17 августа 2020

Будущие воспитатели показали свои умения на WorldSkills Russia

В Архангельской области соревнования в компетенции «Дошкольное воспитание» прошли на площадке Архангельского педагогического колледжа. Участвовали сразу две группы: юниоры и основная.

Будущие воспитатели показали свои умения на WorldSkills Russia

В этом году отборочный этап чемпионата WorldSkills впервые проходит в очно-заочном формате, т. е. участники работают у себя в регионе на специально оборудованных площадках под постоянным прицелом видеокамер, а главные эксперты – судьи – в центрах управления состязаниями.

– Компетенция «Дошкольное воспитание» очень важная, — считает директор регионального центра содействия профессиональному самоопределению обучающихся «Профессиональная траектория» Лариса Русинова. – Те, кто работает с детьми дошкольного возраста, закладывают в ребенка основные качества, которые потом будут развиваться всю его жизнь, поэтому с детьми должны находиться грамотные и профессиональные люди. А подтвердить свой профессионализм можно на чемпионате WorldSkills.

Кроме основного чемпионата союз WorldSkills проводит проекты по профориентации детей «Билет в будущее». Сначала дети проходят бесплатное тестирование, которое выявляет те направления, которые наиболее близки ребенку, затем для него проводят специальные мастер-классы и вебинары, где он знакомится с профессией. После этого любой может стать участником региональных соревнований или просто грамотно выстроить свою профессиональную карьеру.

– Они получают знания и навыки, которые больше нигде невозможно приобрести, — поясняет Лариса Русинова. – Это международный уровень и международные стандарты!

Лариса Русинова считает, что те дети, которые выбрали для себя путь соревнований, нацелены на то, чтобы в будущем стать лучшим в профессии.

Первой участницей на этот раз стала 15-летняя ученица школы № 26 Полина Чернятьева. Она признается, что преподавание понравилось ей в школе, она наблюдала за своими учителями. Тогда и решила, что хочет связать свою жизнь именно с этим ремеслом.

– После соревнований я лишь убедилась, что это мое, — говорит молодая участница. – Но в будущем хотела бы работать преподавателем, а не воспитателем в детском саду, но все еще может измениться.

Даже для юниоров задания по сложности не отличаются от заданий для основной группы.

— Надо учитывать, что здесь мы видим профессионалов международного класса, — объясняет Лариса Русинова. —  Поэтому задания сложные одинаково для всех. Единственное отличие – время на выполнение.

На отборочном этапе Полине дали 2,5 часа на подготовку к занятию и 20 минут на демонстрацию. Она должна была показать беседу, подводящую детей к определенной ситуации, дидактическую игру с использованием интерактивной доски, режиссерскую игру в интерактивной песочнице и сюжетно-ролевую игру, а в конце провести беседу с детьми о пройденном материале. Темой занятия стало знакомство детей с профессией инженера-строителя.

За плечами Полины уже два соревнования: региональный чемпионат, который прошел в очном формате, и региональный этап – в очно-заочном.

– Я заняла первое место в региональном чемпионате, но здесь задание было намного сложнее, — признается Полина. – Например, сюжетно-ролевая игра – это сложное для меня задание, потому что я не знаю, что будут делать дети, как мне реагировать. Сейчас я работала с волонтерами, и в этом плане с ними было проще, а в остальном я бы все же хотела заниматься с детьми: им интересно узнавать что-то новое, тогда как волонтеры и так все знают. Вообще мне все очень понравилось, это незабываемые эмоции. Обидно, что соревнования уже прошли.

– Мы все переживали за Полину, — признается сертифицированный эксперт в компетенции «Дошкольное воспитание» Ольга Морозова. – Она для нас родная, участвовала в региональном чемпионате, посещала курсы подготовки. Она очень ответственная, у нее есть мотивация, желание победить и горящие глаза, поэтому мы возлагаем на нее большие надежды.

Во второй день соревнований череду испытаний проходила выпускница педагогического колледжа Алина Иванова. Когда она поступала в колледж, то не была уверена в том, что в будущем будет работать по профессии. Но все изменилось после первой практики в детском саду.

– Тогда мы проводили занятия для детей, — вспоминает Алина. – Ребята были открыты, шли на контакт. Для воспитателя очень важно грамотно построить занятие. У нас это получилось, и я поняла, что мне нравится такое взаимодействие с детьми.

Почти сразу после выпуска Алина устроилась работать по профессии.

– Очень приятные ощущения, когда ты занимаешься с ребенком, — делится эмоциями от работы Алина. – Получается, дети приходят после садика и показывают родителям, что мы делали на занятиях. Значит, они это запоминают, им это интересно. 

На соревнованиях Алина, конечно же, волнуется. Во-первых, неизвестно, какая выпадет тема, а к ней еще нужно придумать интересные приемы и подходы. С волнением помогает справиться опыт. Девушка постоянно работает с различными материалами, новым оборудованием, изучает программы, которые можно применить в работе.

– Огромный плюс соревнования в том, что мы участвуем на своей площадке, — признается Алина. – Здесь наше оборудование, наши технические эксперты, родные стены, нам намного легче ориентироваться. Есть и минусы: нельзя взаимодействовать с детьми – только с волонтерами, а на площадке меньше места, потому что все заставлено камерами. Сокращается и время на выполнение заданий.

В очном соревновании у Алины было 2,5 часа на подготовку задания и рабочего места. В очно-заочном формате за это время ей предстояло подготовить рабочее место, написать календарно-тематическией план и отправить его экспертам в ярославский центр подготовки соревнований. У Алины, поскольку она в основной группе, было два модуля: подготовка занятия с детьми и его демонстрация и презентация для родительского собрания.

– Хотелось выложиться по максимуму, — рассказывает Алина Иванова. – Мы достаточно много времени уделили подготовке. Например, в презентации для родителей мы должны объяснить цели и задачи определенного проекта, расписать все мероприятия и подвести итоги, чтобы родители смогли увидеть проделанную работу воспитателя.

Но, к сожалению, критериев оценки у жюри очень много.

–  По опыту могу сказать, что оценивается прежде всего методическая грамотность, то есть умение правильно составлять занятия с детьми от трех до семи лет, — рассказывает эксперт Ольга Морозова. – Также оценивается то, как участник общается с детьми, как задает вопросы, реагирует на ответы, критериев очень много.

Результаты отправлены в ярославский центр управления соревнованиями. Этапы пройдены. Остается только дождаться 25 августа, чтобы узнать имена финалистов национального чемпионата WorldSkills Russia.

Поделиться
70026