Буксиры свяжут острова: как в Архангельске будут организованы перевозки в период ледохода?
Буксиры будут задействованы на четырех маршрутах. Во вторник 12 апреля начали работу буксиры на линиях лесозавод № 14 – МЛП и лесозавод № 22 – лесозавод № 23, обслуживающие остров Бревенник. С 13 апреля на линию вышел буксир на переправе Архангельск – остров Кего. Буксир на маршруте Соломбала – о. Хабарка будет поставлен после закрытия пешеходной переправы.
О подробностях подготовки к ледоходу и летней навигации рассказал директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации города Архангельска Александр Майоров.
– Александр Константинович, расскажите об особенностях организации буксирного сообщения в Архангельске в этом году.
– Этой весной из-за потепления работа буксиров началась немного раньше обычного. Муниципальный контракт с перевозчиком — ООО «Экотек» — заключен в конце марта. На работу буксиров в течение 28 дней городской бюджет направит 59 миллионов рублей. Расписание работы буксирных теплоходов опубликовано группе города ВКонтакте.
Каких-либо особенностей и отличий от предыдущих сезонов нет. Перевозки будут осуществляться по следующим переправам:
– город – остров Кего;
– Соломбала – остров Хабарка;
– лесозавод № 14 – Маймаксанский лесной порт (МЛП);
– лесозавод № 22 – лесозавод № 23.
На период ледохода, ледостава город заключает контракт на четыре переправы. Летом перевозки теплоходами осуществляются на шести речных линиях, четыре из которых являются муниципальными:
– Архангельск – Кегостров
– МЛП – лесозавод № 14 – Соломбала
– МЛП – лесозавод № 14
– лесозавод № 22 – лесозавод № 23
– Соломбала – Хабарка
– Кузнечевский л/з – п. Экономия – Реушеньга.
Маршруты Соломбала – Хабарка и Кузнечевский л/з – п. Экономия – Реушеньга входят в состав межмуниципальных линий, организацией транспортной доступности здесь занимается региональное министерство транспорта.
– Почему контракт предусматривает работу буксиров только 28 дней?
– Точный срок определить заранее невозможно, все зависит от характера весны. Срок рассчитан исходя из предположительных прогнозов начала и окончания работы буксиров, а также на основании мониторинга ситуации и анализа работы по опыту прошлых лет.
Чем длительнее период холодов, тем меньше дней работают буксиры, и начинается уже летняя навигация. И наоборот – при раннем стремительном потеплении буксиры будут работать дольше.
Если будет необходимость в продлении контракта, мы это сделаем. На 10% мы можем увеличить объем работ в рамках 44-ФЗ. В целом стоимость одного дня работы буксиров превышает 2 миллиона рублей. Город полностью оплачивает услугу по перевозке жителей, для самих граждан проезд бесплатный.
– Как будет организована транспортная доступность Реушеньги?
– Буксир на Реушеньгу, как и в прошлый сезон, будет ходить один раз в неделю – по воскресеньям. Это предусмотрено расписанием движения судов на переправе лесозавод № 22 – лесозавод № 23.
В воскресенье рейс в 12:30 с 22-го лесозавода будет выполняться по следующей схеме: лесозавод № 22 – Реушеньга – Экономия. Затем ожидание пассажиров и обратный рейс с Экономии на Реушеньгу и лесозавод № 22. Жителям, которые пользуются переправой лесозавод № 22 – лесозавод № 23, необходимо учитывать, что по воскресеньям в период с 12:30 до 17:30 рейсы выполняться не будут.
– Кто дает разрешение на выход буксиров?
– Все разрешения на выход буксиров дает капитан морского порта. Если мы строим переправу, тоже получаем согласование. Речной регистр оценивает техническое состояние, эксплуатационное состояние буксиров.
Решение о закрытии переправ принимает комиссия, которая ориентируется на размер толщины льда.
– Буксиры не вполне соответствуют требованиям по перевозке людей в период ледохода. У Архангельска был не очень хороший опыт с судами ледового класса, сейчас Архангельская область заказала строительство новых судов. Как скоро они появятся в Архангельске?
– Проектирование и строительство пассажирских судов ледового класса для города возложено на министерство транспорта Архангельской области и ассоциацию «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области».
Первое судно должно быть построено в ноябре-декабре 2023 года, перевозки начнутся с весны 2024 года. Суда строятся на судостроительном заводе «Красная кузница». Сначала в Архангельске будет работать одно судно, а всего планируется три. Их буде достаточно, чтобы обслужить три направления.
– В социальных сетях нередко развиваются дискуссии в контексте «город тратит очень большие средства на транспортное сообщение с островами, не дешевле ли просто переселить людей»? А сколько в действительности тратится денег, на какое количество жителей?
– В настоящее время на островах проживает до 11 тысяч человек, расходы на обеспечение работы буксирных теплоходов напрямую зависят от погодных условий. Так, в 2019 году было потрачено 135 миллионов (на 76 дней работы буксиров), в 2020 году 158 миллионов (95 дней), в прошлом году работа в течение 58 дней потребовала расходов в сумме 96 миллионов.
Много это или мало – трудно судить. Архангельск так расположен – это особенность города. Перед администрацией стоит задача – обеспечить транспортную доступность территорий, и мы ее решаем.
– Изменится ли что-то в сфере речных пассажирских перевозок, как изменится стоимость проезда?
– Стоимость проезда повысится на один рубль. Соответствующее решение принято агентством по тарифам и ценам Архангельской области (постановление от 03.02.2022 № 8-п/8).
По маршрутугород – остров Кего стоимость билета составит 38 рублей; лесозавод № 14 – Маймаксанский лесной порт (МЛП) – 34 рубля; лесозавод № 22 – лесозавод № 23 – 34 рубля.
С 5 апреля 2022 проходит тестирование системы электронной оплаты льготного проезда, которое будет завершено к началу навигации. Льготы будут предоставляться для жителей города в возрасте старше 70 лет и сопровождающих их лиц и для категорий граждан, установленных статьями 2 и 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 – ФЗ «О ветеранах», и зарегистрированных на территории городского округа «Город Архангельск». Речь идет о транспортной карте «Льготная» на 60 поездок, которые можно использовать в течение квартала не только в автобусах, но и на речных теплоходах.
– В чьей собственности находятся причалы? Сколько средств затрачивается на их содержание?
– Речные пассажирские причалы, входящие в схемы муниципальных маршрутов водного транспорта, находятся в собственности городского округа «Город Архангельск». Содержание причалов обходится городской казне в среднем в пределах 2,6–3 млн рублей в год.
– В марте на сессии областного Собрания на проектирование и строительство наплавного моста на остров Бревенник в областном бюджете предусмотрено 74 млн рублей. С учетом софинансирования из городского бюджета затраты на обустройство переправы составят более 133 млн рублей. Что на эти средства планируется сделать, в какие сроки?
– В настоящее время специалисты департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры готовят аукционную документацию на разработку технического задания на проектирование и строительство наплавного моста, а также расчет стоимости реализации данных мероприятий.
Планируемый срок завершения строительства моста – конец ноября текущего года до начала ледостава, для последующей его установки в зимний период 2022/23 года. В связи с активным использованием причала в районе 14-го лесозавода судами морского класса новый наплавной мост планируется установить на реке Маймаксе в створе 22–23-го лесозаводов. Предварительно его протяженность составит 275 метров. Грузоподъемность наплавного моста составит не менее 25 тонн, кроме этого, конструкцией моста будет предусмотрена пешеходная часть с обеих сторон.
– В связи с повышением цен выделенных средств будет достаточно?
– Последний мониторинг, который мы проводили, показал, что цены на металл стабилизировались. То есть средств, которые мы выделили, по нашим оценкам, достаточно.
Елена Теребова