Чтобы ваши денежки не плакали: как остановить волну виртуального мошенничества?

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? «Служба безопасности банка». Судя по номеру телефона, звонящий находится за тридевять земель от Архангельска. С чего бы это представителю банка из Пензы, Нижнего Новгорода, Челябинска заботиться о безопасности вкладов архангельского клиента? Почему он так настойчив, даже назойлив? Содержание разговора может быть самым разнообразным: «на ваше имя пытаются оформить кредит», «с вашего счета хотят похитить деньги» и т. д. Поверил «доброхоту» – и деньги утекли со счета.

Правоохранительные органы борются с мошенничеством в Сети, ловят мнимых сотрудников банков и прочих хитрых на выдумку любителей нажиться за счет сограждан. Однако наивность и доверчивость людей по-прежнему служит питательной средой для всевозможных охотников за чужими деньгами. Необходима не только борьба с преступлениями в этой сфере, но и просветительская работа с потенциальными жертвами обмана.

Об этом состоялся наш разговор с заместителем начальника УМВД России по городу Архангельску, подполковником внутренней службы Андреем Николаевичем Гневашевым.

— Насколько актуальна для нашего города проблема дистанционных преступлений? 

— Очень актуальна. Только за шесть месяцев текущего года на территории столицы Поморья зарегистрировано почти 700 мошенничеств и хищений с банковских счетов граждан, совершенных с использованием IT-технологий. Материальный ущерб, причиненный злоумышленниками потерпевшим, составил около 80 миллионов рублей.  Одна пятая часть всех пострадавших – это люди пожилого возраста. Много студентов, работников бюджетной сферы — здравоохранения и образования…

— Какие способы используют злоумышленники, для того чтобы ввести в заблуждение горожан?

— Наиболее распространенным способом у нас являются звонки от лица якобы службы безопасности банка с сообщением о попытке третьих лиц оформить кредит. Чтобы это предотвратить, человеку предлагается срочно сообщить конфиденциальные данные или оформить на свое имя заем (чтобы исчерпать свой лимитный кредит) и перевести его на «безопасные счета». Во всех этих случаях злоумышленники, как правило, не дают потерпевшему время обдумать свои действия и просчитать их последствия. Они стараются воздействовать на сознание, заставляя человека в экстренном порядке принять какое-то решение, не дать посоветоваться с кем-то. Несмотря на абсурдность предлога о попытке оформить кредит, огромное количество потерпевших идут на поводу у мошенников, берут крупные займы и переводят их на номера телефонов или интернет-кошельки.

Важно помнить: на самом деле службы безопасности банков никогда не звонят клиентам и не сообщают о каких-то проблемах со счетом. Так действуют только мошенники. Все вопросы, связанные с обслуживанием банковской карты, необходимо решать исключительно по телефону горячей линии либо службы поддержки, который указан на оборотной стороне карты. При этом стоит отметить, что в последнее время злоумышленники часто используют так называемые подменные номера, когда на экране телефона гражданина высвечивается номер реально существующей организации или ведомства. Перезванивать на них ни в коем случае нельзя, иначе вы снова попадете на мошенников. Необходимо самому в ручном режиме набрать нужный вам номер.

— В Интернете ведь имеются страницы, где можно проверить неизвестный вам номер телефона – нет ли его в черном списке.

— Да, подобные сайты существуют. Но при принятии тех или иных решений все-таки лучше руководствоваться здравым смыслом.

— А какие есть виды интернет-мошенничеств?

— Как правило, это использование злоумышленниками сайтов-двойников, так называемыхклонов. При первом взгляде для обывателя они могут быть неотличимы от настоящих. На самом же деле они отличаются доменным именем или лишним символом, добавленным в адрес. Как правило, такие сайты функционируют примерно в течение месяца, а затем блокируются. Для обмана граждан мошенники используют лжесайты по продаже билетов, еды, туристических путевок, гостиниц с онлайн-возможностью бронирования, бесплатных объявлений, где размещается информация о продаже, покупке, предоставлении каких-то услуг. Были случаи, когда, ища подработку, человек связывается через сайт с работодателем. Тот просит открыть счет, внести на него денежные средства для оформления по трудовому договору – и просто исчезает. Кстати, большое количество интернет-преступлений совершается и с помощью соцсетей. Аферисты взламывают действующую страничку знакомого или родственника гражданина, создают ее клон, а затем с ее помощью просят оказать финансовую помощь. Бывают случаи, когда пытаются копировать какие-то сведения, составляющие личную тайну, и за это также пробуют деньги получить.

— А самый старый вид мошенничества под предлогом «родственник попал в беду» еще актуален?

— К сожалению, да. В последнее время в Архангельске все чаще регистрируются подобного рода мошенничества, совершенные в отношении пожилых людей. Например, звонит злоумышленник и представляется близким родственником. Он сообщает, что стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадал человек. Для оказания помощи пострадавшему необходима крупная сумма, он просит передать ее курьеру или перечислить на номер телефона. При поступлении подобного рода звонков необходимо сразу прекратить разговор, перезвонить родственникам и выяснить, все ли с ними в порядке. И, конечно же,  сообщить о произошедшем в органы внутренних дел. Никаких денежных средств никому передавать нельзя!

— А есть какие-нибудь новые способы мошенничеств, которые появились совсем недавно?

— Да. С начала лета в органах внутренних дел фиксируются случаи мошенничества под предлогом оказания услуг оператором связи. Так, архангелогородцу 1975 года рождения позвонил неизвестный и, представившись сотрудником компании — оператора его мобильной связи, предложил продлить договор на оказание услуг и сменить тариф. Следуя инструкциям злоумышленника, архангелогородец выполнил ряд операций, озвучив при этом код доступа в «Личный кабинет» оператора связи. Благодаря этой информации мошенники смогли подключить услугу переадресации поступающих мужчине смс-сообщений на другой мобильный телефон, получив доступ к кодам безопасности от его систем дистанционного управления финансами. В результате  с банковских счетов потерпевшего были похищены денежные средства на сумму почти 170 тысяч рублей.

— Получается, что перед потерпевшим разыгрывают целый спектакль?

— Да, мошенники, как правило, хорошие манипуляторы. Они действуют достаточно уверенно, пытаются воздействовать на психику человека, делают все, чтобы он принял решение молниеносно, не давая ему времени подумать и посоветоваться с кем-то. Потому нужно всегда быть очень бдительным и не позволять мошенникам обманывать себя.

— А правда, что чаще всего на удочку мошенников попадаются пенсионеры?

— Нет, потерпевшие, как я уже говорил, это люди из разных возрастных групп и социальных слоев. Просто пенсионеры в силу возраста наиболее доверчивы и подвержены влиянию злоумышленников. Например, бывали случаи, когда сотрудники частных охранных предприятий или правоохранительных органов пытались остановить пожилых людей, которые длительное время через банкомат переводили денежные средства. Но потерпевшие,  находясь под воздействием мошенников, настолько были убеждены в своей правоте, что требовали не мешать им переводить денежные средства аферистам.

— Недавно наградили банковских работников, которые все-таки сумели убедить клиента не совершать опрометчивый поступок и не брать кредит, навязанный ему мошенниками…

— Да, сотрудниками органов внутренних дел проводится обширная профилактическая работа. Мы взаимодействуем как с банковской сферой, так и с частными охранными предприятиями. Наша главная цель – предупреждение мошенничеств с использованием IT-технологий. Совместная деятельность органов внутренних дел, работников банковской сферы и частных охранных предприятий направлена на то, чтобы уберечь людей от опрометчивых поступков и защитить их денежные средства.

— Откуда чаще всего звонят злоумышленники?

— География звонков обширна. Практически из всех регионов, в том числе из Москвы, южных регионов, Сибири и из зарубежных государств. Хочу отметить, что, несмотря на то что мошенники не стоят на месте и постоянно меняют свой формат работы, правоохранительные органы разрабатывают и используют все новые методики борьбы с дистанционными преступлениями. Огромное внимание уделяется профилактической работе, в том числе совместно с банковскими учреждениями.  Только сообща мы сможем добиться хороших результатов. Средства массовой информации тоже могут оказать нам поддержку в борьбе с аферистами. Совместными усилиями мы должны предупредить каждого жителя Архангельска и области: будьте внимательны и бдительны, не позволяйте мошенникам обманывать вас!

Анатолий Беднов

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 13 июля 2022 г.