24 марта 2020

Депрессия у детей и подростков — что нужно об этом знать?

24 марта — Всемирный день борьбы с депрессией. Раньше считалось, что дети и подростки не восприимчивы к депрессии, ведь они живут в самый лучший период своей жизни —радостного и беззаботного детства. Но, как выяснилось, депрессивные реакции у юного поколения встречаются нередко.

Депрессия у детей и подростков — что нужно об этом знать?

О проблемах детской и подростковой депрессии рассказали специалисты Архангельского центра медицинской профилактики и главный внештатный детский психиатр министерства здравоохранения Архангельской области, заведующая центром детской и подростковой психиатрии Архангельской клинической психиатрической больницы Татьяна Волова.

В последнее время депрессия стала одним из наиболее распространенных аффективных расстройств, которое одинаково серьезно для всех возрастных категорий. Очень важно вовремя обратить внимание на симптомы.

— Коварство таких состояний в том, что даже их тяжелые формы не всегда легко распознать, — отвечает Татьяна Волова. — Депрессия может скрываться под маской различных жалоб и состояний. К примеру, ребенка могут беспокоить головные боли, боли в суставах, мышцах, желудочно-кишечные расстройства в виде тошноты, болей в животе, запоров или диареи. Депрессия у детей — психическое расстройство, которое характеризуется сниженным настроением, двигательной заторможенностью, неспособностью переживать радость, наличием негативных мыслей о будущем.

Первые «звоночки» могут появиться еще в самом начале жизни ребенка. Об этом стало известно из научных исследований, в которых подтверждается наличие депрессивных расстройств даже у младенцев.

— Как правило, они имеют «телесное» выражение: частый плач по непонятным причинам, двигательные нарушения в виде заторможенности или возбуждения, задержка речевого развития, срыгивания, нарушения аппетита, сна, поведения с близким взрослым. Такую реакцию может вызвать, например, разлука с мамой, помещение ребенка в дом ребенка или детский дом. Переживание острой депрессии или реакции «горя» в таком возрасте может отразиться на формировании всей эмоциональной сферы ребенка, — рассказывает Татьяна Леонидовна. — Депрессия у ребенка дошкольного возраста чаще проявляется в виде перемены настроения, которую могут заметить родители, а также соматических симптомов (головные боли, тики, ребенок может уединяться, плакать без причины, появляется раздражительность). В таком возрасте депрессию можно определить по рисункам, спонтанным играм, мечтаниям малыша и реже – в словесном выражении.

В младшем школьном возрасте у ребенка с депрессией может наблюдаться непривычная для него замкнутость, грустное и тоскливое настроение, безразличие к занятиям, которые раньше доставляли радость, снижение интереса к учебе, к прогулкам, общению, ухудшение памяти и внимания, рассеянность.

Однако в этом возрасте ребенок уже может сообщить о своих чувствах. Школьник может пропускать занятия, совершать побеги из дома, испытывать затруднения при выполнении школьной программы, часто уставать, быть раздражительным, плаксивым, переживать различные страхи, плохо спать.

Чем старше становится ребенок, тем его депрессия все больше становится похожей на депрессию взрослого человека.

— У подростка может отмечаться подавленность, переживание своей неполноценности, апатия, утрата интересов, страхи, колебания настроения, тревога. Подростковый возраст – это фактор риска различных форм аутоагрессивного поведения. Поэтому в период депрессии высока вероятность употребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики), суицидальные мысли. Депрессия всегда является фактором риска возникновения суицидального поведения, а также аутодеструктивных форм поведения, в том числе нанесения ребенком самоповреждений, особенно в подростковом возрасте. Суицидальные мысли – это проявление уже достаточно тяжелых форм депрессивных состояний, требующих лечения ребенка в условиях стационара, — отмечает Татьяна Волова. — Важно уметь различать депрессию и плохое настроение. Необходимо обратить внимание на длительность такого психологического состояния. Если плохое настроение сохраняется более двух недель и сопровождается другими симптомами, можно предположить у ребенка эмоциональное расстройство. Депрессия у детей может длительное время «маскироваться», поэтому чем более внимательными будут родители к своему ребенку, тем больше вероятности своевременно заметить психическое неблагополучие и оказать помощь.

Среди причин детских и подростковых депрессий важно отметить, в первую очередь, наследственную предрасположенность. Кроме того, в раннем возрасте к депрессивным расстройствам могут привести органические нарушения нервной системы или длительная разлука с матерью по разным причинам, лишение ребенка эмоционального общения, заботы, неблагоприятная семейная атмосфера, вредные привычки у родителей.

Неправильное воспитание в семье также напрямую влияет на развитие депрессивных состояний у детей. Такие крайности в воспитании, как жестокость, равнодушное отношение или избыточная опека, чаще всего оборачиваются для ребенка печальными последствиями.

Еще одним важным критерием развития депрессии является положение подростка в социуме, если он становится изгоем в коллективе (особенно в возрасте 10-13 лет), а именно в этот период общение со сверстниками главнее учебы.

Повышенные требования со стороны взрослых также часто могут снижать самооценку школьника. На этом фоне у детей могут возникнуть психоэмоциональные нарушения. На развитие депрессии могут влиять и особенности личности ребенка: тревожность, повышенная ответственность, чувствительность и ранимость.

Родителям, а также педагогам школ и дошкольных учреждений, школьным психологам необходимо внимательно отнестись к изменениям в поведении детей. Чем раньше выявить эмоциональные отклонения и начать лечить заболевание, тем лучше прогноз.

Если родители заметили у ребенка симптомы депрессии, необходимо обратиться к врачу-психиатру для проведения диагностики и назначения терапии, если понадобится. Лечение может проводиться как в амбулаторных условиях, так и в стационаре. Помощь ребенку должна быть комплексной: психологической, психотерапевтической, медикаментозной. В детской практике выбор того или иного метода лечения депрессии осуществляется в зависимости от возраста ребенка и его состояния.

Депрессивные расстройства отличаются длительностью течения и степенью тяжести симптомов. По словам Татьяны Воловой, депрессия может быть в виде преходящего легкого депрессивного состояния, длительностью не более одного месяца.

Депрессивная реакция на длительное действие стрессовой ситуации может длиться до двух лет. Депрессии могут быть легкой, средней и тяжелой степени в зависимости от проявления основных симптомов заболевания. В зависимости от тяжести клинических проявлений врач-психиатр принимает решение о виде лечения депрессии.

В качестве профилактики депрессии у детей и подростков определенно нужно назвать наличие семьи с гармоничными взаимоотношениями и правильными методами воспитания.

— Важна эмоциональная поддержка взрослого, который сможет обучить ребенка навыкам коммуникации, умению противостоять стрессовым ситуациям и адаптации к новым условиям, — подчеркивает Татьяна Леонидовна. — Благодаря близкому эмоциональному контакту, искренней заинтересованности жизнью и увлечениями ребенка можно помочь ему развить и укрепить любовь к себе, принять себя и свою внешность, научить получать множество положительных эмоций от общения, хобби, спорта, физической активности и от жизни в целом.

Поделиться
57905