15 мая 2020

День памяти Федора Абрамова отметили в Поморье

Федор Абрамов ушел из жизни 37 лет назад. Несмотря на условия карантина, учреждения Архангельской области собрали поклонников творчества писателя на онлайн-мероприятиях. Презентация книги, выставка картин, спектакль, лекции, документальные фильмы – с этими и другими материалами каждый желающий может ознакомиться не выходя из дома.

14 мая 1983 года не стало писателя Федора Абрамова. Он был родом из села Веркола Пинежского района и всю жизнь писал о деревне, ее прошлом, настоящем и будущем.  Его романы «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», повести «Пелагея», «Деревянные кони» стали классикой советской литературы.

В год столетия Федора Абрамова множество запланированных мероприятий пришлось переносить в режим онлайн-трансляций. Впервые в день смерти писателя библиотеки Архангельска остались пустыми, но встреча поклонников его творчества все же состоялась.

Онлайн-мероприятия начались с приветственного слова племянницы Федора Александровича Галины Михайловны Абрамовой, которая стала прототипом Лизы Пряслиной из главной трилогии писателя.

— Его нет с нами уже 37 лет, но остались его романы, повести, рассказы, публицистика, в которых он всегда взывал к добру, справедливости и состраданию, — сказала она в приветственном слове.

В год столетия Федора Александровича прошла презентация книги «Родниковое слово Абрамова», автором которой стал доктор филологических наук Андрей Васильевич Петров.  Центральная городская библиотека им. М. В. Ломоносова опубликовала работу исследователя на сайте, где любой желающий может с ней ознакомиться. 

Андрей Васильевич является постоянным участником конференций и фестивалей, посвященных Федору Абрамову. Предметом его исследования стало не только самобытное слово писателя-земляка, но и спектакли, поставленные по его произведениям.

Библиотека №10 имени Федора Абрамова округа Варавино-Фактория подготовила фильм, в котором факты биографии сопровождаются фотографиями писателя и его семьи, красотами Пинежья и музыкальными произведениями. 

В публичном доступе выложена лекция доцента кафедры отечественной истории Гуманитарного института Вологодского государственного университета Анны Столетовой, посвященная в основном публицистике Федора Александровича. Исследователя интересует в первую очередь личность писателя и то, как его мировоззрение отражалось не только в художественных произведениях, но и статьях и очерках.

Центральная городская библиотека им. М. В. Ломоносова подарила возможность взглянуть на личность Федора Абрамова по-новому, а именно глазами художника Федора Мельникова, который был близким другом писателя со студенческих лет до самой смерти. Они часто путешествовали вместе по России, к примеру в Новгородскую область, где один работал над романом «Братья и сестры», а другой делал этюды природы и был первым слушателем и цензором только что написанных глав.

В эскизах Федора Мельникова писатель предстает душевным собеседником, задумчивым творцом, простым человеком, занятым повседневными делами. Художник побывал и в Верколе, где сделал множество пейзажных зарисовок.

Незадолго до смерти друга Мельников выполнил портретный этюд, на котором писатель напоминает шахтера, и это неслучайно. Как подчеркивал поэт и искусствовед Лев Мочалов, «своей трезвой прозой Абрамов проникал в самые недра народной жизни нашего крестьянства – горькой, надсадной, иногда диковинно страшной». Федор Мельников является и автором надгробного памятника, который и сегодня возвышается над веркольскими заливными лугами.

Виртуальную фотовыставку под названием «Вот такая она – Веркола» представила Елена Терпилко. Участнице фольклорно-этнографического театра «Новиця» благодаря своим снимкам удалось перенести зрителей в родную абрамовскую деревню, куда писатель возвращался каждое лето. А музыкальное сопровождение в виде пинежских песен как нельзя лучше дополняло визуальный ряд.

На сайте библиотек Архангельска было опубликовано два документальных фильма. Один из них, с поэтическим названием «Чтобы красота не пропала», снят кандидатом филологических наук, доцентом САФУ Мариной Никитиной. Весь фильм построен на дневниковых записях самого Абрамова, которые сопровождаются кадрами из Верколы, фотографиями прозаика.

Также о писателе рассказывает его племянник Владимир Михайлович Абрамов:

— Это был работящий крестьян, он знал в работе толк, прекрасно понимал тех людей, которые занимаются трудом. Дядька всегда говорил: что творится в Верколе, то и во всей России.

Другой документальный фильм под названием «Неистовый» снят кинорежиссером заслуженным деятелем искусств РФ Клавдией Хорошавиной к 80-летию Федора Абрамова. В него вошли уникальные интервью с писателем Валентином Распутиным, художником Евгением Мальцевым, актрисой петербургского Малого драматического театра Натальей Акимовой, сыгравшей Лизу Пряслину в спектакле «Братья и сестры», и, конечно, женой прозаика Людмилой Крутиковой-Абрамовой. 

Свое прочтение произведений знаменитого земляка представил открытый студенческий театр «Балаганчик» САФУ, руководителем которого является Андрей Петров. Молодые актеры представили инсценировки рассказов из сборников «Трава-мурава» и «Пролетали лебеди».

Интересный фильм выложил в открытый доступ литературно-мемориальный музей Ф. А. Абрамова.
В марте 1987 года в Верколу приехала съемочная группа во главе с независимым американским продюсером Дмитрием Девяткиным. Его интересовала жизнь советских людей в северной глубинке, их отношение к проблемам войны и мира и переменам, которые происходили в обществе. Съемки шли несколько дней. На Пинежье было заснято двадцать три с половиной часа из жизни северной глубинки. Этот фильм увидели тысячи людей в Англии, Франции, Канаде и США. Однако сами жители Верколы его так и не посмотрели.

Теперь это упущение исправлено — запись выложена в открытый доступ.

Варвара Заборцева

День памяти Федора Абрамова отметили в Поморье

14 мая 1983 года не стало писателя Федора Абрамова. Он был родом из села Веркола Пинежского района и всю жизнь писал о деревне, ее прошлом, настоящем и будущем.  Его романы «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», повести «Пелагея», «Деревянные кони» стали классикой советской литературы.

В год столетия Федора Абрамова множество запланированных мероприятий пришлось переносить в режим онлайн-трансляций. Впервые в день смерти писателя библиотеки Архангельска остались пустыми, но встреча поклонников его творчества все же состоялась.

Онлайн-мероприятия начались с приветственного слова племянницы Федора Александровича Галины Михайловны Абрамовой, которая стала прототипом Лизы Пряслиной из главной трилогии писателя.

— Его нет с нами уже 37 лет, но остались его романы, повести, рассказы, публицистика, в которых он всегда взывал к добру, справедливости и состраданию, — сказала она в приветственном слове.

В год столетия Федора Александровича прошла презентация книги «Родниковое слово Абрамова», автором которой стал доктор филологических наук Андрей Васильевич Петров.  Центральная городская библиотека им. М. В. Ломоносова опубликовала работу исследователя на сайте, где любой желающий может с ней ознакомиться. 

Андрей Васильевич является постоянным участником конференций и фестивалей, посвященных Федору Абрамову. Предметом его исследования стало не только самобытное слово писателя-земляка, но и спектакли, поставленные по его произведениям.

Библиотека №10 имени Федора Абрамова округа Варавино-Фактория подготовила фильм, в котором факты биографии сопровождаются фотографиями писателя и его семьи, красотами Пинежья и музыкальными произведениями. 

В публичном доступе выложена лекция доцента кафедры отечественной истории Гуманитарного института Вологодского государственного университета Анны Столетовой, посвященная в основном публицистике Федора Александровича. Исследователя интересует в первую очередь личность писателя и то, как его мировоззрение отражалось не только в художественных произведениях, но и статьях и очерках.

Центральная городская библиотека им. М. В. Ломоносова подарила возможность взглянуть на личность Федора Абрамова по-новому, а именно глазами художника Федора Мельникова, который был близким другом писателя со студенческих лет до самой смерти. Они часто путешествовали вместе по России, к примеру в Новгородскую область, где один работал над романом «Братья и сестры», а другой делал этюды природы и был первым слушателем и цензором только что написанных глав.

В эскизах Федора Мельникова писатель предстает душевным собеседником, задумчивым творцом, простым человеком, занятым повседневными делами. Художник побывал и в Верколе, где сделал множество пейзажных зарисовок.

Незадолго до смерти друга Мельников выполнил портретный этюд, на котором писатель напоминает шахтера, и это неслучайно. Как подчеркивал поэт и искусствовед Лев Мочалов, «своей трезвой прозой Абрамов проникал в самые недра народной жизни нашего крестьянства – горькой, надсадной, иногда диковинно страшной». Федор Мельников является и автором надгробного памятника, который и сегодня возвышается над веркольскими заливными лугами.

Виртуальную фотовыставку под названием «Вот такая она – Веркола» представила Елена Терпилко. Участнице фольклорно-этнографического театра «Новиця» благодаря своим снимкам удалось перенести зрителей в родную абрамовскую деревню, куда писатель возвращался каждое лето. А музыкальное сопровождение в виде пинежских песен как нельзя лучше дополняло визуальный ряд.

На сайте библиотек Архангельска было опубликовано два документальных фильма. Один из них, с поэтическим названием «Чтобы красота не пропала», снят кандидатом филологических наук, доцентом САФУ Мариной Никитиной. Весь фильм построен на дневниковых записях самого Абрамова, которые сопровождаются кадрами из Верколы, фотографиями прозаика.

Также о писателе рассказывает его племянник Владимир Михайлович Абрамов:

— Это был работящий крестьян, он знал в работе толк, прекрасно понимал тех людей, которые занимаются трудом. Дядька всегда говорил: что творится в Верколе, то и во всей России.

Другой документальный фильм под названием «Неистовый» снят кинорежиссером заслуженным деятелем искусств РФ Клавдией Хорошавиной к 80-летию Федора Абрамова. В него вошли уникальные интервью с писателем Валентином Распутиным, художником Евгением Мальцевым, актрисой петербургского Малого драматического театра Натальей Акимовой, сыгравшей Лизу Пряслину в спектакле «Братья и сестры», и, конечно, женой прозаика Людмилой Крутиковой-Абрамовой. 

Свое прочтение произведений знаменитого земляка представил открытый студенческий театр «Балаганчик» САФУ, руководителем которого является Андрей Петров. Молодые актеры представили инсценировки рассказов из сборников «Трава-мурава» и «Пролетали лебеди».

Интересный фильм выложил в открытый доступ литературно-мемориальный музей Ф. А. Абрамова.
В марте 1987 года в Верколу приехала съемочная группа во главе с независимым американским продюсером Дмитрием Девяткиным. Его интересовала жизнь советских людей в северной глубинке, их отношение к проблемам войны и мира и переменам, которые происходили в обществе. Съемки шли несколько дней. На Пинежье было заснято двадцать три с половиной часа из жизни северной глубинки. Этот фильм увидели тысячи людей в Англии, Франции, Канаде и США. Однако сами жители Верколы его так и не посмотрели.

Теперь это упущение исправлено — запись выложена в открытый доступ.

Варвара Заборцева

Поделиться
61635