26 мая 2016

Чиновник в хорошем смысле слова

Ежедневно к уполномоченному при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Николаю Евменову обращаются десятки бизнесменов со всей области. Пишут на электронную почту, звонят, приезжают поговорить лично, а скоро будут связыватьсячерез специальное мобильное приложение. Такие диалоги для омбудсмена не просто «говорильня», любое обращение – сигнал, который сообщает о несовершенствах системы, и порой ее реально перекроить. Даже на федеральном уровне.

Когда бумага накрывает дело

– Трудно к вам на прием попасть? – спрашиваю Николая Викторовича.

– В любой день можете прийти. Со вторника и всю рабочую неделю встречаюсь с предпринимателями. Кто-то записывается заранее, а иногда раздается звонок: «Из такого-то района приехали специально к вам, в приемной стоим!» Как-то раз не успели ко мне, опаздывали на поезд, позвонил сам: «Ну, рассказывайте…» Согласитесь, у слова «чиновник» есть сегодня негативный оттенок. Для многих это формалист. Мне бы хотелось быть современным чиновником в хорошем смысле этого слова и представлять открытый институт на всех уровнях.

– И с какими проблемами к вам как защитнику обращаются предприниматели? Какие самые распространенные?

– Как правило, это обращения в сфере земельно-имущественных отношений, – проблемы, связанные с арендой земельных участков и недвижимости. Эти вопросы обычно решаются в плоскости местного самоуправления: мы сталкиваемся с несовершенствами законодательства, недостатками административного регламента на муниципальном уровне, что и порождает барьеры на пути бизнесменов. Человек вложил средства в проект и видит перспективы, но вынужден остановить дело, поскольку истекли договорно-имущественные отношения. В такие моменты органы самоуправления не должны резко ставить точку, поскольку предприниматель – это партнер полезный, а иногда просто необходимый для развития территории. Все блага, что нас с вами окружают, – это, по большей части, негосударственный сектор.

Моральная экономика

– То есть часть вашей работы – это нормотворчество?

– И существенная. Сегодня у нас есть основания для предложений по изменению правил игры, как на местном, так и на региональном уровне. Однако, как я уже сказал, в большинстве случаев основные моменты в сфере малого и среднего бизнеса регулируются местными актами. И должностное лицо может действовать законно, но по морально-экономическим принципам – весьма безрассудно. Местная власть должна сопровождать бизнес, формальному подходу здесь не место. И я не говорю сейчас об умышленном лоббировании чьих-то интересов.

– Может ли этому поспособствовать реформа местного самоуправления?

– Конечно, топ-менеджмент как система позволяет увидеть результаты работы руководителя либо их отсутствие… Глава Архангельска сегодня инициирует прямой контакт с бизнесом, поскольку понимает, что именно в городе формируется бизнес-среда и новые технологии, которые потом идут в область. Сегодня поговорить с градоначальником или губернатором – это не чудо, это реалии безбарьерного взаимодействия власти и бизнеса.

В России любят тянуть

– Что удалось изменить за этот год на законодательном уровне?

– Одна из наших инициатив, которую поддержал бизнес-омбудсмен при Президенте России Борис Титов, – это внесение изменений в федеральный Кодекс об административных правонарушениях. Считаю, должна быть предусмотрена ответственность, в том числе и должностных лиц, за нарушение не только федерального, но и регионального, и местного акта. Также нашу инициативу по укреплению института бизнес-омбудсмена поддержали уже около четверти бизнес-уполномоченных по всей России. Любое воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей должно быть наказуемо, и в этом нас также поддержали при Архангельском областном Собрании депутатов. Трехлетняя практика работы бизнес-омбудсмена в нашем регионе показывает, что ответы на запросы о предоставлении информации в рамках рассмотрения обращений в нужный срок получаешь далеко не всегда. В результате решение проблем откладывается. Это явный пробел в законодательстве, который необходимо устранить.

Еще одно наше предложение связано с ролью местного самоуправления в развитии делового климата: чтобы бизнес-омбудсмен мог предлагать проекты актов, опираясь на сигналы-обращения. Также мы выступили с инициативой создать четкие правила игры в сфере строительных правоотношений, что, несомненно, должно повлиять на сроки строительства. Дольщики заинтересованы в оперативности сдачи объектов, а административный регламент Градостроительного кодекса как раз исключает затяжной процесс согласования документов.

Архангельск и ООН

– Какое из мероприятий этого года в вашей практике вы считаете знаковым?

– Летом 2015 года по нашей инициативе Архангельская область стала международной антикоррупционной площадкой, после чего я получил приглашение на конференцию «Защита бизнеса от коррупционных практик: опыт деятельности российского бизнес-омбудсмена», которая состоялась в Санкт-Петербурге в рамках VI сессии конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции. Представители 160 стран мира поделились своими антикоррупционными стратегиями. Мы считаем, что борьба будет результативной, если понимать природу этого явления. Коррупция бывает вынужденная, когда из-за несовершенств нормативной базы бизнесмену буквально приходится кому-то платить, и инициативная, как проявление недобросовестной конкуренции, когда бизнес хочет выиграть на рынке через подкуп должностных лиц. Мы видим выход в повышении ответственности представителей власти и выходе на прозрачность муниципальных и государственных услуг.

– Вы инициировали разработку бесплатного мобильного приложения для предпринимателей, в чем его суть?

– Оперативно знакомить пользователей с необходимой информацией о наших инициативах и мероприятиях, свежих новостях сферы бизнеса и изменениях в российском законодательстве. Это возможность высказать свое мнение и быть со мной на связи в режиме онлайн, чтобы, к примеру, оперативно сообщить о правонарушениях со стороны органов власти или проверках, которые сегодня существенно тормозят развитие бизнеса. Мы сейчас готовим инициативу по ужесточению требований к основаниям для внеплановых проверок. Если предприниматель не несет рисков, а его деятельность не является опасной, есть ли необходимость планово проверять его каждые три года? Нередки случаи, когда поводом для такой проверки становится жалоба недобросовестного конкурента. Об этом мы расскажем и на XVIII конференция малого и среднего предпринимательства, наш круглый стол так и называется: «К вам пришла проверка. Что необходимо знать предпринимателю».

За штурвалом. По-настоящему

– Сегодня много говорится о социально ответственном бизнесе, насколько это в условиях экономики реально?

– В последнее время и бизнес, и власть и общественность все чаще проявляют интерес к теме социального предпринимательства. Это направление утверждается в качестве популярной и привлекательной бизнес-модели для неравнодушных и деятельных людей. Что касается бизнеса непосредственно в социальной сфере, то игроки идут туда неохотно – это затратно и неприбыльно. И он больше строится на нравственной идеологии, чем на бизнес-стратегии. Тем не менее власть сегодня готова помогать таким предпринимателям, которые пытаются решать проблемы общества. Я вообще считаю, что власть – это корабль. У тебя в руках может быть штурвал. Или штурвальчик. Но в любом случае лишь делать вид, что ты им управляешь, нереально и неправильно. Надо управлять по-настоящему.

Когда бумага накрывает дело

– Трудно к вам на прием попасть? – спрашиваю Николая Викторовича.

– В любой день можете прийти. Со вторника и всю рабочую неделю встречаюсь с предпринимателями. Кто-то записывается заранее, а иногда раздается звонок: «Из такого-то района приехали специально к вам, в приемной стоим!» Как-то раз не успели ко мне, опаздывали на поезд, позвонил сам: «Ну, рассказывайте…» Согласитесь, у слова «чиновник» есть сегодня негативный оттенок. Для многих это формалист. Мне бы хотелось быть современным чиновником в хорошем смысле этого слова и представлять открытый институт на всех уровнях.

– И с какими проблемами к вам как защитнику обращаются предприниматели? Какие самые распространенные?

– Как правило, это обращения в сфере земельно-имущественных отношений, – проблемы, связанные с арендой земельных участков и недвижимости. Эти вопросы обычно решаются в плоскости местного самоуправления: мы сталкиваемся с несовершенствами законодательства, недостатками административного регламента на муниципальном уровне, что и порождает барьеры на пути бизнесменов. Человек вложил средства в проект и видит перспективы, но вынужден остановить дело, поскольку истекли договорно-имущественные отношения. В такие моменты органы самоуправления не должны резко ставить точку, поскольку предприниматель – это партнер полезный, а иногда просто необходимый для развития территории. Все блага, что нас с вами окружают, – это, по большей части, негосударственный сектор.

Моральная экономика

– То есть часть вашей работы – это нормотворчество?

– И существенная. Сегодня у нас есть основания для предложений по изменению правил игры, как на местном, так и на региональном уровне. Однако, как я уже сказал, в большинстве случаев основные моменты в сфере малого и среднего бизнеса регулируются местными актами. И должностное лицо может действовать законно, но по морально-экономическим принципам – весьма безрассудно. Местная власть должна сопровождать бизнес, формальному подходу здесь не место. И я не говорю сейчас об умышленном лоббировании чьих-то интересов.

– Может ли этому поспособствовать реформа местного самоуправления?

– Конечно, топ-менеджмент как система позволяет увидеть результаты работы руководителя либо их отсутствие… Глава Архангельска сегодня инициирует прямой контакт с бизнесом, поскольку понимает, что именно в городе формируется бизнес-среда и новые технологии, которые потом идут в область. Сегодня поговорить с градоначальником или губернатором – это не чудо, это реалии безбарьерного взаимодействия власти и бизнеса.

В России любят тянуть

– Что удалось изменить за этот год на законодательном уровне?

– Одна из наших инициатив, которую поддержал бизнес-омбудсмен при Президенте России Борис Титов, – это внесение изменений в федеральный Кодекс об административных правонарушениях. Считаю, должна быть предусмотрена ответственность, в том числе и должностных лиц, за нарушение не только федерального, но и регионального, и местного акта. Также нашу инициативу по укреплению института бизнес-омбудсмена поддержали уже около четверти бизнес-уполномоченных по всей России. Любое воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей должно быть наказуемо, и в этом нас также поддержали при Архангельском областном Собрании депутатов. Трехлетняя практика работы бизнес-омбудсмена в нашем регионе показывает, что ответы на запросы о предоставлении информации в рамках рассмотрения обращений в нужный срок получаешь далеко не всегда. В результате решение проблем откладывается. Это явный пробел в законодательстве, который необходимо устранить.

Еще одно наше предложение связано с ролью местного самоуправления в развитии делового климата: чтобы бизнес-омбудсмен мог предлагать проекты актов, опираясь на сигналы-обращения. Также мы выступили с инициативой создать четкие правила игры в сфере строительных правоотношений, что, несомненно, должно повлиять на сроки строительства. Дольщики заинтересованы в оперативности сдачи объектов, а административный регламент Градостроительного кодекса как раз исключает затяжной процесс согласования документов.

Архангельск и ООН

– Какое из мероприятий этого года в вашей практике вы считаете знаковым?

– Летом 2015 года по нашей инициативе Архангельская область стала международной антикоррупционной площадкой, после чего я получил приглашение на конференцию «Защита бизнеса от коррупционных практик: опыт деятельности российского бизнес-омбудсмена», которая состоялась в Санкт-Петербурге в рамках VI сессии конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции. Представители 160 стран мира поделились своими антикоррупционными стратегиями. Мы считаем, что борьба будет результативной, если понимать природу этого явления. Коррупция бывает вынужденная, когда из-за несовершенств нормативной базы бизнесмену буквально приходится кому-то платить, и инициативная, как проявление недобросовестной конкуренции, когда бизнес хочет выиграть на рынке через подкуп должностных лиц. Мы видим выход в повышении ответственности представителей власти и выходе на прозрачность муниципальных и государственных услуг.

– Вы инициировали разработку бесплатного мобильного приложения для предпринимателей, в чем его суть?

– Оперативно знакомить пользователей с необходимой информацией о наших инициативах и мероприятиях, свежих новостях сферы бизнеса и изменениях в российском законодательстве. Это возможность высказать свое мнение и быть со мной на связи в режиме онлайн, чтобы, к примеру, оперативно сообщить о правонарушениях со стороны органов власти или проверках, которые сегодня существенно тормозят развитие бизнеса. Мы сейчас готовим инициативу по ужесточению требований к основаниям для внеплановых проверок. Если предприниматель не несет рисков, а его деятельность не является опасной, есть ли необходимость планово проверять его каждые три года? Нередки случаи, когда поводом для такой проверки становится жалоба недобросовестного конкурента. Об этом мы расскажем и на XVIII конференция малого и среднего предпринимательства, наш круглый стол так и называется: «К вам пришла проверка. Что необходимо знать предпринимателю».

За штурвалом. По-настоящему

– Сегодня много говорится о социально ответственном бизнесе, насколько это в условиях экономики реально?

– В последнее время и бизнес, и власть и общественность все чаще проявляют интерес к теме социального предпринимательства. Это направление утверждается в качестве популярной и привлекательной бизнес-модели для неравнодушных и деятельных людей. Что касается бизнеса непосредственно в социальной сфере, то игроки идут туда неохотно – это затратно и неприбыльно. И он больше строится на нравственной идеологии, чем на бизнес-стратегии. Тем не менее власть сегодня готова помогать таким предпринимателям, которые пытаются решать проблемы общества. Я вообще считаю, что власть – это корабль. У тебя в руках может быть штурвал. Или штурвальчик. Но в любом случае лишь делать вид, что ты им управляешь, нереально и неправильно. Надо управлять по-настоящему.

Поделиться
14736