26 октября 2017

Что на гербе, то и на уме?

3 ноября Архангельск со всей страной напишет Большой этнографический диктант, но у нас была возможность потренироваться на маленьком областном краеведческом, где самым сложным для многих, но и очень интересным стал вопрос о гербах муниципальных образований. Оказалось, мы так мало о них знаем! Давайте же проведем, как сейчас модно, презентацию этих гербов.

Бочка дегтя и красная лисица

В Архангельской области 21 район и семь городов областного подчинения, однако гербов я насчитала больше сорока. Потому что ими обзавелись и отдельные столицы районов, и такие старинные городки, как Сольвычегодск, у которого, впрочем, герб 1780 года, доставшийся еще от Вологодской губернии, с двумя ступками соли в нижней части. И даже сельские поселения, например Вознесенье и Заостровье Приморского района. А в вельском МО «Муравьевское» – очень красивая эмблема: золотая сосна и ветви черемухи с черными ягодками.

У самого Вельска – родовой герб. Золотое поле – символ стабильности, богатства, уважения и интеллекта, на щите – червленая бочка с потеками дегтя – им торговали тут в старину, фрагмент северного орнамента с льняного полотенца браного ткачества с Андреевским крестом и знаком плодоносящей земли.

Взяли за основу исторические гербы 1780–1781 годов также Мезень, Онега, Шенкурск. У них на щитах живность и рыба, коими щедры были эти земли, – пушной зверек лисица, дородная семга, толстячок барсук. А вот у Ленского района – на зеленой ели золотые белки, заимствованные со старинного герба Яренска. Белки символизируют северную лесную природу, разнообразную флору и фауну. Про богатство тайги говорит и герб Красноборского района с соснами в рассеченном червленом и серебряном поле – тоже утвержденный по образцу 1781 года.

Онега взяла себе на герб семгу

В честь котлассии и двинозаврии

Но вот откуда взялся в Каргополе баран, идут споры.

– Как появился наш герб – лежащий в огне баран – доподлинно не известно, – рассказал директор турбюро «Лаче» и организатор кулинарно-этнографического праздника «Баранье воскресенье» Радик Аднобаев. – Есть легенда, что один раз в год в старину выходил из леса олень и люди убивали его и съедали, но вот не пришел он. И тогда забили барана и устроили праздник, а олени обиделись и ушли из Каргополья. Еще одно предание – на знамени Каргопольского полка была изображена собака, лежащая на костре, с надписью «Неробкая верность», со временем собаку заменили на барана. Надпись тоже исчезла. И уже потом перекочевал герб полка на герб города. Ну и конечно, Баранье воскресенье тоже из тех стародавних языческих времен жертвоприношений и поклонений. Поешь бараньего мяса – и весь год будешь жить в достатке и благополучии.

arh42 17 8 dbf73

«Баранье воскресенье» в Каргополе. Фото: travel.ru

Немало удивления вызывает и динозавр на гербе Котласского района. У самого Котласа ничего такого необычного – три луча звезды – три реки, на пересечении которых он стоит, символы автодорог и железнодорожных путей, елки. Кстати, на щите Коряжмы – тоже зеленая ель и белый рулон бумаги. Все понятно.

А откуда взялось доисторическое животное? Оказывается, включить его в герб рекомендовали художники Союза геральдистов России, чтобы подчеркнуть изюминку территории, а также как символ того, что Котласская земля содержит много тайн и загадок.

На самом деле это и не динозавр вовсе, палеонтологи назвали существо «фантастическим гибридом диплодока и стегозавра». А появилось оное на гербе в 2009 году в память об уникальных открытиях на берегах Северной Двины, совершенных в начале XX века выдающимся русским палеонтологом Владимиром Амалицким. Ученый назвал свои находки «котлассия» и «двинозаврия». Кстати, в России на гербах всего два динозавра, еще один в крымском Саки. Не породниться ли этим городам?

Конь и прялка

Ой, к ним вполне может присоединиться и Коноша, хотя на гербе у нее конь. Зато на центральной площади симпатичный динозавр, крылатый птеродактиль, тираннозавр, целофизис. Целый «парк Юрского периода», сотворенный фантазией местного умельца. А история про коня интересная. Родового герба у поселка, выросшего у железнодорожной станции, не было. Потому, когда был объявлен конкурс к его 100-летию, предложения посыпались самые разные. Но, как это обычно бывает, символы выбирались банальные – тепловоз, елка, трелевочник, пилорама… Наконец, уже ближе к 110-летию комиссия остановилась на двух вариантах – жар-птице и коне.

И выбор таки пал на него – первого на селе работника, незаменимого помощника человека в любом тяжелом деле. Вспомнили и то, что через район проходили старинные ямщицкие тракты, а главное – в народной этимологии давно сложилось мнение, что название Коноша образовалось от «коня» и «ноши».

Тут же историки нашли легенду о неком землеустроителе, прибывшем в Вадью. Поплыл он-де по Волошке да уснул в лодке, а как очнулся, пристал к берегу и послал мужиков за лошадью: «Будет конь, будет и ноша».

Герб красивый: в червленом поле идет серебряный конь, накрытый золотой попоной, через которую перекинуты золотые же кузовки. Он очень легко и быстро вошел в жизнь коношан, за право пользоваться гербом, правда, денег пока не берут, но помещают на всех почетных грамотах, стараются сделать привлекательной визитной карточкой района.

Свой конь есть и в Лешуконии, правда, на прялке. Вот описание: «В зеленом поле золотая прялка, обрамленная червленым, с черными гривой, хвостом и уздой конем, вместо ног у которого – черные стебли травы, завершенные вверху черными зернами». Роспись в виде тонконогих темно-красных коней – своеобразный символ Лешуконского района, его марка.

Медведи – символ сильных устьяков

Есть гербы, которые придуманы самими жителями. Эмблему Верхнетоемского района создал его почетный гражданин Сергей Сюхин. На нем святой Георгий.

– Соревноваться пришлось, не в обиду будь сказано, с целыми озерами рыб, – заметил художник. – Но у нас же в районе в старину большинство церквей именем святого Георгия названо было, все преходяще, а это вечное, то, что людям надо для объединения, укрепления духа. Постарался лаконично выразить главную мысль: фон – синь-вода и зелень-лес, треугольник вершиной в землю упирается – это энергия с неба, а в углу его – завиток из знаменитой нашей росписи (Пучуга, Борок, Нижняя Тойма ей родина) – традиция, символ всякого ремесла.

А знаменитые уже, раскрученные на традиционном празднике мастеров декоративно-прикладного и художественного творчества «Устьянская ссыпчина» медведи появились благодаря двум энергичным женщинам – Лидии Буториной и Елизавете Соболевой, которые в 1999-м занимали посты начальника отдела культуры и заместителя главы по социальным вопросам района. Вообще-то они разрабатывали изначально эмблему для фестиваля, а получился яркий отличительный знак для всех Устьян.

– Взяли за основу старинный обычай – Ссыпчину, – делится воспоминаниями Елизавета Григорьевна. – Тогда съезжались в село Бестужево купцы со всех сторон-волостей с самым разным товаром: кто с хлебом, кто с горшками глиняными да свистульками детскими, кто с ушатами да бочками деревянными… Торговали всякой всячиной: от домашней утвари до скота, бойко шла купля-продажа, после которой устраивалось гулянье. Для него всем миром варили пиво, ссыпая по мере зерна в общую кадку. А медведи олицетворяют сильный народ, хотя многие устьяки говорили, что они похожи на наших известных мужчин – Горбунова и Кашина. Герб прижился, все считают, что он у нас самый выразительный и красивый во всей Архангельской области.

К слову, мишки, но уже белые представлены на гербе Новой Земли.

Золота много не бывает

Заметно много у всех зеленого, немного меньше синего. Еще бы – край лесов и вод, а еще это знаки изобилия, радости, чести и чистоты. Но больше все-таки золотого. Всем хочется богатства и стабильности. Пинежье взяло себе на герб нашу северную щепную птицу счастья. На фоне зеленых елок золотая птица в обрамлении изб, увенчанных охлупнями – коньками, волнистая серебряная оконечность означает реку.

– Свой герб используем по полной, – сообщил начальник отдела по искусству, культуре и туризму Леонид Житов, – печатаем его в календаре культурных событий района, в пресс-релизах, в программках фестивалей, пропагандируем на Петровской ярмарке…

В Плесецке герб утвердили в 2008-м. В нем тоже много золота – в зеленом поле в золотых распахнутых воротах стоит золотой лось. А в соседнем городе-космодроме Мирном – золотой ограненный камень, похожий на объемную звезду, серебряные лучи, символизирующие северное сияние, и золотое острие, уходящее в небо, – летательный аппарат.

Не меньше золота и серебра на гербе Холмогор – на серебряных волнах золотая ладья, над ней серебряный квадрант. Напоминание о том, что именно это село стало первым русским международным морским портом. И в то же время ладья похожа на колыбель – родина Михаила Ломоносова и Николая Рубцова. А астрономический инструмент указывает и на первую обсерваторию, и на старейшую Холмогорскую мореходную школу. Еще есть орнамент на волнах – это символ знаменитого промысла – резьбы по кости.

А у приморцев – золотой поморский карбас с серебряной мачтой под парусом, виден и якорь – символ стабильности и надежды.

В Няндомском гербе золотое паровозное колесо символизирует не просто железную дорогу, а основы экономики района. Еще на щите уместились шишки и лазоревое обозначение речки. Червленая перевязь – знак мужества и трудолюбия жителей района.

Чайка против цветка

А вот город корабелов, центр атомного судостроения Северодвинск выбрал себе на герб… цветок. Правда, шиповник появился не сразу.

В 1967-м эмблемой была серебряная чайка в голубом поле и полушестерня с волнами внутри. В 1970-м ее несколько видоизменили, исправив геральдические ошибки. И только в 1993-м на щите «вырос» червленый шиповник. По замыслу авторов, среди которых были и северодвинцы Роман Болдырев и Валерий Дадыко, цветок не просто символ Ягр, величаемых «розовым островом», но похож на гребной винт подводной лодки.

В 2003-м был объявлен конкурс на разработку нового герба. Было предложено добавить к шиповнику поморскую ладью и корабельный якорь. Однако в качестве официального сохранился герб образца 1993-го, но мэр настоял, чтобы еще одной эмблемой города стал старый – с чайкой.

Довольно много дискуссий среди общественности и депутатов вызвал при утверждении и герб самой Архангельской области. Некоторые требовали убрать с него нечистого. Однако ангел тьмы, которого попирает архистратиг Михаил, все-таки оставлен как символ того, что добро всегда должно побеждать зло!

Фото: Людмила Ашиток и из архива редакции

Герб языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и природно-географические особенности районов.

Что на гербе, то и на уме?

Бочка дегтя и красная лисица

В Архангельской области 21 район и семь городов областного подчинения, однако гербов я насчитала больше сорока. Потому что ими обзавелись и отдельные столицы районов, и такие старинные городки, как Сольвычегодск, у которого, впрочем, герб 1780 года, доставшийся еще от Вологодской губернии, с двумя ступками соли в нижней части. И даже сельские поселения, например Вознесенье и Заостровье Приморского района. А в вельском МО «Муравьевское» – очень красивая эмблема: золотая сосна и ветви черемухи с черными ягодками.

У самого Вельска – родовой герб. Золотое поле – символ стабильности, богатства, уважения и интеллекта, на щите – червленая бочка с потеками дегтя – им торговали тут в старину, фрагмент северного орнамента с льняного полотенца браного ткачества с Андреевским крестом и знаком плодоносящей земли.

Взяли за основу исторические гербы 1780–1781 годов также Мезень, Онега, Шенкурск. У них на щитах живность и рыба, коими щедры были эти земли, – пушной зверек лисица, дородная семга, толстячок барсук. А вот у Ленского района – на зеленой ели золотые белки, заимствованные со старинного герба Яренска. Белки символизируют северную лесную природу, разнообразную флору и фауну. Про богатство тайги говорит и герб Красноборского района с соснами в рассеченном червленом и серебряном поле – тоже утвержденный по образцу 1781 года.

Онега взяла себе на герб семгу

В честь котлассии и двинозаврии

Но вот откуда взялся в Каргополе баран, идут споры.

– Как появился наш герб – лежащий в огне баран – доподлинно не известно, – рассказал директор турбюро «Лаче» и организатор кулинарно-этнографического праздника «Баранье воскресенье» Радик Аднобаев. – Есть легенда, что один раз в год в старину выходил из леса олень и люди убивали его и съедали, но вот не пришел он. И тогда забили барана и устроили праздник, а олени обиделись и ушли из Каргополья. Еще одно предание – на знамени Каргопольского полка была изображена собака, лежащая на костре, с надписью «Неробкая верность», со временем собаку заменили на барана. Надпись тоже исчезла. И уже потом перекочевал герб полка на герб города. Ну и конечно, Баранье воскресенье тоже из тех стародавних языческих времен жертвоприношений и поклонений. Поешь бараньего мяса – и весь год будешь жить в достатке и благополучии.

arh42 17 8 dbf73

«Баранье воскресенье» в Каргополе. Фото: travel.ru

Немало удивления вызывает и динозавр на гербе Котласского района. У самого Котласа ничего такого необычного – три луча звезды – три реки, на пересечении которых он стоит, символы автодорог и железнодорожных путей, елки. Кстати, на щите Коряжмы – тоже зеленая ель и белый рулон бумаги. Все понятно.

А откуда взялось доисторическое животное? Оказывается, включить его в герб рекомендовали художники Союза геральдистов России, чтобы подчеркнуть изюминку территории, а также как символ того, что Котласская земля содержит много тайн и загадок.

На самом деле это и не динозавр вовсе, палеонтологи назвали существо «фантастическим гибридом диплодока и стегозавра». А появилось оное на гербе в 2009 году в память об уникальных открытиях на берегах Северной Двины, совершенных в начале XX века выдающимся русским палеонтологом Владимиром Амалицким. Ученый назвал свои находки «котлассия» и «двинозаврия». Кстати, в России на гербах всего два динозавра, еще один в крымском Саки. Не породниться ли этим городам?

Конь и прялка

Ой, к ним вполне может присоединиться и Коноша, хотя на гербе у нее конь. Зато на центральной площади симпатичный динозавр, крылатый птеродактиль, тираннозавр, целофизис. Целый «парк Юрского периода», сотворенный фантазией местного умельца. А история про коня интересная. Родового герба у поселка, выросшего у железнодорожной станции, не было. Потому, когда был объявлен конкурс к его 100-летию, предложения посыпались самые разные. Но, как это обычно бывает, символы выбирались банальные – тепловоз, елка, трелевочник, пилорама… Наконец, уже ближе к 110-летию комиссия остановилась на двух вариантах – жар-птице и коне.

И выбор таки пал на него – первого на селе работника, незаменимого помощника человека в любом тяжелом деле. Вспомнили и то, что через район проходили старинные ямщицкие тракты, а главное – в народной этимологии давно сложилось мнение, что название Коноша образовалось от «коня» и «ноши».

Тут же историки нашли легенду о неком землеустроителе, прибывшем в Вадью. Поплыл он-де по Волошке да уснул в лодке, а как очнулся, пристал к берегу и послал мужиков за лошадью: «Будет конь, будет и ноша».

Герб красивый: в червленом поле идет серебряный конь, накрытый золотой попоной, через которую перекинуты золотые же кузовки. Он очень легко и быстро вошел в жизнь коношан, за право пользоваться гербом, правда, денег пока не берут, но помещают на всех почетных грамотах, стараются сделать привлекательной визитной карточкой района.

Свой конь есть и в Лешуконии, правда, на прялке. Вот описание: «В зеленом поле золотая прялка, обрамленная червленым, с черными гривой, хвостом и уздой конем, вместо ног у которого – черные стебли травы, завершенные вверху черными зернами». Роспись в виде тонконогих темно-красных коней – своеобразный символ Лешуконского района, его марка.

Медведи – символ сильных устьяков

Есть гербы, которые придуманы самими жителями. Эмблему Верхнетоемского района создал его почетный гражданин Сергей Сюхин. На нем святой Георгий.

– Соревноваться пришлось, не в обиду будь сказано, с целыми озерами рыб, – заметил художник. – Но у нас же в районе в старину большинство церквей именем святого Георгия названо было, все преходяще, а это вечное, то, что людям надо для объединения, укрепления духа. Постарался лаконично выразить главную мысль: фон – синь-вода и зелень-лес, треугольник вершиной в землю упирается – это энергия с неба, а в углу его – завиток из знаменитой нашей росписи (Пучуга, Борок, Нижняя Тойма ей родина) – традиция, символ всякого ремесла.

А знаменитые уже, раскрученные на традиционном празднике мастеров декоративно-прикладного и художественного творчества «Устьянская ссыпчина» медведи появились благодаря двум энергичным женщинам – Лидии Буториной и Елизавете Соболевой, которые в 1999-м занимали посты начальника отдела культуры и заместителя главы по социальным вопросам района. Вообще-то они разрабатывали изначально эмблему для фестиваля, а получился яркий отличительный знак для всех Устьян.

– Взяли за основу старинный обычай – Ссыпчину, – делится воспоминаниями Елизавета Григорьевна. – Тогда съезжались в село Бестужево купцы со всех сторон-волостей с самым разным товаром: кто с хлебом, кто с горшками глиняными да свистульками детскими, кто с ушатами да бочками деревянными… Торговали всякой всячиной: от домашней утвари до скота, бойко шла купля-продажа, после которой устраивалось гулянье. Для него всем миром варили пиво, ссыпая по мере зерна в общую кадку. А медведи олицетворяют сильный народ, хотя многие устьяки говорили, что они похожи на наших известных мужчин – Горбунова и Кашина. Герб прижился, все считают, что он у нас самый выразительный и красивый во всей Архангельской области.

К слову, мишки, но уже белые представлены на гербе Новой Земли.

Золота много не бывает

Заметно много у всех зеленого, немного меньше синего. Еще бы – край лесов и вод, а еще это знаки изобилия, радости, чести и чистоты. Но больше все-таки золотого. Всем хочется богатства и стабильности. Пинежье взяло себе на герб нашу северную щепную птицу счастья. На фоне зеленых елок золотая птица в обрамлении изб, увенчанных охлупнями – коньками, волнистая серебряная оконечность означает реку.

– Свой герб используем по полной, – сообщил начальник отдела по искусству, культуре и туризму Леонид Житов, – печатаем его в календаре культурных событий района, в пресс-релизах, в программках фестивалей, пропагандируем на Петровской ярмарке…

В Плесецке герб утвердили в 2008-м. В нем тоже много золота – в зеленом поле в золотых распахнутых воротах стоит золотой лось. А в соседнем городе-космодроме Мирном – золотой ограненный камень, похожий на объемную звезду, серебряные лучи, символизирующие северное сияние, и золотое острие, уходящее в небо, – летательный аппарат.

Не меньше золота и серебра на гербе Холмогор – на серебряных волнах золотая ладья, над ней серебряный квадрант. Напоминание о том, что именно это село стало первым русским международным морским портом. И в то же время ладья похожа на колыбель – родина Михаила Ломоносова и Николая Рубцова. А астрономический инструмент указывает и на первую обсерваторию, и на старейшую Холмогорскую мореходную школу. Еще есть орнамент на волнах – это символ знаменитого промысла – резьбы по кости.

А у приморцев – золотой поморский карбас с серебряной мачтой под парусом, виден и якорь – символ стабильности и надежды.

В Няндомском гербе золотое паровозное колесо символизирует не просто железную дорогу, а основы экономики района. Еще на щите уместились шишки и лазоревое обозначение речки. Червленая перевязь – знак мужества и трудолюбия жителей района.

Чайка против цветка

А вот город корабелов, центр атомного судостроения Северодвинск выбрал себе на герб… цветок. Правда, шиповник появился не сразу.

В 1967-м эмблемой была серебряная чайка в голубом поле и полушестерня с волнами внутри. В 1970-м ее несколько видоизменили, исправив геральдические ошибки. И только в 1993-м на щите «вырос» червленый шиповник. По замыслу авторов, среди которых были и северодвинцы Роман Болдырев и Валерий Дадыко, цветок не просто символ Ягр, величаемых «розовым островом», но похож на гребной винт подводной лодки.

В 2003-м был объявлен конкурс на разработку нового герба. Было предложено добавить к шиповнику поморскую ладью и корабельный якорь. Однако в качестве официального сохранился герб образца 1993-го, но мэр настоял, чтобы еще одной эмблемой города стал старый – с чайкой.

Довольно много дискуссий среди общественности и депутатов вызвал при утверждении и герб самой Архангельской области. Некоторые требовали убрать с него нечистого. Однако ангел тьмы, которого попирает архистратиг Михаил, все-таки оставлен как символ того, что добро всегда должно побеждать зло!

Фото: Людмила Ашиток и из архива редакции

Герб языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и природно-географические особенности районов.

Поделиться
24465