сейчас получается, что мы сдвинулись на восток, у нас есть участники из Нефтеюганска, Казани, других волжских городов. Темы разные: изучение и возрождение деревянного судостроения, его музеефикация.

Анатолий Беднов

Поделиться
128132