Важное газета «Архангельск»

Дайте в руки мне гармонь!

Целый месяц в Архангельской области проходил Всероссийский фестиваль «Сметаниские встречи» — более 500 участников, благотворительные концерты, выставки, мастер-классы, кинопоказы, а завершил его конкурс молодых исполнителей на гармониках.

Под оркестр

— Фестиваль «Сметанинские встречи» получил государственную поддержку, — отметила заместитель министра культуры Наталья Бакшеева, — в рамках национального проекта «Культура». Это позволило расширить его географию, провести мероприятие масштабно, пригласить в Архангельск выдающихся музыкантов из 11 субъектов Российской Федерации.

А вырос фестиваль из концерта памяти Сергея Сметанина в 2006 году, который родился в Красноборском районе, а потом принес ему славу во всем мире. Ведь со своей гармонью Сергей Леонидович где только не выступал! На основе северного музыкального фольклора им написаны десятки оригинальных произведений для гармоники, сделано множество обработок северных русских народных песен.

И самое главное – его произведения играются! В конкурсе приняли участие 54 гармониста – география – от городов и поселков Архангельской области до республик Осетия-Алания и Мордовия, Курск, Воронеж, Казань, Вологда… Самое сложное — обязательные пьесы Сергея Сметанина с оркестром русских народных инструментов Архангельского музыкального колледжа под управлением Бориса Мацегоры. И все справились! Кстати, самому юному участнику Матвею Кучину с Виледи в эти дни исполнилось семь лет.

Играет твист?

— Такой профессиональный конкурс мы провели впервые, — заметила автор проекта Татьяна Сметанина, — считаю, его участники не только талантливые, но и смелые, ведь не каждому удается передать кураж своеобразных мелодий Сметанина. Да еще с оркестром!

Специальные призы за лучшее исполнение произведений земляка получили студент музыкального колледжа Арсений Синюшкин и студент Гнесинки Владимир Серебрянников.

— У нас в Каргопольской ДШИ изучение пьес Сергея Леонидовича было обязательным, — рассказал Владимир, который стал еще и лауреатом конкурса. – И в Гнесинке мы их исполняем. Самое любимое? Ох, все для меня значимы. Но, пожалуй, выделю – «Скоро, скоро свадебка» — очень интересно сделано.

Диплом Лауреата I степени увез в Вельск Богдан Разумов, который накануне получил от губернатора личный подарок – новую гармонь. А лауреат первой степени Умар Бикбаев из Казани награжден особым призом – он приглашен на XVII Московский международный фестиваль «Гармоника-душа России». Мальчик признается, что это «Прикольный инструмент, на нем можно сыграть все», а на концерте залихватски исполнил «Гармонист играет твист».

Рояльная, ливенская и бандонион

Именно возможности гармони, которая может быть разной и по виду, и по звуку и продемонстрировали участники гала-концерта.

Потомственный музыкант Андрей Ивлев из Липецка показал елецкую рояльную гармонь. Говорит, еще к его прадеду ценители съезжались со всей России перенять манеру игры и традиционные наигрыши исполнения.

Дуэт «Ливенки» из Орловской области удивили своими безразмерными ливенками, на которых у них получился задиристо-боевитый диалог. Бравые парни из Владикавказа играли на осетинских гармонях – огромных и голосистых, без которых ни один праздник не обходится. Самобытный двухрядный хроматический мощный инструмент и у веселого ансамбля «Гармоника Джаз» из Тулы – тоже все на нем исполняют – и рок, и классику. «Русский сувенир» из Вологды – там ребята играют на всем, что звучит – гармошки, рожки, жалейки, ложки, пилы, молотки, ухваты…

Карельский виртуоз и член жюри Михаил Тоцкий под оркестр народных инструментов растрогал мелодиями на немецкой гармонике бандонион.

— Ее придумали в девятнадцатом веке, — поделился музыкант, — а потом она попала в Аргентину, где на бандонионе играют на вечерах танго. Но на нем все можно исполнять – джаз, эстрадную, народную, симфоническую музыку… А вот это – духовая гармоника из Франции аккордино, изобрел ее Андре Бораль для Марселя Азола, который аккомпанировал Эдит Пиаф.

А вот дуэт Сергея Громова и Сергея Петрова на обычных гармошках так сыграл с переливами сметанинские наигрыши, что завоевали Гран-при в номинации «ансамбли».

Гран-при среди солистов достался Лие Цыценковой из Санкт-Петербурга. Однако она наша – вельская.

— Я родилась в селе Благовещенское, — заметила Лия. — По наследству от сестры мне достался баян, стала играть, и на одном из смотров самодеятельности – заметили и посоветовали маме переехать в Вельск, чтобы отдать меня в музыкальную школу. Закончила по двум классам – и баяну, и гармошке, которая ближе душе. Из друзей, с которыми училась в Санкт-Петербургском университете культуры, создали ансамбль «Пташица». В репертуаре — фольклор регионов России, песни советских композиторов – что близко, то и поем.

На гала-концерте виртуозности Лии рукоплескал весь зал, а ансамбль вызвали на «Бис»!

То, что дорого сердцу

Немало аплодисментов вызвала и торжественно-величавая мелодия гуслей. «На родине моей пахнет клевером, и сторонушку зовут просто Севером», — трогательная песня гусляра взяла за душу.

— Я учился по классу фортепьяно, занимался вокалом, джаз-вокалом, — рассказал Сергей Пушкарев из Устьян, — пока не понял – это все пустое. Надо к корням возвращаться, к традициям русской культуры. Так два года назад в мою жизнь пришли гусли. Нам сейчас очень этого не хватает, мы забыли самое важное – слово «святость»: любовь к святыням родной земли, то, что должно быть дорого сердцу…

Об этом же говорил и «патриарх» фестиваля – не пропустил ни одного – Николай Турусов из Мордовии. Сколько учеников у Николая Федоровича – не считано, среди самых известных Влад Шумкин, который еще мальчишкой принимал участие в «Сметанинских встречах», победил в телепроекте «Синяя птица», а в сентябре выступал здесь в составе группы «Гармонь Drive» Гнесинки. А Николай Федорович привез на конкурс Ксению Журавлеву, которая стала лауреатом третьей степени в своей возрастной категории.

— Чему я своих ребят учу? – спросил преподаватель. – Любить свой инструмент, а через инструмент – саму музыку, а через музыку – свою землю, свою Россию.

Николай Федорович сказал и о Сметанине, с которым «только здоровкался», что немного у нас таких композиторов, опирающихся на местный фольклор – «где живу, то и пою». А это очень важно.

— Творчество Сергея Сметанина принадлежит всей России, — заметил председатель жюри конкурса, заведующий отделом музыкального искусства Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова Анатолий Цеп, — и его надо всячески пропагандировать. Эта музыка – глубина, ум, артистизм, а любовь к родному краю – в каждой ноте слышна. Между прочим, первый конкурс гармонистов прошел в 1926 году в Большом театре! 1500 участников, среди членов жюри – Ипполитов-Иванов, Луначарский, Мейерхольд… Гармонь снова становится популярной, будем возрождать такие конкурсы, повышать их значимость! Наши традиции – это наша культура. Вот эти молодые музыканты и несут ее через себя, через свое поколение в будущее.

А на архивной экранной записи у Сергея Сметанина спрашивают – что, мол, молодым пожелаешь? И он отвечает: «Берите гармонь и играйте!». Лучше и не скажешь.